Определение Верховного Суда РФ от 25 августа 2010 г. N ГКПИ10-673 Производство по делу подлежит прекращению, поскольку оспариваемый правовой акт не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя

Определение Верховного Суда РФ от 25 августа 2010 г. N ГКПИ10-673


Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Александрове В.О.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Марашканова В.Н. о признании недействующими постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 октября 1986 г. N 382/22-69 "Об утверждении Типового перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта и метрополитенов" (далее - Постановление), указания МПС СССР от 9 января 1987 г. N Г-196у "Об утверждении перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях и в организациях Министерства путей сообщения СССР" (далее - Указание), установил:

постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 октября 1986 г. N 382/22-69 утвержден представленный Министерством путей сообщения СССР, ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства Типовой перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях железнодорожного транспорта и метрополитенов.

Указанием Министерства путей сообщения СССР от 9 января 1987 г. N Г-196у утвержден перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях и в организациях Министерства путей сообщения СССР.

Гражданин Марашканов В.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пункта 1, абзаца второго пункта 2 вышеназванного Постановления и абзацев первого и второго пункта 2 Указания, поскольку они противоречат статьям 3, 132, 146, 147, 219 Трудового кодекса Российской Федерации, нарушают его право на компенсации, установленные в соответствии с данным Кодексом.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Вантрусов П.Ю. уточнил заявленные требования и просил признать недействующими в полном объеме постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 октября 1986 г. N 382/22-69 и указание МПС СССР от 9 января 1987 г. N Г-196у.

Представители заинтересованного лица Минтранса России Лихачев С.С., Тонких С.Р. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат действующему законодательству, трудовые права заявителя не нарушают.

Представители заинтересованного лица Минздравсоцразвития России Корж В.А., Ерохина Ю.В. полагали, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку противоречат нормам Трудового кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что производство по делу подлежит прекращению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации считает, что имеются основания для прекращения производства по делу.

В соответствии со статьей 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 данного Кодекса (заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, и оспариваемые нормативные правовые акты не нарушают права, свободы или законные интересы заявителя).

Оспариваемое постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 октября 1986 г. N 382/22-69 издано во исполнение Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства", а Указание МПС СССР от 9 января 1987 г. N Г-196у издано в соответствии с названным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС.

Трудовой кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 февраля 2002 года, в части первой статье 423 устанавливает, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с данным Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-I "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат Кодексу.

Согласно статье 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Часть вторая статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 7 октября 2006 г. устанавливала, что перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определялся Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Поскольку Правительство Российской Федерации не определяло перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, то в силу части второй статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации применялись отраслевые перечни указанных работ, утвержденные постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС.

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ внесены изменения в часть вторую статьи 147, в соответствии с которыми минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Таким образом, федеральным законодателем Правительству Российской Федерации были делегированы полномочия по определению порядка установления минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения.

Во исполнение требований федерального законодателя Правительство Российской Федерации 20 ноября 2008 г. издало постановление N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда". Названное Постановление установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации было поручено установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций (пункт 2).

В связи с изменением федеральным законодателем определения порядка установления минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, вышеназванные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, устанавливающие перечни указанных работ не применяются, поскольку противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации и являются недействующими.

Гражданский процессуальный кодекс РФ в главе 24 "Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части" устанавливает, что предметом судебного обжалования могу быть лишь такие нормативные правовые акты, которые на момент их обжалования в судебном порядке или рассмотрения заявленных требований по существу являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.

Оспариваемые правовые акты не порождают правовых последствий, вследствие чего не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя.

Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 220, 224, 225 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации определил: определил:

прекратить производство по делу по заявлению Марашканова В.Н. о признании недействующими постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 октября 1986 г. N 382/22-69 "Об утверждении Типового перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта и метрополитенов", указания МПС СССР от 9 января 1987 г. N Г-196у "Об утверждении перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях и в организациях Министерства путей сообщения СССР".

Обязать налоговые органы по месту жительства заявителя возвратить Марашканову В.Н. у уплаченную государственную пошлину в размере ... рублей по квитанции от 14 мая 2010 г.

Определение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.


Судья Верховного Суда
Российской Федерации 

Н.С. Романенков


Оспаривались некоторые акты бывшего Союза ССР, определявшие перечни работ с тяжелыми и вредными (в т. ч. особо тяжелыми и вредными) условиями труда.

Они закреплялись с целью установления доплат рабочим.

ВС РФ прекратил производство по делу и разъяснил следующее.

В силу ТК РФ акты бывшего Союза ССР, действующие на территории России, применяются постольку, поскольку они не противоречат кодексу.

При этом с октября 2006 г. его нормы предусматривают, что минимальные размеры повышения оплаты сотрудникам, занятым на работах с перечисленными условиями труда, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Во исполнение требований законодателя в 2008 г. было принято постановление, которым названной категории работников устанавливаются (по результатам аттестации рабочих мест) компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 ч. в неделю); ежегодный дополнительный отпуск (не менее 7 календарных дней); повышенная оплата (не менее 4% тарифной ставки (оклада)).

Кроме того, Минздравсоцразвития России было поручено установить размеры этих компенсаций и условия их предоставления в зависимости от класса условий труда.

Таким образом, федеральным законодателем был изменен порядок, в соответствии с которым устанавливаются минимальные размеры повышения оплаты труда указанным работникам. В связи с этим оспариваемые акты бывшего Союза ССР, закреплявшие названные перечни работ, не применяются, поскольку противоречат ТК РФ. Они являются недействующими.


Определение Верховного Суда РФ от 25 августа 2010 г. N ГКПИ10-673


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.