Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52160-2003 "Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния" (утв. и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 18 декабря 2003 г. N 375-ст) (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 2 мая 2012 г. N 64-ст, в настоящий ГОСТ внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2012 г.

См. текст ГОСТа в предыдущей редакции

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52160-2003
"Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния"
(утв. и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 18 декабря 2003 г. N 375-ст)

С изменениями и дополнениями от:

2 мая 2012 г.


Motor vehicles, equipped with compression ignition engines. Visible pollutants. Norms and methods of the control for estimation of technical condition


Дата введения 1 января 2005 г.
Введен впервые


1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее - дымность) в режиме свободного ускорения для транспортных средств категорий М, N, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее - автомобилей), находящихся в эксплуатации, при оценке их технического состояния.


2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) Единообразные предписания, касающиеся:

I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности;

II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции;

III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности;

IV. измерения мощности двигателей.

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования


3 Термины и определения


В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:

3.1 свободное ускорение: Увеличение частоты вращения коленчатого вала (далее - частота вращения) двигателя автомобиля от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении педали управления подачей топлива (далее - педали) из исходного положения до упора за 0,5 - 1,0 с.

3.2 максимальная частота вращения : Достигаемая при нажатой до упора педали частота вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода.

3.3 минимальная частота вращения , : Частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.

3.4 дымомер: Прибор, предназначенный для непрерывного измерения k и N. Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении И к ГОСТ Р 41.24.

3.5 эффективная база дымомера L, м: Длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии с И.4 приложения И к ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере.

3.6 пробоотборная система: Устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ Р 41.24.

3.7 коэффициент поглощения света k, : Значение дымности, измеренное дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до .

3.8 коэффициент ослабления света N, %: Значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100%.

3.9 дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения , : Максимальное значение коэффициента поглощения (см. приложение Б), измеренное в режиме свободного ускорения.

3.10 результат измерения дымности в режиме свободного ускорения , : Среднеарифметическое значение четырех последних измерений , полученных в соответствии с 5.4.1 и 5.4.2.

3.11 предельно допустимое значение дымности , : Предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного ускорения, установленное для автомобиля в соответствии с 4.2 или 4.3.

3.12 рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.

3.13 транспортное средство, находящееся в эксплуатации: Автомобиль, прошедший государственную регистрацию в установленном порядке.

3.14 изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).

3.15 экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.

3.16 транспортное средство: Механическое устройство на колесном ходу категорий М, N, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.

4 Нормы дымности


4.1 Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света k, вспомогательным - коэффициент ослабления света N. При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100% ослабления света. Пересчет k в N для дымомера с L, равной 0,43 м, приведен в приложении А.

4.2 Дымность автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения , указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения, нанесенного на двигатель/автомобиль, в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24.

4.3 Дымность автомобилей, не имеющих знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений:

2,5 - для двигателей без наддува;

3.0 - для двигателей с наддувом.

Дымность на режиме свободного ускорения для автомобилей 4-го и более высоких экологических классов (см. приложение В) - не более 1,5 .


5 Методы контроля


5.1 Условия проведения испытаний

5.1.1 Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0°С до 35°С и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.

5.1.2 Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.

5.2 Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе

5.2.1 Для измерения k и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24.

5.2.2 Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0 - 100°С и погрешностью измерений не более верхнего предела измерений.

5.2.3 Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0 - 6000 и погрешностью измерений не более верхнего предела измерений.

5.2.4 Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке.[1]

5.2.5 Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения К к ГОСТ Р 41.24.

5.3 Подготовка к измерениям

5.3.1 Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.

5.3.2 Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных изготовителем, но не ниже 60°С.

Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.

5.3.3 Измеряют значения и , которые должны быть в пределах, установленных изготовителем.

5.3.4 Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:

- заглушают двигатель (при его работе);

- затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;

- устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов;

- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;

- запускают двигатель;

- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение "нейтраль" или "паркинг".

5.3.5 При проверке дымности автомобилей с автоматической коробкой передач должны учитываться требования изготовителя по обеспечению свободного вращения ведущих колес на режиме свободного ускорения.

5.4 Измерение дымности

5.4.1 Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности:

- при работе двигателя в режиме холостого хода на равномерно перемещают педаль за 0,5 - 1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2 - 3 с. Отпускают педаль и через 8 - 10 с приступают к выполнению следующего цикла;

- циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;

- измеряют значения на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера;

- измеренные значения считают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 ;

- определяют среднеарифметическое значение четырех последних измерений , которое принимается за результат измерения.

График изменения частоты вращения (n) и дымности (k) в процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б.

5.4.2 Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение полученное в одной из выпускных труб.


6 Требования безопасности


6.1 В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:

- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005;

- уровень шума - по ГОСТ 12.1.003;

- уровень вибрации - по ГОСТ 12.1.012.

6.2 При измерении дымности в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля.


Приложение А
(справочное)


Пересчет значений k в N (для дымомера с L, равной 0,43 м)


k, м(-1)

0,0

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,55

0,6

0,65

N, %

0,0

4

8

11

15

20

21

23

24

k, м(-1)

0,7

0,75

0,8

0,85

0,9

0,95

1,0

1,05

1,1

N, %

26

28

29

31

32

34

35

36

38

k, м(-1)

1,15

1,2

1,25

1,3

1,35

1,4

1,45

1,5

1,55

N, %

39

40

42

43

44

45

46

47

49

k, м(-1)

1,6

1,65

1,7

1,75

1,8

1,85

1,9

1,95

2,0

N, %

50

51

52

53

54

55

56

57

58

k, м(-1)

2,05

2,1

2,15

2,2

2,25

2,3

2,35

2,4

2,45

N, %

59

59,5

60

61

62

63

64

64,4

65

k, м(-1)

2,5

2,55

2,6

2,65

2,7

2,75

2,8

2,85

2,9

N, %

66

67

67,3

68

69

69,3

70

71

71,3

k, м(-1)

3,0

3,05

3,1

3,15

3,2

3,25

3,3

3,35

3,4

N, %

72,5

73

73,6

72

75

75,3

76

76,3

77

k, м(-1)

3,45

3,5

3,55

3,6

3,65

3,7

3,75

3,8

3,85

N, %

77,3

78

78,3

79

79,2

80

80,1

80,5

81

k, м(-1)

3,9

3,95

4,0

4,05

4,1

4,15

4,2

4,25

оо

N, %

81,3

81,7

82

82,5

83

83,3

83,7

84

100

Примечание - Пересчет значений N в k проводят по формуле

                            1           N
                     k = - --- ln(1 - (---)),
                            L          100

где k - коэффициент поглощения света, м(-1);

L - эффективная база дымомера, м;

N - коэффициент ослабления света, %.


Приложение Б
(справочное)


ПРИЛОЖЕНИЕ Б К ГОСТ Р 52160-2003

Информация об изменениях:

Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 2 мая 2012 г. N 64-ст, настоящий ГОСТ дополнен приложением В, вступающим в силу с 1 июля 2012 г.

Приложение В

(справочное)


Экологическая классификация автомобилей, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия


Экологическая классификация автомобилей, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице В.1.


Таблица В.1

Экологический класс

Категории транспортных

средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия

Выполняемые требования к

предельному содержанию

вредных (загрязняющих)

веществ

4

и максимальной массой не более 3,5 т

Правила ЕЭК ООН N 83-05 [2], уровень выбросов В

Правила ЕЭК ООН N 83-05 [2], уровень выбросов В, или Правила ЕЭК ООН N 49-04 [3], уровень выбросов В1, или Правила ЕЭК ООН N 49-05 [4], уровень выбросов В1

максимальной массой свыше 3,5 т,

Правила ЕЭК ООН N 49-04 [3], уровень выбросов В1, или Правила ЕЭК ООН N 49-05 [4], уровень выбросов В1

4

максимальной массой свыше 3,5 т, повышенной проходимости, с приводом на все колеса, в том числе с отключаемым приводом одной из осей

Правила ЕЭК ООН N 96-02 [5]

5

и максимальной массой не более 3,5 т

Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6]

Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6], или Правила ЕЭК ООН N 49-05 [4], уровень выбросов В2, С

максимальной массой свыше 3,5 т,

Правила ЕЭК ООН N 49-05 [4], уровень выбросов В2, С


Информация об изменениях:

Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 2 мая 2012 г. N 64-ст, настоящий ГОСТ дополнен элементом "Библиография", вступающим в силу с 1 июля 2012 г.

Библиография


[1]

ПР 50.2.006-94

Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений

[2]

Правила ЕЭК ООН N 83-05

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя

[3]

Правила ЕЭК ООН N 49-04

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ

[4]

Правила ЕЭК ООН N 49-05

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ

[5]

Правила ЕЭК ООН N 96-02

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных и лесных тракторах и внедорожной мобильной технике в отношении выброса загрязняющих веществ этими двигателями

[6]

Правила ЕЭК ООН N 83-06

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя".


Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52160-2003 "Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния" (утв. и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 18 декабря 2003 г. N 375-ст)


Текст стандарта приводится по официальному изданию Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Москва, Стандартинформ, 2007 г.


Дата введения 1 января 2005 г.


1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации


2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги"


3 Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. N 375-ст


4 Настоящий стандарт соответствует "Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров", принятому в Вене в 1997 г., а также требованиям ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) "Единообразные предписания, касающиеся: I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. измерения мощности двигателей" в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения.

Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС "О принятии единообразных предписаний для стран - членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов" и Директивой 72/306/ЕЕС "О принятии единообразных предписаний стран - членов Сообщества в отношении мер снижения выбросов вредных веществ двигателей с воспламенением от сжатия на транспортных средствах"


5 Введен впервые


6 Переиздание. Март 2007 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменение N 1, утвержденное приказом Росстандарта от 2 мая 2012 г. N 64-ст

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение