Решение Верховного Суда РФ от 31 марта 2010 г. N ГКПИ10-164 Об отказе в признании недействующими пунктов 3, 12, 13, 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и Типового договора найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных поселенцев, утв. постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42

Решение Верховного Суда РФ от 31 марта 2010 г. N ГКПИ10-164

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 июня 2010 г. N КАС10-269 настоящее решение оставлено без изменения


Верховный Суд Российской Федерации,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.А.В. о признании недействующими пунктов 3, 12, 13, 14 Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и Типового договора найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных поселенцев, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила) и Типовой договор найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев (далее - Типовой договор найма жилого помещения).

А.А.В. в заявлении, поданном в Верховный Суд РФ, ссылаясь на нарушение своих прав и прав её несовершеннолетних детей, просит признать недействующими со дня их принятия следующие нормы Правил:

пункт 3, согласно которому отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество;

пункт 12, устанавливающий, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных данными Правилами;

пункт 13, определяющий документы, которые заявитель представляет в орган управления для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;

абзац четвертый пункта 14, предусматривающий, что отказ в отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилищного фонда допускается в случае несоответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к этому виду жилых помещений.

Заявитель считает, что указанные нормы не соответствуют требованиям частей 1, 3 статьи 1, статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку допускают отнесение к специализированному жилищному фонду жилых помещений, занятых не по договорам социального найма (пункт 3), не отвечают принципу определенности, не раскрывая содержание понятий: "орган управления", "заявитель", "орган, осуществляющий управление государственным жилищным фондом" (пункты 12, 13, 14), не предусматривают отказ в отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду в связи с необоснованностью отнесения к такому фонду (пункт 14).

А.А.В. также просит признать недействующим Типовой договор найма жилого помещения в целом, фактически оспаривая его в части, предусматривающей вселение в жилое помещение только тех членов семьи нанимателя, которые являются вынужденными переселенцами, что, по её мнению, противоречит частям 5, 6 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Министерство регионального развития Российской Федерации, представляющее интересы Правительства Российской Федерации (поручение от 2 марта 2010 г.) указало в своих возражениях на то, что осуществленное правовое регулирование основано на нормах Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывает особенности жилых помещений специализированного жилищного фонда и временный характер пользования такими помещениями, предоставляемыми отдельным категориям граждан, включая вынужденных переселенцев, понятия, употребленные в оспариваемых нормах, конкретны и их понимание не вызывает затруднений.

А.А.В. в судебное заседание, о котором извещена надлежащим образом, не явилась, в телефонограмме просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Обсудив доводы заявителя, выслушав возражения представителей Правительства Российской Федерации А.Г.Л., И.О.В., П.Е.В., исследовав представленные документы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К.В.А., полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

Правила и Типовой договор найма жилого помещения, оспариваемые заявителем, утверждены Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему частью 2 статьи 92, частью 8 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции), опубликованы для всеобщего сведения в "Российской газете" от 17 февраля 2006 г., Собрании законодательства Российской Федерации за 2006 г., N 6.

Пункт 3 Правил не допускает отнесение к специализированному жилищному фонду жилых помещений, предоставленных в установленном порядке в пользование граждан (на основании договоров социального найма, найма, аренды), а также имеющих иные обременения прав на это имущество. Данное ограничение направлено на защиту жилищных прав, возникших у граждан или организаций по основаниям, предусмотренным законом, и не противоречит жилищному законодательству.

С доводом заявителя о том, что указанная норма нарушает права граждан, с которыми не заключены договоры социального найма на занимаемые ими жилые помещения, нельзя согласиться. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей определены в статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая не относит к их числу сам по себе факт пользования жилым помещением.

Необоснованно и утверждение заявителя о неопределенности пунктов 12, 13, 14 Правил. Содержащееся в них понятие "орган управления" раскрыто в пункте 12 Правил, согласно которому таковым является орган, осуществляющий управление государственным или муниципальным жилищным фондом, что полностью соответствует формулировке, содержащейся в части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из подпункта "б" пункта 13 Правил усматривается, что для отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда представляется документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение.

Из этого следует, что заявитель должен являться собственником или обладать одним из указанных вещных прав на жилое помещение либо быть уполномоченным на представление интересов собственника или обладателя таких прав. Учитывая, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов, то под заявителем в оспариваемых нормах понимается орган государственный власти или орган местного самоуправления, осуществляющий от имени собственника управление государственным, муниципальным имуществом, а также государственное или муниципальное предприятие, учреждение, наделенное правом хозяйственного ведения либо оперативного управления на закрепленное за ним имущество.

