Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52160-2003 "Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния" (утв. и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 18 декабря 2003 г. N 375-ст) (с изменениями и дополнениями) (отменен)

ГАРАНТ:

Приказом Росстандарта от 18 июля 2017 г. N 708-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 февраля 2018 г. в связи с принятием и введением в действие ГОСТ 33997-2016 "Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки" для добровольного применения в РФ

Информация об изменениях:

Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 2 мая 2012 г. N 64-ст, в настоящий ГОСТ внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2012 г.

См. текст ГОСТа в предыдущей редакции

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52160-2003
"Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния"
(утв. и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 18 декабря 2003 г. N 375-ст)

С изменениями и дополнениями от:

2 мая 2012 г.

 

Motor vehicles, equipped with compression ignition engines. Visible pollutants. Norms and methods of the control for estimation of technical condition

 

Дата введения 1 января 2005 г.
Введен впервые

 

1 Область применения

 

Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее - дымность) в режиме свободного ускорения для транспортных средств категорий М, N, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее - автомобилей), находящихся в эксплуатации, при оценке их технического состояния.

2 Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) Единообразные предписания, касающиеся:

I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности;

II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции;

III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности;

IV. измерения мощности двигателей.

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:

3.1 свободное ускорение: Увеличение частоты вращения коленчатого вала (далее - частота вращения) двигателя автомобиля от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении педали управления подачей топлива (далее - педали) из исходного положения до упора за 0,5 - 1,0 с.

3.2 максимальная частота вращения : Достигаемая при нажатой до упора педали частота вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода.

3.3 минимальная частота вращения , : Частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.

3.4 дымомер: Прибор, предназначенный для непрерывного измерения k и N. Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении И к ГОСТ Р 41.24.

3.5 эффективная база дымомера L, м: Длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии с И.4 приложения И к ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере.

3.6 пробоотборная система: Устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ Р 41.24.

3.7 коэффициент поглощения света k, : Значение дымности, измеренное дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до .

3.8 коэффициент ослабления света N, %: Значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100%.

3.9 дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения , : Максимальное значение коэффициента поглощения (см. приложение Б), измеренное в режиме свободного ускорения.

3.10 результат измерения дымности в режиме свободного ускорения , : Среднеарифметическое значение четырех последних измерений , полученных в соответствии с 5.4.1 и 5.4.2.

3.11 предельно допустимое значение дымности , : Предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного ускорения, установленное для автомобиля в соответствии с 4.2 или 4.3.

3.12 рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.

3.13 транспортное средство, находящееся в эксплуатации: Автомобиль, прошедший государственную регистрацию в установленном порядке.

3.14 изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).

3.15 экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.

3.16 транспортное средство: Механическое устройство на колесном ходу категорий М, N, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.

4 Нормы дымности

 

4.1 Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света k, вспомогательным - коэффициент ослабления света N. При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100% ослабления света. Пересчет k в N для дымомера с L, равной 0,43 м, приведен в приложении А.

4.2 Дымность автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения , указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения, нанесенного на двигатель/автомобиль, в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24.

4.3 Дымность автомобилей, не имеющих знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений:

2,5 - для двигателей без наддува;

3.0 - для двигателей с наддувом.

Дымность на режиме свободного ускорения для автомобилей 4-го и более высоких экологических классов (см. приложение В) - не более 1,5 .

5 Методы контроля

 

5.1 Условия проведения испытаний

5.1.1 Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0°С до 35°С и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.

5.1.2 Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.

5.2 Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе

5.2.1 Для измерения k и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24.

5.2.2 Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0 - 100°С и погрешностью измерений не более верхнего предела измерений.

5.2.3 Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0 - 6000 и погрешностью измерений не более верхнего предела измерений.

5.2.4 Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке.[1]

5.2.5 Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения К к ГОСТ Р 41.24.

5.3 Подготовка к измерениям

5.3.1 Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.

5.3.2 Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных изготовителем, но не ниже 60°С.

Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.

5.3.3 Измеряют значения и , которые должны быть в пределах, установленных изготовителем.

5.3.4 Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:

- заглушают двигатель (при его работе);

- затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;

- устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов;

- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;

- запускают двигатель;

- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение "нейтраль" или "паркинг".

5.3.5 При проверке дымности автомобилей с автоматической коробкой передач должны учитываться требования изготовителя по обеспечению свободного вращения ведущих колес на режиме свободного ускорения.

5.4 Измерение дымности

5.4.1 Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности:

- при работе двигателя в режиме холостого хода на равномерно перемещают педаль за 0,5 - 1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2 - 3 с. Отпускают педаль и через 8 - 10 с приступают к выполнению следующего цикла;

- циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;

- измеряют значения на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера;

- измеренные значения считают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 ;

- определяют среднеарифметическое значение четырех последних измерений , которое принимается за результат измерения.

График изменения частоты вращения (n) и дымности (k) в процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б.

5.4.2 Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение полученное в одной из выпускных труб.

 

6 Требования безопасности

 

6.1 В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:

- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005;

- уровень шума - по ГОСТ 12.1.003;

- уровень вибрации - по ГОСТ 12.1.012.

6.2 При измерении дымности в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля.

 

 

 

 

Информация об изменениях:

Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 2 мая 2012 г. N 64-ст, настоящий ГОСТ дополнен элементом "Библиография", вступающим в силу с 1 июля 2012 г.

Библиография

 

[1]

ПР 50.2.006-94

Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений

[2]

Правила ЕЭК ООН N 83-05

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя

[3]

Правила ЕЭК ООН N 49-04

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ

[4]

Правила ЕЭК ООН N 49-05

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ

[5]

Правила ЕЭК ООН N 96-02

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных и лесных тракторах и внедорожной мобильной технике в отношении выброса загрязняющих веществ этими двигателями

[6]

Правила ЕЭК ООН N 83-06

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя".


Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52160-2003 "Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния" (утв. и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 18 декабря 2003 г. N 375-ст)


Текст стандарта приводится по официальному изданию Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Москва, Стандартинформ, 2007 г.


Дата введения 1 января 2005 г.


Приказом Росстандарта от 18 июля 2017 г. N 708-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 февраля 2018 г. в связи с принятием и введением в действие ГОСТ 33997-2016 "Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки" для добровольного применения в РФ


1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации


2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги"


3 Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. N 375-ст


4 Настоящий стандарт соответствует "Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров", принятому в Вене в 1997 г., а также требованиям ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) "Единообразные предписания, касающиеся: I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. измерения мощности двигателей" в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения.

Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС "О принятии единообразных предписаний для стран - членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов" и Директивой 72/306/ЕЕС "О принятии единообразных предписаний стран - членов Сообщества в отношении мер снижения выбросов вредных веществ двигателей с воспламенением от сжатия на транспортных средствах"


5 Введен впервые


6 Переиздание. Март 2007 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменение N 1, утвержденное приказом Росстандарта от 2 мая 2012 г. N 64-ст

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.



Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.