Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1996 г. N 1499 "О Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1996 г. N 1499
"О Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы"

С изменениями и дополнениями от:

27 августа 1999 г.


В целях создания организационных, экономических и социальных условий для устойчивого функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 565 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст.1956) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы (далее именуется - Программа).

2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Финансовое обеспечение Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать выделение Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации целевым назначением бюджетных ассигнований на реализацию Программы.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать выделение в 1996 - 2000 годах средств из соответствующих бюджетов на реализацию региональных программ развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.


Председатель Правительства
Российской Федерации

В.Черномырдин


Федеральная целевая программа
развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1996 г. N 1499)

С изменениями и дополнениями от:

27 августа 1999 г.

ГАРАНТ:

См. также Федеральную целевую программу "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы", утвержденную постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 694


Паспорт Федеральной целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы


Наименование Программы         - Федеральная целевая  программа  развития
                                 крестьянских   (фермерских)  хозяйств  и
                                 кооперативов на 1996 - 2000 годы
Основание для разработки       - Указ Президента Российской Федерации  от
Программы                        16 апреля 1996 г.  N 565,  постановление
                                 Правительства Российской Федерации от 21
                                 июня  1996  г.  N  723  "О   мерах    по
                                 стабилизации  экономического положения и
                                 развитию   реформ   в   агропромышленном
                                 комплексе"

Государственный заказчик       - Министерство   сельского   хозяйства   и
Программы                        продовольствия Российской Федерации

Основные разработчики          - Министерство    сельского      хозяйства
Программы                        и продовольствия Российской Федерации
                                 Министерство     экономики    Российской
                                 Федерации
                                 Министерство    финансов      Российской
                                 Федерации
                                 Ассоциация  крестьянских    (фермерских)
                                 хозяйств  и        сельскохозяйственных
                                 кооперативов России
                                 Государственный    комитет    Российской
                                 Федерации  по   земельным   ресурсам   и
                                 землеустройству
                                 научно-исследовательские       институты
                                 Российской академии сельскохозяйственных
                                 наук

Цели Программы                 - обеспечение   устойчивого   развития   и
                                 повышение    эффективности   фермерского
                                 сектора     как     составной      части
                                 многоукладной     аграрной    экономики,
                                 социальная    защита    крестьянства   в
                                 условиях рыночных отношений

Основные программные           - создание организационных, экономических,
мероприятия                      правовых    и     социальных     условий
                                 эффективного            функционирования
                                 крестьянских   (фермерских)   хозяйств и
                                 кооперативов,   формирование    рыночной
                                 инфраструктуры  на   основе  кооперации,
                                 совершенствование              механизма
                                 государственной  поддержки  крестьянских
                                 (фермерских)           хозяйств        и
                                 сельскохозяйственных кооперативов

Исполнители Программы          - Министерство   сельского   хозяйства   и
                                 продовольствия Российской Федерации
                                 Министерство    экономики     Российской
                                 Федерации
                                 Министерство     финансов     Российской
                                 Федерации
                                 Ассоциация  крестьянских    (фермерских)
                                 хозяйств       и    сельскохозяйственных
                                 кооперативов России
                                 Государственный   комитет     Российской
                                 Федерации   по   земельным   ресурсам  и
                                 землеустройству
                                 Российская академия сельскохозяйственных
                                 наук
                                 органы исполнительной  власти  субъектов
                                 Российской Федерации

Сроки и этапы реализации       - 1996 - 2000 годы:
Программы                           I  этап - 1996 - 1998 годы
                                    II этап - 1999 - 2000 годы

Важнейшие целевые показатели   - к   2000  году  за  счет   роста   числа
                                 крестьянских   (фермерских)    хозяйств,
                                 увеличения    размеров     крестьянского
                                 землевладения,  внедрения  прогрессивных
                                 технологий  и  повышения  на этой основе
                                 продуктивности         земледелия      и
                                 животноводства     валовая     продукция
                                 сельского  хозяйства   в   этом  секторе
                                 вырастет примерно  в 2,6 раза и его доля
                                 в общем  объеме  производства  достигнет
                                 5,5 - 6 процентов.   Производство  зерна
                                 составит     около    9    млн.    тонн,
                                 подсолнечника -  660 тыс. тонн, сахарной
                                 свеклы - 1,7 млн. тонн  и  молока - до 2
                                 млн. тонн

Ожидаемые результаты Программы - повышение  экономической   эффективности
                                 крестьянских  (фермерских)  хозяйств   и
                                 кооперативов,      создание     рыночной
                                 инфраструктуры,   улучшение  социального
                                 положения крестьян

Система контроля за            - контроль   за   исполнением    Программы
исполнением Программы            осуществляют  государственный заказчик -
                                 Министерство   сельского   хозяйства   и
                                 продовольствия Российской Федерации,
                                 Министерство     экономики    Российской
                                 Федерации,
                                 Министерство      финансов    Российской
                                 Федерации,
                                 органы исполнительной  власти  субъектов
                                 Российской Федерации

Федеральная целевая программа
развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы


I. Введение


Федеральная целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 565 и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 1996 г. N 723 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе".

Программа является дополнением и развитием положений о фермерском секторе, содержащихся в Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 годы.

Программа основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", федеральных законов "О сельскохозяйственной кооперации", "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", "О государственной поддержке малого предпринимательства", Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю", других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.

Фермерский сектор в сельском хозяйстве начал складываться с 1990 года, и к началу 1996 года насчитывалось более 280 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (далее именуются - крестьянские хозяйства). Они располагают 11 млн. га сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни - 8,1 млн. га, или 6,1 процента ее общей площади. В 1995 году крестьянскими хозяйствами произведено зерна 4,7 процента, подсолнечника - 12,3, сахарной свеклы - 3,5, картофеля - 0,9, овощей - 1,3, мяса (в убойном весе) - 1,6, молока - 1,5 и шерсти - 4,5 процента от объема производства этих видов продукции всеми категориями хозяйств.

Крестьянские хозяйства, образовавшиеся в первые годы реформы и получившие стартовую финансовую поддержку, добиваются высокой экономической эффективности производства. Фермеры создают ассоциации и кооперативы по использованию техники, совместной обработке земли, переработке и сбыту продукции. Развиваются другие организационные формы малого предпринимательства.

Однако в 1994 - 1995 годах рост количества крестьянских хозяйств резко замедлился. В 1995 году на 100 вновь созданных хозяйств пришлось 96 распавшихся, а в ряде регионов количество хозяйств, прекративших свою деятельность, стало превышать число вновь созданных.

Низкие показатели развития крестьянских хозяйств и кооперативов во многом обусловлены общими кризисными процессами, характерными для экономики страны в целом (неплатежами за продукцию, высокой инфляцией, диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неэффективной финансово-кредитной и налоговой политикой, снижением платежеспособного спроса, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием). Не решены многие организационно-правовые, земельные, материально-технические, социальные и другие вопросы деятельности крестьянских хозяйств.

На развитии крестьянских хозяйств отрицательно сказалось резкое снижение государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях. Недостаток финансовых средств не позволяет многим хозяйствам эффективно использовать земельные угодья, своевременно и качественно проводить комплекс сельскохозяйственных работ, повышать плодородие почв, увеличивать поголовье продуктивного скота, наращивать производство продукции. В особо сложном положении оказались вновь образованные крестьянские хозяйства, многие из которых не смогли начать производственную деятельность. В течение 1994 - 1995 годов резко сократилось число желающих образовать крестьянские хозяйства, остаются невостребованными земли фонда перераспределения. Увеличивается доля малоземельных фермеров (38 процентов хозяйств имеют менее 10 га земли).

Положение, сложившееся в фермерском секторе, требует комплексного решения вопросов развития крестьянских хозяйств, усиления государственной поддержки этого сектора.


II. Цель, задачи и этапы реализации Программы


Цель Программы - обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности фермерского сектора, социальная защита крестьянства в условиях рыночных отношений.

Задачами Программы являются:

создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития крестьянских хозяйств и кооперативов;

совершенствование механизма государственной поддержки фермерского сектора;

развитие земельной реформы, совершенствование земельных отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение крестьянских землевладений;

формирование рыночной и социальной инфраструктуры на основе кооперации и интеграции;

развитие фермерского самоуправления.

Решать указанные задачи предусматривается в два этапа.

На первом этапе (1996 - 1998 годы) осуществляются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы крестьянских хозяйств и кооперативов. Проводится выдача правоустанавливающих документов собственникам земельных участков и долей. Крестьянские хозяйства и кооперативы оснащаются сельскохозяйственной техникой, оборудованием, транспортными средствами, другими материально-техническими ресурсами в количествах, обеспечивающих своевременное и качественное выполнение основных хозяйственных работ. Осуществляются мероприятия по повышению плодородия земель и рациональному их использованию.

Государственная поддержка крестьянским хозяйствам и кооперативам будет оказываться в зависимости от эффективности хозяйствования на земле и ведения производства в условиях рыночных отношений. Совершенствуется система налогообложения. Создаются благоприятные организационные и экономические условия для деятельности кооперативов по переработке, хранению, сбыту сельскохозяйственной продукции и агросервису. Начнется формирование системы кредитной и страховой кооперации, информационно-консультативного обслуживания сельских товаропроизводителей. Будет продолжено обучение фермеров и работников кооперативов.

ГАРАНТ:

См. Государственную программу подготовки фермеров в Российской Федерации, утвержденную постановлением СМ РФ от 5 февраля 1993 г. N 103


На втором этапе (1999 - 2000 годы) по мере завершения институциональных преобразований и усиления государственной поддержки возрастут число крестьянских хозяйств и площади земельных наделов, ускорятся процессы специализации хозяйств. Формируется рыночная и социальная инфраструктура на основе кооперации и интеграции, создается система кредитной кооперации и страхования, укрепится материально-техническая база крестьянских хозяйств и кооперативов, расширится сфера применения эффективных ресурсосберегающих технологий, достижений науки и передовой практики. Увеличится производство сельскохозяйственной продукции, укрепится экономика крестьянских хозяйств.


III. Совершенствование правовой базы крестьянских хозяйств и кооперативов


Правовое обеспечение фермерского сектора нуждается в существенном обновлении и будет направлено на создание условий для его эффективного функционирования и дальнейшего развития.

Будут разработаны и внесены в Федеральное Собрание Российской Федерации проекты федеральных законов "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в новой редакции), "О сельских кредитных кооперативах", "О сельских страховых кооперативах", внесены дополнения и изменения в законодательные акты, регулирующие деятельность крестьянских хозяйств и кооперативов, подготовлены другие нормативно-правовые документы.

Уточнятся положения Гражданского кодекса Российской Федерации в части юридического статуса крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, вводится Земельный кодекс Российской Федерации (в новой редакции) с соответствующими нормами, касающимися крестьянских хозяйств и кооперативов. Будут упорядочены имущественные, трудовые и иные отношения в крестьянских хозяйствах.

Предусматривается совершенствование налогового законодательства в отношении крестьянских хозяйств и кооперативов по сокращению количества налогов, снижению налоговых ставок в целях повышения заинтересованности фермеров в расширении товарного производства.

Предусматривается совершенствование законодательной базы социального обеспечения и социального страхования членов крестьянских хозяйств и кооперативов, порядка внесения платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования (с учетом сезонности и других особенностей формирования доходов крестьянских хозяйств и кооперативов).


IV. Земельные отношения, совершенствование механизма крестьянского землевладения и землепользования


Совершенствование земельных отношений будет направлено на реализацию конституционных прав граждан на землю, формирование механизма рыночного оборота земли, создание и укрупнение крестьянских хозяйств путем объединения земельных долей членов этих хозяйств, аренды, покупки и других видов приобретения земельных участков.

Завершится переоформление в собственность фермерам земельных участков, полученных ими в пожизненное наследуемое владение и бессрочное пользование. Будут установлены предельные размеры земельных участков, находящихся в собственности, без ограничения размеров арендуемых земель.

Предусматривается разработать и внедрить механизм залога земель, усовершенствовать порядок купли-продажи земельных участков и предоставления владельцам личных подсобных хозяйств дополнительных земельных участков (сверх установленных размеров) за счет земельных долей и фонда перераспределения земель.

В целях формирования крестьянских хозяйств рациональных размеров им будут предоставляться кредиты на приобретение земли, установлено первоочередное право соседей-землевладельцев на покупку или аренду высвобождающихся земельных участков. Осуществится комплекс землеустроительных работ по консолидации земельных участков крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов с учетом региональных природно-экономических особенностей, компактного размещения земельных участков, обеспечивающих рациональную организацию, инженерное обустройство и эффективное использование земель и создание условий для кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Усилится контроль за использованием земель по целевому назначению крестьянскими хозяйствами и кооперативами.

Ожидается, что к 2000 году площадь сельскохозяйственных угодий, находящихся в распоряжении крестьянских хозяйств и кооперативов, составит 15-16 млн. га, в том числе 11-11,5 млн. га пашни, или 8,5-9 процентов ее общей площади. При этом средний размер сельскохозяйственных угодий в расчете на одно хозяйство возрастет до 45-46 га, в том числе пашни - до 32-33 га.


V. Развитие кооперации крестьянских хозяйств


Основными направлениями развития кооперации крестьянских хозяйств на современном этапе являются:

совместное использование техники и обработка земли, ведение животноводства;

переработка, хранение и сбыт продукции;

материально-техническое обеспечение;

инженерно-технологическое обслуживание;

кредитование и страхование.

Ускорится создание фермерских кооперативов по совместному использованию техники и обработке земли на основе добровольного объединения хозяйств, прежде всего мелких, расположенных в достаточной близости друг от друга. Будут создаваться кооперативные машинно-технологические станции и пункты проката сложной и специализированной техники.

На основе кооперации усилится взаимодействие коллективных хозяйств с крестьянскими хозяйствами по совместному использованию имеющихся производственных мощностей по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники, оборудования, обеспечению горюче-смазочными материалами, семенами, хранению, переработке продукции и другим направлениям хозяйственной деятельности.

Будут созданы кооперативы по материально-техническому обеспечению и агросервисному обслуживанию крестьянских хозяйств, совместному использованию объектов производственной инфраструктуры.

Продолжится процесс преобразования предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и агросервису в сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Одновременно начнется активизация процессов кооперирования по переработке сельскохозяйственной продукции в районах, удаленных от действующих перерабатывающих предприятий, объединение первичных кооперативов в ассоциации и союзы как по отраслевому, так и по территориальному принципам.

В 1998 - 2000 годах будет сформирована система сельских кредитных кооперативов, ориентированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей и граждан, проживающих на данной территории. Они станут источником первоначального капитала для малого предпринимательства на селе. Для этого будут разработаны и приняты нормативные документы, обеспечивающие правовые и экономические основы создания и деятельности сельских кредитных кооперативов и их союзов.

Первоначально создаются кредитные кооперативы как общества взаимного кредитования на основе объединения средств их членов. По мере налаживания их деятельности они перейдут к привлечению средств населения и других инвесторов и превратятся в ссудо-сберегательные кооперативы.

Кредитные кооперативы совместно с сельскохозяйственными производственными и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами при участии других сельскохозяйственных товаропроизводителей могут создавать сельские кооперативные банки.

Начнется работа по созданию сельских обществ взаимного страхования и их союзов, которым будет оказана стартовая государственная поддержка.


VI. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка крестьянских хозяйств и кооперативов


Система финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения крестьянских хозяйств и кооперативов направлена на создание условий для развития и укрепления их материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктуры, повышение эффективности и доходности производства.

В отношении крестьянских хозяйств и кооперативов применяются все меры государственной поддержки, оказываемой сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 годы, а также установленные постановлениями Правительства Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации на возвратной и безвозвратной основе из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников.

Средства государственной поддержки направляются на следующие цели:

финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, ветеринарному обслуживанию;

дотирование продукции элитного семеноводства, льноводства, племенного животноводства и птицеводства, овцеводства;

компенсация затрат товаропроизводителям, специализирующимся на размножении семян овощных, бахчевых культур и кормовых корнеплодов;

дотации на шерсть, поставляемую в государственные ресурсы, сырье льна и конопли;

дотация на соевые бобы, реализуемые на внутреннем рынке;

поставка техники и племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга);

компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений, комбикормов - животноводческими комплексами, энергоносителей - специализированными овощеводческими хозяйствами;

финансирование землеустроительных работ, связанных с упорядочением существующих землепользований и организацией устройства их территории;

компенсация до 50 процентов затрат на разработку проектно-сметной документации и осуществление мероприятий по освоению земель;

оказание стартовой помощи крестьянским хозяйствам в первые пять лет, включая гарантии получения кредитов вновь создающимися хозяйствами, поддержку формирования производственной инфраструктуры (строительство подъездных путей, мостов, линий электропередачи, газификация, связь, водоснабжение, мелиорация земель, закладка многолетних насаждений);

кредитование приобретения земли;

возмещение начинающим хозяйствам первоначального взноса при приобретении сельскохозяйственной техники на условиях лизинга или соответствующей части затрат при приобретении техники;

содействие в создании системы кредитной кооперации в аграрном секторе путем оказания помощи в формировании паевых фондов и предоставления кредитных ресурсов;

формирование системы страхования в аграрном секторе с долевым участием федерального бюджета;

льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе на сезонные затраты;

финансирование подготовки кадров для агропромышленного комплекса, издание специальной литературы для фермеров;

компенсация части страховых платежей при страховании урожая;

развитие межфермерской кооперации по совместному использованию сельскохозяйственной техники, обработке земли, производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке, хранению и сбыту, агросервису;


ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 966 действие абзаца двадцать второго раздела VI Федеральной целевой программы приостановлено с 1 января по 31 декабря 1999 г.


компенсация до 50 процентов затрат на строительство, расширение и реконструкцию животноводческих помещений, рыбоводных прудов, других производственных объектов;

выплата пособий семьям, переселившимся в сельскую местность для создания крестьянских хозяйств;

льготное кредитование строительства жилья;

оказание крестьянским хозяйствам и кооперативам другой финансовой помощи на возвратной и безвозвратной основе.

Укрепление производственной базы и инженерное обустройство крестьянских хозяйств и кооперативов будет осуществляться в рамках федеральных и региональных целевых программ развития отраслей сельского хозяйства, а также программ по электрификации, газификации и водоснабжению села, строительству дорог, развитию средств связи в сельской местности.

Осуществится переход от уравнительного распределения средств государственной поддержки крестьянским хозяйствам и кооперативам к адресному, преимущественно на конкурсной основе. Приоритет будет отдаваться тем, кто обеспечивает устойчивую работу, целевое и эффективное использование выделенных средств.

Из федерального бюджета направляются средства на обеспечение материально-техническими ресурсами, в том числе на поставку техники и приобретение племенного скота на условиях лизинга, развитие кооперации, проведение землеустроительных работ, разработку документации по улучшению и охране земель, издание специальной литературы, информационно-консультативное обслуживание, строительство жилья для фермеров в размерах не менее доли крестьянских хозяйств в площади используемых земель или в производстве продукции и с учетом расчетного увеличения численности хозяйств и кооперативов.

Из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (на возвратной и безвозвратной основе) средства выделяются на инженерное обустройство, развитие производственной инфраструктуры, строительство, расширение и реконструкцию животноводческих помещений, других производственных объектов сельскохозяйственного назначения, жилья, приобретение техники, развитие кооперации, пособия по переселению, помощь начинающим фермерам и сельским семейным детским домам, проведение землеустроительных работ, разработку документации по улучшению и охране земель, дотации на отдельные виды продукции и другие цели.

На капитальные затраты по приобретению техники, строительству производственных объектов, жилья, объектов производственной и социальной инфраструктуры крестьянским хозяйствам и кооперативам из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов будет выделятся не менее 15 процентов средств, предусмотренных на эти цели.

За счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации оказывается поддержка в финансировании строительства других (кроме животноводческих) производственных объектов сельскохозяйственного назначения, кредитование затрат сезонного характера в размере не менее доли крестьянских хозяйств в площади используемых земель или в производстве продукции.

Будет налажено кредитование крестьянских хозяйств и кооперативов из специального фонда кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях с взиманием с них не более 25 процентов учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.

Финансовые средства государственной поддержки ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах при их формировании по представлению органов государственного управления агропромышленным комплексом на основании заявок органов фермерского самоуправления в пределах сумм, предусмотренных на реализацию Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 годы и региональных программ.


VII. Информационно-консультативное обслуживание и научное обеспечение крестьянских хозяйств и кооперативов. Обучение и повышение квалификации фермеров


Для обеспечения потребностей крестьянских хозяйств, кооперативов и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в информации и консультационных услугах создается единая федеральная информационно-консультативная служба, включающая в себя отраслевые и региональные центры с сетью участковых консультантов, а также соответствующие подразделения в органах государственного управления агропромышленным комплексом. Информационно-консультативная служба будет оказывать помощь в освоении достижений науки и техники, прогрессивных технологий производства, в области маркетинга, экономики кооперации, социальной и юридической защиты.

Сельскохозяйственные научно-исследовательские учреждения расширят исследования экономических, правовых, технологических и социальных проблем ведения крестьянских хозяйств и развития сельскохозяйственной кооперации. Будут разработаны оптимальные модели крестьянских хозяйств и кооперативов различной специализации производства с учетом природно-экономических зон России.

Увеличится выпуск учебно-методических пособий, рекомендаций, справочно-нормативной литературы для крестьянских хозяйств и кооперативов.

В соответствии с Государственной программой подготовки фермеров в Российской Федерации расширятся подготовка и повышение профессиональной квалификации фермеров и работников кооперативов, включая кредитные и страховые. В учебные программы сельскохозяйственных учебных заведений вводится специальный курс по проблемам сельскохозяйственной кооперации. Продолжится практика стажировки фермеров и преподавателей сельскохозяйственных учебных заведений в лучших отечественных крестьянских хозяйствах и кооперативах, а также за рубежом.

Предусматривается ежегодно проводить федеральный и региональные смотры-конкурсы крестьянских хозяйств и кооперативов, выставки-ярмарки, научно-практические конференции и семинары по вопросам фермерского и кооперативного движения.


VIII. Развитие фермерского самоуправления


Развитие фермерского самоуправления будет проходить путем объединения крестьянских хозяйств в кооперативы, ассоциации и союзы в целях координации их хозяйственной деятельности, а также представительства и защиты экономических, социальных и правовых интересов в органах государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органах хозяйственного самоуправления товаропроизводителей агропромышленного комплекса, профсоюзных и других организациях.

Органы фермерского самоуправления привлекаются органами государственной власти и органами местного самоуправления к разработке и реализации федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития агропромышленного комплекса, совершенствованию нормативно-правовой базы, созданию производственной, рыночной и социальной инфраструктуры, систем финансового, технологического, агросервисного и информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления взаимодействуют с фермерскими организациями на основе соглашений и договоров о совместной деятельности в сфере производства, переработки и сбыта продукции, кооперации, социального развития села.


IX. Социально-экономические результаты реализации Программы


Реализация Программы позволит обеспечить развитие крестьянских хозяйств и кооперативов, повышение их экономической эффективности. Укрепится организационно-правовое и социальное положение крестьянских хозяйств, их материально-техническая база, возрастет производительность труда; повысится профессиональный уровень и благосостояние фермеров; возрастет рыночная ориентация крестьянских хозяйств; расширится сфера занятости на селе; получат дальнейшее развитие фермерское самоуправление, кооперативные и интеграционные связи фермеров между собой и с другими товаропроизводителями агропромышленного комплекса в производстве, переработке и сбыте продукции, агросервисном обслуживании, кредитовании, страховании и социальном обустройстве села.

Увеличится объем производства сельскохозяйственной продукции и изменится производственная структура фермерского сектора. Углубится специализация хозяйств, более быстрыми темпами будет развиваться животноводство. Объем производства сельскохозяйственной продукции в 2000 году по сравнению с 1995 годом увеличится в 2,6 раза, в том числе в земледелии - в 2,5 раза и животноводстве - в 2,7 раза. По отдельным видам продукции (зерно, подсолнечник) доля фермеров возрастет до 9 - 10 и более процентов, по продуктам животноводства - до 4,5 - 7 процентов.

В земледелии рост производства будет достигнут за счет увеличения числа хозяйств и общей площади земель, более полного использования предоставленных им земельных участков, а также за счет повышения культуры производства.

Увеличение производства животноводческой продукции будет достигнуто за счет увеличения поголовья крупного рогатого скота и свиней, создания более крупных товарных ферм и повышения продуктивности животных. Удельный вес продукции животноводства в общем объеме производства превысит 30 процентов.

В лесостепной и степной зонах сохранится специализация крестьянских хозяйств по выращиванию зерна, сахарной свеклы и подсолнечника, в животноводстве - по выращиванию овец, получит значительное развитие свиноводство. В Нечерноземной зоне, многих регионах Сибири и Дальнего Востока быстрыми темпами будет развиваться молочное и мясное скотоводство, свиноводство, выращивание картофеля. Расширится производство овощей, плодов и ягод в регионах Поволжья, Северного Кавказа, Центрально- Черноземной зоны, а также в пригородных районах промышленных центров.

Фермерский сектор займет более прочное положение в системе агропромышленного производства, станет конкурентоспособным на продовольственном рынке. Доля фермерского сектора в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства возрастет до 5,5 - 6 процентов.


X. Организация управления Программой и контроль за ее реализацией

ГАРАНТ:

Приказом Минсельхозпрода РФ от 4 июля 1997 г. N 312 для текущего управления реализацией Программы и контроля за ее ходом создана Дирекция Программы


Государственным заказчиком Программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Управление Программой осуществляется государственным заказчиком и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в лице их органов государственного управления агропромышленным комплексом.

Для осуществления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при государственном заказчике создается межведомственный координационный совет, в состав которого войдут специалисты Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители финансовых, научных и общественных организаций.

На основании показателей Программы и анализа хода выполнения программных мероприятий государственный заказчик ежегодно подготавливает бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы и направляет их в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации регулярно организует проверки хода выполнения программных мероприятий и использования по целевому назначению средств, выделяемых из федерального бюджета и других источников, и ежегодно, не позднее 1 марта, представляют Правительству Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы за отчетный год.