Пункт 14 Правил, не позволяющий отнести к определенному виду специализированного жилищного фонда жилые помещения, не соответствующие требованиям, предъявляемым к этому виду жилых помещений, основан на части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которой отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду допускается с соблюдением требований, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 97 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 6, пункту 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке вынужденными переселенцами, в течение срока действия статуса вынужденного переселенца и предоставляются вынужденному переселенцу и членам его семьи.

В соответствии с Типовым договором найма жилого помещения, по которому передается за плату во владение и пользование нанимателя и членам его семьи жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, для временного проживания в нём, в договоре указываются признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами члены семьи нанимателя, которые вселяются совместно с ним (пункт 5); если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя, но продолжает проживать в жилом помещении, за ним сохраняются равные с нанимателем и членами его семьи права (пункт 11); члены семьи умершего нанимателя сохраняют права и обязанности по этому договору в течение срока действия их статуса вынужденных переселенцев (пункт 17).

По смыслу названных пунктов лица, которые при заключении договора найма вселяются в жилое помещение вместе с нанимателем в качестве членов его семьи, должны иметь статус вынужденных переселенцев, утрата ими такого статуса прекращает их права и обязанности по договору найма только в случае смерти нанимателя. Данные правила соответствуют назначению жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и тем гарантиям защиты прав и законных интересов вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации, которые установлены Законом Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", в частности его статьями 6, 7, 9, 11, предоставляющими право на получение жилого помещения указанного фонда только вынужденным переселенцам для проживания в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.

Ссылка заявителя на то, что Типовой договор найма жилого помещения запрещает нанимателю вселять в занимаемое им жилое помещение членов семьи, не признанных вынужденными переселенцами, не соответствует содержанию оспариваемого нормативного акта. В нём отсутствуют нормы, касающиеся осуществления нанимателем таких прав в период действия заключенного договора найма. Не указанные в договоре найма права нанимателя, в том числе на вселение других лиц и изменение действующего договора найма, определяются в соответствии с законодательством, что и отмечено в пункте 6 Типового договора найма жилого помещения.

Отсутствие в Типовом договоре найма жилого помещения норм, регламентирующих право нанимателя на вселение членов семьи в период действия договора найма, основано на положениях статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, во исполнение которой утвержден оспариваемый нормативный правовой акт. Данная статья определяет лишь содержание договора найма специализированного жилого помещения, заключаемого на основании решения о предоставлении такого помещения.

Жилищный кодекс Российской Федерации осуществляет отдельное регулирование отношений, возникающих при заключении договора найма жилого помещения (статьи 60-69) и в период действия такого договора (статья 70). Предписывая указывать в договоре найма специализированного жилого помещения членов семьи нанимателя, статья 100 данного Кодекса не затрагивает вопросы вселения членов семьи нанимателя после заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения, и не делегирует федеральному органу исполнительной власти полномочия по регулированию этих отношений. Поэтому отсутствие правового регулирования отношений, связанных с реализацией нанимателем права на вселение в занимаемое им по договору найма специализированного жилого помещения членов своей семьи, не противоречит требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного не имеется оснований для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления А.А.В. о признании недействующими пунктов 3, 12, 13, 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и Типового договора найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных поселенцев, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.


Оспаривались отдельные нормы, касающиеся предоставления жилья (из специализированного жилищного фонда) вынужденным переселенцам.

В частности, Типовой договор найма такого помещения предусматривает, что в нем должны указываться члены семьи нанимателя, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и вселяемые вместе с ним. Такие члены семьи сохраняют права и обязанности по договору в течение срока действия их статуса вынужденных переселенцев. По мнению заявителя, эти положения запрещают нанимателю вселять в данное жилье членов семьи, не признанных вынужденными переселенцами.

ВС РФ указал на ошибочность этого вывода и разъяснил следующее.

По смыслу оспариваемых положений лица, которые при заключении договора найма вселяются с нанимателем в качестве членов его семьи, должны иметь статус вынужденных переселенцев. Если этот статус ими утрачен, их права и обязанности по договору найма прекращаются только в случае смерти нанимателя. В Типовом договоре найма нет положений, касающийся осуществления нанимателем соответствующего права на вселение других лиц в это помещение. Не указанные в нем права нанимателя определяются в соответствии с законодательством.


Решение Верховного Суда РФ от 31 марта 2010 г. N ГКПИ10-164


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 июня 2010 г. N КАС10-269 настоящее решение оставлено без изменения


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение