Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Порядок организации деятельности ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта

Приложение

 

Порядок
организации деятельности ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта
(утв. приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 21 сентября 2010 г. N 400)

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящий Порядок организации деятельности ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Порядок) разработан во исполнение пункта 7 Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 г. N 540 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта"*(1) (далее - Положение о ведомственной охране Росжелдора), и в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране"*(2) (далее - Федеральный закон "О ведомственной охране").

1.2. Настоящий Порядок определяет основы организации деятельности ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - ведомственная охрана), а также входящей в ее состав ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации, по защите охраняемых объектов от противоправных посягательств, в том числе охране грузов в пути следования и на железнодорожных станциях, проведению профилактической работы по предупреждению пожаров, осуществлению контроля за обеспечением пожарной безопасности и ведомственного пожарного надзора, тушению пожаров на железнодорожном транспорте Российской Федерации, участию в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1.3. Органом управления ведомственной охраны является федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП ВО ЖДТ России), находящееся в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта.

1.4. ФГП ВО ЖДТ России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами федеральных органов исполнительной власти, своим уставом, а также настоящим Порядком.

1.5. ФГП ВО ЖДТ России оказывает услуги физическим и юридическим лицам на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.6. Организацию деятельности ФГП ВО ЖДТ России обеспечивают управление ФГП ВО ЖДТ России, управления филиалов и отрядов.

Филиалы могут включать в себя подчиненные им отряды, пожарные команды и поезда, а также центры, пункты и стрелковые команды (группы) всех наименований.

В состав отрядов (при их наличии) могут входить подчиненные им пункты, стрелковые команды (группы) всех наименований, пожарные команды и поезда.

Стрелковые команды (группы), пожарные команды и поезда состоят из отделений. В качестве форм организации деятельности указанных подразделений могут использоваться караулы, наряды и посты охраны.

В стрелковых командах могут создаваться отдельные группы, наряды (в которые могут входить сотрудники правоохранительных органов), а в составе отрядов (филиалов) - отдельные команды, основной задачей которых является оперативно-профилактическая работа по предупреждению (недопущению, выявлению и пресечению) преступлений и административных правонарушений (хищений имущества организаций железнодорожного транспорта и перевозимых грузов, нарушений пропускного режима охраняемого объекта, действий, угрожающих безопасности движения на железнодорожном транспорте и др.) на охраняемых объектах.

1.7. Посты охраны подразделяются:

а) по основаниям выполнения работы:

постоянный пост, когда постовой выставляется на постоянной основе, а место выполнения работы определяется схемой охраняемого объекта, табелем постам караула, инструкцией постовому;

временный пост, когда постовой выставляется на основании оперативного решения директора филиала ФГП ВО ЖДТ России, начальника отряда, начальника команды или караула (отделения) на определенное (ограниченное) время для охраны помещений, имущества, транспортных средств, грузов, мест совершения преступлений, аварий и другим причинам в зависимости от сложившейся оперативной обстановки, а место и время выполнения работы определяется служебной документацией караула и дополнениями к ней.

б) по продолжительности выполнения работы одной сменой поста:

суточный пост, где по условиям договора охрана объекта осуществляется в течение 24 часов;

почасовой пост, где по условиям договора охрана объекта осуществляется в течение определенного количества часов в сутках;

в) по месту расположения:

наружный пост, когда работа выполняется на местности в границах поста (запретной зоны) или по установленному маршруту;

внутренний пост, когда работа выполняется внутри здания (помещения);

г) по возможности перемещения постового:

неподвижные посты, на которых постовые выполняют свои обязанности на ограниченном участке местности, в запретной зоне или в определенном месте, помещении, здании;

подвижные посты, на которых охрана объектов (грузов) осуществляется способом патрулирования.

1.8. Должностные лица ФГП ВО ЖДТ России составляют протоколы об административных правонарушениях, а также осуществляют меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"*(3) и приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 14 января 2010 г. N 5 "Об утверждении Перечня должностных лиц федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и осуществлять административное задержание"*(4).

1.9. В соответствии с Федеральным законом "О ведомственной охране" работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия на охраняемых объектах, а также вне охраняемых объектов при преследовании лиц, совершивших преступление или административное правонарушение на охраняемых объектах.

 

II. Организация охраны стационарных объектов, подлежащих государственной охране

 

2.1. Основные задачи ведомственной охраны по обеспечению защиты охраняемых объектов определены статьей 2 Федерального закона "О ведомственной охране" и пунктом 6 Положения о ведомственной охране Росжелдора.

2.2. ФГП ВО ЖДТ России осуществляет охрану объектов, подлежащих государственной охране, на основании статьи 23 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"*(5), Положения о ведомственной охране Росжелдора, Перечня наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 г. N 891-р*(6), Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности"*(7), иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2.3. Охрана стационарных объектов (зданий, строений, сооружений, их отдельных частей или помещений; территорий, занимаемых ими, или прилегающих к ним, отдельных территорий) осуществляется способами:

выставления постовых на посты, в сочетании с использованием инженерных и технических средств охраны (далее - ИТСО), систем безопасности, связи, а также служебных собак;

патрулирования, при котором наряды передвигаются по участку обслуживания или постовой перемещается по установленному маршруту с остановками для периодического осмотра ограждения, территории, зданий, сооружений, помещений, расположенных на охраняемом объекте;

оперативного дежурства, при котором постовой (наряд) находится в караульном помещении или вблизи от охраняемых объектов в готовности немедленно выдвинуться к месту нарушения, обнаруженного с помощью технических средств охраны;

комбинированием указанных способов.

2.4. Выбранный способ охраны объектов определяет порядок расположения постов (постовых), ИТСО, движения нарядов по установленным маршрутам, и должен обеспечить:

максимально полный контроль за охраняемым объектом;

возможность визуального наблюдения постовым в границах своего поста, а при необходимости, и части соседнего поста;

действия резерва караула (наряда) согласно боевому расчету, а также его своевременное выдвижение к местам срабатывания технических средств охраны или вмешательства посторонних лиц в работу железнодорожного транспорта;

оказание взаимопомощи постовым соседних постов;

поддержание непрерывной связи начальника караула (отделения) с постовыми, нарядами.

2.5. Скорость перемещения постового по маршруту в границах поста охраняемого объекта должна обеспечивать защиту этого объекта.

Протяженность границ поста на территории наиболее важного объекта железнодорожного транспорта общего пользования может составлять:

для пеших постовых - до 3 км;

для пеших постовых на объектах, оборудованных ИТСО - до 4 км;

для поста на автомобиле (мотоцикле, снегоходе, катере) - 15 - 20 км;

для поста на велосипеде - 6 - 8 км.

При наличии достаточного количества ИТСО на объектах других категорий, протяженность границ поста может быть увеличена.

2.6. Генеральный директор ФГП ВО ЖДТ России, директоры филиалов, начальники отрядов и команд, их заместители (далее - руководящий состав) при определении системы охраны объектов и организации работы караулов, нарядов учитывают важность объектов, особенности их работы (технологического процесса), расположения на местности, оснащенность ИТСО и другие факторы.

2.7. При организации охраны наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, руководящий состав в пределах своих полномочий:

а) принимает участие в определении наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, передаваемых для охраны структурным подразделениям ФГП ВО ЖДТ России с указанием принадлежности, наименований и месторасположения объектов, сил и средств охраны;

б) участвует, при необходимости, в обследовании объектов на предмет их инженерно-технической укрепленности и оснащенности ИТСО (с составлением актов обследования);

в) предлагает руководству объекта комплекс мероприятий по созданию или совершенствованию системы охраны объектов, которым предусматривается: определение способов охраны; количества, мест расположения и границ постов; численности работников ФГП ВО ЖДТ России (при необходимости с учетом возможности усиления охраны объекта); маршрутов передвижения; участков ответственности групп, осуществляющих оперативно-профилактическую работу; защитных мер по инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности; мест для размещения постов служебных собак; оснащение рабочих мест средствами связи, приборами управления охранно-пожарной, тревожной сигнализации; обеспечение помещениями для отдыха (обогрева) и приема пищи и, при необходимости, караульным помещением; оборудование контрольно-пропускных пунктов и установление пропускного и внутриобъектового режимов на каждом охраняемом объекте с учетом требований руководящих документов, регламентирующих охрану; порядка взаимодействия караулов (нарядов) с администрацией охраняемого объекта, территориальными подразделениями правоохранительных и иных органов в штатных и чрезвычайных ситуациях и др.;

г) участвует в подготовке договора на охрану объектов;

д) осуществляет набор и обучение работников ФГП ВО ЖДТ России или сокращает существующие штаты в соответствии с трудовым законодательством в целях выполнения задач по организации охраны объектов;

е) разрабатывает служебную документацию караулов с учетом требований документов, регламентирующих охрану конкретных объектов силами подразделений ФГП ВО ЖДТ России;

ж) организует непосредственную охрану каждого объекта, согласно служебной документации караула ФГП ВО ЖДТ России;

з) контролирует выполнение караулами задач по охране объектов.

2.8. Организация охраны других категорий объектов осуществляется в порядке указанном в пункте 2.7, или согласно условиям заключенных договоров.

 

III. Организация охраны вагонов, контейнеров с грузами, грузов на открытом подвижном составе при их перевозке, транспортировке железнодорожным транспортом

 

3.1. Охрана вагонов, контейнеров с грузами, в том числе с опасными грузами, грузов на открытом подвижном составе (далее - грузы) в пути следования при их перевозке, транспортировке железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации осуществляется работниками ФГП ВО ЖДТ России на основании договоров (соглашений), заключенных между ФГП ВО ЖДТ России и грузоотправителями, грузополучателями (экспедиторскими организациями), перевозчиками, железнодорожной охраной государств - участников Содружества Независимых Государств и в соответствии с Федеральными законами от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"*(8), правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и иными нормативными правовыми актами.

3.2. Охрана грузов осуществляется работниками ФГП ВО ЖДТ России постоянным и сменным способами в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 38*(9).

Работники ФГП ВО ЖДТ России, осуществляющие охрану грузов, являются лицами, уполномоченными грузоотправителем, грузополучателем (экспедиторскими организациями) на охрану груза в пути следования на основании заключенного договора.

3.3. Охрана грузов осуществляется с момента их передачи под охрану, которая оформляется соответствующим актом, подписанным грузоотправителями, грузополучателями либо уполномоченными ими лицами, перевозчиком и ФГП ВО ЖДТ России.

3.4. Места дислокации пунктов смены нарядов устанавливаются ФГП ВО ЖДТ России. Организация смены нарядов, особенности взаимодействия филиалов, отрядов, команд по передаче грузов на пунктах смены нарядов определяются организационно-распорядительными документами ФГП ВО ЖДТ России.

3.5. Охрана грузов при сменном сопровождении осуществляется следующими методами:

сопровождением грузов в пути следования нарядами;

выставлением постов, патрулированием нарядами;

применением пикетов;

применением совместных оперативных мобильных групп, в которые могут входить сотрудники правоохранительных органов, нарядов, выделенных для усиления охраны грузов;

применением инженерных, технических и других средств охраны грузов.

3.6. Методы охраны грузов применяются в зависимости от опасности, степени важности и ценности охраняемых грузов.

3.7. Взрывчатые материалы (опасные грузы класса 1), кроме тех, которые, согласно правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, должны сопровождаться специалистами грузоотправителя (грузополучателя) или воинскими караулами Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, охраной грузоотправителя (грузополучателя), метанол, оружие охотничье нарезное, спортивное, газовое и патроны, а также грузы, следующие контейнерными поездами (маршрутами) подлежат обязательному сопровождению нарядами, а также охране в период их нахождения на железнодорожных станциях. В качестве дополнительной меры может быть организовано усиление их охраны за счет применения других методов охраны.

3.8. На один наряд ФГП ВО ЖДТ России возлагается охрана не более 10 вагонов с взрывчатыми материалами, расположенных одной группой. На каждую последующую группу до 10 вагонов с такими грузами выделяется дополнительный наряд.

Нарядам, назначенным для охраны взрывчатых материалов или метанола, запрещается сдавать под охрану другие грузы.

3.9. В случае отцепки всей группы охраняемых вагонов с грузами по факту выявления в пути следования у одного или нескольких вагонов с взрывчатыми материалами, метанолом технических, коммерческих неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов или сохранности грузов, охрану такой группы вагонов осуществляет следующий с ней наряд ФГП ВО ЖДТ России. После прибытия дополнительного наряда и принятия под охрану неисправных вагонов, исправные вагоны сопровождает следовавший с ними наряд ФГП ВО ЖДТ России.

3.10. О каждом случае простоя вагонов, контейнеров с грузами, указанными в пункте 3.7, сверх установленного времени, начальник подразделения (караула) ФГП ВО ЖДТ России сообщает соответствующей службе перевозчика и в отряд ФГП ВО ЖДТ России для принятия мер к скорейшему отправлению вагонов по назначению или передаче их грузополучателю для выгрузки.

3.11. Ценные и наиболее подверженные хищениям грузы (цветные металлы, машины, изделия и приборы электробытовые, автомобили, светлые нефтепродукты, изделия табачно-махорочные) и другие подлежащие охране грузы на всем пути следования, в том числе при стоянках, должны обеспечиваться охраной с применением одного или сочетанием нескольких методов: сопровождения, выставления постов, патрулирования нарядами на железнодорожных станциях смены нарядов, пикетами, использования групп, нарядов, выделенных для усиления охраны грузов, применением инженерных, технических и других средств охраны грузов.

Во время нахождения на железнодорожной станции таких грузов, порядок их охраны в зависимости от местных условий определяется начальником караула (отделения) в соответствии с требованиями руководящих документов и технологией охраны грузов на железнодорожной станции.

3.12. Пикеты (наряды из одного и более работников ФГП ВО ЖДТ России) направляются на железнодорожные станции, где графиком движения предусмотрена остановка грузовых поездов, с целью обеспечения охраны грузов на путях железнодорожной станции, в проходящих грузовых поездах, в местах производства маневровых работ, приема и выдачи грузов, а также в поездах, временно отставленных от движения.

Пикеты могут применяться для усиления охраны грузов, указанных в пункте 3.7, а также в качестве самостоятельного метода охраны для грузов, указанных в пункте 3.11, на участках с интенсивным грузопотоком, на которых их применение более эффективно, чем другие способы и методы охраны перевозимых грузов.

3.13. Группы, наряды, выделенные для усиления охраны грузов, применяются для пресечения хищений, выполнения оперативно-профилактических, розыскных мероприятий в сфере охраны перевозимых грузов.

3.14. Инженерные, технические и другие средства охраны применяются в зависимости от доступности (наличия) этих средств и оперативной обстановки на участке обслуживания.

3.15. Особенности организации охраны грузов с учетом местных условий и оперативной обстановки определяются технологиями взаимодействия между филиалами, отрядами, стрелковыми командами ФГП ВО ЖДТ России (организационно-распорядительными документами ФГП ВО ЖДТ России).

3.16. Временное отставление поездов от движения на железнодорожных станциях производится на основании организационно-распорядительного документа перевозчика и установленным порядком доводится соответствующему подразделению ФГП ВО ЖДТ России, на участке обслуживания которого располагается железнодорожная станция.

Перечень железнодорожных станций, на которых допускается временное оставление поездов с грузами без локомотивов, устанавливается перевозчиком по согласованию с филиалами ФГП ВО ЖДТ России.

3.17. Решение о применении способов и методов охраны грузов принимается начальником отряда, команды (караула) на каждом отдельном участке обслуживания стрелковой команды с учетом: действующих документов, важности охраняемого груза, оперативной обстановки на участке следования грузового поезда, наличия на промежуточных железнодорожных станциях групп, постов, нарядов ФГП ВО ЖДТ России, времени суток, погодных условий, профиля железнодорожного пути и др.

3.18. Указанное в пункте 3.17 решение должно основываться на следующих принципах:

достаточности комплекса организационных и технологических мер для обеспечения защиты охраняемых грузов данной категории от противоправных посягательств на всем участке обслуживания;

соответствия методов охраны местным условиям, особенностям работы железнодорожной станции и оперативной обстановке;

взаимного дополнения методов охраны в соответствии с установленными требованиями.

3.19. Численность работников ФГП ВО ЖДТ России, занятых на сопровождении и охране грузов, технологические условия по сопровождению и охране грузов определяются организационно-распорядительными документами ФГП ВО ЖДТ России.

3.20. В случае обнаружения коммерческих неисправностей в вагонах, контейнерах с охраняемыми грузами, выявивший их работник (наряд) ФГП ВО ЖДТ России, сообщает об этом начальнику караула (отделения) стрелковой команды, на участке обслуживания которой находятся такие вагоны, контейнеры, для принятия мер в соответствии с его должностными обязанностями и полномочиями.

3.21. Постоянное сопровождение грузов осуществляется непрерывно одними и теми же работниками ФГП ВО ЖДТ России от момента приема груза от грузоотправителя (перевозчика) до момента сдачи его грузополучателю (перевозчику) или уполномоченному лицу, согласно условиям договора и организационно-распорядительным документам ФГП ВО ЖДТ России.

3.22. Для обеспечения проезда работников со служебными собаками и (или) огнестрельным оружием, специальными средствами в пассажирских и грузовых поездах, а также иным транспортом общего пользования, подтверждения выполнения должностных обязанностей во время служебных поездок на участке обслуживания или маршруте движения, проставления служебных отметок представителями организаций железнодорожного транспорта, учета рабочего времени и фиксации результатов трудовой деятельности работникам ФГП ВО ЖДТ России выдается оформленный Маршрут караула (наряда) ведомственной охраны согласно образцу, приведенному в приложении N 1 к настоящему Порядку (далее - Маршрут караула), заверенный печатью отряда (филиала) ФГП ВО ЖДТ России и подписанный соответствующим руководителем ведомственной охраны.

3.23. Проезд работников ФГП ВО ЖДТ России в пассажирских поездах дальнего следования и пригородного сообщения при выполнении служебных поездок осуществляется на основании договоров с перевозчиками, Маршрута караула и требования на приобретение проездного документа (далее - Требование), которое оформляется согласно образцу, приведенному в приложении N 2 к настоящему Порядку. Требование используется ФГП ВО ЖДТ России с учетом условий договоров с перевозчиками.

 

IV. Организация охраны денежных средств, ценностей, служебных документов

 

4.1. Охрана денежных средств, ценностей, служебных документов (далее - ценности) при их хранении или транспортировке владельцем или его представителем (далее - физическое лицо) осуществляется подразделениями ведомственной охраны с учетом законодательства Российской Федерации и совместных организационно-распорядительных документов, которыми регламентируются вопросы инженерно-технической укрепленности помещений и оборудования их средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации, обеспечения сохранности ценностей, выделения специализированного автомобильного транспорта или железнодорожного подвижного состава, определения маршрутов движения (основного и запасного).

4.2. В целях обеспечения охраны касс их владельцы разрабатывают перечни помещений и особенности их охраны, которые согласовываются с руководителями филиалов (отрядов) ФГП ВО ЖДТ России.

4.3. При выполнении обязанностей наряду ведомственной охраны, осуществляющему сопровождение физического лица с ценностями, запрещается:

совершать действия, не связанные с выполнением служебных обязанностей, отвлекаться от выполнения поставленной задачи;

вступать в разговоры с посторонними лицами;

посещать магазины, рынки и другие общественные места;

оставлять физическое лицо без охраны;

допускать нахождение и проезд посторонних лиц в транспортном средстве, перевозящем ценности (салоне автомобиля, купе вагона);

разглашать сведения о маршрутах движения, времени прибытия в пункты назначения, размерах сумм перевозимых денежных средств, и другие сведения, разглашение которых может привести к утрате или хищениям ценностей;

производить упаковку и переноску ценностей;

отклоняться от установленных маршрутов движения;

предъявлять к водителю автомобиля требования, ведущие к нарушению правил дорожного движения, за исключением действий в чрезвычайных обстоятельствах;

снимать снаряжение, средства индивидуальной защиты, нарушать установленный порядок обращения с оружием;

держать открытыми двери, опущенными боковые стекла автомобилей, а также окно купе при стоянке поезда;

покидать транспортное средство, кроме случаев исполнения служебных обязанностей и действий при аварийных ситуациях;

принимать под охрану ценности от физических лиц на время их отсутствия.

4.4. В целях подготовки работников к действиям в экстремальных ситуациях, возможных при перевозке ценностей, начальниками подразделений ведомственной охраны с учетом местных условий разрабатываются организационно-распорядительные документы, в которых регламентируется порядок действий наряда в типовых ситуациях, требующих применения оружия, специальных средств и физической силы.

4.5. Изменение маршрута движения при транспортировке ценностей может производиться при условии согласования с руководителем подразделения ведомственной охраны, от которого назначен наряд для сопровождения ценностей.

4.6. При получении ранения либо травмы физическим лицом или работником ведомственной охраны, транспортировка ценностей должна быть прекращена.

4.7. В случае, если физическое лицо вследствие полученного ранения или травмы, окажется не в состоянии лично обеспечить сохранность ценностей, работники ведомственной охраны временно, до прибытия замены физическому лицу, берут их под охрану.

4.8. Продолжение транспортировки ценностей осуществляется, как правило, после замены пострадавшего другим работником, а в случае замены физического лица - после осуществления комиссионного пересчета ценностей и составления соответствующего акта, один экземпляр которого передается старшему наряда.

 

V. Организация оперативно-профилактической работы

 

5.1. Оперативно-профилактическая работа организуется руководящим составом и осуществляется структурными подразделениями и нарядами ФГП ВО ЖДТ России на установленных участках обслуживания, на территории охраняемых объектов железнодорожного транспорта общего пользования.

5.2. Команды, группы, наряды, осуществляющие оперативно-профилактическую работу, обеспечиваются транспортными средствами повышенной проходимости, средствами теленаблюдения, фотосъемки и видеозаписи.

5.3. При осуществлении оперативно-профилактической работы применяются следующие формы:

выезды нарядов ведомственной охраны на места хищений и происшествий;

патрулирование перегонов, парков железнодорожных станций, грузовых дворов, контейнерных площадок и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе в местах сортировки и сосредоточения грузов;

участие в проводимых правоохранительными органами оперативно-профилактических мероприятиях;

участие в целевых мероприятиях по предотвращению хищений на объектах железнодорожного транспорта по указаниям директора филиала или начальника отряда ведомственной охраны;

осуществление профилактических мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению хищений имущества предприятий железнодорожного транспорта и перевозимых грузов.

5.4. При осуществлении оперативно-профилактической работы, в целях выявления и задержания правонарушителей, могут применяться следующие методы: засады, пикеты и негласное сопровождение грузовых поездов.

Засада применяется в местах обнаружения или вероятного совершения хищения имущества, перевозимых грузов с целью задержания правонарушителей и осуществляется скрытно расположенными нарядами из двух и более работников ведомственной охраны.

Пикеты (наряды из одного и более работников ФГП ВО ЖДТ России) направляются на промежуточные железнодорожные станции, в места производства маневровых работ, приема и выдачи грузов, на перегоны, а также в места стоянки вагонов, контейнеров с грузами в поездах, временно отставленных от движения.

Негласное сопровождение грузовых поездов осуществляется нарядами, которые ведут скрытное наблюдение (с использованием автотранспорта, приборов теле-, видеонаблюдения) за охраняемыми вагонами, контейнерами, в том числе в пути следования, а также работниками ведомственной охраны, проводниками и иными лицами, сопровождающими грузы, за лицами, находящимися в зоне объектов железнодорожного транспорта. Наряды ведомственной охраны могут скрытно размещаться в грузовых поездах в вагонах или на переходных площадках вагонов (если это обеспечивает безопасные условия труда).

 

VI. Организация деятельности по предупреждению и тушению пожаров на железнодорожном транспорте

 

6.1. Задачи, функции, порядок организации и условия осуществления деятельности ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - ведомственная пожарная охрана), регламентируется Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"*(10) и от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Положением о ведомственной пожарной охране железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденным приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 7 февраля 2008 г. N 46 "Об утверждении Положения о ведомственной пожарной охране железнодорожного транспорта Российской Федерации"*(11), другими нормативными правовыми и иными актами, регулирующими вопросы пожарной безопасности, тушения пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

6.2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"*(12) и приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 января 2009 г. N 12 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"*(13) пожарные поезда ФГП ВО ЖДТ России, специально подготовленные, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами, действующие в пределах установленных участков выездов, относятся к силам и средствам функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6.3. В соответствии с Порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 5 мая 2008 г. N 240 "Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ"*(14), пожарные команды и поезда (далее - пожарные подразделения) входят в состав сил и средств местных и территориальных гарнизонов пожарной охраны.

Состав сил и средств для тушения пожаров на охраняемых объектах определяется расписанием выезда или планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, который согласовывается с соответствующими владельцами охраняемых объектов и ФГП ВО ЖДТ России.

Привлечение сил и средств, находящихся в ведении ФГП ВО ЖДТ России и владельцев охраняемых объектов, для тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах, не относящихся к ведению владельцев охраняемых объектов, осуществляется с учетом обеспечения требуемого уровня противопожарной защиты охраняемых объектов, тактико-технических возможностей указанных сил и средств, а также с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6.4. ФГП ВО ЖДТ России осуществляет:

деятельность по тушению пожаров - на основании лицензии, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

деятельность по проведению независимой оценки рисков в области обеспечения пожарной безопасности - на основании свидетельства об аккредитации, выданного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

деятельность, связанную с участием в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, - на основании свидетельств на право проведения аварийно-спасательных работ и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, выданных пожарным подразделениям Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований спасателей и образовательных учреждений по их подготовке.

6.5. Организация деятельности караулов пожарных подразделений регламентируется организационно-распорядительными документами ФГП ВО ЖДТ России.

6.6. Взаимодействие пожарных подразделений с подразделениями других видов пожарной охраны при тушении пожаров на железнодорожном транспорте Российской Федерации, участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяется законодательством Российской Федерации.

6.7. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.8. Тушение пожаров опасных грузов на объектах железнодорожного транспорта осуществляется только при условии обеспечения специальной экипировкой участников тушения пожара.

 

______________________________

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 27, ст. 3363.

*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 16, ст. 1935; 2006, N 26, ст. 2779; 2007, N 49, ст. 6079; 2009, N 19, ст. 2279; N 48, ст. 5717.

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295, 4298; 2003, N 1, ст. 2; N 27 (ч. I), ст. 2700 (ч. II), ст. 2708, 2717; N 46 (ч. I), ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847, 4855; N 52 (ч. I), ст. 5037; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1838; N 30, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N 4, ст. 3529, 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1 (ч. I), ст. 9, 13, 37, 40, 45; N 10, ст. 762, 763; N 13, ст. 1077, 1079; N 17, ст. 1484; N 19, ст. 1752; N 25, ст. 2431; N 27, ст. 2719, 2721; N 30 (ч. I), ст. 3104, (ч. II), ст. 3124, 3131; N 40, ст. 3986; N 50, ст. 5247; N 52 (ч. I), ст. 5574, 5596; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 2, ст. 172, 175; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17 (ч. I), ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380, 2385; N 28, ст. 2975; N 30, ст. 3287; N 31 (ч. I), ст. 3420, 3432, 3433, 3438, 3452; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4633, 4634, 4641; N 50, ст. 5279, 5281; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, 25, 29, 33; N 7, ст. 840; N 15, ст. 1743; N 16, ст. 1824, 1825; N 17, ст. 1930; N 20, ст. 2367; N 21, ст. 2456; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4001, 4007, 4008, 4009, 4015; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6034, 6065; N 50, ст. 6246; 2008, N 10 (ч. I), ст. 896; N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251, 2259; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. I), ст. 3582, 3601, 3604; N 45, ст. 5143; N 49, ст. 5738, 5745, 5748; N 52 (ч. I), ст. 6227, 6235, 6236, 6248; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 771, 777; N 19, ст. 2276; N 23, ст. 2759, 2767, 2776; N 26, ст. 3120, 3122, 3131, 3132; N 29, ст. 3597, 3599, 3635, 3642; N 30, ст. 3735, 3739; N 45, ст. 5267; N 48, ст. 5711, 5724, 5755; N 52 (ч. I), ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 11, ст. 1169, ст. 1176; N 18, ст. 2145; N 15, ст. 1743, ст. 1751; N 18, ст. 2145; N 21, ст. 2524, 2526, ст. 2530; N 23, ст. 2790; N 25, ст. 3070; N 27, ст. 3429; N 30, ст. 4000, 4006; N 31, ст. 4164, 4191, 4206, 4207, 4208.

*(4) Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2010 г., регистрационный N 16477.

*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169; 2003, N 28, ст. 2884; 2007, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. I), ст. 3597; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6249; 2009, N 1, ст. 21.

*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 28, ст. 3573.

*(7) Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 506; 1993, N 39, ст. 3690, N 51, ст. 4992; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 9, ст. 1013; N 17, ст. 1989; 1995, N 2, ст. 154; 1996, N 21, ст. 2510; 1997, N 12, ст. 1436; 1999, N 51, ст. 6343; 2000, N 6, ст. 776; N 12, ст. 1295; N 26, ст. 2773; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 49, ст. 5229; 2006, N 24, ст. 2605; 2008, N 18, ст. 2055; 2009, N 45, ст. 5359.

*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27 ст. 3213; N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616.

*(9) Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июня 2003 г., регистрационный N 4864, с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 16 января 2006 г. N 8 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 февраля 2006 г., регистрационный N 7472), от 9 июля 2007 г. N 88 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июля 2007 г., регистрационный N 9870), от 22 декабря 2008 г. N 216 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 января 2009 г., регистрационный N 13057).

*(10) Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2, N 33 (ч. I), ст. 3413; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1839, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636, N 44, ст. 4537, N 50, ст. 5279, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117, N 43, ст. 5084; 2008, N 30 (ч. I), ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3635; N 45, ст. 5265; N 48, ст. 5717.

*(11) Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2008 г., регистрационный N 11237.

*(12) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 33, ст. 3998; 1999, N 15, ст. 1824; 2003, N 33, ст. 3269; 2004, N 52 (ч. II), ст. 5499.

*(13) Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2009 г., регистрационный N 13440.

*(14) Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2008 г., регистрационный N 11779.