Приложение N 1


Прогноз развития крестьянских (фермерских) хозяйств на 1996 - 2000 годы


-------------------------------------------------------------------------
                                |1994 год |1995 год |1996 год |2000   год
                                |(отчет)  |(отчет)  |(расчет) |(прогноз)
--------------------------------+---------+---------+---------+----------
Число крестьянских (фермерских) |         |         |         |
хозяйств (на конец года,   тыс. |         |         |         |
единиц)                         | 279,2   | 280,1   | 270-280 | 350
                                |         |         |         |
Площадь    сельскохозяйственных |         |         |         |
угодий -                        |         |         |         |
     всего (млн. га)            |  10,9   |  11,1   |   11,2  |  16
     на 1 хозяйство (га)        |  39     |  40     |   41    |  46
                                |         |         |         |
Площадь пашни -                 |         |         |         |
     всего (млн. га)            |   7,9   |   8     |    8    |  11,4
     на 1 хозяйство (га)        |  28     |  29     |   29    |  33
                                |         |         |         |
Удельный    вес    крестьянских |         |         |         |
(фермерских)  хозяйств  в общей |         |         |         |
площади пашни (в процентах)     |   6,1   |   6,1   |    6,1  |   8,7
-------------------------------------------------------------------------

Приложение N 2


Производство основных видов продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах


(тыс. тонн)

-------------------------------------------------------------------------
                               |1995 год |1996 год |  2000 год (прогноз)
                               | (отчет) | (отчет) |---------------------
                               |         |         | всего | в процентах
                               |         |         |       | ко всем
                               |         |         |       | категориям
                               |         |         |       | хозяйств
-------------------------------+---------+---------+-------+-------------
Зерно (в весе после доработки) |   3001  |   4296  | 8918  |   9,4
Сахарная свекла (фабричная)    |    669  |    720  | 1680  |   6,2
Подсолнечник                   |    519  |    450  |  660  |  18,8
Картофель                      |    363  |    360  |  780  |   2,1
Овощи                          |    144  |    185  |  440  |   4,1
Реализация  скота   и    птицы |         |         |       |
на убой в живой массе          |    147  |    156  |  350  |   3,2
Молоко                         |    576  |    645  | 1950  |   4,4
Шерсть (тонн)                  |   4226  |   4000  | 6800  |   7,1
-------------------------------------------------------------------------

Приложение N 3


Потребность в капитальных вложениях на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов (по расчетам Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России)


(млрд. рублей, в ценах 1995 года)

-------------------------------------------------------------------------
                       |1991 год |1992 год |1995 год |1996 год |2000  год
                       |(отчет)  |(отчет)  |(отчет)  |(расчет) |(прогноз)
-----------------------+---------+---------+---------+---------+---------
Общий объем капитальных|         |         |         |         |
вложений    (за    счет|         |         |         |         |
всех         источников|         |         |         |         |
финансирования)        |   6547  | 11828   | 1164,9  |  2200   |  9362,4
                       |         |         |         |         |
в том числе:           |         |         |         |         |
                       |         |         |         |         |
собственные и          |         |         |         |         |
привлеченные средства  |         |         |         |         |
крестьянских хозяйств и|         |         |         |         |
кооперативов           |   3156  |  6552   |  844,8  |  1400   |  5929,2
                       |         |         |         |         |
бюджетные средства всех|         |         |         |         |
уровней (включая       |         |         |         |         |
бюджетные ссуды)       |   3391  |  5276   |  320,1  |   800   |  3433,2
-------------------------------------------------------------------------

Цель Программы - обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности фермерского сектора, социальная защита крестьянства в условиях рыночных отношений. Задачами Программы являются: создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития крестьянских хозяйств и кооперативов; совершенствование механизма государственной поддержки фермерского сектора; развитие земельной реформы, расширение крестьянских землевладений; формирование рыночной и социальной инфраструктуры на основе кооперации и интеграции; развитие фермерского самоуправления. Государственным заказчиком Программы утверждено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Им же осуществляется финансовое обеспечение Программы.



Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1996 г. N 1499 "О Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы"


Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 4 января 1997 г. N 1, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1 ст. 157


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 966

Действие абзаца двадцать второго раздела VI Федеральной целевой программы приостановлено с 1 января по 31 декабря 1999 г.


Актуальный текст документа