Приказ МПС РФ от 5 апреля 1999 г. N 20Ц "Об утверждении Правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте" (с изменениями и дополнениями)

Приказ МПС РФ от 5 апреля 1999 г. N 20Ц
"Об утверждении Правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте"

С изменениями и дополнениями от:

12 декабря 2008 г.


В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 1 июля 1999 г. прилагаемые Правила перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте.


Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 1999 г.

Регистрационный N 1786


Информация об изменениях:

Приказом Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. N 211 в настоящие Правила внесены изменения

См. текст Правил в предыдущей редакции


Правила
перевозок железнодорожным транспортом смерзающихся грузов
(утв. приказом МПС РФ от 5 апреля 1999 г. N 20Ц)

С изменениями и дополнениями от:

12 декабря 2008 г.

ГАРАНТ:

О Правилах перевозок на железнодорожном транспорте, утвержденных МПС РФ, см. справку


I. Общие положения


1.1. Настоящие Правила регулируют условия перевозок смерзающихся грузов железнодорожным транспортом.

К смерзающимся грузам относятся перевозимые насыпью грузы, которые при температурах наружного воздуха ниже 0°С теряют свои обычные свойства сыпучести вследствие смерзания частиц груза между собой и примерзания их к полу и стенкам вагона.

1.2. Профилактические меры и средства от смерзания грузов определяются грузоотправителем по согласованию с грузополучателями этих грузов. Грузы, отнесенные к смерзающимся, указаны в приложении N 1 к настоящим Правилам.

1.3. До наступления холодного периода года, в течении которого обязательно применение профилактических мер, препятствующих смерзанию груза, грузоотправители и грузополучатели должны провести соответствующую подготовку предусматривающую, в первую очередь, создание необходимых запасов средств профилактики в пунктах погрузки смерзающихся грузов, осуществление ремонта установок для проведения профилактики насыпных грузов и кузовов вагонов при погрузке, а также механизмов и устройств для восстановления сыпучести смерзшихся грузов в пунктах выгрузки.

1.4. Исключен.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 1.4

1.5. Перевозчик имеет право выборочно проверять в местах погрузки соблюдение грузоотправителем правил и других нормативных документов по подготовке смерзающихся грузов к перевозке. В случае, если грузоотправителем не были применены согласованные с грузополучателем профилактические меры и средства от смерзания грузов, перевозчик вправе отказать в приеме груза к перевозке. В этом случае перевозчик составляет акт общей формы в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 45 (зарегистрирован Минюстом России 30 июня 2003 г., регистрационный N 4856).

1.6. Исключен.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 1.6


II. Подготовка смерзающихся грузов к перевозке


2.1. Исключен.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 2.1

2.2. Исключен.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 2.2

2.3. Профилактические меры против смерзания перевозимых грузов применяются в периоды, указанные в приложении N 2 к настоящим Правилам.

2.4. В тех случаях, когда примененные средства профилактики оказались недостаточно эффективными или не применялись, грузополучатель обязан принять меры по сохранности железнодорожного подвижного состава и иных технических средств при выгрузке смерзающихся грузов.


III. Порядок и условия применения профилактических мер и средств восстановления сыпучести грузов


3.1. К числу профилактических мер, предохраняющих грузы от смерзания (далее - профилактические меры), относятся:

предварительное просушивание грузов до безопасной в отношении смерзания влажности;

промораживание грузов до их погрузки;

равномерное обрызгивание грузов, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными маслами, профилактическими жидкостями ниогрином и северином, раствором хлористого кальция;

пересыпка груза сухими древесными опилками;

оборудование пола и стен вагона полимерными, ткаными и неткаными материалами.

3.2. Исключен.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 3.2

3.3. Исключен.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 3.3

3.4. Исключен.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 3.4

3.5. Исключен.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 3.5

3.6. Применение конкретных профилактических средств против смерзания груза (примесей, добавок, веществ, покрытий) производится грузоотправителем в зависимости от рода груза, технологии выгрузки и последующего использования или переработки груза потребителем. При этом выбранные к применению средства профилактики не должны отрицательно влиять на окружающую природную среду, подвижной состав, а также на качество и свойства перевозимого груза, установленные в соответствующих нормативных документах на продукцию. Выбранные грузоотправителем с учетом температуры как в местах погрузки и выгрузки, так и на протяжении маршрута следования груза профилактические средства согласовываются грузоотправителем с грузополучателем. Не допускается применение солей (хлоридов натрия, калия и др.), обладающих коррозионными свойствами и отрицательно влияющих на состояние подвижного состава, контейнеров и железнодорожного пути, а также негативно влияющих на окружающую природную среду.

