Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
Характеристика отдельных инструментов реализации Стратегии
1. Важнейшие инновационные проекты государственного значения (мегапроекты)
Цель
Поддержка инновационной деятельности, осуществляемой группой предприятий на уровне сетевых или корпоративных структур, институциональную основу которой составляет национальная (государственная) инновационная система.
Создание технологий, обеспечивающих усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем (в рамках активной политики импортозамещения) и внешнем рынках.
Предполагается, что проекты должны решать ключевые проблемы конкурентоспособности, в том числе снижения издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь, энергосбережения), увеличения доли продукции высокой степени переработки, повышения эффективности использования сырьевой базы, обеспечение гибкости производства.
Под важнейшим инновационным проектом государственного значения (мегапроект) понимается комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий, который направлен на достижение необходимого уровня национальной безопасности, получение экономического эффекта, имеющего значение на уровне экономики в целом или крупных секторов экономики; решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь, связанных с повышением качества жизни населения, включающий прикладные научные исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки, освоение производства и вывод продукции на рынок, для реализации которого концентрируются ресурсы и обеспечивается государственной поддержкой.
Главной экономической целью мегапроектов является усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем (в рамках активной политики импортозамещения) и внешнем рынках. Проекты должны решать ключевые проблемы конкурентоспособности, в том числе снижения издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь, энергосбережения), увеличения доли продукции высокой степени переработки, повышения эффективности использования сырьевой базы, обеспечение гибкости производства.
Мегапроекты являются особым механизмом стимулирования инновационной деятельности, который обеспечивает наиболее значимый с экономической точки зрения этап инновационного цикла - трансформацию результатов научно-технической деятельности в конкурентоспособную наукоемкую продукцию, имеющую высокий потенциал рыночной реализации.
Опыт и масштаб применения
Важнейшие инновационные проекты (мегапроекты) являются сравнительно новым инструментом реализации государственной политики в области развития науки и инноваций, впервые введенным в практику бюджетного финансирования НИОКР в 2003 г. и коренным образом отличающимся от традиционных форм государственной поддержки отраслевого и академического секторов отечественной науки.
Законодательная база
В целом законодательное и нормативно-правовое обеспечение достаточно для реализации мегапроектов, однако до конца не урегулированы некоторые вопросы многоканального финансирования. Минпромнауки России был разработан Порядок отбора и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения на период 2003-2006 годы. В нем определены методические подходы и основные требования к отбору проектов и формированию системы критериев этого отбора.
Опыт работы по управлению первой очередью важнейших инновационных проектов государственного значения показал также необходимость создания единой системы нормативных документов, регламентирующих работу с проектами на всех этапах их разработки: от формирования требований к отбору проектов до стадии их коммерческой реализации.
Объект поддержки
Исполнители проектов и консалтинговые фирмы, отобранные на конкурсной основе в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по данному вопросу. С победителями конкурсов заключены и реализуются государственные контракты.
Крупные научно-производственные комплексы.
Основные позитивные эффекты
Мегапроекты представляют собой совершенно иной подход к участию государства в инновационной деятельности, который:
основан на принципе ответственного партнерства государства и частного промышленного бизнеса по реализации крупных инновационных проектов в отраслях с высокой добавленной стоимостью и существенным мультипликативным эффектом;
предусматривает концентрацию финансовых ресурсов на ограниченном числе проектов в противовес традиционной практике их распыления между многочисленными НИОКР;
ориентирован на фактический рост производства инновационной продукции вместо привычных отчетов о выполнении НИОКР.
Главными особенностями данного механизма активного государственного стимулирования инновационного промышленного развития являются:
открытое привлечение частного бизнеса к выбору приоритетов инновационного развития отдельных отраслей (подотраслей) промышленности при сохранении за государством прерогативы определения перечня этих отраслей;
сознательный отказ государства от статуса основного выгодоприобретателя по проекту в пользу его участников (исполнителей) вне зависимости от их формы собственности;
долевое (паритетное) участие государства и исполнителей мегапроекта в расходах на его выполнение;
ориентация исполнителей проекта на полноценную коммерциализацию научно-технических результатов проекта, в том числе предусматривающая применение экономических санкций за недостижение заявленных коммерческих результатов в виде объемов продаж созданной инновационной продукции.
Основные элементы нового подхода к реализации мегапроектов предусматривают:
официальное участие руководителей крупного частного бизнеса и научного сообщества в экспертизе и отборе перспективных инновационных проектов;
ограничение в государственном контракте на реализацию проекта прав государства на использование его результатов исключительно областью государственных нужд;
разделение в государственном контракте на реализацию проекта объемов работ, финансируемых за счет бюджетных и внебюджетных средств (при доле бюджета не более 50%);
включение в состав обязательств исполнителей проекта обеспечить 5-ти кратное превышение объемов продаж созданной продукции над суммой бюджетных средств по проекту.
В результате трехлетней практической деятельности по реализации "пилотных" мегапроектов получен безусловно положительный опыт нового государственного подхода к организации инновационной деятельности, в том числе:
продемонстрирована работоспособность предложенного механизма и процедур согласования интересов государства и бизнеса при определении приоритетов инновационного развития и выборе проектов;
разработаны принципы и механизмы согласования взаимных обязательств и интересов государства и бизнеса при реализации инновационных проектов;
апробированы схемы объединения разнородных, в том числе финансовых, ресурсов государства и бизнеса, необходимых для реализации инновационных проектов;
разработаны принципы и процедуры индикативного контроля и управления ходом реализации инновационных проектов.
Принимая во внимание успешный ход выполнения подавляющего большинства начатых в 2003-2005 гг. мегапроектов, находящихся, главным образом, в зоне ответственности Министерства образования и науки Российской Федерации, следует рассматривать эту особую форму государственно-частного партнерства в инновационной сфере в качестве одного из важнейших инструментов реализации Стратегии развития науки и инноваций на период до 2015 года, поступательно расширяя масштабы ее использования.
2. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ)
Цель
Цель РФФИ и РГНФ - поддержка инициативных фундаментальных исследований, направленная на получение нового научного знания, которое в дальнейшем может быть в значительной степени преобразовано в инновационный продукт, необходимый для прогресса экономики (в соответствии со стратегическими целями Правительства Российской Федерации).
Законодательная база
РФФИ образован Указом Президента РФ от 27 апреля 1992 года N 426 как федеральное учреждение, находящееся в ведении Правительства РФ, средства которого формируются за счет государственных бюджетных ассигнований и привлеченных средств.
РГНФ образован Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. N 1023 как государственная некоммерческая организация в форме федерального учреждения, находящегося в ведении Правительства Российской Федерации, средства которой формируются за счет государственных бюджетных ассигнований и привлеченных средств.
Стратегические цели и тактические задачи деятельности РФФИ и РГНФ определяются: Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике"; Уставом РФФИ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. N 161; Уставом РГНФ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2001 г. N 347; "Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года", "Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" (утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г.); положениями Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 24 мая 2005 года.
Особенности подхода
РФФИ и РГНФ поддерживают лучшие инициативные творческие коллективы ученых, а не организации, причем финансирование осуществляется на безвозвратной и безвозмездной основе (субвенции в форме грантов);
- основные принципы работы РФФИ и РГНФ - конкурсность, открытость, адресность финансирования;
- поддержка лучших проектов осуществляется строго по итогам конкурсного отбора, вне зависимости от ведомственной принадлежности и правового статуса организаций, в которых работают коллективы, выполняющие эти проекты;
- основанием для принятия решения о финансовой поддержке проекта являются результаты многоэтапной экспертизы, проводимой независимыми экспертами и экспертными советами фондов;
- работа экспертов и экспертных советов оплачивается фондами;
- деятельность РФФИ и РГНФ координируется постоянно действующей согласительной комиссией;
- научный руководитель обязуется опубликовать результаты исследований, полученные за счет средств фондов, и сделать их общественным достоянием;
- фонды оказывают информационное содействие ученым и обеспечивают контроль за ходом выполнения проектов.
Описанный подход позволяет создать благоприятные условия для порождения нового научного знания, для возрастания потока научной информации.
Объект поддержки
РФФИ и РГНФ поддерживают творческие коллективы, создаваемые учеными в инициативном порядке для проведения исследований с целью решения конкретных научных задач, сформулированных в рамках инициативных исследовательских проектов, представляемых в фонды в качестве заявок на финансовую поддержку. В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 2001 года содержится прямое указание на необходимость перехода к механизму финансирования науки "в том числе таким образом, как это уже не первый год делают отечественные научные фонды. Они на конкурсной основе финансируют именно исследования, а не исследовательские учреждения".
Опыт и масштабы деятельности
В соответствии с указанной выше целью работа РФФИ и РГНФ носит комплексный характер, конкурсы РФФИ и РГНФ направлены на решение следующих задач:
1. Поддержка инициативных проектов фундаментальных исследований по всем направлениям и областям знаний.
2. Поддержка науки в регионах России, в том числе поддержка инициативных фундаментальных исследований, направленных на решение проблем, особо важных для экономического и социального развития региона.
3. Поддержка инициативных фундаментальных исследований, ориентированных на конечный результат. Целью мероприятий по данной задаче является последовательное и целенаправленное получение фундаментальных научных результатов, которые могут быть в дальнейшем использованы в инновационном процессе, а также выявление инновационно-привлекательных результатов, возникающих в процессе выполнения фундаментальных исследований в рамках других конкурсов, проводимых фондами.
4. Информационное обеспечение фундаментальных исследований, проводимых при поддержке фондов.
5. Поддержка фундаментальной отраслевой науки.
6. Развитие международного научного сотрудничества, в том числе со странами СНГ.
Следует также упомянуть: задачи развития материально-технической базы фундаментальных исследований; издание научных монографий; проведение научных экспедиций и полевых исследований; поддержку организации российских и международных научных мероприятий на территории России и участия российских ученых в международных научных мероприятиях за рубежом; проектов по написанию аналитических обзоров.
За 13-летний период существования РФФИ эксперты Фонда проанализировали более 190 тысяч заявок, из которых было поддержано более 77 тысяч проектов из 74 субъектов РФ. В конкурсах приняло участие более 200 тысяч ученых, из которых около 100 тысяч были поддержаны Фондом как участники проектов-победителей. Ежегодно РФФИ поддерживает более 10000 проектов, выполняемых примерно в тысяче организаций, участниками которых являются более 50 тысяч человек. Ежегодно Фонд расходует на поддержку проектов 97% общего объема выделяемого финансирования, на оплату экспертизы и содержание аппарата - 3%.
За 11 конкурсов, проведенных Фондом в 1994-2005 гг., в РГНФ поступили и прошли экспертизу 53 123 научных проекта. В 1995-2005 гг. Фонд поддержал 21 460 научных проектов разных типов.
Основные позитивные результаты
Работа РФФИ и РГНФ стала одним из определяющих факторов в жизни российской науки. Фонды эффективно действуют как инструмент сопряжения интересов науки и государства, способствуют сохранению научно-технического потенциала и естественному реструктурированию науки, концентрации самых активных и продуктивных ученых на наиболее перспективных задачах, а также способствуют преодолению разрыва между результатами фундаментальных исследований и их востребованностью обществом, государством и промышленностью, поскольку фундаментальные исследования являются важным источником инновационных идей.
Принципиально важно, что фонды не только выполняют задачу связи ученых и государства, но и являются крупнейшими центрами концентрации нового знания. Кроме того, фонды обладают контекстно связанной высокоорганизованной информацией о российской науке, что, в свою очередь, открывает богатейшие возможности для непрерывного многоаспектного мониторинга российского научного комплекса, для обоснованного выбора приоритетных направлений развития науки, оценки состояния критических технологий, повышения конкурентоспособности российской экономики, обороноспособности страны, для принятия других стратегических решений. Фонды сегодня - это и центры информации о науке как социальном организме и об ученых как субъектах науки.
Необходимые затраты
Распоряжением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. N 728-р предписано направлять ежегодно Российскому фонду фундаментальных исследований средства в размере 6% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки.
Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 875 "О финансировании Российского гуманитарного научного фонда" предписано "направлять ежегодно, начиная с 1996 года, Российскому гуманитарному научному фонду средства в размере 1% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки". Следует отметить, что до сих пор без внимания остаются многочисленные рекомендации об увеличении доли РГНФ в бюджете науки до 1,5%, несмотря на непрерывный рост числа заявок и соответствующее вынужденное ужесточение конкурсов РГНФ.
Целевые индикаторы деятельности РФФИ и РГНФ
Целевыми индикаторами являются: число поддержанных проектов; число участников проектов; число организаций, эффективно ведущих фундаментальные исследования; число регионов, где выполняются проекты поддержанные фондами; число научных публикаций по этим проектам; импакт-факторы журналов, где публикуются научные статьи по проектам РФФИ и РГНФ; число проведенных экспертиз; число привлекаемых экспертов.
Оценка эффективности деятельности РФФИ и РГНФ
Субвенции в форме грантов на проведение фундаментальных исследований предполагают эффективность научной деятельности заявителя: процесс научного познания финансируется не сам по себе, а по заявленному и ожидаемому результату в виде публикаций, проведения экспедиций, создания баз данных, информационных систем и коммуникаций, издания словарей, монографий и т.п. По некоторым видам конкурсов предусмотрено финансирование только результатов научной деятельности: это проекты по изданию научных трудов, проекты создания информационных систем (создание баз данных, электронные публикации), проекты участия российских ученых в научных мероприятиях за рубежом (выступления с докладами), проведение научных экспедиций и мероприятий. Контроль за эффективностью научных исследований осуществляют экспертные советы и советы фондов, рассматривающие ежегодные отчеты и принимающие по ним решения: промежуточные и итоговые отчеты по каждому проекту рассматриваются и оцениваются членами экспертных советов на заседаниях секций, координаторы представляют результаты этой работы на заседаниях экспертных советов, председатели экспертных советов - на заседаниях советов фондов. Итогом многоуровневого анализа является решение советов фондов по каждому проекту.
Направления совершенствования деятельности РФФИ и РГНФ
Учитывая, что нормативная правовая база фондов была сформирована в середине 90-х годов прошлого века, для создания условий их дальнейшего развития необходимо решить следующие проблемы совершенствования деятельности и корректировки научной политики фондов, уточнения их места и роли в поддержке науки, включая:
- совершенствование условий конкурсов;
- дальнейшее совершенствование экспертной системы и нормативной базы фондов;
- выработка предложений в проект закона "О государственных научных фондах" и по внесению изменений в Бюджетный и Гражданский кодексы, в федеральные законы "О бюджетной классификации", "О некоммерческих организациях";
- координация деятельности фондов с органами государственного управления и научными организациями в целях эффективного использования средств федерального бюджета, направляемых на развитие науки, в том числе развитие межведомственной и межрегиональной кооперации в научных исследованиях с государственными академиями наук, министерствами, ведомствами и администрациями субъектов РФ; активизация договоров о совместной поддержке научных исследований с администрациями и правительствами субъектов РФ, с международными научными фондами и академиями;
- информирование научного сообщества о деятельности фондов в СМИ, в том числе в бюллетенях и на веб-сайтах фондов;
- развитие системы контроля за целевым использованием средств, выделяемых на выполнение проектов, разработка системы контроля и санкций для авторов и организаций.
Основные этапы работы фондов как инструмента государственной научной политики:
2006-2007 гг. - совершенствование законодательной и нормативной правовой базы по совершенствованию деятельности РФФИ и РГНФ, разработка новых направлений и приоритетов в сфере естественных и гуманитарных наук, оптимизация программной деятельности фондов, развитие совместных международных и региональных конкурсов, направленных на восстановление единого научного пространства СНГ, развитие фундаментальной науки в регионах России, создание эффективных сетей международного научного сотрудничества, поощрение участия молодых ученых в конкурсах фондов и стимулирование процессов межведомственной, межрегиональной и междисциплинарной интеграции фундаментальной науки;
2008-2010 гг. - формирование и реализация крупных программ в рамках приоритетных направлений, создание международных сетей по генерации фундаментальных знаний, привлечение средств регионов и частных фондов на проведение научных исследований;
2010-2015 гг. - стимулирование расширенного воспроизводства фундаментальных знаний, увеличение бюджетных расходов по реализации крупных ведомственных целевых программ, увеличение доли частных и международных фондов в финансировании фундаментальных исследований, стимулирование международной интеграции российской науки.
3. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
Цель
Главная цель Фонда - оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
Опыт и масштаб применения
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСМП) имеет более чем 10-летний опыт работы, располагает представительствами в 25 регионах России. Представительства ФСМП в регионах информируют общественность о деятельности Фонда, содействуют предприятиям в подготовке заявок, предоставляют Фонду информацию о предприятиях-заявителях, осуществляют контроль за ходом выполнения проектов.
Законодательная база
Фонд образован Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года N 65 в форме государственной некоммерческой организации. По существу своей деятельности и в соответствии с Федеральным законом "О государственной научно-технической политике" Фонд, как один из трех государственных научных фондов, является государственным научным учреждением.
Особенности подхода
ФСМП работает по следующим основным базовым принципам, сформулированным в самом начале деятельности Фонда, которые остаются практически неизменными:
- Фонд осуществляет поддержку только юридических лиц в форме малых инновационных компаний*(1);
- экспертиза заявок осуществляется внешними экспертами, причём не только по их научно-техническому содержанию, но и по вопросам финансового, экономического, производственного характера, проработке платёжеспособного рынка. Аппарат Фонда проводит только формальную экспертизу заявок на наличие в них всех необходимых документов;
- решение о финансовой поддержке проектов принимается на основе рейтингового голосования конкурсной комиссии Фонда, в составе которой по согласованию с наблюдательным советом представлены специалисты различного профиля;
- экспертиза заявок должна быть бесплатной. Компенсация затрат Фонда на организацию экспертизы должна осуществляться за счёт уже принятых проектов и быть минимальной;
- деятельность Фонда должна быть максимально скоординирована с аналогичными/дополняющими программами федеральных и региональных органов исполнительной власти
- поддержка проектов за счёт средств федерального бюджета может осуществляться как на безвозвратной (в форме грантов), так и на возвратной основе. В последнем случае предприятия не должны предоставлять Фонду гарантии и залоги в обеспечение возврата заёмных средств, проценты по займам не должны превышать половины учётной ставки Центрального Банка, а сроки возврата средств должны быть достаточными для коммерческой окупаемости проекта;
- не более половины средств Фонда должна использоваться на поддержку проектов заявителей из московского региона;
- заявки от предприятий из регионов России должны поступать непосредственно в Фонд, но в наиболее наукоёмких регионах России Фонд должен иметь свои представительства для информирования общественности о деятельности Фонда, содействия предприятиям в подготовке заявок, предоставления Фонду информации о предприятии-заявителе, контроля за ходом выполнения проекта;
- при рассмотрении заявок предпочтение отдавать проектам с паритетным участием в финансировании работы наряду со средствами федерального бюджета и других источников финансирования. Доля средств Фонда в проекте НИОКР не должна превышать 50%.
Специфика деятельности Фонда обуславливает необходимость эффективной координации с аналогичными/дополняющими программами федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Объект поддержки
Малые инновационные компании.
Основные позитивные эффекты
ФСМП рассматривается как инструмент проведения государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере, включающий оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности, а также как инструмент создания и развития инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.
Основные показатели - количество полученных и профинансированных от малых предприятий проектов, количество созданных инновационно-технологических центров, освоение поддерживаемыми фирмами в своем производстве новых технологий, объем выпущенной ими продукции, объем налоговых отчислений этих фирм.
Необходимые затраты
Правительством Российской Федерации установлено, что в ФСМП ежегодно направляется фиксированный процент средств федерального бюджета на гражданскую науку. При образовании ФСМП эта величина составляла 0,5%. По мере развития деятельности Фонда, признания её научно-технической общественностью, рассмотрения итогов деятельности в Правительстве Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации эта величина возрастала и в настоящее время составляет 1,5%.
Целевые индикаторы по применению инструмента
С момента основания в ФСМП подано 6500 проектов от малых предприятий из 50 регионов России.
Профинансировано более 2000 проектов на сумму 1,7 млрд. руб. Фонд имеет представительства в 25 регионах России.
При финансовой поддержке Фонда в 11 регионах России создано 24 ИТЦ, объединяющих более 250 малых предприятий научно-технической сферы с общим объемом производства более 3 млрд. руб. в год.
Поддержанные Фондом предприятия освоили в производстве свыше 1000 запатентованных изобретений, выпустили на их основе продукции на десятки миллиардов рублей, их отчисления государству в виде налогов превышают в 2,4 раза сумму полученных ими бюджетных средств, стоимость их основных фондов увеличилась в 11,3 раза, а выработка на одного работающего в 12,7 раза (на компаниях по информационным технологиям достигла 1,5 млн. рублей), на фирмах созданы тысячи новых рабочих мест. Предприятия получили столько же новых патентов, а их сотрудники - четыре государственных премии в области науки и техники. Доля продукции малых инновационных компаний и выросших из них за эти годы средних компаний в общем объеме российской продукции по ряду изделий составляет десятки процентов, а по некоторым (программный продукт, научное и экологическое приборостроение) приближается к 100%.
Около 15,0% средств Фонда направляются на создание сети инновационно-технологических центров (создано по России около 30 ИТЦ площадью 100 тыс. кв. метров, предоставленных для размещения на льготных условиях сотням предприятий), развитие инфраструктуры трансфера технологий, вовлечение студенчества и молодых ученых РАН и университетов в инновационное предпринимательство, поддержку участия компаний в выставках, семинарах, подготовку менеджеров.
Фонд в соответствии со своими уставными функциями постоянно ведёт мониторинг состояния малого инновационного предпринимательства в стране, анализирует ситуацию, информирует о ней и своей деятельности научно-техническую общественность и Правительство Российской Федерации, формирует соответствующие предложения.
Основные этапы применения инструмента
Фонд образован Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года N 65.
При образовании Фонда на его деятельность направлялось 0,5% от средств федерального бюджета на гражданскую науку. В настоящее время этот показатель составляет 1,5%.
В ближайшей перспективе Фонд предполагает осуществлять свою основную деятельность в направлении:
- поддержки малых инновационных компаний, находящихся на начальной стадии развития (программа "СТАРТ");
- содействия процессу коммерциализации результатов научной деятельности, созданной в основном за счет средств Федерального бюджета инновационными предприятиями (программа "ТЕМП"), в том числе на основе партнерства университетов и малых инновационных предприятий (программа "ПУСК");
- активного участия в создании особых экономических зон технико-внедренческого типа и технопарков посредством финансирования инновационных проектов их резидентов.
4. Российский фонд технологического развития (РФТР) и система отраслевых фондов финансирования научных исследований и экспериментальных разработок
Цель создания
Мобилизация (объединение) собственных средств предприятий для реализации прикладных, коммерчески перспективных разработок; ускорение процесса передачи новейших разработок в реальный сектор экономики; создание технологических заделов и проектной документации для обеспечения технической реконструкции промышленности на новой высокотехнологичной базе, поддержка высокотехнологичного инновационного бизнеса; развитие инновационной инфраструктуры (как одна из возможных перспективных целей дальнейшего развития деятельности РФТР)*(2).
Основные задачи деятельности
Система таких внебюджетных фондов НИОКР и РФТР предполагает финансовую поддержку научных организаций и инновационных предприятий на всех стадиях цепи "прикладные НИОКР - опытный образец (макет) - выпуск опытной партии продукции".
Объект поддержки
Проекты НИОКР, реализуемые научными организациями (включая государственные научные центры) и инновационно активными предприятиями Российской Федерации в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и критических технологий Российской Федерации.
Законодательная и нормативная правовая база
Порядок образования и использования средств внебюджетных фондов НИОКР и РФТР определяется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 1992 г. N 426 "О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации", Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", а также статьей 262 Налогового кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. N 1156 "Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок".
Источники и механизмы формирования средств
В соответствии с действующим законодательством внебюджетные фонды НИОКР формируются за счет добровольных отчислений в размере до 0,5% от валовой выручки, а РФТР - 25% от средств таких фондов*(3). Кроме того, РФТР формирует свои ресурсы за счет средств, возвращаемых организациями-исполнителями НИОКР (в соответствии с договорами РФТР финансирование НИОКР осуществляется на возвратной основе).
Структура внебюджетных фондов НИОКР
Система внебюджетных фондов НИОКР в настоящее время включает 29 фондов, из которых 16 образованы федеральными органами исполнительной власти, а остальные - коммерческими организациями. Наиболее крупные фонды созданы Минтрансом России, Мининформсвязи России, Росатомом, РАО "ЕЭС России" и ОАО "РЖД".
Организация деятельности РФТР
Заявки на финансирование НИОКР за счет средств РФТР, включающие описание содержания НИОКР, техническое задание, календарный план, смету, технико-экономическое обоснование, оценку эффектов от практической реализации ожидаемых результатов, проходят независимую экспертизу*(4). Решение о целесообразности предоставления средств принимается Научно-техническим советом фонда, который предоставляет рекомендации Роснауке о поддержке проекта или отказе в финансировании.
Анализ опыта и основные позитивные результаты деятельности РФТР
РФТР работает с 1992 г. При формировании внебюджетных фондов НИОКР в первой половине 90-х годов в основу была положена трехуровневая система финансирования НИОКР: на первом уровне предприятия за счет собственных средств финансируют относительно недорогие и быстро реализуемые разработки; на следующем уровне предприятия объединяют ресурсы путем создания отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов для решения за счет этих средств задач научно-технического развития профильных технологий; на третьем уровне четверть средств всех внебюджетных фондов НИОКР аккумулируется в РФТР для решения крупных межотраслевых проблем, носящих общесистемный характер, нацеленных на перспективу и создающих технологические заделы для развития наукоемких технологий и высокотехнологичных производств.
За время деятельности РФТР была создана и отработана на практике система возвратного финансирования проектов, сформированы требования к научно-техническим проектам, разработаны методики научно-технической и экономической экспертизы, отлажена система проведения конкурсов и тендеров, организована практическая работа с заявителями по оформлению и сопровождению проектов и обеспечению выполнения всех договорных обязательств, включая контроль за целевым использованием средств фонда, выполнением требований технического задания и возвратом средств. Впервые в практике взаимоотношений государственной структуры с научно-техническими организациями, для цивилизованного решения возникавших споров и претензий, был успешно задействован механизм арбитражного судопроизводства.
Оценка эффективности деятельности РФТР
Эффективность деятельности РФТР целесообразно оценивать по следующим параметрам:
а) поскольку фонд поддерживает реализацию научно-технических проектов, прошедших отбор государственной экспертизы, первым показателем должна являться реализация в полном объеме технического задания. За время деятельности РФТР имелось лишь несколько случаев, когда заявители не выполнили требований технического задания;
б) в связи с тем, что фонд финансирует проекты, направленные на создание коммерчески перспективной продукции, косвенным показателем коммерческого успеха проектов является способность заявителя вернуть заемные средства в установленный срок. В целом просроченная задолженность составляет 7,8% от общего объема предоставленных фондом средств. При этом возникновение просроченной задолженности обусловлено, главным образом, ошибками в оценке ситуации на рынке наукоемкой продукции;
в) важным показателем эффективности деятельности является способность предприятий и организаций, поддержанных фондом, успешно продолжать свою деятельность (реализацию проектов) после завершения финансового участия РФТР, обеспечить свою конкурентоспособность на рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции. По имеющимся данным, 39% заявителей РФТР по окончании таких проектов увеличили объемы реализации (выручки) и долю на рынках продукции в области приборостроения, энергетики, электротехники, биотехнологии, компьютерных и телекоммуникационных технологий и программного обеспечения, химии, элементной базы, медицины и фармакологии и т.д.
За период 1994-2003 г.г. профинансировано 840 проектов НИОКР и на общую сумму 3,938 млрд. руб. Из них на сегодняшний день возвращено 1,7 млрд. руб. Срок возврата средств по части проектов (на общую сумму 3 млрд. руб.) еще не наступил.
Общая экономическая эффективность по уже возвращенным средствам (1,7 млрд. руб.), учитывая, что предприятия для того, чтобы вернуть средства, предприятия должны были произвести и реализовать научно-технической продукции на сумму не менее 2,6 млрд. руб., составляет:
- НДС (18%) - 0,4 млрд. руб.;
- налог на прибыль (24%) - 0,5 млрд. руб.;
- возврат основной суммы (1,7 млрд. руб.)
Таким образом, не получив в виде доходов по налогу на прибыль 0,4 млрд. руб. при формировании средств Фонда (25% от 1,7 млрд. руб.), так как платежи в фонды НИОКР включаются в затраты предприятий в пределах 0,5% от выручки, государство получает более чем двойную компенсацию в виде налоговых платежей (НДС + налог на прибыль = 0,9 млрд. руб.), не учитывая даже доходы бюджетов всех уровней от ЕСН, подоходного налога и налога на имущество.
Направления совершенствования деятельности РФТР и системы внебюджетных фондов НИОКР
Учитывая, что нормативная правовая база РФТР и системы внебюджетных фондов НИОКР была сформирована в середине 90-х годов прошлого века, для создания условий их дальнейшего развития необходимо решить следующие проблемы:
снятие нормативных правовых ограничений на вложения фондом средств в предприятия и организации инновационной инфраструктуры (технопарки, ИТЦ, ЦТТ, венчурные фонды и т.д.);
обеспечение РФТР, представляющему интересы государства, возможности выступать юридически равноправной стороной в отношениях с хозяйствующими субъектами, включая взаимодействие с управляющими компаниями внебюджетных фондов НИОКР, другими партнерами по реализации с финансовым участием фонда проектов (в т.ч. в соответствии с международными договорами)*(5);
формирование механизмов разделения коммерческих рисков между всеми субъектами реализации проектов, финансируемых с участием РФТР или внебюджетных фондов НИОКР;
разработка механизмов участия РФТР и других внебюджетных фондов НИОКР в реализации важнейших инновационных проектов государственного значения;
обеспечение возможности создания представительств РФТР в регионах, в т.ч. для целей повышения качества оценки отбираемых для финансирования предприятий, мониторинга использования собственности (в т.ч. интеллектуальной), полученной за счет такого финансирования и др.
Целевые индикаторы по применению инструмента
рост объемов средств, направляемых предприятиями страны на формирование фондов НИОКР;
рост объемов и номенклатуры высокотехнологичной продукции инновационных компаний, профинансированных РФТР и другими внебюджетными фондами НИОКР, - в целом, по отраслям промышленности и по регионам Российской Федерации;
оценка влияния деятельности РФТР и других внебюджетных фондов НИОКР на изменение таких показателей (результатов статистического наблюдения Росстата), как удельный вес инновационной промышленной продукции Российской Федерации в общем объеме промышленной продукции на внутреннем рынке; удельный вес инновационной промышленной продукции в общем объеме экспорта промышленной продукции Российской Федерации; удельный вес инновационной промышленной продукции инновационно-активных предприятий малого предпринимательства, осуществляющих выпуск товаров и услуг, в общем объеме промышленной продукции; объем научно-технических работ инновационно-активных предприятий малого предпринимательства, выполняющих научные исследования и разработки и др.;
динамика изменения (рост) количества экономически и технологически успешных проектов, профинансированных РФТР и другими внебюджетными фондами НИОКР, - в целом, по отраслям промышленности и по регионам Российской Федерации;
количество новых рабочих мест, созданных при финансовом участии РФТР и других внебюджетных фондов НИОКР.
Основные этапы применения инструмента:
2006 г. - совершенствование законодательной и нормативной правовой базы по совершенствованию деятельности РФТР и других внебюджетных фондов НИОКР путем внесения дополнений и изменений Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. N 1156 "Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок", а также Положение о Федеральном агентстве по науке и инновациям, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 281;
2007 г. - обеспечение участия РФТР и других внебюджетных фондов НИОКР, как формы внебюджетного источника финансирования, в реализации важнейших инновационных проектов государственного значения и ФЦП научного и технологического профиля;
2007-2009 г.г. - создание в представительств РФТР в регионах наибольшей концентрации научно-технического потенциала страны (г. Санкт-Петербург, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток);
2006-2015 г.г. - формирование и реализация Минобрнауки России системы мер по методической и организационной поддержке создания внебюджетных фондов НИОКР в перспективных высокотехнологичных отраслях реального сектора экономики.
5. Посевные и стартовые фонды финансовой поддержки инновационных компаний на ранних стадиях развития
Цель
Финансирование инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития, так называемое "посевное" финансирование.
Финансирование недавно образованных компаний, нуждающихся в средствах для проведения дополнительных исследований или создания пилотных образцов продукции перед выходом на рынок и началом продаж.
Помощь начинающим компаниям в подготовке вывода продукта на рынок в области менеджмента, маркетинга, патентования и прочих видов деятельности, связанных с обеспечением коммерциализации продвигаемого продукта.
Опыт и масштаб применения
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере с 2003 г. начал новую программу - "СТАРТ".
Основная цель программы - содействие ученым, инженерно-техническим работникам, студентам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара (изделия, технологий) или услуги на основе результатов своих научных исследований.
Предполагается, что процесс становления малой инновационной компании займет до 3-х лет. Первый этап реализации проекта (до 1 года) является "посевным" в полном смысле этого понятия: заявитель, используя средства (до 750 тыс. руб.), предоставляемые ему на безвозвратной основе на проведение НИОКР, осуществляет ряд действий, которые позволят ему убедиться в реальности (или нереальности) коммерциализации результатов его научных исследований.
Реальной коммерциализацией для данной программы считается развитие нового предприятия (нового подразделения на предприятии) в конце третьего года до 5-20 сотрудников, имеющих данное предприятие как основное место работы (включая основных разработчиков), и с объемом реализации нового продукта (услуги) не менее 750 тыс. руб. на такого сотрудника в год.
На второй и третий год реализации проекта предоставляемое со стороны Фонда финансирование на проведение НИОКР увеличивается в зависимости от хода работ, объема привлекаемых исполнителем внебюджетных источников финансирования, но не превышая суммарно за три года 4,5 млн. руб.
Опыт США показывает, что "вилка" выделяемых на один проект средств на ранних стадиях инновационного цикла, варьируется от 25 до 250 тыс. долларов США.
Для данной программы Фонд не настаивает на переходе основных разработчиков проекта в течение первого года его реализации во вновь создаваемое предприятие. Однако при отборе проектов для финансирования на второй год их реализации переход основного разработчика на предприятие как основное место работы рассматривается в качестве серьезного доказательства уверенности самого разработчика в реализуемости его бизнес-идеи.
В любом случае в заявке должно быть показано, что заявители имеют право на предлагаемые к коммерциализации научные результаты (наличие права собственности на патент, лицензионное соглашение, письмо руководителя научной организации и т.д.).
Законодательная база
Существующая законодательная база в целом достаточна для начала программы "Старт". Достаточно развитая законодательная база, регламентирующая деятельность посевных и стартовых фондов финансовой поддержки инновационных компаний на ранних стадиях развития, отсутствует.
Особенности подхода
Финансирование проектов программы "Старт" осуществляется в форме государственных контрактов на безвозвратной и безвозмездной основе. Права на вновь создаваемую в процессе реализации проекта интеллектуальную собственность закрепляются за исполнителями контракта в соответствии со статьей 9.1 Патентного закона Российской Федерации N 22-ФЗ от 07.02.2003 г. В рамках контракта предусматривается согласие заявителей на проведение независимого мониторинга.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер и дату названного Закона следует читать как "N 3517-I от 23 сентября 1992 г."
Критерии оценки инновационных проектов экспертами:
- Содержит ли заявка инновацию (новые продукт, услугу или технологию) с потенциалом коммерциализации?
- Не является ли заявка продолжением исследовательского проекта, а не проекта, направленного на коммерциализацию?
- Научное и техническое качество инновации, новизна предлагаемого решения.
- Насколько инновация близка к коммерциализации (проведены исследования, проработаны контакты с соисполнителями, потребителями и т.д.), достаточен ли для ее коммерциализации срок проекта (3 года)?
- Экономические и социальные следствия коммерциализации инновации.
- Насколько правильно определены предполагаемые потребители инновации и их мотивации?
- Формирует ли инновация новую нишу потребностей или удовлетворяет одну из существующих, замещает ли она одни из существующих продуктов или создает принципиально новый вид продукта?
- Насколько предполагаемые план действий и финансовые ресурсы достаточны и оптимальны для коммерциализации инновации?
- Насколько эффективна предлагаемая схема управления проектом?
- Уровень квалификации и компетентности участников.
- Могут ли участники эффективно коммерциализовать инновацию, их предшествующий опыт.
- Насколько правильно и полно оценены риски на этапах реализации проекта?
- Какова конечная цель заявителей - создать постепенно собственно крупную или устойчиво работающую малую компанию, или привлечь внимание крупного инвестора или предприятия и продать им свою компанию? В последнем случае - вернуться в науку или уйти в бизнес?
- Необходимость специальных решений на право производства и реализации нового продукта (услуги).
Объект поддержки
Работники сферы науки, образования и промышленности.
Инновационные компании на ранних стадиях развития, нуждающиеся в финансовых средствах для осуществления инновационных проектов на самых ранних стадиях.
Основные позитивные эффекты
Хотя в настоящее время начинает развиваться венчурное финансирование малых инновационных фирм на стартовой фазе их развития, в большинстве случаев начальные стадии разработки инновационной продукции финансируются из собственных средств организации, или с привлечением грантов.
Принципиальное отличие "посевного финансирования" от венчурного - оно безвозмездно и нацелено на финансирование разработки, находящейся в стадии незавершенной НИОКР.
Посевные и стартовые фонды рассматриваются как инструмент обеспечения инвестиций для развития высокотехнологичного инновационного бизнеса.
Необходимые затраты
На первых этапах образования посевных и стартовых фондов необходимо оказать государственную поддержку таким фондам для активизации их деятельности. Впоследствии по мере увеличения привлекаемых средств предпринимательского сектора, участие государства возможно ослабить.
Общий объем финансирования программы "Старт" до 100 млн. руб. в год.
Целевые индикаторы по применению инструмента
Рост количества создаваемых малых инновационных компаний - в целом и по регионам РФ.
Рост количества экономически успешных проектов - в целом и по регионам РФ.
Объем средств, выделяемый для финансирования инновационных проектов на посевной и стартовой стадиях - в целом и по регионам РФ.
Количество созданных рабочих мест.
Объем реализованной продукции.
Основные этапы применения инструмента
Разработка нормативной базы и поддержка создания посевных и стартовых фондов (посредством применения инструмента Фонда Фондов) - 2006 год.
Запуск программы финансирования проектов малых и средних предприятий на ранних стадиях инновационного цикла в регионах России - 2006 год.
6. Венчурный инновационный фонд (Фонд фондов)
Цель
Создание фонда поддержки отраслевых венчурных фондов (Фонда фондов) направлено на динамичное развитие системы венчурного финансирования, повышение инвестиционной привлекательности венчурной деятельности. Венчурные фонды являются важным финансовым институтом в сфере коммерциализации. В настоящее время в России венчурные фонды не получили достаточного развития. Отчасти причины состоят в том, что государство не берет на себя реальных рисков, а также отсутствуют сильные стимулы для вложений в высокорисковые проекты в условиях, когда значительно надежнее инвестировать средства в сырьевые отрасли.
Предполагается, что Фонд фондов участвует на долевой основе в капитале создаваемых отраслевых венчурных фондов.
Опыт и масштаб применения
Венчурный Инновационный Фонд (ВИФ), цель которого - формирование организационной структуры системы венчурного инвестирования в инновационные проекты, был образован по распоряжению Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 года, N 362-р, в рамках реализации "Основных направлений развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000-2005 годы", одобренных Правительственной комиссией по научно-инновационной политике 27 декабря 1999 года,
ВИФ зарегистрирован в Санкт-Петербурге в июле 2000 года с объемом основного капитала в размере 200 млн. рублей как некоммерческая организация в форме "фонда" с государственным участием. Первый транш в размере 50 млн. рублей из средств Российского фонда технологического развития (РФТР) поступил на расчетный счет ВИФ в августе 2000 года.
До настоящего времени ВИФ является первым реальным российским "фондом фондов", который призван участвовать в построении системы венчурного инвестирования и инвестиционных институтов с российским и зарубежным капиталом, вкладывающих средства в технологический инновационный бизнес.
Свою деятельность ВИФ организует путем участия в создании отраслевых венчурных фондов на конкурсной основе, доля инвестиций в каждом из которых не должна превышать 10%. Объем средств, находящихся под управлением каждого из создаваемых фондов, должен быть не менее трех млн. долларов США.
Однако, в связи с недостаточностью государственного финансирования (фактически в фонд направлено только 50 млн. руб. из средств Российского фонда технологического развития) ВИФ принял участие в создании только одного венчурного фонда - "Инновационного венчурного фонда аэрокосмической и оборонной промышленности" (г. Санкт-Петербург) с долевым участием в 30 млн. руб.
Законодательная база
Многие нормативные вопросы деятельности созданного Венчурного инновационного фонда не урегулированы.
В целом, отсутствует развитая законодательная база по венчурному финансированию.
Особенности подхода
Прямое государственное участие в формировании Фонда фондов и реализация схемы его участия в капитале отраслевых венчурных фондов предполагает доверие федеральной власти к частным инвесторам и региональным властям (в случае их участия в финансировании). При этом экспертами отмечается, что при высоком уровне коррупции, оппортунистической модели поведения частного бизнеса и передаче этому сектору права принятия стратегических решений эффективность данной схемы может быть ограниченной.
В то же время на настоящем этапе важно компенсировать высокие риски, связанные с деятельностью венчурных фондов, в известной мере вовлечь государство в активное решение законодательных проблем развития венчурного финансирования, поэтому прямое участие государства в создании Фонда фондов представляется оправданным.
Концепция Фонда фондов предполагает, что:
поддержка создания отраслевых венчурных фондов осуществляется на долевой основе;
участие государства в капитале отраслевого фонда постепенно снижается.
Обычно предполагается, что поддержка со стороны Фонда фондов должна предоставляться на коммерческих условиях, однако на начальном этапе важно быстро запустить процесс формирования отраслевых фондов и по этой причине поддержка может осуществляться в первые годы на безвозмездной основе.
Для обеспечения ликвидности венчурных инвестиций должна быть создана сеть биржевых площадок для продажи акций высокотехнологичных компаний.
Объект поддержки
Отраслевые венчурные фонды.
Основные позитивные эффекты
Фонд фондов рассматривается как инструмент стимулирования создания и развития венчурных фондов, привлечения внебюджетных ресурсов для их деятельности.
Основные показатели - объем активов венчурных фондов, количество инновационных фирм, получивших поддержку, доля венчурного финансирования в объеме финансовых ресурсов инновационных фирм, доля венчурных инвестиций в высокотехнологичный сектор в общем объеме прямых инвестиций, доля успешных проектов, увеличение уровня внебюджетного софинансирования венчурных фондов.
Необходимые затраты
Для дальнейшего развития деятельности ВИФ необходимо увеличение его уставного капитала. Причем такое увеличение целесообразно осуществить не разовым финансовым участием государства, а через создание эффективного экономического механизма использования бюджетных средств, предполагающего, в том числе, прямую финансовую отдачу для федерального бюджета.
По расчетам, общий минимально необходимый размер отраслевого венчурного фонда для осуществления инвестиций в компании ранних стадий должен составлять не менее 450 млн. руб.
Исходя из того, что в портфеле институционального инвестора (Фонда фондов) должно быть представлено не менее десяти венчурных фондов, а также имея в виду, что доля участия ВИФ в венчурных фондах в среднем составит около 30%, необходимо определить минимально допустимый размер основного капитала Фонда на уровне 1,35 млрд. руб.
Целевые индикаторы по применению инструмента
Предполагается создание примерно 10 отраслевых венчурных фондов.*(6)
Совокупный финансовый эффект от бюджетных инвестиций Фонда с минимальным основным капиталом в размере 1,35 млрд. руб. составит за пять лет не менее 3,7 млрд. руб.
За инвестиционный период в пять лет венчурными фондами, созданными с участием ВИФ, будет организовано до 4 тыс. рабочих мест.
Будет обеспечен демонстрационный эффект - привлечение к созданию и финансированию венчурных фондов крупных российских компаний и зарубежных инвесторов.
Основные этапы применения инструмента
Принятие необходимых нормативных правовых актов для обеспечения эффективной деятельности Фонда фондов - 2006 год.
Инвестиции из федерального бюджета в капитал Фонда фондов - 2006 год.
Инвестиции из федерального бюджета на долевой основе в отраслевые венчурные фонды - с 2006 года.
Инвестиции отраслевых фондов в венчурные фирмы - с 2007 года
Постепенное сокращение государственного участия в капитале отраслевых венчурных фондов - с 2008 года.
Сеть биржевых площадок для торговли акциями высокотехнологичных фирм - с 2011 года.
Первый выход из капитала венчурных фирм - 2012-2013 годы.
7. Центры трансфера технологий
Цель
Для ускоренного создания современной технологической базы, освоения конкурентоспособной высокотехнологичной продукции в действующую инфраструктуру создаваемой национальной инновационной системы встраиваются центры трансфера технологий (ЦТТ), ориентированные на коммерциализацию научных результатов, созданных за счет бюджета. Этой же цели служит создание отраслевых (и региональных) технологических кластеров. Главная цель создания ЦТТ - развитие институциональной среды, обеспечивающей цивилизованную передачу интеллектуальной собственности в экономику. Создание новых видов бизнеса на основе технологических разработок, созданных в научно-исследовательских отраслевых и академических институтах и вузах.
Опыт и масштаб применения
На базе действующих институтов РАН, университетов, ГНЦ и научных организаций уже созданы 26 ЦТТ. Центры ориентированы на:
создание малых высокотехнологичных предприятий;
заключение лицензионных соглашений;
отбор и оценку разработок, обладающих коммерческим потенциалом;
патентные исследования и правовую помощь;
охрану объектов ИС.
Начат эксперимент по созданию отраслевых технологических кластеров. Два технологических кластера ("Оптоэлектроника" и "Электроника и микроэлектроника") созданы в Санкт-Петербурге и Зеленограде при поддержке Российского фонда технологического развития и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Законодательная база
Функционирование центров трансфера технологий законодательно пока не определено. Тем не менее, уже разработаны проекты следующих законов, которые в той или иной степени регулируют деятельность ЦТТ:
Проект закона "О кооперации в исследованиях и разработках и промышленном освоении инноваций", закладывающий основу организационно-экономического механизма и правового обеспечения кооперации в научно-технической и производственной сферах, включая правовой статус организационных форм, кооперации в процессе разработки и производства наукоемкой продукции (услуг), также условия создания совместных научно-исследовательских лабораторий (центров), научно-производственных объединений (корпораций, консорциумов), государственных научных центров, федеральных центров науки и высоких технологий, региональных центров трансфера и коммерциализации технологий и др.
Проект закона "О государственной поддержке малого инновационного предпринимательства и развития инновационной инфраструктуры", определяющий меры государственной поддержки малого инновационного предпринимательства и развития инновационной инфраструктуры, статус и условия создания федеральных, отраслевых (ведомственных) и региональных фондов технологического развития, фондов поддержки и страхования малого инновационного предпринимательства.
Особенности подхода
Малое инновационное предпринимательство в научно-технической сфере является наиболее динамичным сектором инновационной экономики, способным оперативно реагировать на потребности рынка наукоемкой высокотехнологичной продукции, мобильно перестраивать свое производство, эффективно осваивать создание на основе новых знаний наукоемкую продукцию и услуги.
Однако, в последние годы число малых компаний не увеличивается. Одной из основных причин этого является отсутствие звена инфраструктуры, обеспечивающего создание и развитие на начальном этапе малых компаний. Как показывает мировая практика, этап становления и начального развития малых высокотехнологичных компаний не может эффективно осуществляться без государственной поддержки, поскольку является затратным.
Для стимулирования появления в научно-технической сфере малых динамично растущих технологичных инновационных компаний следует продолжить работу по созданию и развитию центров трансфера технологий. Центры трансфера технологий должны стать одним из основных элементов инфраструктурной поддержки малых инновационных предприятий на начальном этапе их деятельности, обеспечивая помощь в разработке инновационных продуктов на "допосевной" стадии, создание базы идеи компании и превращения разработки в реальный продукт, интересный для инвесторов.
Объект поддержки
Разработчики, занятые доведением технологических решений до опытного образца.
ЦТТ, создаваемые на базе научных организаций и университетов.
Основные позитивные эффекты
Масштабное развитие ЦТТ является важным инструментом для создания национальной инновационной системы, обеспечивающим достижение производственных и социальных целей:
разработка, апробирование и совершенствование институциональных моделей интеграции фундаментальной, прикладной науки, образования и бизнеса;
отработка элементов единой комплексной системы трансфера и коммерциализации результатов научной и инновационной деятельности;
обеспечение полного инновационного цикла и сбалансированности отдельных его этапов при проведении разработок и прикладных исследований;
внедрение новых информационно-аналитических технологий и экономических механизмов управления результатами научной и инновационной деятельности и объектами интеллектуальной собственности;
формирование новых механизмов продвижения продукции (услуг) на рынок;
внедрение многоуровневой системы управления качеством инновационной деятельности в научно-образовательной сфере;
внедрение системы аттестации и сертификации научно-технической продукции (результатов научно-инновационной деятельности) с учетом требований международных стандартов;
формирование составляющих единой информационной среды научно-инновационной деятельности, объединяющей научно-образовательную сферу, промышленный и финансовый бизнес. Создание на единой аппаратно-программной основе постоянно обновляемых баз данных по результатам выполнения научных, научно-технических и инновационных проектов, финансируемых из средств федерального бюджета;
привлечение молодежи к работе в высокотехнологичном, наукоемком секторе экономики;
ориентация прикладных исследований научных организаций и вузов на конечный продукта или услуги, востребованные рынком;
содействие подготовке специалистов, востребованных рынком труда.
Необходимые затраты
Имеющийся опыт создания ЦТТ в Минпромнауки России и Минобразовании России показывает, что на первоначальном этапе бюджетное финансирование ЦТТ должно составлять от 2 до 5 млн. руб. в год в зависимости от предполагаемого объема работ. Необходимо создание до 20 ЦТТ в год. Поскольку стадия инновационного цикла, на которой работают ЦТТ, самая ранняя, и соответственно, самая рискованная, финансирование ЦТТ должно в основном осуществляться государством, поскольку в отличие от мировой практики, в нашей стране отсутствует категория "деловых ангелов" - предпринимателей, которые традиционно вкладывают средства на самых ранних стадиях инновационного цикла.
Целевые индикаторы по применению инструмента
Создание центров трансфера технологий во всех регионах Российской Федерации.
Эффект - увеличение количества проектов, интересных для инвесторов на последующих стадиях инновационного цикла.
Основные показатели, позволяющие провести мониторинг деятельности по масштабному созданию ЦТТ и оценить ее эффективность:
количество и объем договоров о продаже лицензий;
повышение доли инновационной составляющей в товарах и услугах;
повышению доли выпускников вузов, работающих по специальности в науке и наукоемкой промышленности;
увеличение средств частных инвесторов в научно-технологической сфере;
повышение престижа научно-технической и инновационной деятельности (по результатам социологических исследований).
Основные этапы применения инструмента
На этапе создания центра, оптимизации его внутренней структуры, кадрового потенциала, материально-технической базы, завоевания или, что предпочтительнее, формирования собственной ниши рынка финансирование центра осуществляется в основном за счет бюджетных средств разного уровня с ориентировкой на многоканальное финансирование. Эффективность бюджетных расходов при этом обеспечивается, с одной стороны, их социальной значимостью, так как средства направляются на создание потенциала и ресурса будущего развития. С другой стороны, по мере укрепления ЦТТ и его врастания в рынок, возврат средств в виде уплачиваемых им налогов может компенсировать затраты по его созданию. В перспективе ЦТТ должен стать высокорентабельной научно-инновационной структурой, прибыль, от деятельности которой, реинвестируется в ее развитие.
8. Технико-внедренческие зоны
Цель
Развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производство новых видов продукции и развитие транспортной инфраструктуры.
В отношении резидентов технико-внедренческой зоны как одного из типов особой экономической зоны (ОЭЗ) предусмотрены:
особый административный режим;
особенности налогообложения;
гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
режим свободной таможенной зоны.
Законодательная база
Основным нормативным правовым актом, определяющим правовое положение технико-внедренческих зон, является Федеральный закон от 22.07.2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах". Отдельные правовые нормы в отношении таких зон устанавливаются также Налоговым кодексом, Таможенным кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Особенности подхода
Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров. Особая экономическая зона не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований. Территория особой экономической зоны не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.
На момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц (кроме объектов инженерной и транспортной инфраструктур), за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.
При создании особой экономической зоны Правительство Российской Федерации определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на ее территории.
Резидентами технико-внедренческих зон могут быть организации и индивидуальные предприниматели, создающие и реализующие научно-техническую продукцию, доводящие ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создающие программные продукты, системы сбора, обработки и передачи данных, системы распределенных вычислений и оказывающие услуги по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем; образовательные структуры; центры сертификации продукции и услуг (в том числе, на базе центров коллективного пользования).
Для расширения деятельности резидентов технико-внедренческих зон большое значение должно иметь развитие (механизмов) венчурного финансирования.
Объект поддержки
Новые малые и средние инновационные фирмы (как резиденты, так и не резиденты); физические лица (ученые и предприниматели в сфере высоких технологий).
Основные позитивные эффекты
Рост объемов научно-технической продукции. Развитие инновационной и транспортной инфраструктуры. Поддержка организаций, действующих в сфере высоких технологий, и новых фирм на этапе их становления. Формирование устойчивой кооперационной сети малого и среднего высокотехнологичного предпринимательства.
Основные показатели - объем наукоемкой продукции (услуг); количество созданных за пределами технико-внедренческих зон новых юридических лиц, использующих научно-технические продукцию, создаваемую в технико-внедренческих зонах; объем иностранных инвестиций, направленных на развитие технико-внедренческих зон; прирост объема экспорта высокотехнологичных видов продукции; количество создаваемых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.
Необходимые затраты
По экспертным оценкам, для обустройства территории с площадью 1 кв. км. с целью разработки и внедрения новых технологий требуется около 1,2-1,5 млрд. рублей.
Целевые индикаторы по применению инструмента
Создание примерно 10 технико-внедренческих зон. Бюджетные затраты - до 30 млрд. руб. за весь период.
Эффект (через 3-4 года) - до 12 тысяч дополнительных рабочих мест в технико-внедренческих зонах и за их пределами, до 15 млрд. руб. в год дополнительного производства наукоемкой продукции (услуг).
Основные этапы применения инструмента
Проведение конкурсов по отбору заявок на создание технико-внедренческих зон - 2005-2010 годы.
Проведение конкурсного отбора управляющих компаний для выполнения полномочий по управлению объектами недвижимости, расположенными на территории особых экономических зон.
Проведение конкурсов на право заключения государственных контрактов (на размещение заказов) на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ, включая проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для создания объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур особой экономической зоны.
Инвестиции из федерального бюджета в создание инфраструктуры технико-внедренческих зон - 2006-2009 годы.
Регистрация резидентов особых экономических технико-внедренческих зон.
Создание в технико-внедренческих зонах резидентов из числа высокотехнологичных предприятий - с 2006 года.
______________________________
*(1) Под малыми инновационными компаниями понимаются компании, соответствующие законодательному определению малого предприятия, основным видом деятельности которых является инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.
*(2) Справочно: в СССР существовал Единый фонд поддержки науки и техники (ЕФРНТ), в который в обязательном порядке направлялось 3% от себестоимости продукции всех предприятий народного хозяйства, ликвидированный в 1991 году. В настоящее время в России сформировалась система отраслевых внебюджетных фондов, образуемых федеральными органами исполнительной власти и коммерческими организациями для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок поддержки, во главе с РФТР.
*(3) Справочно: до принятия главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (2002 год) внебюджетные фонды НИОКР образовывались за счет добровольных взносов предприятий всех форм собственности в размере до 1,5% от себестоимости продукции.
*(4) Организация проведения экспертизы и определение состава экспертов осуществляются Республиканским исследовательским научно-консультационным центром экспертизы (РИНКЦЭ), аккредитованным в Ростехрегулировании (ранее - Госстандарте) и имеющим государственный сертификат на право проведения экспертной деятельности в Российской Федерации.
*(5) Отличительной особенностью деятельности РФТР является реинвестирование возвращаемых средств и получаемой прибыли на поддержку наукоемких инновационных проектов. В этой связи важное значение имеет придание фонду статуса юридического лица, что позволит ему выступать равноправной стороной в договорных отношениях, а также обеспечит расширение возможностей по привлечению в такие проекты внебюджетных средств.
*(6) Необходимо подчеркнуть, что деятельность ВИФ предполагается акцентировать на создании именно отраслевых венчурных фондов. Что же касается региональных фондов, то деятельность по их созданию в настоящее время осуществляется Минэкономразвития России в рамках реализации мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства. В рамках мероприятий 2006 года могут быть созданы 5-7 таких фондов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.