Положение о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации (утв. Минатомом РФ 11 октября 1999 г.) (утратило силу)

Положение
о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации
(утв. Минатомом РФ 11 октября 1999 г.)

ГАРАНТ:

Приказом Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 21 октября 2016 г. N 1/25-НПА настоящее Положение признано утратившим силу

См. Положение о проведении инвентаризации радиоактивных веществ в организации, утвержденное приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2011 г. N 764

См. Положение о проведении инвентаризации радиоактивных отходов в организации, утвержденное приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2011 г. N 763

См. Положение о системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденное приказом Минобороны РФ от 13 февраля 2004 г. N 50

1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации (далее - Положение) разработано во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.97 г. N 1298 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов"*, созданных в соответствии со статьей 22 Федерального закона "Об использовании атомной энергии"**.

1.2. Положение регламентирует порядок ведения государственного учета и контроля радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) в системе государственного учета и контроля в Российской Федерации (далее - система учета и контроля).

1.3. Настоящее Положение является обязательным для выполнения всеми юридическими лицами независимо от формы собственности и организационно-правовой формы (далее - организации), осуществляющими деятельность по производству, использованию, утилизации, хранению, захоронению, транспортированию и перемещению через таможенную границу Российской Федерации при экспорте и импорте РВ и РАО; федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российской академией наук, осуществляющими в рамках своих полномочий соответственно государственное управление использованием атомной энергии, государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, охрану окружающей среды; а также государственным научным центром Российской Федерации - Российским научным центром "Курчатовский институт".

1.4. Государственный учет и контроль РВ и РАО осуществляется с целью:

1) определения наличного количества РВ и РАО в пунктах (местах) их нахождения, хранения и захоронения;

2) предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищения РВ и РАО;

3) представления в установленном порядке органам государственной власти, органам государственного управления использованием атомной энергии, органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, охраны окружающей среды соответствующей информации о наличии и перемещении РВ и РАО, включая их экспорт и импорт;

4) информационного обеспечения для принятия управленческих решений по обращению с РВ и РАО в интересах радиационной безопасности населения.

1.5. При осуществлении государственного учета и контроля РВ и РАО решаются следующие задачи:

1) организация ведения учета и контроля РВ и РАО с оформлением данных для государственного кадастра РАО, предусмотренного разделом III постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.95 N 1030 "О федеральной целевой программе "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996 - 2005 годы"***;

2) выявление потерь, несанкционированного использования и хищения РВ и РАО;

3) разработка нормативных и методических документов, обеспечивающих функционирование системы учета и контроля, включая методики определения количества, активности, радионуклидного состава РВ и РАО, находящихся в пунктах (местах) нахождения и хранения;

4) организация единого программного и информационного обеспечения системы учета и контроля;

5) взаимодействие с системой государственного учета и контроля ядерных материалов, единой государственной автоматизированной системой контроля радиационной обстановки, единой государственной системой радиационного мониторинга окружающей среды, единой российской системой предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации;

6) формирование в установленном порядке информационных отчетов (справок) для информирования органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о наличии и перемещении РВ и РАО, а также об их экспорте и импорте, выявленных потерях и случаях несанкционированного использования и хищения;

7) организация обмена информацией в рамках межправительственных соглашений.


2. Термины и определения


В настоящем Положении используются следующие понятия:

1) Государственный учет и кон-
троль радиоактивных ве-
ществ и радиоактивных от-
ходов
- на федеральном уровне Государственный учет и контроль РВ и РАО
в организациях, находящихся на террито-
рии Российской Федерации.
- на региональном уровне Государственный учет и контроль РВ и РАО
в организациях, находящихся на террито-
рии соответствующего субъекта Российской
Федерации, кроме организаций, подведомс-
твенных федеральным органам исполнитель-
ной власти, Российской академии наук.
- на ведомственном уровне Государственный учет и контроль РВ и РАО
в организациях, находящихся на террито-
рии Российской Федерации и подведомс-
твенных федеральным органам исполнитель-
ной власти, Российской академии наук.
2) Вещество радиоактивное Вещество в любом агрегатном состоянии,
содержащее радионуклиды с активностью,
на которые распространяются требования
федеральных норм и правил.
- источник радионуклидный Источник ионизирующего излучения, содер-
жащий радионуклид или смесь радионукли-
дов.
- источник радионуклидный Источник излучения, устройство которого
закрытый исключает поступление содержащихся в нем
радионуклидов в окружающую среду в усло-
виях применения и износа, на которые он
рассчитан.
- источник радионуклидный Источник излучения, при использовании
открытый которого возможно поступление содержа-
щихся в нем радионуклидов в окружающую
среду.
3) Отходы радиоактивные Не предназначенные для дальнейшего ис-
пользования вещества в любом агрегатном
состоянии, в которых содержание радио-
нуклидов превышает минимальные значения,
установленные федеральными нормами и
правилами.
- жидкие радиоактивные от- РАО в виде вод и других жидкостей, со-
ходы держащие растворенные или в виде взвесей
радиоактивные вещества, активность кото-
рых превышает минимальные значения, ус-
тановленные федеральными нормами и пра-
вилами.
- твердые радиоактивные от- РАО в виде изделий, материалов, твердых
ходы веществ и твердых биологических объек-
тов, активность которых превышает мини-
мальные значения, установленные феде-
ральными нормами и правилами.
- отработавшее ядерное топ- Облученное ядерное топливо, дальнейшее
ливо использование которого не предусматрива-
ется и отнесенное в установленном поряд-
ке к категории радиоактивных отходов.
- загрязненные радионукли- Территории (земли и водоемы в промыш-
дами территории ленных, санитарно-защитных зонах и зонах
наблюдения) объектов использования атом-
ной энергии, на которых присутствуют ра-
диоактивные вещества в количестве, пре-
вышающем минимальные значения, установ-
ленные федеральными нормами и правилами,
и способном привести к облучению.

3. Радиоактивные вещества и радиоактивные отходы, подлежащие государственному учету и контролю


Государственному учету и контролю подлежат:

1) РВ (в том числе входящие в открытые и закрытые радионуклидные источники), количества и активность которых превышают минимальные значения, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, и для работы с которыми требуется разрешение (лицензия) органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, за исключением РВ, охватываемых системой государственного учета и контроля ядерных материалов. Вновь изготовленные РВ ставятся на учет при поступлении на склад готовой продукции;

2) все виды отходов радиоактивных.

Примечание:

Радионуклидные источники в датчиках пожарной сигнализации, эталонные источники к приборам радиационного контроля, радиофармацевтические препараты, наборы для иммунологического анализа, радиоизотопные генераторы медицинского назначения, соединения, меченные радионуклидами, а также радиоизотопные препараты и растворы на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 (шестидесяти) суток, включая йод-125, учитываются только в организациях, их использующих.


4. Организационная структура государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и ее основные функции


4.1. Государственный учет и контроль РВ и РАО проводится на федеральном, региональном и ведомственном уровнях.

4.2. Государственный учет и контроль РВ и РАО осуществляется с использованием информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации, ее защиту от несанкционированного доступа, обмен информацией с другими информационными системами в электронной форме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

4.3. Органом управления системы учета и контроля на федеральном уровне является Минатом России, который в рамках своих полномочий обеспечивает:

1) учет и контроль РВ и РАО на федеральном уровне;

2) сбор и анализ информации по учету и контролю РВ и РАО на региональном и ведомственном уровнях;

3) формирование данных для государственного кадастра РАО, пунктов их хранения и захоронения, загрязненных радионуклидами территорий, находящихся в пределах зоны наблюдения организаций;

4) организацию информационного взаимодействия органов управления системы учета и контроля федерального, регионального и ведомственного уровней;

5) проведение научных, методических и программно-технических разработок для создания, функционирования и совершенствования системы учета и контроля; доведение их результатов до организаций, ведущих учет и контроль РВ и РАО на всех уровнях;

6) разработку совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти норм и правил (типовых форм учета и контроля РВ и РАО, методик определения количества и радионуклидного состава РВ и РАО и т.п.), единого информационного и совместимого программного обеспечения для ведения баз данных;

7) координацию работ на федеральном уровне;

8) представление органам государственной власти, федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии, другим заинтересованным органам исполнительной власти информации о наличии и перемещении РВ и РАО, а также об их экспорте и импорте в объеме, необходимом для выполнения ими своих полномочий;

9) деятельность информационно-аналитических организаций и центра сбора, обработки и передачи информации - Центрального информационно-аналитического центра государственного учета и контроля РВ и РАО (далее именуется ЦИАЦ), обеспечивающих функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне;

10) сотрудничество в рамках международных соглашений и программ (проектов) по вопросам учета и контроля РВ и РАО в установленном порядке.