3.7. Исключен.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 3.7

3.8. Места общего и необщего пользования оборудуются сооружениями и устройствами, в том числе обеспечивающими восстановление сыпучести смерзшихся грузов, очистку, промывку вагонов после их выгрузки, а также сохранность вагонов. Восстановление сыпучести грузов механическим рыхлением, разогревом или другими способами, обеспечивающими выгрузку смерзшихся грузов, должны производиться в порядке, устанавливаемом грузополучателем и согласованном с перевозчиком, в котором указаны рабочие параметры и технология использования этих средств, правила техники безопасности и меры предохранения подвижного состава, контейнеров и железнодорожного пути от повреждений.


IV. Оформление перевозок смерзающихся грузов


4.1. Грузоотправитель при предъявлении к перевозке смерзающегося груза указывает в накладной, согласно правилам заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, в графе "Особые заявления и отметки отправителя" процент влажности груза и меры, принятые для предохранения его от смерзания, например: "Груз проморожен", "обработано хлористым кальцием в колич.... %", "Обмаслено в колич. ... %)", "Переложено послойно древесными опилками". Кроме того, грузоотправитель обязан в верхней части накладной поставить штемпель "Смерзающийся".

Указание в накладной данных о влажности при погрузке земли, глины, песка, щебня и гравия необязательно.

4.2. Перевозчик принимает смерзающиеся грузы без применения профилактических мер, в том числе в связи со складывающимися климатическими условиями, только при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием смерзающегося груза, перевозимого без применения профилактических мер.

При наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием смерзающегося груза, перевозимого без применения профилактических мер, в графе накладной "Особые заявления и отметки отправителя" грузоотправитель делает отметку: "С согласия получателя - без профилактики".

4.3. Исключен.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 4.3

4.4. В случае прибытия груза в смерзшемся состоянии (без согласия грузополучателя на прием груза без применения профилактических мер) перевозчик по требованию грузополучателя составляет акт общей формы.


Информация об изменениях:

Приказом Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. N 211 в настоящее приложение внесены изменения

См. текст приложения в предыдущей редакции


Приложение 1

к Правилам перевозок

смерзающихся грузов

на железнодорожном транспорте


Перечень
перевозимых насыпью грузов, относящихся к смерзающимся грузам

С изменениями и дополнениями от:

12 декабря 2008 г.


N
п/п
Наименование груза
  1.   Агломерат (влажный)
  2.   Балласт
  3.   Барит (кусковой)
  4.   Бокситы
  5.   Глина: каолиновая, огнеупорная, простая
  6.   Гравий
  7.   Жом свекловичный (сырой)
  8.   Земля (всякая)
  9.   Известняк (мытый)
 10.   Камень:    гипсовый;    известняковый;  строительный  -   бутовый,
       ракушечник, туфовый
 11.   Кварциты (мытые)
 12.   Кокс
 13.   Клинкер: цинковый, цементный
 14.   Колчеданы:   железные, медный  и серные - рядовые и флотационные
 15.   Кокс (орешек)
 16.   Коксик всякий
 17.   Концентрат вермикулитовый
 18.   Концентраты  и   штейны:  апатитовые,   баритовые,   вольфрамовые,
       железные,  кобальтовые,  медные,  молибденовые,  пиритные  (хвосты
       флотационные), свинцовые, цинковые
 19.   Мелочь коксовая (размером частиц до 10 мм)
 20.   Мергели
 21.   Мука (доломитовая) известняковая
 22.   Огарки пиритные
 23    Песок: кварцевый, строительный, формовочный
 24.   Раймовка
 25.   Руда:  железная,   драгоценных  металлов,   марганцевая,   медная,
       никелевая, свинцовая, хромитовая, цинковая
 26.   Сланцы горючие
 27.   Соль техническая
 28.   Уголь: бурый и каменный (в том числе мытый и гидродобычи)
 29.   Флюсы
 30.   Шлаки гранулированные
 31.   Шлам угольный
 32.   Шпат плавиковый
 33.   Щебень мытый

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. N 211 в настоящее приложение внесены изменения

См. текст приложения в предыдущей редакции


Приложение 2

к Правилам перевозок

смерзающихся грузов

на железнодорожном транспорте


Периоды применения проведения профилактических мер против смерзания перевозимых насыпью грузов

С изменениями и дополнениями от:

12 декабря 2008 г.



N
п/п

Наименование регионов и их районов
Период
применения
профилактических
мер
1. По грузам, отправляемым с железных дорог Урала,
Сибири, Дальнего Востока, а также с Северной
(участки Коноша-Воркута и Коноша-Архангельск) и
Октябрьской (участки севернее станции
Петрозаводск) железных дорог, назначением на эти
и другие железные дороги

с 1 октября по
15 апреля
2. По грузам, отправляемым с других железных дорог
назначением на железные дороги, указанные в
пункте 1, а также назначением на железные дороги
Московскую, Горьковскую, Куйбышевскую,
Октябрьскую (на участки южнее станции
Петрозаводск), Северную (за исключением участков,
указанных в пункте 1) и в пределах этих железных
дорог

с 1 октября по
1 апреля
3. При перевозке в пределах Северо-Кавказской
железной дороги на участках Трусово-Червленная и
Богословская-Дербент
с 1 ноября по
15 февраля
4. При перевозке между другими железными дорогами с 15 ноября по
15 марта

Приложение 3

к Правилам перевозок

смерзающихся грузов

на железнодорожном транспорте


Профилактические меры, предохраняющие от смерзания массовые виды грузов, перевозимых насыпью


1. Грузы черной металлургии


1.1. Руда железная


При перевозке железных руд в качестве профилактических средств применяются негашеная известь, поваренная соль, древесные опилки, сечка соломы и камыша, агломерат-возврат.

Норма добавки извести для магнетитовых, мартитовых и гематитовых руд составляет 1 - 3%, а для охристых и бурожелезняковых руд 1 - 4% массы отгружаемой руды.

Поваренная соль добавляется в количестве 0,75% массы отгружаемой руды. Для руд, идущих на агломерацию, применение соли в качестве профилактического средства не допускается.

Руды грохоченые, мартеновские отгружаются без послойной пересыпки негашеной известью, но с подсыпкой такой извести на пол вагона. При погрузке такой руды в накладной под наименованием груза отправитель должен указать: "Грохоченая, мартен". При перевозке мытой руды или руды из обводненных забоев применяется поваренная соль, а применение негашеной извести не допускается.

Без послойной пересыпки груза профилактическими средствами, но с подсыпкой их на пол вагона перевозятся:

мытые кусковатые руды Высокогорского, Гороблагодатского, Богословского рудоуправлений и лебяжинская руда;

обожженные дробленые руды Бакальского рудоуправления;

все руды Златоустовского рудоуправления;

агломерат сухой охлажденный всех рудников;

дробленые и грохоченые руды Первоуральского рудника;

дробленые магнитные железняки Гороблагодатского рудоуправления.

Все руды могут быть отгружены без применения указанных в настоящем разделе профилактических средств при условии их предварительного промораживания или сушки.


1.2. Руда марганцовая


При перевозке марганцовых руд в качестве профилактических средств применяются поваренная соль, древесные опилки, сечка соломы и камыша.

Кусковатые марганцовые руды и марганцовые руды - пироксиды с согласия грузополучателя перевозятся без применения профилактических средств.

Марганцовая руда перевозится:

в местном сообщении - без применения профилактических средств;

в прямом железнодорожном сообщении - с подсыпкой и пересыпкой поваренной солью или древесными опилками в пунктах погрузки;

в смешанном железнодорожно-водном сообщении назначением на дороги Урала и Сибири - с подсыпкой и пересыпкой поваренной солью или древесными опилками в портах при перевалке на железную дорогу.


1.3. Руда хромитовая


Грохоченая хромитовая руда размером частиц 20 мм и более перевозится без применения профилактических средств.

Рядовая хромитовая руда отгружается потребителям с пересыпкой негашеной известью в количестве от 1 до 2% или поваренной солью в количестве от 0,75 до 1,0% массы отгружаемой руды.


1.4. Шпат плавиковый


Шпат плавиковый отправлением со станции Борзя Забайкальской железной дороги перевозится с подсыпкой и пересыпкой древесными опилками или поваренной солью.


1.5. Шлак гранулированный


При мокрой грануляции шлаки перед отгрузкой должны обезвоживаться или промораживаться.

При непродолжительных перевозках в пределах одних суток разрешается отгрузка шлаков гранулированных влажностью до 20% при условии, если из них не выделяется влага в количестве, которое может вызвать обледенение тормозных частей вагона.


2. Грузы цветной металлургии


2.1. Концентраты цветных руд


Концентраты влажностью до 2% в крытых вагонах перевозятся без применения профилактических средств.

Перевозка концентратов в специальных металлических контейнерах производится без применения профилактических средств независимо от процентного содержания влаги в грузе.

