Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 7 января 1988 г. N 32
"О коренной перестройке дела охраны природы в стране"
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в свете требований XXVII съезда партии о принятии решительных мер экономического, правового и воспитательного характера в целях обеспечения охраны и рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, атмосферного воздуха растительного и животного мира необходима коренная перестройка всего дела охраны природы в стране.
После апрельского, (1985 г.) Пленума ЦК КПСС в условиях возросшей социальной, активности, и заинтересованности всех слоев населения в улучшении состояния; окружающей среды, рациональном использовании и воспроизводстве природных богатств приняты принципиально важные решения Партии и Правительства по оздоровлению экологической обстановки во многих промышленных центрах и регионах страны. Всенародную поддержку получили конкретные меры, которые предстоит осуществить в текущей пятилетке по защите от загрязнения бассейнов озер Ладожское и Байкал, постановления o прекращении работ по переброске части стока северных и сибирских рек и об охране уникальных памятников природы и культуры. Необходимые экономические организационные предпосылки для дальнейшего совершенствования дела охраны природы созданы в ходе подготовки всех звеньев управления к практической реализации концепции перестройки руководства экономикой. Важным шагом является начавшаяся разработка проекта долгосрочной Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года.
Вместе с тем в природоохранной деятельности министерств, ведомств СССР, Советов Министров союзных республик, советских и хозяйственных органов имеют место серьезные недостатки. He обеспечивается комплексный подход к решению вопросов охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Развитие производительных сил в различных регионах страны осуществляется без должного учета экологических последствий и проведения единой природоохранной политики.
Совершенно недопустимо, что государственные органы, призванные осуществлять контроль за состоянием окружающей среды, дублируют деятельность друг друга, ведут работу крайне неэффективно, руководствуясь зачастую ведомственными и местническими интересами. В определении главных задач в области охраны природы и использования природных ресурсов допускались грубые просчеты и ошибки, что нередко приводило к ухудшению экологической обстановки и неоправданным потерям материальных и финансовых ресурсов.
Сложившаяся система управления природопользованием ввиду чрезмерной разрозненности природоохранных функций по различным министерствам и ведомствам не отвечает современным требованиям хозяйствования и стала серьезным фактором, сдерживающим интенсификацию производства в условиях растущей взаимозависимости между состоянием окружающей среды и развитием экономики.
В практике природоохранной деятельности недооцениваются экономические методы управления. Из-за отсутствия действенных экономических рычагов и стимулов предприятия и организации не заинтересованы в обеспечении комплексного и рационального использования предоставляемых им природных ресурсов и снижении загрязнения природной среды. Во многих случаях серьезный ущерб, который наносится предприятиями и организациями окружающей среде, не оказывает никакого влияния на результаты их хозяйственной деятельности.
Крупным недостатком является то, что проводимая работа по улучшению природопользования слабо базируется на достижениях научно-технического прогресса. Крайне недостаточно внедряются малоотходные и безотходные технологические процессы, комбинированные производства, обеспечивающие полное, комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов. По существу в стороне от этого важного государственного дела оказалось большинство академических и отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. Их практическая работа не оказывает заметного воздействия на повышение технического уровня и экологической безопасности производства.
Во многом имеющиеся недоработки и упущения в области охраны природы явились следствием серьезной недооценки этого важнейшего дела со стороны Госплана СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике, других центральных экономических органов. При подготовке Генеральной схемы развития и размещения производительных сил СССР, планов экономического и социального развития страны ими недостаточно учитываются экологические особенности регионов и состояние природных ресурсов, не уделяется должного внимания рациональному использованию природного сырья, созданию эффективных природоохранных сооружений. В составе планов и государственных целевых научно-технических программ слабо отражаются проблемы утилизации отходов и другие вопросы ресурсосбережения. До сих пор не разработана целостная система природоохранных нормативов.
Безответственное отношение некоторых министерств и ведомств СССР к вопросам природопользования привело к резкому ухудшению состояния окружающей среды в отдельных регионах страны. Во многих звеньях отраслевого управления преобладают ведомственность и субъективистский подход в принятии хозяйственных решений. Продолжает сохраняться порочная практика остаточного принципа выделения материальных и финансовых ресурсов на реализацию назревших задач охраны природы. В результате низкой исполнительской дисциплины ряд решений Партии и Правительства по осуществлению природоохранных мероприятий выполняется с отступлениями от установленных сроков и не в полном объеме.
Крайне медленно перестраивают свою деятельность в области охраны природы Советы Министров союзных и автономных республик, местные Советы народных депутатов. Ими неэффективно осуществляется координация природоохранной работы предприятий и организаций, расположенных на соответствующей территории. He принимается действенных мер по претворению в жизнь предусмотренных в планах и решениях Партии и Правительства заданий по улучшению использования и охраны земель, вод, лесов, недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира. He ведется настойчивой борьбы c нарушениями природоохранительного законодательства, не в полной, мере, используются предоставленные для этого права и полномочия.
ЦК компартий союзных республик крайкомы и обкомы партии, первичные партийные организации не предъявляют должного спроса к руководителям министерств, ведомств объединений и предприятий, не проявляющим заботы об охране природных, богатств страны. Партийными, советскими и хозяйственными органами, средствами массовой информации, а также общественными организациями не уделяется необходимого внимания экологическому образованию и воспитанию людей, начиная с детства, пропаганде природоохранных знаний в семье, школе, средних и высших учебных заведениях и непосредственно на производстве, повышению экологической культуры всех слоев населения как одному и важнейших условий улучшения дела охраны природы.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР подчеркивают, что вопросы охраны природы имеют большую общественную значимость, здесь недопустимы политическая и организационная вялость, безынициативность органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений. Борьба за экологическую безопасность на Земле должна рассматриваться как одна из самых ответственных и благородных задач советских людей.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
Главные задачи в области охраны природы и рационального природопользования
1. Считать важнейшей задачей всех партийных, государственных и хозяйственных органов, объединений и предприятий, общественных организаций и каждого трудового коллектива настойчивое и последовательное проведение линии партии на сохранение и приумножение природных ресурсов, улучшение состояния окружающей среды, исходя из признания жизненной необходимости решения этих вопросов не только для советского народа, но и для всего человечества.
ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии, постоянным органам Совета Министров СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, местным партийным, советским и хозяйственным органам рассматривать обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды как неотъемлемую составную часть экономического и социального развития страны. Главными направлениями природоохранной деятельности должны стать:
повсеместное обеспечение благоприятного санитарного и экологического состояния окружающей среды, и прежде всего в промышленных центрах, городах и других населенных пунктах, на основе строгого соблюдения научно обоснованных природоохранных норм;
уменьшение удельных расходов воды в целом по стране к 1995 году не менее чем на 20 процентов и полное прекращение к 2000 году сброса неочищенных сточных вод во все водные бассейны СССР;
последовательное проведение работы, по повышению плодородия земель, особенно за счет осуществления комплекса мер по защите почв от эрозии, своевременной мелиорации и рекультивации земель, а также сокращение отводов высокопродуктивных угодий на несельскохозяйственные нужды;
сохранение лесных богатств и повышение водоохранных, почвозащитных и других полезных природных свойств лесов на основе поддержания их надлежащего экологического состояния, усиления охраны лесов от пожаров, болезней и вредителей, осуществления мер по опережающему лесовосстановлению, снижению потерь древесины на всех стадиях заготовки и переработки;
полное и комплексное использование минерально-сырьевых ресурсов путем внедрения малоотходных и безотходных технологических процессов и производств, и широкого вовлечения в хозяйственный оборот отходов горнопромышленного производства;
всемерное сохранение и воспроизводство рыбных запасов, диких зверей, птиц, других полезных живых организмов и растений, рациональное ведение охотничьего хозяйства, увеличение площади особо охраняемых природных территорий, включая заповедники, заказники и национальные природные парки;
организация эффективного, использования природных ресурсов континентального шельфа и экономической зоны GCCP, а также Мирового океана при строгом соблюдении международных соглашений и экологических требований.
Особое внимание при осуществлении природоохранной деятельности должно быть обращено на обеспечение благоприятной экологической обстановки в регионах страны с высокой концентрацией промышленного и сельскохозяйственного производств, и прежде всего в Средней Азии и Казахстане, южных районах Сибири и Украины, Урала, Поволжском экономическом районе, а также в районах Крайнего Севера СССР.
2. Госплану СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике, Госснабу СССР, другим центральным экономическим органам при разработке Концепции и основных направлений экономического и социального развития СССР, проектов государственных планов, долговременных народнохозяйственных программ предусматривать в них важнейшие направления природоохранной деятельности в увязке с намечаемыми масштабами развития производительных сил и внедрением в народное хозяйство; достижений научно-технического прогресса, а также действенные меры к предотвращению ухудшения качества природной среды и нерационального использования природных ресурсов.
В этих целях доводить до министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик соответствующие показатели в составе контрольных цифр, государственных заказов, долговременных экономических нормативов и лимитов.
3. Постоянным органам Совета Министров СССР, министерствам и ведомствам СССР при осуществлении своих функций в области планирования развития экономики и социальной сферы, ускорения научно-технического прогресса, повышения технического уровня и качества продукции, капитального строительства обеспечивать строгую увязку хозяйственной деятельности с экологическими требованиями, с тем чтобы любое принимаемое решение учитывало долговременные интересы общества в сохранении и улучшении природной среды, а их реализация была направлена на создание благоприятных условий труда, жизни и быта советских людей.
При разработке долгосрочных прогнозов и направлений развития отраслей, схем размещения предприятий, народнохозяйственных планов и их реализации предусматривать приоритетное развитие комплексных промышленных и сельскохозяйственных производств на базе малоотходных и безотходных технологических процессов. Рассматривать их как основное стратегическое направление решения проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. He допускать к производству новую технику, материалы и вещества, не отвечающие требованиям экологической безопасности.
4. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов обеспечивать в области охраны природы и природопользования эффективную координацию деятельности всех объединений, предприятий и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности, исходя из возложенной на республиканские и местные органы управления всей полноты ответственности за экологическую обстановку в соответствующих регионах. Всемерно использовать возможности кооперации между предприятиями и организациями различных отраслей, расположенными на одной территории, объединения их усилий в сооружении и эксплуатации природоохранных объектов общего назначения, с тем чтобы обеспечивать наиболее экономичное и эффективное решение вопросов рационального использования природных ресурсов и предотвращения загрязнения природной среды. При этом проявлять полную самостоятельность в решении вопросов охраны природы, опираясь на природоохранительное законодательство.
5. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР подчеркивают, что реализация выдвинутых партией задач по эффективному использованию и воспроизводству природных ресурсов, охране окружающей среды от загрязнения и других вредных воздействий в решающей степени зависит от соблюдения природоохранительных норм и законодательства объединениями, предприятиями и организациями. От их рачительного отношения и государственного подхода к использованию земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира зависит состояние природы, благополучие и здоровье людей.
Руководителям объединений и предприятий, советам трудовых коллективов исходя из интересов настоящего и будущих поколений советских граждан и руководствуясь Законом СССР о государственном предприятии (объединении), обеспечивать рациональное природопользование и охрану окружающей среды, безусловное соблюдение требований природоохранительного законодательства, строго пресекать любые его нарушения со стороны членов трудового коллектива.
Совершенствование системы управления охраной природы и регулирования использования природных ресурсов
6. Придавая исключительную важность совершенствованию всего дела охраны природы в стране, повышению ответственности на всех уровнях управления за качество природной среды, организацию рационального использования, воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществлений единой научно-технической политики в этой области, а также улучшению координации деятельности министерств, ведомств CCCP и Советов Министров союзных республик в проведении природоохранных мероприятий, признать необходимым образовать союзно-республиканский Государственный комитет СССР по охране природы (Госкомприрода СССР) на базе соответствующих подразделений Госагропрома СССР Государственного комитета СССР по науке и технике, Государственного комитета СССР по лесному хозяйству, Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Министерства рыбного хозяйства СССР и Министерства геологии СССР.
Установить, что Государственный комитет СССР по охране природы является центральным органом государственного управления в области охраны природы и использования природных ресурсов и наряду с Советами Министров союзных республик несет всю полноту ответственности за охрану природы, организацию рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в стране. В этих целях Комитет наделяется соответствующими правами и полномочиями. Решения Государственного комитета СССР по охране природы, принимаемые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми министерствами, ведомствами, а также объединениями, предприятиями и организациями.
Государственный комитет СССР по охране природы осуществляет свою деятельность под руководством Совета Министров СССР, а соответствующие его органы в союзных и автономных республиках, краях и областях - под руководством Советов Министров союзных и автономных республик, исполкомов краевых и областных Советов народных депутатов.
Государственный комитет СССР по охране природы, его республиканские и местные органы не должны подменять министерства, ведомства, исполнительные комитеты Советов народных депутатов, объединения, предприятия и организации в их деятельности по охране природы и улучшению использования природных ресурсов. За органами отраслевого и территориального управления, объединениями, предприятиями и организациями сохраняется возложенная на них ответственность в этом деле.
Внести на рассмотрение Президиума Верховного Совета СССР проекты Указов "Об образовании союзно-республиканского Государственного комитета СССР по охране природы" и "О переименовании Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды в Государственный комитет СССР по гидрометеорологии".
7. Возложить на государственный комитет CCCP по охране природы:
осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью в стране, разработку и проведение единой научно-технической политики в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, координацию деятельности министерств и ведомств в этой области;
государственный контроль за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод атмосферного воздуха, растительного (в том числе лесов) и животного мира (в том числе рыбных запасов), морской среды и природных ресурсов территориальных вод СССР, континентального шельфа и экономической, зоны СССР, а также от распространенных, полезных ископаемых;
подготовку и представление в Госплан СССР предложений по вопросам охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов для включения их в проекты Концепции и основных направлений экономического и социального развития СССР, государственных пятилетних планов экономического и социального развития CCCP. Комитет организует контроль за выполнением соответствующих заданий, предусмотренных в Основных направлениях и государственных планах;
разработку предложений по совершенствованию экономического механизма природопользования, экологических нормативов, правил, и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране природной среды от загрязнения и других вредных воздействий. Комитет утверждает указанные нормативы, правила и стандарты;
подготовку долгосрочных государственных целевых программ по охране природной среды и рациональному использованию природных ресурсов и представление их в Совет Министров СССР. Комитет утверждает территориальные, комплексные схемы охраны природы и использования природных ресурсов, имеющие общесоюзное и межреспубликанское значение;
осуществление государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства, контроля за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологии, материалов и веществ, а также проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и иных объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов При этом, Комитет должен ориентироваться прежде всего на такой решающий фактор улучшения деятельности по охране природы, как широкое применение во всех отраслях народного хозяйства малоотходных и безотходных технологий и других достижений научно-технического прогресса, обеспечивающих рациональное природопользование;
выдачу в установленном порядке разрешений на захоронение (складирование) промышленных, бытовых и иных отходов, выбросы вредных веществ в окружающую среду, на специальное водопользование, на пользование животным миром и потребление атмосферного воздуха для производственных нужд; предоставление недр в пользование для проведения геологоразведочных работ, утверждение расчетной лесосеки и контроль за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности;
руководство заповедным делом и осуществление государственного контроля за ведением охотничьего хозяйства в стране, а также ведение государственного кадастра животного мира и Красной книги СССР;
организацию распространения знаний о природе среди широких слоев населения, работы по воспитанию граждан, и особенно молодежи, в духе бережного отношения и любви к природе;
планирование и осуществление сотрудничества по вопросам охраны природы с зарубежными странами и международными организациями, координацию работы министерств и ведомств по выполнению обязательств Советской Стороны, вытекающих из международных договоров по охране природы рациональному использованию природных ресурсов, изучение, обобщение и распространение международного опыта в этой области.
8. В связи с образованием Государственного комитета СССР по охране природы и возложением на него функций государственного управления и контроля в области охраны природы и природопользования, которые осуществляются в настоящее время другими министерствами и ведомствами, признать целесообразным передать в ведение этого Комитета:
из Госагропрома СССР - осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель и животного мира, включая контроль за правильным ведением охотничьего хозяйства и заповедным делом, ведение государственного кадастра животного мира и Красной книги СССР;
из Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР - осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод и выполнение других функций связанных с организацией охраны и рационального использования водных ресурсов;
из Министерства геологии СССР - осуществление государственного контроля за охраной подземных вод от истощения и загрязнения, сохранив за этим Министерством проведение гидрогеологических исследований, в том числе разработку постоянно действующих гидродинамических, моделей основных регионов страны c целью управления ресурсами подземных вод;
из Государственного комитета СССР по гидрометеорологии - осуществление государственного контроля за охраной атмосферного воздуха и выполнение других функций, связанных с организацией охраны и регулированием использования воздушного бассейна, сохранив за этим Комитетом функции наблюдения за загрязнением природной среды и его последствиями;
из Государственного комитета СССР по лесному хозяйству - осуществление государственного контроля за ведением лесного хозяйства и рациональным использованием лесов;
из Министерства рыбного хозяйства СССР - осуществление государственного контроля за охраной и использованием рыбных запасов, водных животных и растений во внутренних водоемах и территориальных водах СССР, а также на континентальном шельфе и в экономической зоне СССР.
Госагропрому СССР, Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерству геологии СССР, Государственному комитету СССР по гидрометеорологии Госгортехнадзору CCCP, Государственному комитету СССР по лесному хозяйству и Министерству рыбного, хозяйства GGCP в связи с передачей указанных функций Государственному комитету СССР по охране природы, а также возложением на этот Комитет контроля за использованием и охраной общераспространенных полезных ископаемых по согласованию с Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма подготовить предложения об уточнении положений о соответствующих государственных комитетах CCCP и министерствах СССР и внести их в Совет Министров СССР.
Государственному комитету СССР по охране природы в 2-месячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР проект Положения о Комитете, а также по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Министерством финансов СССР предложения о структуре, предельной численности и фонде заработной платы работников центрального аппарата Комитета. При этом исходить из того, что государственному комитету СССР по охране природы передается из Госагропрома СССР, Государственного комитета СССР по лесному хозяйству, Государственного комитета СССР по гидрометеорологии, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерства рыбного хозяйства СССР, Министерства геологии СССР и других министерств и ведомств СССР соответствующая численность работников центрального аппарата и организаций при этих министерствах и ведомствах, осуществляющих природоохранные функции (по состоянию на 1 июля 1987 г.), а также материально-технические ресурсы и ассигнования на их содержание.
9. Передать по состоянию: на 1 июля 1987 г. в непосредственное подчинение Государственного комитета СССР по охране природы научно-исследовательские и другие организации, а также государственные заповедники согласно приложениям N 1 и 2.
Установить, что Институт биологии внутренних вод находится в подчинении Академии наук СССР и Государственного комитета СССР по охране природы, Научно-исследовательский институт по промышленной и санитарной очистке газов - в подчинении Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР и Государственного комитета СССР по охране природы.
Принять предложение Академии наук CCCP об установлении двойного подчинения государственных заповедников Репетекского, Черноморского, Дальневосточного, "Кедровая падь", Ильменского имени В.И.Ленина и Уссурийского имени академика В.Л.Комарова Государственному комитету СССР по охране природы и Академии наук СССР и государственного заповедника "Аскания-Нова" Государственному комитету СССР по охране природы и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина.
10. Советам Министров союзных республик и Государственному комитету СССР по охране природы обеспечить создание с учетом конкретных особенностей на местах союзно-республиканских государственных комитетов союзных республик по охране природы и органов этих комитетов в краях, областях, автономных республиках и округах, в городах и районах на базе соответствующих подразделений республиканских министерств и ведомств и территориальных (бассейновых) управлений по регулированию использования и охране вод системы Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, республиканских и региональных подразделений Государственной инспекции по охране атмосферного воздуха, организаций системы Государственного комитета СССР по гидрометеорологии, осуществляющих планирование воздухоохранных мероприятий, экспертизу проектов, нормирование и контроль выбросов в природную среду, а также за счет части штатной численности органов и служб системы Госагропрома СССР, Министерства геологии СССР (службы по контролю за охраной подземных вод), Министерства рыбного хозяйства СССР, министерств (комитетов) лесного хозяйства союзных республик и других ведомств, осуществляющих государственный контроль (надзор и управление в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на соответствующих территориях.
Государственный комитет СССР по охране природы, государственные комитеты союзных республик по охране природы и их органы на местах, а также подведомственные им предприятия, организации и учреждения образуют единую систему Государственного комитета СССР по охране природы.
11. Государственный комитет СССР по охране природы образуется в составе Председателя Комитета, его заместителей и членов Комитета. Членами Государственного комитета СССР по охране природы являются другие руководящие работники Комитета, руководители министерств и ведомств СССР, председатели государственных комитетов союзных республик по охране природы, а также крупные ученые и представители общественности.
В Государственном комитете СССР по охране природы образуется коллегия. Численность и персональный состав членов Государственного комитета СССР по охране природы и коллегии утверждаются Советом Министров СССР.
Признать целесообразным иметь общественный Совет при Государственном комитете СССР по охране природы, для обеспечения всестороннего, глубокого обсуждения крупных проблем природопользования и охраны окружающей среды и выработки рекомендаций по их решению, сформированный из числа ученых, общественных деятелей, представителей местных Советов народных депутатов, руководителей предприятий.
12. Предоставить Государственному комитету СССР по охране природы, государственным комитетам союзных республик по охране природы и их органам на местах (в пределах их компетенции) право:
налагать запреты на строительство, реконструкцию или расширение объектов промышленного и иного назначения, проведение работ по эксплуатации природных ресурсов и других работ, осуществляемых с нарушением природоохранительного законодательства, а также приостанавливать работу промышленных и других предприятий, грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды;
предъявлять иски предприятиям (объединениям) и организациям, а также советским гражданам и иностранным физическим и юридическим лицам о взыскании средств в возмещение ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов.
Признать необходимым, чтобы органы системы Комитета рассматривали дела об административной ответственности за правонарушения в области охраны природы и использования природных ресурсов.
При осуществлении своих функций органам Государственного комитета СССР по охране природы исходить из того, что они должны вести постоянную работу по предупреждению нарушений природоохранительного законодательства, норм и правил охраны окружающей среды на основе делового сотрудничества с территориальными и отраслевыми органами управления.
13. В связи с усилением роли республиканских и местных советских органов управления в обеспечении комплексного развития экономики и социально-культурной сферы, расширением их прав в области охраны природы на соответствующей территории исполкомам Советов народных депутатов всемерно содействовать краевым, областным, окружным, городским и районным органам по охране природы в решении возложенных на них задач, активизировать деятельность народных депутатов, депутатских групп и постов на предприятиях и в организациях в вопросах предотвращения загрязнения природной среды, добиваться эффективного использования финансовых и материальных средств, выделяемых на природоохранные мероприятия, в том числе и средств, направляемых на эти цели в порядке долевого участия объединениями, предприятиями и организациями.
Исполкомам Советов народных депутатов при разработке комплексных планов экономического и социального развития территорий предусматривать в них мероприятия по обеспечению благоприятных экологических и санитарно-гигиенических условий для жизнедеятельности людей, учитывая при этом не только местные, но и общегосударственные интересы развития народного хозяйства в целом. Осуществлять систематический контроль за ходом выполнения планов строительства объектов природоохранного назначения принимать необходимые меры к обеспечению комплексного ввода в эксплуатацию производственных и непроизводственных объектов вместе с сооружениями и установками для рационального использования природных ресурсов, предотвращения загрязнения природной среды, переработки производственных и бытовых отходов. В случае отставания сооружения объектов природоохранного назначения исполкомы Советов народных депутатов имеет право обязывать заказчика разработать и в конкретные сроки осуществить совместно с генеральной подрядной строительно-монтажной организацией мероприятия по ликвидации отставания строительства этих объектов.
Совершенствование экономического механизма, обеспечивающего эффективное использование и охрану природных богатств страны
14. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР подчеркивают, что в условиях перевода предприятий на принципы полного хозяйственного расчета и самофинансирования, широкой демократизации общественных отношений необходим решительный переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления природоохранной деятельностью. Следует добиваться того, чтобы конечные результаты работы предприятий были тесно увязаны с эффективностью проводимых ими природоохранных мероприятий, чтобы каждый трудовой коллектив и каждый трудящийся был заинтересован в соблюдении требований природоохранительного законодательства.
15. Госплану СССР, Государственному комитету СССР по охране природы, министерствам, ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик при разработке контрольных цифр, государственных заказов, долговременных экономических нормативов и лимитов учитывать в них вопросы охраны природы и рационального использования природных ресурсов, исходя из заданий и положений долгосрочной Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года.
Установить, что до объединений, предприятий и организаций в составе долговременных экономических нормативов доводятся нормативы платы за природные ресурсы, а также нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду.
В экономических нормативах платы за природные ресурсы учитываются их распространенность, возможность воспроизводства, доступность, комплексность, продуктивность, местонахождение и другие факторы, обуславливающие затраты, связанные с использованием этих ресурсов. Эти нормативы должны стимулировать рациональное и комплексное использование земли, воды, леса, полезных ископаемых и других ресурсов.
В экономических нормативах платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду учитываются особенности природных комплексов, составы и свойства выбросов загрязняющих веществ, a также затраты, необходимые для ликвидации (предотвращения) загрязнения.
Указанные нормативы дифференцируются по регионам страны и устанавливаются на пятилетку (с разбивкой по годам) с учетом ежегодного снижения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Источником платежей по этому нормативу является прибыль (доход) объединений, предприятий и организаций.
За превышение допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и аварийное загрязнение с объединений, предприятий и организаций взимается повышенная (в кратном размере по отношению к экономическому нормативу) плата, источником которой является хозрасчетный доход коллектива.
Государственному комитету СССР по охране природы, Госплану СССР, Государственному комитету СССР по ценам, Министерству финансов СССР в 6-месячный срок разработать с участием Академии наук GCCP и других заинтересованных министерств и ведомств и утвердить по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС порядок определения и применения указанных нормативов, с тем чтобы начиная с 1991 года учитывать соответствующие нормативы при разработке проектов планов и взимании платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду.
16. Установить, что финансирование природоохранных мероприятий в объединениях, на предприятиях и в организациях должно осуществляться в основном за счет собственных средств и кредитов банка.
На финансирование крупных природоохранных мероприятий могут использоваться в установленном порядке государственные централизованные капитальные вложения.
Признать необходимым образовать в Государственном комитете СССР по охране природы резервный фонд охраны природы для выполнения непредвиденных работ за счет отчислений от взимаемых с объединений, предприятий и организаций средств по нормативам платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду, а также от средств, взыскиваемых с нарушителей природоохранительного законодательства. Государственному комитету СССР по охране природы разработать и по согласованию с Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма утвердить типовое положение об образовании и использовании резервного фонда охраны природы, предусмотрев в нем порядок и условия материально-технического обеспечения работ, проводимых за счет его средств.
17. Советам Министров союзных и автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам направляя взимаемые с объединений, предприятий и организаций средства за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранительного законодательства на выполнение мероприятий по охране окружающей среды рациональному использованию природных ресурсов, а также на поощрение производственных коллективов и отдельных работников, добившихся положительных результатов в природоохранной деятельности. Эти средства не допускается использовать на другие цели.
18. Государственному комитету СССР по ценам при разработке новых и совершенствовании действующих цен предусматривать всемерное стимулирование широкого внедрения на предприятиях малоотходных и безотходных технологий, комплексного использования природного сырья, приоритетного применения вторичных и возобновляемых природных ресурсов.
Широкое внедрение достижений научно-технического прогресса - решающее направление улучшения природопользования
19. ЦК КПСС и Совет Министров СССР считают, что эффективность работ по охране природы в решающей степени зависит от широкого использования новейших достижений науки и техники. Исходя из этого, Государственному комитету СССР по охране природы, Государственному комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР, министерствам и ведомствам СССР сосредоточить усилия коллективов научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений, проектных, конструкторских, технологических и других организаций на разработке и внедрении:
по охране и рациональному использованию земель - новых способов воспроизводства плодородия почв и защиты их от эрозии, рекультивации нарушенных земель, предотвращения опустынивания, подтопления земель и образования оползней, селей, обвалов, а также восстановления продуктивности засоленных и загрязненных земель;
по охране и рациональному использованию вод - принципиально новых водосберегающих технологических процессов в промышленности, сельском и коммунальном хозяйствах, высокоэффективных методов очистки и обеззараживания сточных вод. Особое внимание уделять изучению проблем водообеспечения маловодных регионов страны, сохранению и восстановлению благоприятного экологического состояния малых рек и водохранилищ, а также вопросам исследования состояния ресурсов подземных вод и разработке предложений по защите их от загрязнения и широкому использованию в народном хозяйстве;
по охране атмосферного воздуха - прогрессивных технологических процессов, оборудования и материалов для очистки отходящих газов промышленных предприятий, в первую очередь от сернистого ангидрида, окислов азота и других токсичных веществ, высокоэффективных систем для предотвращения выбросов вредных веществ с отработавшими газами двигателей, а также экологически безопасных видов топлива. Расширить объемы работ по исследованию процессов переноса и превращения химических соединений в атмосфере, включая проблему сохранения озонового слоя;
по охране недр и комплексному использованию минеральных ресурсов - технологических процессов, оборудования и реагентов, обеспечивающих максимальное извлечение полезных ископаемых, глубокую переработку сырья с утилизацией образующихся отходов и предотвращение отрицательного влияния горных работ на природную среду. Создать экологически безопасные методы геологической разведки и добычи минерального сырья на континентальном шельфе;
по охране и рациональному использованию растительного и животного мира - новых методов сохранения генетического фонда и всего многообразия растительного и животного мира. Особое внимание, обратить на научные исследования в области заповедного дела, совершенствование технологий воспроизводства рыбных запасов, применение эффективных методов, машин и оборудования для заготовки леса и лесовосстановления, новых биологических методов защиты лесов, сельскохозяйственных растений и животных от болезней и вредителей.
В области социально-экономических исследований по вопросам охраны окружающей среды и природопользования сосредоточить усилия на постоянном совершенствовании экономического механизма хозяйствования с учетом изменения отношений человека и природы, разработке научно обоснованных экологических нормативов, методов оценки экологического риска развития производства. Повысить эффективность работ по изучению природных комплексов и созданию многовариантных долгосрочных прогнозов состояния окружающей среды и природных ресурсов по регионам и в целом по стране.
Государственному комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР, министерствам и ведомствам СССР при планировании научных исследований в области создания новых технологических процессов, оборудования и материалов исходить из того, что их внедрение наряду с народнохозяйственным эффектом должно обеспечивать высокий уровень экологической безопасности.
20. Государственному комитету CCCP по охране природы с привлечением министерств и ведомств СССР подготавливать и представлять в Государственный комитет СССР по науке и технике, Госплан СССР и Академию Наук СССР предложения по созданию принципиально новых видов техники, технологии и материалов, а также приборов и средств контроля состояния природной среды, автоматизированных систем контроля с использованием авиакосмических средств для включения в государственные целевые научно-технические программы межотраслевого характера.
Государственному комитету СССР по науке и технике, Госплану СССР, Государственному комитету СССР по охране природы и Академии наук СССР предусмотреть в перечне государственных целевых научно-технических программ, определяемом при разработке проекта Концепции экономического и социального развития СССР, программы, направленные на ускорение решения природоохранных проблем.
21. Госплану СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике, Государственному комитету СССР по охране природы, министерствам и ведомствам СССР предусматривать в составе государственных заказов, устанавливаемых в соответствии с утвержденным порядком, задания по научно-техническим разработкам, направленным на решение важнейших проблем в области охраны природы, а также развитию необходимой для этого опытно-экспериментальной базы академической, отраслевой и вузовской науки.
22. В целях улучшения координации и повышения эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов признать целесообразным создать в г.Москве в системе Государственного комитета СССР по охране природы Всесоюзный научно-исследовательский и информационный центр по проблемам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Организацию указанного центра осуществить на базе научных учреждений и подразделений, передаваемых из ведения министерств и ведомств СССР в непосредственное подчинение этого Комитета.
Разрешить Государственному комитету СССР по охране природы осуществить строительство административно-лабораторного корпуса для Всесоюзного научно-исследовательского и информационного центра по проблемам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в г.Москве, на территории Всесоюзного научно-исследовательского института охраны природы и заповедного дела.
23. Государственному комитету СССР по науке и технике, Государственному комитету СССР по охране природы, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Академии наук СССР совместно с министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик провести в 1988 году упорядочение системы научно-исследовательских организаций, занимающихся решением природоохранных проблем, используя высвобождающуюся при этом штатную численность, материальные и финансовые ресурсы для развития исследований на наиболее актуальных направлениях науки и техники в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
24. В целях предотвращения вредного воздействия на состояние окружающей среды машин и оборудования при их эксплуатации обязать министерства СССР с участием Государственного комитета СССР по охране природы и Государственного комитета СССР по стандартам ввести в качестве первоочередной меры начиная с 1 января 1989 г. экологическую экспертизу выпускаемой промышленными предприятиями машиностроительной продукции на соответствие ее требованиям норм и правил по охране окружающей, среды по перечню согласно приложению N 3.
Государственному комитету СССР по охране природы, Государственному комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР с участием Министерства здравоохранения СССР и Государственного комитета СССР по стандартам разработать и утвердить до 1 июля 1988 г. типовое положение о проведении экологической экспертизы выпускаемой промышленными предприятиями машиностроительной продукции.
Министерству автомобильной промышленности СССР, Министерству сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР, Министерству тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР, Министерству строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР, Министерству станкостроительной и инструментальной промышленности СССР, Министерству химического и нефтяного машиностроения СССР, Министерству электротехнической промышленности СССР, Министерству авиационной промышленности СССР, Министерству оборонной промышленности СССР, Министерству общего машиностроения СССР и Министерству судостроительной промышленности СССР разработать на основе указанного типового положения и утвердить до 1 сентября 1988 г. отраслевые положения о проведении экологической экспертизы выпускаемой промышленными предприятиями машиностроительной продукции, а также порядок ее проведения. Осуществить необходимую организационно-практическую работу по подготовке подведомственных объединений и предприятий к работе в условиях проведения экологической экспертизы машиностроительной продукции.
Учитывая, что экологическая безопасность выпускаемых машин, приборов и оборудования неразрывно связана с их техническим уровнем и качеством, признать целесообразным возложить проведение экологической экспертизы на службы, осуществляющие контроль качества продукции в объединениях и на предприятиях.
25. Министерству приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР, Государственному комитету СССР по охране природы, Министерству здравоохранения СССР и Государственному комитету СССР по стандартам совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами СССР определить в I квартале 1988 г. номенклатуру приборов, систем, средств контроля (включая эталонные) и поверочных газовых смесей, которые должны применяться при осуществлении экологической экспертизы машиностроительной продукции.
Возложить на Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР производство, поставку и централизованное обслуживание указанных приборов, систем и средств контроля, a на Министерство химической промышленности СССР и Министерство газовой промышленности СССР - разработку, производство и поставку поверочных газовых смесей.
26. Учитывая необходимость всемерного усиления научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, связанных с предотвращением и ликвидацией аварийных ситуаций, которые могут привести к серьезным экологическим последствиям, обязать министерства и ведомства СССР ускорить разработку и внедрение комплексов соответствующих технических средств для предупреждения и ликвидации аварий, а Государственному комитету СССР по охране природы совместно с Государственным комитетом СССР по науке и технике, Госгортехнадзором СССР и Государственным комитетом СССР по надзору за безопасным ведением работ в атомной энергетике установить постоянный контроль за проведением этой работы.
Повышение эффективности международного сотрудничества СССР в области охраны природы
27. ЦК КПСС и Совет Министров СССР особо подчеркивают, что глобальный характер экологических проблем требует более тесного сотрудничества СССР со всеми зарубежными странами и международными организациями в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, а также повышения его эффективности. При этом главное внимание уделять следующим основным направлениям международного сотрудничества в охране природы:
разработке глобальной стратегии по охране природной среды и использованию природных ресурсов с учетом всего комплекса существующих и прогнозируемых экологических проблем;
развитию двустороннего и многостороннего сотрудничества, особенно со странами Европы, Азии, регионов Тихого океана и Севера, имеющими сопредельные пограничные территории с СССР;
совершенствованию принципов международного режима природопользования, научных и правовых основ решения международных экологических проблем;
разработке и внедрению ресурсо- и энергосберегающих, безотходных, экологически безопасных технологий, a также предложений по предупреждению и устранению последствий крупных промышленных, транспортных аварий и природных катастроф;
дальнейшему развитию сотрудничества по охране и рациональному использованию природных ресурсов Мирового океана, континентального шельфа;
развитию международной системы контроля состояния природной среды с использованием средств космической техники.
28. Считать последовательное проведение линии на активизацию международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов одной из важнейших задач Государственного комитета СССР по охране природы, Государственной внешнеэкономической комиссии Совета Министров СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике и Министерства иностранных дел СССР.
В ходе проведения этой работы неуклонно обеспечивать:
всемерное повышение роли Советской Стороны в Программе Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) и в деятельности других специализированных органов ООН;
расширение участия Советской Стороны в международных неправительственных организациях, занимающихся вопросами охраны природной среды и рационального использования природных ресурсов;
дальнейшее развитие связей с международными организациями, занимающимися проблемами научно-технического прогресса в области охраны природы, и прежде всего сотрудничества с социалистическими странами по совместному решению важнейших экологических задач на основе новейших достижений науки и техники;
усиление международной кооперации по созданию и освоению производства прогрессивных технических средств и материалов, необходимых для предотвращения загрязнения природной среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов. Широко использовать в этих целях прямые связи с зарубежными предприятиями и организациями, особенно стран - членов СЭВ, создание совместных предприятий, объединений и научных коллективов.
29. Установить, что Государственный комитет СССР по охране природы осуществляет в соответствии с действующим порядком связи с иностранными государствами, а также с международными организациями и заключает с ними международные договоры СССР межведомственного характера по вопросам, относящимся к компетенции Комитета, организует работу и координирует участие министерств и ведомств СССР в международном сотрудничестве по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, изучения и контроля состояния природной среды, а также регулирования ее качества, осуществляет обмен информацией в области охраны природы с иностранными государствами и международными организациями.
30. Возложить на Государственный комитет СССР по охране природы обязанности, связанные с выполнением обязательств Советской Стороны, вытекающих из:
Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;
Конвенции о защите морской среды района Балтийского моря;
Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов;
двусторонних соглашений между Правительством СССР и правительствами США, Великобритании, Франции, Бельгии, Финляндии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды.
Поручить Государственному комитету СССР по охране природы, Государственному комитету СССР по гидрометеорологии, Госагропрому СССР, Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерству рыбного хозяйства СССР, Министерству морского флота СССР, Министерству иностранных дел СССР подготовить в 3-месячный срок и внести в Совет Министров СССР предложения о возложении на Государственный комитет СССР по охране природы обязанностей, связанных с организацией выполнения обязательств Советской Стороны, вытекающих из других международных конвенций и соглашений по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
31. В целях совершенствования руководства деятельностью министерств, ведомств и организаций по вопросам международного сотрудничества в области охраны природы и природопользования признать необходимым возложить на Государственный комитет СССР по охране природы:
разработку предложений по формированию единой государственной политики в деле сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
руководство работой по подготовке Международных договоров, связанных с решением экологических проблем и использованием природных ресурсов;
анализ тенденций и уровня развития природоохранной деятельности за рубежом, результатов участия советских организаций в международном сотрудничестве по охране природы и выработку предложений по улучшению этой работы.
Передать в ведение Государственного комитета СССР по охране природы:
из Государственного комитета СССР по науке и технике - Комиссию СССР по делам Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП);
из Государственного комитета СССР по гидрометеорологии - советские части Советско-Американской, Советско-Английской, Советско-Бельгийской, Советско-Финляндской и Советско-Французской смешанных комиссий по сотрудничеству в области охраны окружающей среды.
Упразднить ныне действующие межведомственные комиссии по вопросам международной природоохранной деятельности при Министерстве мелиорации и водного хозяйства СССР, Государственном комитете СССР по гидрометеорологии. Государственному комитету СССР по охране природы подготовить в 3-месячный срок и внести в Совет Министров СССР предложения о создании комиссий взамен упраздняемых.
32. Усилить роль и ответственность посольств СССР в реализации совместных обязательств Советской Стороны и зарубежных стран в области охраны природы и рационального природопользования. Поднять уровень практической работы по разъяснению политики СССР в области охраны окружающей среды.
33. Государственному комитету СССР по охране природы и Министерству иностранных дел СССР начиная с 1988 года подготавливать ежегодно доклад о состоянии природной среды в СССР для представления его в установленном порядке в международные организации, коренным образом улучшить дело пропаганды достижений СССР в области охраны природной среды и рационального природопользования.
Кардинальное улучшение экологического образования и воспитания бережного отношения населения к природе
34. ЦК КПСС и Совет Министров СССР считают, что успешное решение задач по улучшению всего дела охраны природы возможно только при условии резкого подъема экологической культуры и знаний в этой области. Сознательное и бережное отношение к природе каждого советского человека должно формироваться, начиная с детства, в семье, школе, средних и высших учебных заведениях и непосредственно на производстве. На это должна быть нацелена деятельность всех учреждений системы воспитания и образования, науки, литературы и искусства, средств массовой информации, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций. Во всей этой работе необходимо настойчиво проводить линию на искоренение психологии неисчерпаемости природных ресурсов и потребительского примитивизма по отношению к природе.
В своей практической работе по кардинальному улучшению экологического образования и воспитания бережного отношения к природе Государственный комитет СССР по охране природы, министерства, ведомства СССР, Советы Министров союзных республик, партийные, советские и хозяйственные органы должны исходить из того, что коренной перелом в природоохранной деятельности может быть достигнут только в том случае, когда заботой о ней проникнется каждый советский человек. Надо вести решительную борьбу с фактами проявления безразличия и равнодушия к охране природы на производстве, в быту и на отдыхе.
35. Учитывая, что процесс обучения по вопросам охраны природы является важной составной частью общего и специального образования, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами и с участием Государственного комитета СССР по охране природы ввести во всех средних и высших учебных заведениях специальный курс по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
36. Государственному комитету СССР по охране природы, Государственному комитету CCCP по науке и технике, Академии Наук СССР, Академии, педагогических наук СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения СССР и Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию подготовить в 6-месячный срок и утвердить программу перестройки всего дела экологического образования в стране с учетом требований дальнейшего усиления охраны природы и рационального использования природных ресурсов. По вопросам, требующим решения Правительства СССР, внести соответствующие предложения.
37. Государственному комитету СССР и телевидению и радиовещанию, Государственному комитету СССР по кинематографии, Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, Государственному комитету СССР по охране природы, Министерству культуры СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Союзу писателей СССР, Союзу журналистов СССР, Союзу кинематографистов СССР и другим творческим союзам, редакциям центральных, республиканских и местных газет и журналов, Всесоюзному обществу "Знание", Всесоюзному совету научно-технических обществ и Выставке достижений народного хозяйства СССР коренным образом улучшить работу по пропаганде охраны природы, воспитанию у советских людей бережного и высоконравственного отношения к растительному и животному миру, земельным, водным ресурсам и полезным ископаемым. Повысить качество и расширить выпуск научно-популярной, учебной литературы, кинофильмов, радио- и телепередач, усилить лекционную пропаганду по этим вопросам. Использовать в качестве центров по пропаганде экологических знаний павильоны и тематические экспозиции на Всесоюзной и республиканских выставках достижений народного хозяйства, дома техники, дома природы, музеи и дома культуры.
38. Поддержать предложение общественности об образовании Союза обществ охраны природы СССР для проведения целенаправленной работы по воспитанию трудящихся в духе бережного отношения к природе. Поручить Государственному комитету СССР по охране природы с участием ВЦСПС осуществить необходимые мероприятия, связанные с организацией этого Союза.
39. Государственному, комитету СССР по охране природы и Министерству юстиции СССР с участием заинтересованных министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик в целях обеспечения комплексного подхода к правовым вопросам охраны природы и с учетом требований Закона СССР о государственном предприятии (объединении) подготовить проект Закона СССР об охране природы и внести его к 1 октября 1989 г. в Совет Министров СССР.
40. Государственному комитету СССР по охране природы и Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли подготовить в 6-месячный срок и внести в установленном порядке предложения об образовании издательства "Природа" для выпуска научных, научно-методических, публицистических материалов и художественной литературы по охране природы. Подготовить также в указанный срок предложения об организации выпуска начиная с 1989 года еженедельной газеты Природа.
41. Признать целесообразным издавать общественно-политический и научно-популярный журнал "Природа и человек" как орган Государственного комитета СССР по охране природы и Союза обществ охраны природы СССР, а журнал "Охота и охотничье хозяйство" - как орган этого Комитета и Союза обществ, охотников и рыболовов РСФСР.
42. ЦК компартий и Советам Министров союзных республик, крайкомам и обкомам партии, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам осуществить меры по проведению четкой организационно-практической работы, связанной с коренной перестройкой управления охраной природы. Особое внимание обратить на комплектование органов системы Государственного комитета СССР по охране природы высококвалифицированными, принципиальными, преданными своему делу работниками, способными компетентно решать проблемы охраны природы в условиях широкой демократизации общества, перевода экономики на новые методы хозяйствования.
Усилия центральных и республиканских органов управления, партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и хозяйственных органов на местах должны быть направлены на то, чтобы рачительное отношение к природе стало предметом постоянной заботы трудовых коллективов, руководителей и специалистов всех отраслей народного хозяйства, нормой повседневной жизни советских людей.
43. Государственному комитету CCCP по охране природы и Министерству юстиции СССР подготовить в 6-месячный срок и представить в установленном порядке предложения о внесении в действующее законодательство СССР изменений, вытекающих из настоящего постановления.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР выражают уверенность в том, что все советские люди, партийные, советские, профсоюзные, комсомольские и хозяйственные органы примут самое активное участие в деле охраны природы нашей Родины и обеспечат сохранение и приумножение природных богатств в интересах настоящего и будущих поколений.
Секретарь |
М.Горбачев |
Председатель |
Н.Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 7 января 1988 г. N 32 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране"
Текст постановления опубликован в СП СССР. 1988. N 6. Ст. 14.
Постановлением Правительства России от 3 февраля 2020 г. N 80 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 21 февраля 2020 г.