4.4. Органами управления системы учета и контроля на региональном уровне являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в рамках своих полномочий обеспечивают:

1) проведение на региональном уровне учета и контроля РВ и РАО в организациях, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти);

2) деятельность региональных информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля РВ и РАО - далее именуемых РИАЦ. Информация о создании РИАЦ, их реквизитах, назначении руководителей направляется в Минатом России;

3) представление информации об учете и контроле РВ и РАО в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в ЦИАЦ и РИАЦ;

4) участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам учета и контроля РВ и РАО.

4.5. Федеральные органы исполнительной власти, Российская академия наук, имеющие подведомственные организации, деятельность которых связана с производством, использованием, утилизацией, транспортированием, хранением и захоронением РВ и РАО, в рамках своих полномочий обеспечивают:

1) учет и контроль РВ и PAО на ведомственном уровне;

2) разработку и утверждение в установленном порядке ведомственных нормативных правовых актов по вопросам учета и контроля РВ и РАО;

3) деятельность ведомственных информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля РВ и РАО - далее именуемых ВИАЦ. Информация о создании ВИАЦ, их реквизитах, назначении руководителей направляется в Минатом России;

4) представление информации об учете и контроле РВ и РАО подведомственными организациями в ЦИАЦ и ВИАЦ;

5) проведение научных, методических и технических разработок в области создания, функционирования и совершенствования системы учета и контроля РВ и РАО.

4.6. Основные задачи и функции информационно-аналитических центров учета и контроля РВ и РАО всех уровней:

1) сбор, контроль и обработка информации о наличии, перемещении, переработке, утилизации, хранении, захоронении РВ и РАО;

2) обеспечение полноты, достоверности и своевременного обновления баз данных, обобщение и анализ информации;

3) ведение кадастров РАО, пунктов их хранения и захоронения, загрязненных радионуклидами территорий, находящихся в пределах зоны наблюдения организаций;

4) передача информации в установленном порядке в другие информационно-аналитические центры системы учета и контроля РВ и РАО;

5) подготовка информационных и аналитических материалов по вопросам учета и контроля РВ и РАО;

6) формирование предложений по совершенствованию системы учета и контроля РВ и РАО;

7) участие в проведении научных, методических и технических разработок в области создания, функционирования и совершенствования системы учета и контроля РВ и РАО.

4.7. Порядок деятельности центрального, региональных и ведомственных информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля РВ и РАО (ИАЦ) определяется Минатомом России, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.


5. Порядок ведения учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов


5.1. Государственный учет и контроль РВ и РАО основывается на данных первичного учета за производством, использованием, переработкой, утилизацией, хранением, захоронением и перемещением РВ и РАО, проводимого в организациях, включая перемещение через таможенную границу. Учет РВ и РАО ведется по количеству, объему, активности, радионуклидному составу, пунктам (местам) их нахождения, хранения и захоронения. Порядок ведения первичного учета определяется требованиями федеральных норм и правил учета и контроля РВ и РАО. До введения упомянутых нормативных документов используется временное положение о государственном учете и контроле РВ и РАО в организациях, утверждаемое Минатомом России по согласованию с Госатомнадзором России, Минздравом России, Госкомэкологией России.

5.2. Организации, осуществляющие деятельность, связанную с использованием и перемещением РВ и РАО, при их передаче и получении в течение десяти дней информируют региональные и ведомственные ИАЦ по формам представления оперативной информации, утверждаемым Минатомом России.

5.3. Информация о наличии и перемещении РВ и РАО организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, Российской академии наук направляется в соответствующие ведомственные ИАЦ, а организациями, не входящими в вышеперечисленные структуры, - в региональные ИАЦ, Государственный научный центр Российской Федерации - Российский научный центр "Курчатовский институт" направляет указанную информацию непосредственно в ЦИАЦ.

5.4. Организации-изготовители, поставщики РВ, радионуклидных источников, приборов (аппаратов, установок), включающих радионуклидные источники, а также организации, осуществляющие их переработку, хранение и захоронение, не реже одного раза в квартал сообщают в ведомственные ИАЦ информацию о передаче (получении) РВ по формам представления оперативной информации, утверждаемым Минатомом России.

5.5. Организации, осуществляющие деятельность с РВ и РАО, ежегодно представляют в ИАЦ соответствующих уровней сведения о наличии, поступлении, передаче их по формам, утверждаемым Госкомстатом России.

5.6. Для определения физического наличия РВ и РАО организации проводят инвентаризацию:

1) РВ и мест их нахождения - ежегодно в соответствии с положением о проведении инвентаризации радиоактивных веществ, утверждаемым Минатомом России;

2) РАО и пунктов их хранения и захоронения, установок переработки РАО, а также загрязненных радионуклидами территорий, находящихся в пределах зоны наблюдения организаций, - один раз в пять лет в соответствии с положением о проведении инвентаризации, утверждаемым Минатомом России.

5.7 В случаях изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с РВ или РАО, установления факта хищения, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РВ или РАО, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций целесообразно проводить внеочередную инвентаризацию РВ и РАО.

5.8. При обнаружении в организации потерь, а также найденных или неучтенных РВ и РАО, она немедленно информирует вышестоящую организацию, органы внутренних дел и государственного надзора за радиационной безопасностью и соответствующие региональные или ведомственные ИАЦ. Найденные и неучтенные РВ и РАО ставятся на учет.

5.9. Руководители организаций и ИАЦ несут ответственность за своевременность, достоверность и полноту представляемых данных по учету РВ и РАО в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.10. Региональные и ведомственные ИАЦ при получении информации о перемещении РВ и РАО в течение десяти дней представляют эти сведения в ЦИАЦ.

5.11. Руководители ИАЦ всех уровней, руководители организаций обеспечивают конфиденциальность информации с целью ее защиты от несанкционированного доступа, несут ответственность за обеспечение режима конфиденциальности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Сбор, анализ и обмен информацией, содержащей сведения, представляющие государственную тайну, осуществляются в соответствии с законом Российской Федерации "О государственной тайне" и другими действующими нормативными актами, принятыми в соответствии с указанным законом.

5.12 Государственный таможенный комитет Российской Федерации направляет в ЦИАЦ информацию о перемещении РВ и РАО через таможенную границу Российской Федерации при экспорте и импорте. Сроки и объем представляемой информации определяется соглашением между Минатомом России и ГТК России.


6. Взаимодействие Минатома России с другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов


6.1 Взаимодействие Минатома России осуществляется с целью:

1) организации поиска утраченных или установления происхождения найденных РВ и РАО - с МВД России и ФСБ России;

2) разработки мероприятий по предотвращению воздействия РВ и РАО на население, недра и окружающую среду - с Минздравом России, Госкомэкологией России, Госгортехнадзором России и МЧС России;

3) информационного обмена с федеральными органами исполнительной власти.

6.2 Взаимодействие Минатома России с другими федеральными органами исполнительной власти осуществляется для обеспечения полноты, достоверности и актуальности информации по следующим вопросам:

1) государственного учета и контроля РВ и РАО;

2) единого государственного регистра предприятий и организаций - совместно с Госкомстатом России;

3) единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки; государственной системы радиационного мониторинга окружающей среды; государственного кадастра РАО, пунктов их хранения и захоронения, загрязненных радионуклидами территорий - совместно с Госкомэкологией России;

4) единой российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации - совместно с МЧС России.

6.3 Взаимодействие Минатома России с Госатомнадзором России, Минздравом России, МВД России, ФСБ России, МЧС России, Госкомэкологией России, ГТК России осуществляется в порядке, определяемым специальными соглашениями между Минатомом России и указанными федеральными органами.


7. Обучение и подготовка персонала по государственному учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов


7.1. Подготовка и переподготовка персонала, осуществляющего учет и контроль на всех уровнях, проводится на базе институтов повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минатома России по программам, утвержденным Минатомом России и согласованным с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Программы и порядок обучения определяются отдельными документами.

7.2. На базе ЦИАЦ организуется постоянно действующий консультационный пункт по вопросам, связанным с функционированием системы учета и контроля.


Министр

Е.О.Адамов


-------------------------------------------------------------------------

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст.4782

** Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552

*** Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 44, ст.4184


Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 ноября 1999 г.

Регистрационный N 1976



Положение о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации (утв. Минатомом РФ 11 октября 1999 г.)


Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 ноября 1999 г.

Регистрационный N 1976


Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Текст положения опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 29 ноября 1999 г., N 48, в "Российской газете" от 9 декабря 1999 г.


Приказом Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 21 октября 2016 г. N 1/25-НПА настоящее Положение признано утратившим силу



Актуальный текст документа