Концентраты влажностью от 2 до 8% грузятся с подсыпкой на пол вагонов древесных опилок, а влажностью от 8 до 12% подвергаются двухъ- ярусной послойной пересыпке с разрезанием каждого слоя концентрата на куски (блоки) размером 70х80 см и массой не более 250 кг.

Продольные и поперечные бороздки прорезей засыпаются доверху сухими опилками и утрамбовываются. Кроме того, сухие опилки засыпаются у стен вагона по всей высоте погрузки.

Баритовые концентраты грузятся в вагоны в подсушенном виде (содержание влаги не более 4%). Баритовые концентраты влажностью до 12% отгружается в подмороженном состоянии в виде отдельных кусков или глыб.

Клинкер цинковый влажностью 12 - 14% и размером частиц 30 - 40 мм грузится в вагоны в промороженном виде.

Перед погрузкой кеков свинцовых влажностью 22 - 25% внутренняя поверхность вагона выстилается отработанной фильтротканью, а на пол вагона насыпается слой сухих опилок толщиной 60 мм.


2.2. Руды медные и золотосодержащие.


Колчедан серный (рядовой и флотационный)

Руды и флюсы влажностью не более 2% перевозятся без применения профилактических средств.

При большем содержании влаги руды медные и флюсы до погрузки должны быть проморожены.

Для предотвращения примерзания указанных грузов к полу вагона перед погрузкой на пол вагона насыпают слой сухих древесных опилок толщиной не менее 60 мм.

В процессе погрузки медной руды через каждые 300 - 400 мм по высоте погрузки производиться разравнивание руды по всей площади вагона, после чего насыпается слой опилок толщиной не менее 30 мм, а затем производится погрузка руды равномерным слоем.

Колчедан серный (рядовой и флотационный) в холодное время года отгружается только с согласия грузополучателя.


2.3. Руда никелевая


Руда никелевая с повышенным содержанием влаги до погрузки в вагоны подлежит предварительному тщательному промораживанию. Перед погрузкой на пол вагона насыпают слой сечки соломы или камыша толщиной не менее 60 мм.

При отгрузке никелевой руды Печенгского комбината в качестве профилактического средства применяется поваренная соль размером частиц до 1,1 мм. Перед погрузкой на пол вагона насыпается соль равномерным слоем. Кроме того, перед погрузкой руду в отвалах пересыпают солью и перемешивают грейфером в процессе погрузки в вагоны. Общий расход соли при погрузке должен составлять 0,5% массы отгружаемой руды.


2.4. Бокситы


При перевозке бокситов влажностью 5% и выше с Североуральских бокситовых рудников в адреса Богословского и Уральского алюминиевых заводов, Пашийского цементного завода и заводов черной металлургии применяется негашеная известь, которую насыпают на пол вагонов слоем толщиной не менее 15 мм (на каждый вагон 250 кг). При погрузке бокситов в адреса заводов абразивной промышленности на пол вагонов насыпают слой сухих древесных опилок толщиной не менее 50 мм (на каждый вагон 250 кг).

При перевозке бокситов в холодный период года с Тихвинского глиноземного завода и Южноуральских бокситовых рудников в адреса Волховского, Уральского и Богословского алюминиевых заводов, а также заводов абразивной промышленности и черной металлургии, на пол вагонов насыпают слой сухих древесных опилок толщиной не менее 50 мм (на каждый вагон 250 кг). При отсутствии опилок может применяться негашеная известь по нормам предусмотренным в настоящем пункте.

При температуре наружного воздуха минус 15°С и ниже производится промораживание бокситов путем перелопачивания (пересыпания механизмами). Перемороженные куски или глыбы бокситов грузятся без подсыпки на пол вагонов профилактических средств.


3. Твердое минеральное топливо


3.1. Уголь каменный и бурый


При перевозке угля каменного влажностью более 7% и бурых влажностью более 30% грузоотправители обязаны принимать следующие профилактические меры:

обмасливание угля;

ниогрин;

северин;

смешивание сухого угля с влажным;

предварительное промораживание угля;

пересыпка угля древесными опилками.

Обмасливание должно производиться по следующим нормам:

при температуре наружного воздуха до минус 15°С масло добавляется в количестве 1% массы отгружаемого угля.

при температуре воздуха от минус 15°С до минус 20°С масло добавляется в количестве 1,5 % массы отгружаемого угля;

при температуре воздуха ниже минус 20°С масло добавляется в количестве 2% массы отгружаемого угля.

Обмасливание производится тяжелыми маслами коксохимического производства при помощи специальных обмасливающих установок.

При отсутствии обмасливающих установок или выхода их из рабочего состояния влажные угли могут перевозиться с применением других профилактических средств, указанных в настоящем пункте.

Обработка профилактическими жидкостями - ниогрином или северином производится в следующем порядке:

при температуре наружного воздуха до минус 10°С обрабатываются пол и стены вагонов профилактической жидкостью в количестве 20 - 25 кг для четырехосного полувагона и 30-35 кг для шестиосного полувагона;

при температуре воздуха от минус 10°С до минус 20°С обрабатываются пол и стены вагона, а также профилактическая жидкость вносится в массу отгружаемого угля в следующем количестве:

при влажности угля до 9% - 0,5 - 0,6 % от массы отгружаемого угля;

при влажности угля выше 9% - 0,8% от массы отгружаемого угля;

при температуре воздуха ниже минус 20°С обрабатываются пол и стены вагона и профилактическая жидкость вносится в массу отгружаемого груза в следующем количестве:

при влажности угля до 9% - 0,8% от массы отгружаемого угля;

при влажности угля выше 9% - 1% от массы отгружаемого угля.

Добавка ниогрина (северина) в массу отгружаемого угля во всех случаях не должна превышать 1%.

При использовании профилактических жидкостей ниогрина и северина необходимо соблюдать следующие условия:

при продолжительности перевозки угля в течение не более двух суток ниогрином или северином обрабатываются пол и стены вагона в соответствии с настоящим пунктом;

профилактические жидкости форсуночным способом наносятся на пол и стены вагонов, а также равномерно вносятся в поток (массу) угля при его загрузке в вагоны;

ниогрин и северин имеют достаточно низкую температуру застывания, поэтому их форсуночное нанесение на уголь и внутреннюю поверхность вагонов осуществляется без подогрева;

ниогрин применяется против смерзания угля при температурах наружного воздуха до минус 25°С, северин - при температурах ниже минус 25°С.

Добавление сухого угля к влажному производится путем послойной пересыпки, при этом один слой сухого угля насыпается на пол вагона и два слоя - по высоте погрузки.

Пересыпка влажных углей опилками производится в три слоя. Первый слой опилок толщиной 30 - 40 мм засыпается по всей площади пола вагонов; второй и третий слои толщиной по 20 - 30 мм каждый засыпаются по всей поверхности угля после загрузки соответственно 1/3 и 2/3 вагона. Перевозка шлама в холодное время года допускается только в промороженном виде.


3.2. Сланцы горючие


Сланцы горючие отгружают в промороженном виде или с послойной пересыпкой груза древесными опилками, сечкой соломы или камыша, торфяной мелочью.


4. Инертные строительные материалы


4.1. Песок. Гравий. Щебень. Балласт


Песок строительный, формовочный и кварцевый, а также гравий, щебень и балласт в холодное время года должны отгружаться из верхних, более сухих слоев карьера. При невозможности такой отгрузки, а также при высокой влажности песка, как правило, он должен грузиться после промораживания в условиях устойчивых морозов. Для этого в процессе добывания и обогащения должно предусматриваться многократное пересыпание (перелопачивание) или выделение около погрузочного пути специальной площадки для промораживания с целью погрузки песка в вагоны отдельными кусками.

Не допускается в холодное время года производить погрузку в вагоны песка из слоев месторождений, залегающих ниже уровня грунтовых вод.


4.2. Глина. Камень гипсовый


Глина простая и огнеупорная, а также камень гипсовый дробленый должны грузиться в подсушенном или промороженном виде. Глина каолиновая перевозится в сухом состоянии в виде коржей, полученных из сушильных агрегатов. При отсутствии сушильных агрегатов глина каолиновая должна перевозиться в промороженном состоянии в виде кусков с подсыпкой и пересыпкой между кусками сухого каолина.


5. Другие смерзающиеся грузы


Смерзающиеся грузы, перечисленные в приложении 1 к Правилам перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте, для которых в настоящем приложении не указаны средства профилактики (например, концентрат вермикулитовый, мука известняковая, доломитовая, огарки пиритные), могут быть предохранены от смерзания путем промораживания, смешивания влажной продукции с сухой или другими способами по договоренности между грузоотправителем и грузополучателем.



Приказ МПС РФ от 5 апреля 1999 г. N 20Ц "Об утверждении Правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 1999 г.

Регистрационный N 1786


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Правила, утвержденные настоящим приказом, вводятся в действие с 1 июля 1999 г.


Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 31 мая 1999 г., N 22, в "Российской газете" от 17 июня 1999 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. N 211

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа


Актуальный текст документа