Постановление Правительства РФ от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 543 в наименование внесены изменения

См. текст наименования в предыдущей редакции

Постановление Правительства РФ от 5 августа 2009 г. N 643
"О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок"

С изменениями и дополнениями от:

27 июня 2013 г., 4 сентября 2015 г.


В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О естественных монополиях" и в целях совершенствования государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 543 в пункт 1 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок;

перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.

2. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 787 "Об утверждении Положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте и Правил предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 51, ст. 5201) в части утверждения Положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте.


Председатель Правительства
Российской Федерации

В. Путин


Москва

5 августа 2009 г.

N 643


Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 543 в наименование внесены изменения

См. текст наименования в предыдущей редакции

Положение
о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок
(утв. постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 г. N 643)

С изменениями и дополнениями от:

27 июня 2013 г., 4 сентября 2015 г.


1. Настоящее Положение определяет:

а) цели, основные принципы и методы государственного регулирования тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, за исключением тарифов, сборов и платы в отношении международных транзитных железнодорожных перевозок по территории Российской Федерации (далее - тарифы, сборы и плата);

б) основы ценообразования в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 543 в подпункт "в" внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

в) правила государственного регулирования тарифов, сборов и платы.

2. Тарифы на перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в международном транзитном сообщении устанавливаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Введение в действие и применение тарифов на международные транзитные железнодорожные перевозки осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства транспорта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2015 г. N 941 в пункт 3 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

"органы регулирования" - Федеральная антимонопольная служба и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов, сборов и платы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

"субъект регулирования" - субъект естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок, выполняющий работы (оказывающий услуги), включенные в перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством;

"тариф" - ценовая ставка за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) субъектами регулирования;

"сбор" - не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы (услуги), выполняемой (оказываемой) субъектами регулирования.

4. Государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется в следующих целях:

а) создание условий для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития железнодорожного транспорта общего пользования;

б) обеспечение баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами;

в) оптимизация совокупных транспортных затрат;

г) создание условий для экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики страны;

д) сохранение единого социально-экономического пространства страны и создание условий для углубления транспортно-экономических связей между регионами;

е) создание условий для развития конкуренции на железнодорожном транспорте общего пользования;

ж) обеспечение недискриминационного доступа к услугам железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе к услугам по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

з) повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта общего пользования;

и) создание экономических стимулов, обеспечивающих оптимизацию себестоимости услуг железнодорожного транспорта и улучшение их качества.

5. Государственное регулирование тарифов, сборов и платы основывается на следующих принципах:

а) формирование тарифов, сборов и платы с учетом данных раздельного учета расходов, доходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим, укрупненным видам работ (услуг), сегментам деятельности (естественно-монопольный, конкурентный) субъектов регулирования;

б) установление тарифов, сборов и платы с учетом себестоимости и уровня рентабельности с целью обеспечения безубыточности деятельности субъектов регулирования;

в) применение на всей территории Российской Федерации единых принципов регулирования тарифов, сборов и платы.

6. Государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется органами регулирования в пределах их компетенции.

7. Тарифы, сборы и плата устанавливаются органами регулирования применительно к конкретному субъекту регулирования в соответствии с перечнем работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.

8. Органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, сборов и платы, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов, сборов и платы и правил их применения, а также внесенных в них изменений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Правила и условия применения (установления, изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов (максимального и минимального уровней), утвержденные приказом ФСТ России от 18 декабря 2012 г. N 398-т/3

9. Тарифы, сборы и плата устанавливаются в виде фиксированных (предельных) ценовых ставок тарифов, сборов и платы. Фиксированные (предельные) ставки тарифов, сборов и платы могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов, сборов и платы.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2015 г. N 941 в пункт 10 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

10. Порядок расчета тарифов, сборов и платы (индексов к действующему уровню тарифов, сборов и платы) утверждается Федеральной антимонопольной службой.

11. Принципы дифференциации тарифов, сборов и платы определяются органом регулирования с учетом условий организации перевозочного процесса, влияющих на величину расходов и доходов субъектов регулирования.

12. Тарифы, сборы и плата могут предусматривать выделение тарифных составляющих, учитывающих расходы, связанные:

а) с использованием инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (инфраструктурная тарифная составляющая);

б) с выполнением перевозок грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования (перевозочная тарифная составляющая);

в) с содержанием и эксплуатацией локомотивов (локомотивная тарифная составляющая);

г) с содержанием и эксплуатацией вагонов и контейнеров (вагонная и контейнерная тарифные составляющие);

д) с обслуживанием пассажиров на вокзалах и оказанием услуг, связанных с обработкой и хранением багажа, грузобагажа в багажных отделениях железнодорожных станций (вокзальная и багажная тарифные составляющие);

е) с работой терминальных комплексов при выполнении грузовых железнодорожных перевозок (терминальная тарифная составляющая).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2015 г. N 941 в пункт 13 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

13. Основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат.

Органы регулирования могут применять и иные методы ценового (тарифного) регулирования.

По мере развития конкуренции в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг Федеральная антимонопольная служба принимает решение о применении методов регулирования тарифов, сборов и платы, изменении этих методов или о прекращении регулирования.

При установлении тарифов, сборов и платы с учетом необходимости обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта для населения, а также конкурентоспособности экономики страны допускается применение перекрестного субсидирования в отношении регулируемых тарифов, сборов и платы, а также при необходимости определяются меры по компенсации потерь в доходах субъекта регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Для определения величины подлежащих установлению тарифов, сборов и платы производится расчет необходимой валовой выручки, при этом учитываются:

а) расходы, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) субъектами регулирования, в том числе:

расходы по обычным видам деятельности (за исключением начисленной амортизации);

расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, включая уплату процентов за предоставление в пользование средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с продажей иностранной валюты;

расходы, связанные с участием в совместной деятельности;

б) отчисления на амортизацию основных средств, определяемые с использованием данных бухгалтерского учета субъекта регулирования;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2015 г. N 941 в подпункт "в" внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

в) нормативная прибыль, определяемая исходя из стоимости основных средств и иных активов, необходимых для выполнения соответствующих работ (оказания услуг) субъектами регулирования, по данным бухгалтерского учета и нормы прибыли (рентабельности) на капитал с учетом инвестиций, требуемых для развития железнодорожного транспорта. Норма прибыли (рентабельности) на капитал определяется органом регулирования для каждого субъекта регулирования в соответствии с методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании тарифов, сборов и платы, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой в установленном порядке;

г) налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

д) субсидии, а также иные меры государственной поддержки, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

15. Органы регулирования при определении экономически обоснованных затрат вправе не учитывать (исключать из расчетной базы) необоснованные расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам.

Выявленные по данным отчетности средства, использованные субъектом регулирования в течение текущего и предшествующего периодов регулирования не в соответствии с прогнозом финансово-экономической деятельности субъекта регулирования, принятым органами регулирования при установлении (изменении) тарифов на соответствующие периоды, могут учитываться органами регулирования при установлении (изменении) тарифов на последующий период регулирования в качестве источника покрытия расходов в этот период.

16. В целях создания условий для привлечения инвестиций, повышения эффективности работы субъектов регулирования, внедрения новых технологий и подвижного состава при определении необходимой валовой выручки на период окупаемости инвестиционных проектов, направленных на повышение эффективности деятельности субъекта регулирования и снижение его расходов, а также в течение 2 лет после завершения периода окупаемости расходы субъекта регулирования принимаются без учета их снижения от реализации данных инвестиционных проектов.

17. Органами регулирования может устанавливаться предельный уровень тарифов, сборов и платы в виде максимальных (минимальных) величин ценовых ставок тарифов, сборов и платы.

Минимальная величина регулируемых тарифов, сборов и платы должна обеспечивать возмещение экономически обоснованных расходов субъектов регулирования в части, зависящей от объемов выполнения работ (оказания услуг).

ГАРАНТ:

См. Методику определения ценовых пределов (максимального и минимального уровней) тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов организациями железнодорожного транспорта, утвержденную приказом ФСТ России от 18 декабря 2012 г. N 397-т/2

18. В случае если уровень действующих тарифов, сборов и платы не позволяет обеспечить конкурентоспособность отдельных сегментов рынка железнодорожных транспортных услуг и (или) товарных рынков, с целью обеспечения конкурентоспособности железнодорожного транспорта общего пользования, обеспечения его доступности для пользователей услугами на данных рынках, а также с целью реализации государственных задач в сфере железнодорожного транспорта общего пользования могут устанавливаться исключительные тарифы, сборы и плата, предусматривающие применение особых условий тарификации выполняемых субъектами регулирования работ (оказываемых услуг).

В случае если работы (услуги) выполняются (оказываются) субъектами регулирования в сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг, имеющих территориальную, технологическую, экономическую специфику, обусловливающую целесообразность применения методов регулирования и системы построения тарифов, отличающихся от установленных, в целях обеспечения эффективности работы железнодорожного транспорта общего пользования, повышения его инвестиционной привлекательности, реализации государственной региональной политики, сокращения размеров перекрестного субсидирования на железнодорожном транспорте общего пользования в отношении таких работ (услуг) могут устанавливаться тарифы, сборы и плата, применяемые в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг.

Правила установления исключительных тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также тарифов, сборов и платы, применяемых в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг, определяются Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2015 г. N 941 в пункт 19 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

19. Федеральная антимонопольная служба утверждает методические указания (методики) по вопросам государственного регулирования тарифов, сборов и платы, подлежащие применению органами регулирования и субъектами регулирования.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2015 г. N 941 в пункт 20 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

20. Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы, а также перечень документов, представляемых для их установления (изменения), утверждаются Федеральной антимонопольной службой.

21. Проверка достоверности сведений, предоставляемых субъектом регулирования для целей установления тарифов, сборов и платы, осуществляется органом регулирования в установленном им порядке.

22. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 22

23. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 23


Перечень
работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством
(утв. постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 г. N 643)


1. Услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

2. Перевозка грузов железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе перевозка порожнего железнодорожного подвижного состава в составе грузовых поездов.

3. Дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов железнодорожным транспортом общего пользования:

а) перевозка грузов с объявленной ценностью;

б) перегрузка грузов из вагонов, предназначенных для одной ширины колеи, в вагоны, предназначенные для другой ширины колеи, при перевозке по российским железным дорогам экспортных и импортных грузов в прямом международном сообщении, в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации (за исключением транзита);

в) перестановка вагонов на тележки, предназначенные для другой ширины колеи при перевозках по российским железным дорогам экспортных и импортных грузов в прямом международном сообщении, в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации (за исключением транзита);

г) обеспечение простоя под перегрузкой иностранных вагонов при перевозке по российским железным дорогам экспортных и импортных грузов в прямом международном сообщении, в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации (за исключением транзита);

д) накатка и выкатка железнодорожного подвижного состава на паромную переправу (с паромной переправы);

е) проезд проводников, сопровождающих груз;

ж) переоформление перевозочных документов в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, при перевозке по российским железным дорогам экспортных и импортных грузов в прямом международном сообщении, в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации (за исключением транзита);

з) восстановление сыпучести (отмораживание) грузов при перевозке по российским железным дорогам экспортных и импортных грузов в прямом международном сообщении, в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации (за исключением транзита);

и) поение водой животных при перевозке по российским железным дорогам в прямом международном сообщении, в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации (за исключением транзита);

к) сопровождение и охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях, обеспечиваемые перевозчиком по договору с грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными грузоотправителем, грузополучателем лицами, при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

4. Дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования:

а) выполнение маневровой работы в пределах железнодорожных станций, подача и уборка вагонов;

б) предоставление вагонов, контейнеров в пользование;

в) предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности:

в течение времени ожидания его подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузоотправителей, грузополучателей своими локомотивами;

в течение времени его задержки в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей и владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами;

в течение времени его простоя, не связанного с перевозочным процессом;

г) взвешивание грузов в местах общего пользования при обеспечении погрузки и выгрузки перевозчиками в местах общего пользования и обеспечении погрузки и выгрузки грузоотправителями, грузополучателями в местах общего пользования, необщего пользования и на путях необщего пользования.

5. Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе").

6. Перевозка багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении.

7. Обеспечение пробега вагонов, не принадлежащих перевозчику, следующих в составе скорых, скоростных, пассажирских, почтово-багажных и грузо-пассажирских поездов во внутригосударственном сообщении.

8. Выполнение (оказание) дополнительных работ (услуг), связанных с перевозкой пассажиров, багажа, грузобагажа на железнодорожном транспорте во внутригосударственном сообщении:

а) перевозка багажа, грузобагажа с объявленной ценностью;

б) услуга по пользованию комплектами постельного белья;

в) передача транзитного багажа с одного вокзала на другой;

г) перевозка ручной клади в вагоне - передвижной камере хранения;

д) резервирование мест в поездах и оформление проездных документов на железнодорожном транспорте, в том числе при перевозках организованных групп пассажиров;

е) выполнение операций по восстановлению утерянных и испорченных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте;

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 14 октября 2015 г. N АКПИ15-883, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28 января 2016 г. N АПЛ15-593, подпункт "ж" пункта 8 настоящего Перечня признан не противоречащим действующему законодательству

ж) переоформление проездных документов;

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 14 октября 2015 г. N АКПИ15-883, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28 января 2016 г. N АПЛ15-593, подпункт "з" пункта 8 настоящего Перечня признан не противоречащим действующему законодательству

з) оформление возврата денег за неиспользованные проездной документ (билет) и (или) перевозочный документ;

и) уведомление получателя о прибытии в его адрес багажа, грузобагажа на железнодорожном транспорте;

к) подача и уборка пассажирских, багажных вагонов и маневровая работа с данными вагонами.


Определен новый порядок регулирования и контроля тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере ж/д перевозок.

В состав тарифа включено шесть новых составляющих: перевозочная, локомотивная, контейнерная, вокзальная, багажная и терминальная.

Определен конкретный перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере ж/д перевозок, тарифы (сборы, плата) в отношении которых регулируются государством.

Основным методом госрегулирования тарифов (сборов, платы) является метод экономически обоснованных затрат.

При установлении тарифов (ставок, платы) осуществляется раздельный учет расходов субъектов по видам деятельности. Дополнительно учитываются субсидии, а также иные меры господдержки, предоставляемые за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов.

Допускается применение перекрестного субсидирования в отношении регулируемых тарифов (сборов, платы). Ранее это не предусматривалось.

Органами регулирования может устанавливаться предельный уровень тарифов в виде максимальных (минимальных) величин ценовых ставок тарифов, сборов и платы. Эти величины должны обеспечивать возмещение экономически обоснованных расходов субъектов в части, зависящей от объемов выполнения работ (оказания услуг).

Как поясняют СМИ, новый подход обеспечит большую гибкость системы установления тарифов, а также позволит частным компаниям предоставлять услуги по меньшим ценам, чем ОАО "РЖД".

Прежний порядок госрегулирования тарифов на ж/д транспорте признан утратившим силу.


Постановление Правительства РФ от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок"


Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 августа 2009 г. N 32 ст. 4051, в "Российской бизнес-газете" от 29 сентября 2009 г. N 37


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2015 г. N 941

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления


Постановление Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 543

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления


Актуальный текст документа