Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 17. Особые случаи при прыжках с парашютом
210. В процессе ПДП и начальной подготовки каждый парашютист должен изучить и приобрести навыки действий в особых случаях, к которым относятся:
вынужденное покидание ВС;
зависание парашютиста за ВС;
полный отказ парашюта;
частичный отказ парашюта;
непреднамеренное схождение парашютистов в воздухе;
приземление на препятствие.
Действия парашютиста в особых случаях и правила применения запасного парашюта отрабатываются до автоматизма в период предварительной и предпрыжковой подготовки к УТПП.
211. На режиме взлета или посадки каждый парашютист должен быть готов к действиям по вынужденному покиданию ВС. Минимально безопасная высота покидания определяется техническими характеристиками основной или запасной парашютной системы. Команду на покидание ВС подает экипаж и дублирует выпускающий.
Перед вынужденным покиданием выпускающий (борттехник) должен произвести сброс двери (люка), через которую производится покидание, если это предусмотрено конструкцией ВС.
При вынужденном покидании ВС на высоте не ниже 100 м парашютисты друг за другом отделяются от ВС и немедленно применяют запасной парашют. На высоте не ниже 150 м (при применении парашютов с принудительным раскрытием ранца и стягиванием чехла с купола) парашютисты в порядке очередности прыжка прицепляют карабины вытяжных фалов парашютов и отделяются от ВС. Выпускающий следит за соблюдением парашютистами правил вынужденного покидания ВС и покидает его последним из парашютистов.
212. В случае зависания парашютиста за ВС экипаж действует согласно следующим указаниям:
Указания по действиям при зависании парашютиста за самолетом
На борту самолета, производящего выброску, должен быть восемнадцатиметровый фал с грузом, ножом и карабинами на концах для оказания помощи парашютисту.
При зависании выпускающий обязан:
1. Прекратить выброску парашютистов.
2. Определить состояние парашютиста, установить с ним визуальный контакт.
3. Согласовать действия с командиром экипажа и РПП. Закрепить карабин восемнадцатиметрового фала на борту самолета, второй конец фала с грузом, ножом и другим карабином подать парашютисту. Если зависание произошло так, что до связи парашютиста с самолетом можно дотянуться, фал не применять.
4. При наличии людей на борту втянуть парашютиста в самолет, используя маневр скоростью полета самолета.
5. При отсутствии людей на борту:
а) после дополнительного набора высоты знаками показать парашютисту, чтобы он подготовился к раскрытию запасного парашюта;
б) если парашютист не способен к самостоятельным действиям, то выпускающему отрезать вытяжной фал при посадке самолета на грунт в момент касания парашютистом земли.
При зависании командир экипажа обязан:
1. Перевести самолет в набор высоты.
2. Доложить руководителю полетов.
3. Согласовать свои действия с выпускающим и выполнять команды руководителя полетов.
4. При втягивании парашютиста в самолет применить маневр скоростью.
5. Если парашютист не способен к самостоятельным действиям и нет достаточного количества людей на борту, произвести посадку на подобранную площадку на минимальной скорости с полностью выпущенными закрылками против ветра.
Руководителю полетов, учитывая уровень подготовки экипажа, состояние парашютиста и его способность к самостоятельным действиям (по докладу выпускающего и летчика), принять решение и передать команду командиру экипажа по действиям в аварийной ситуации, стремясь сохранить жизнь парашютисту и экипажу самолета.
В случае посадки самолета с зависшим за бортом парашютистом назначить площадку посадки, выехать с радиостанцией и выслать в расчетное место посадки людей, пожарную и санитарную машины с врачом. Сообщить на борт данные о направлении, скорости ветра у земли и состоянии площадки посадки.
Парашютист при зависании обязан:
1. Установить визуальный контакт с выпускающим и выполнять все его команды, подаваемые знаками.
2. При выброске ему фала зацепить его карабин за грудную перемычку подвесной системы.
3. При втягивании в самолет стараться взяться за обрез двери и помочь выпускающему.
4. Если находящиеся в самолете люди втянуть парашютиста в самолет не могут, по команде выпускающего отцепить карабин восемнадцатиметрового фала от подвесной системы ножом с фала или своим отрезать связь с самолетом. Почувствовав по удаляющемуся самолету прекращение связи (самоотцеп или отрезал выпускающий), выдернуть кольцо запасного парашюта на полный ход руки и выбросить его. Одну руку оставить отведенной в сторону, вторую - прижатой к туловищу.
Зависшему парашютисту применять запасной парашют до отцепки от самолета запрещается.
Указания по действиям при зависании парашютиста за вертолетом
Выпускающий при зависании обязан:
1. Прекратить выброску.
2. Определить состояние парашютиста, установить с ним визуальный контакт.
3. Доложить о зависании и о плане своих действий командиру экипажа.
4. Не отцепляя от троса ПРП карабин вытяжного фала зависшего парашютиста, подать ему карабин страховочного фала, зацепить другой карабин этого фала за узел крепления над входом в кабину или кольцо швартовки. Убрать в кабину вытяжные фалы с чехлами и доложить командиру экипажа о готовности к посадке.
5. На снижении постоянно наблюдать за парашютистом и доложить командиру экипажа о касании парашютистом земли. После посадки помочь парашютисту собрать парашют, не допуская его наполнения.
Командир экипажа при зависании обязан:
1. Перевести вертолет на снижение, не допуская резких маневров.
2. Плавно перейти на режим висения на высоте 20 м.
3. С режима висения выполнить плавное снижение до доклада о касании парашютистом земли. Произвести дальнейшее снижение с одновременным перемещением вправо, не допуская попадания чехла с куполом в несущий винт. Парашютисту при зависании на вертолете запрещается:
а) браться за кольца основного и запасного парашютов;
б) отрезать связывающее его с вертолетом звено;
в) действовать без команды выпускающего.
После касания земли ногами переместиться из-под вертолета влево - вперед. После посадки собрать парашют. Не допускать расчековки или наполнения купола парашюта и попадания его в винты вертолета.
213. К полным отказам парашюта относятся:
нераскрытие ранца;
непрекращающаяся стабилизация;
несход чехла;
невыход парашюта из камеры;
спутывание купола со стропами.
214. К частичным отказам парашюта относятся:
перехлестывание купола;
порыв купола;
обрыв строп купола;
дуга;
несход устройства рифления;
ненаполнение ("подлипание") одной и более секций на парашютах типа "Крыло";
закрутка строп.
При полном отказе парашютист должен произвести отцепку купола основного парашюта и ввести в действие запасной парашют. В случае если конструкцией парашюта не предусмотрены замки отцепки свободных концов купола основного парашюта, ввести запасной парашют таким образом, чтобы избежать спутывания запасного парашюта с элементами основного.
При неглубоком перехлестывании основного купола, если позволяет высота, попытаться устранить перехлест. Для этого определить перехлестнувшие купол стропы, взяться за них на расстоянии вытянутой руки, затем подтянуть стропы до уровня плеча и резко отпустить. Эту операцию повторить 2-3 раза. Либо взяться за стропы, которые образуют меньшую сферу, и втягивать их до тех пор, пока перехлестнувшие стропы сами не соскользнут. Если перехлест не устранен, оценить скорость снижения и при необходимости ввести в действие запасной парашют.
При глубоком перехлестывании основного купола без вращения относительно продольной оси ввести в действие запасной парашют.
При глубоком перехлестывании основного купола, сопровождающемся вращением относительно продольной оси, ввести в действие запасной парашют.
Во всех случаях запасной парашют раскрывать энергично, выбрасывая его как можно дальше от себя, при этом содействуя его скорейшему наполнению. Если отказ купола основного парашюта сопровождается вращением относительно продольной оси, ввести в действие запасной парашют, энергично выбрасывая его вверх и в сторону вращения.
При порыве купола оценить характер порыва. При разрушении центральной части купола или если область разрыва выходит за границы одного сектора, ограниченного усилительными лентами строп и при этом безопасность снижения и приземления под таким куполом не обеспечивается, ввести в действие запасной парашют.
При обрыве строп оценить характер обрыва. Если на одном свободном конце оборвано более двух строп и безопасность снижения и приземления под таким куполом не обеспечивается, ввести в действие запасной парашют.
При зацеплении вытяжного парашюта за обмундирование (снаряжение) парашютиста и образовании "дуги" необходимо принять все меры для освобождения вытяжного парашюта от зацепления, вплоть до отрезания его. Затем ввести в действие запасной парашют. Если этого сделать не удалось, ввести в действие запасной парашют, выбрасывая купол как можно дальше от себя, исключая попадание его в образовавшуюся "дугу".
При несходе устройства рифления или при "подлипании" (ненаполнении) одной и более секций купола парашюта необходимо произвести два-три резких одноврем
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.