Приказ Минсельхоза РФ от 2 сентября 2011 г. N 294 "Об утверждении отраслевой целевой программы "Развитие овцеводства и козоводства в России на 2012 - 2014 гг. и на плановый период до 2020 года"

Приказ Минсельхоза РФ от 2 сентября 2011 г. N 294
"Об утверждении отраслевой целевой программы "Развитие овцеводства и козоводства в России на 2012 - 2014 гг. и на плановый период до 2020 года"


В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4080; 2011, N 17, ст. 2429), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую отраслевую целевую программу "Развитие овцеводства и козоводства в России на 2012 - 2014 гг. и на плановый период до 2020 года" (далее - Программа).

2. Назначить ответственным за реализацию Программы директора Депживотноводства В.В. Шапочкина.

3. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра Ш.Х. Вахитова.


Министр

Е. Скрынник


Отраслевая целевая программа
"Развитие овцеводства и козоводства в Российской Федерации на 2012-2014 гг. и на плановый период до 2020 года"
(утв. приказом Минсельхоза РФ от 2 сентября 2011 г. N 294)


Паспорт
Отраслевой целевой Программы


Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Наименование Программы

"Развитие овцеводства и козоводства в Российской Федерации на 2012-2014 гг. и на плановый период до 2020 года"

Цель и задачи Программы

Целью Программы является развитие овцеводства и козоводства, возрождение социальной инфраструктуры на селе путем увеличения объема производства высококачественной баранины, шерсти, овчин, молока, обеспечивающих минимальные нормы потребления.

Задачи Программы:

- определение пределов роста и потребления различных видов высококачественной конкурентоспособной продукции овцеводства и козоводства, обеспечивающей импортозамещение шерсти и баранины;

- выработка последовательных действий, обеспечивающих рост экономического потенциала сырьевого ресурса овцеводческой отрасли;

- разработка и внедрение биологически обоснованных, малозатратных технологий содержания высокопродуктивных животных при сохранении баланса природной среды;

- создание замкнутых, цикличных производств (холдингов), ориентированных на максимальную переработку многокомпонентного овцеводческого сырья, включая внедрение в производство технологических разработок по переработке образующихся биологических и технологических отходов, с целью их эффективного использования.

Целевые индикаторы и показатели Программы

Целевые индикаторы и показатели программы:

- увеличение поголовья овец и коз с 21,8 до 28,0 млн. гол., в том числе маток с 13,3 млн. до 16,8 млн. гол.;

- увеличение поголовья овец по направлениям продуктивности:

тонкорунных с 16,1 до 19,2 млн. гол.;

полутонкорунных с 2,7 до 4,0 млн. гол.;

полугрубошерстных с 0,4 до 0,8 млн. гол.;

грубошерстных с 2,9 до 4,0 млн. гол.;

- увеличение объемов производства высококачественной продукции:

шерсти в физическом весе с 54,7 до 84,0 тыс. тонн;

шерсти мытой с 30,0 до 54,9 тыс. тонн;

овец на убой в убойном весе с 183 до 336 тыс. тонн;

овчин с 4,9 до 8,0 млн. шт.

- увеличение поголовья коз с 2,2 до 2,6 млн. гол.

- увеличение поголовья коз по направлениям продуктивности:

-пуховых с 0,09 до 0,1 млн. гол.;

-молочных с 0,9 до 1,4 млн. гол.;

-мясных с 0,0 до 0,1 млн. гол.;

- увеличение объемов производства высококачественной продукции козоводства:

козьего молока, всего с 235 до 420 тыс. тонн;

коз на убой в убойном весе с 18,1 до 19,5 тыс. тонн.

Характеристика программных мероприятий

Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли овцеводства, направленных на решение поставленных задач:

- предоставление дифференцированных субсидий на производство и реализацию продукции высокого качества по национальным стандартам и договорным ценам с потребителем по предварительному заказу переработчиков;

- содержание маточного поголовья в племенных стадах, покупку племенных животных, эмбрионов, и семени баранов и козлов;

- отбор на конкурсной основе региональных программ по развитию овцеводства и козоводства, оказание поддержки в их реализации из федерального бюджета в форме субсидий на производство баранины, шерсти, овчин, молока.

Сроки реализации Программы

2012- 2014 годы и до 2020 года

Объем и источники финансирования

Собственные средства сельхозтоваропроизводителей - 12320,1 млн. руб.;

средства федерального бюджета - 9569,6 млн. руб.;

средства региональных бюджетов - 2875,4 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и экономической эффективности

Увеличение численности овец и коз с 21,8 млн. голов в 2010 году, до 28,0 млн. голов в 2020 году; увеличение численности коз с 2,2 млн. голов в 2010 году, до 2,6 млн. голов в 2020 году.

Увеличение объемов производства шерсти до 84,0 тыс. тонн; овец на убой в убойном весе до 336,0 тыс. тонн; овчин до 8,0 млн. шт.; увеличение объемов производства молока до 420 тыс. тонн, коз на убой в убойном весе до 19,5 тыс. тонн.


Раздел 1. Характеристика проблемы


Овцеводство и козоводство в России исторически всегда было неотъемлемой частью народного хозяйства, обеспечивающей его потребности в специфических видах сырья и продуктах питания, что обусловлено суровыми природно-климатическими условиями, социально-экономическими и национальными особенностями страны.

Овцеводство и козоводство является важным, а в ряде случаев и единственным источником таких видов продукции как шерсть, баранина, молоко, смушки, меховые, шубные и кожевенные овчины, экономическая и социальная значимость которых неодинакова и определяется потребностями народного хозяйства, возможностью производства, экономической эффективностью отрасли, ее способностью использовать имеющиеся в стране природные и материально-технические ресурсы.

Интенсификация сельскохозяйственного производства, в том числе и овцеводства, рост потребности в продукции данной отрасли во всех странах мира сопровождается созданием новых, более продуктивных пород овец, разведение которых оказывается экономически более выгодным. Эти породы занимают обычно доминирующее положение в современном овцеводстве, обеспечивая производство больших товарных партий однотипной овцеводческой продукцией.

По данным ФАО мировой генофонд насчитывает более 1300 пород и внутрипородных типов овец, большинство из них создано многовековым естественным отбором и трудом многих поколений животноводов, обладает выдающейся приспособленностью к разведению в различных природно-климатических условиях, способностью удовлетворять потребности в различных видах овцеводческой продукции, часто отличаются уникальной выраженностью таких признаков, как плодовитость, полиэстричность, скороспелость, молочность, шубная, смушковая и другая продукция.

Разнообразие генетических ресурсов является основой для создания новых пород, типов, линий животных с высоким потенциалом продуктивности и хорошей приспособленностью к местным природно-экономическим и технологическим условиям разведения.

Из 45 пород овец созданных в мире за последние годы 93%. выведено методом воспроизводительного скрещивания. Сохранение имеющегося генофонда овец, как известных высокопродуктивных, так и редких, уникальных пород, для использования их в скрещивании имеет важное значение в развитии овцеводства.

В процессе реконструкции отечественного овцеводства с целью создания сырьевой базы для перерабатывающей промышленности на территории бывшего СССР было использовано в общей сложности более 60 грубошерстных и полугрубошерстных пород и отродий овец, что обусловило возможность создания новых высокопродуктивных тонкорунных и полутонкорунных пород, хорошо приспособленных к разведению, в ранее недоступных для них, пустынных, полупустынных, горных, высокогорных и других районах страны.

Сохранению и расширению породного генофонда овец во многих странах мира уделяется большое внимание. Так, современное овцеводство Европы представлено более чем 300 породами овец. В Англии, несмотря на наличие 60 пород овец, большое внимание уделяется созданию новых, более продуктивных пород.

В крупномасштабной программе по созданию высокопродуктивного овцеводства в нашей стране для скрещивания с местными породами овец широко использовались и лучшие породы мирового генофонда. В период с 1925 по 1931 гг. в СССР было импортировано 151,8 тыс. племенных овец разных пород из Германии, Австрии, Аргентины, США и Англии.

Современный генофонд овец на территории Российской Федерации включает 14 тонкорунных (66,4%), 9 полутонкорунных (11%), 2 полугрубошерстные (1%) и 12 грубошерстных (21,6%) пород.

С 1990 года произошло существенное сокращение общей численности овец в стране, уменьшение поголовья племенных овец, снижение их продуктивности. За период с 1995 по 2000 годы количество племенных стад алтайской породы сократилось с 196,2 тыс. голов до 45,1 тыс., в том числе племенных маток с 103,3 тыс. до 25,1 тыс. За этот же период численность племенных овец и в том числе овцематок по основным тонкорунным породам уменьшилась соответственно: кавказской породе - в 2,3 и 2,1 раза; красноярской - в 3,3 и 2,2 раза; манычский меринос - в 1,9 и 2,4 раза; советский меринос - в 1,9 и 1,5 раза; ставропольской - в 2,2 и 2,4 раза.

Аналогичная ситуация сложилась и в полутонкорунном овцеводстве.

За тот же период уменьшилась общая численность и количество племенных овец горьковской, куйбышевской, линкольн, ромни-марш, русской длинношерстной и других. Племенные стада этих пород в настоящее время малочисленны, поголовье часто разбросано небольшими локальными группами по регионам России. Малочисленность оставшихся в наличии племенных стад практически всех мясо-шерстных пород овец, ослабление селекционной работы с ними может уже в ближайшие годы привести к их исчезновению с территории Российской Федерации, что явится невосполнимой утратой для российского овцеводства.

Начиная с 2000 года, в результате мер, принятых на федеральном и региональном уровнях в целом по Российской Федерации поголовье овец увеличилось на 9,5 млн. голов или на 75% и составило на начало 2011 года 21,8 млн. голов. Благоприятное влияние на эту тенденцию оказывает включение овцеводства в приоритетный национальный проект развития АПК РФ в 2006-2007 гг. и в Госпрограмму развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы.

Проблема сохранения и рационального использования породного генофонда в овцеводстве России является важной составной частью программы восстановления и развития этой отрасли в стране.

Важной задачей современного российского овцеводства является освоение пустынных, полупустынных горных и высокогорных пастбищ для получения конкурентоспособной овцеводческой продукции за счет разведения местных грубошерстных и полугрубошерстных пород овец - карачаевской, андийской, бурятской, каракульской, кучугуровской, кулундинской, тушинской, эдильбаевской, романовской и ряда других, большинство из которых малочисленны и нуждаются в специальных мерах для сохранения и размножения. Особую ценность из них представляют многоплодные полиэстричные породы - романовская, имеретинская, восточно-фризская, генофонд которых может быть использован для улучшения этих признаков и у наиболее распространенных пород мясного и мясо-шерстного направлений продуктивности.

Стабилизация и дальнейшее развитие отрасли в современных условиях требует её адаптации к внутреннему и внешнему рынкам. Необходимо пересмотреть и уточнить роль и значение овцеводства и козоводства в народнохозяйственном комплексе России. В условиях внедрения регулируемого рынка восстановление овцеводства должно рассматриваться как необходимость более полного и рационального использования кормовых и трудовых ресурсов страны для производства качественной, экологически чистой продукции. В хозяйствах, располагающих естественными кормовыми угодьями (пастбищами, сенокосами), овцы являются основным, а часто и единственным средством производства, обеспечивающим их использование для получения продукции, повышения занятости и благосостояния населения. Россия располагает 80,4 миллионами гектаров естественных сенокосов, пастбищ и залежных земель, основная часть которых, в связи с резким сокращением поголовья овец и крупного рогатого скота в настоящее время используется не эффективно.


Раздел 2. Цель и задачи Программы


Целью Программы является развитие овцеводства и козоводства, возрождение социальной инфраструктуры на селе путем увеличения объема производства высококачественной баранины, шерсти, овчин, молока, обеспечивающих минимальные нормы потребления.

Задачи Программы:

- определение пределов роста и потребления различных видов высококачественной конкурентоспособной продукции овцеводства, обеспечивающей импортозамещение шерсти и баранины;

- выработка последовательных действий, обеспечивающих рост экономического потенциала сырьевого ресурса овцеводческой отрасли;

- разработка и внедрение биологически обоснованных, малозатратных технологий содержания высокопродуктивных животных при сохранении баланса природной среды;

- создание замкнутых, цикличных производств (холдингов), ориентированных на максимальную переработку овцеводческого сырья, включая внедрение в производство передовых технологических разработок;

Дальнейшее развитие овцеводства и козоводства, восстановление сырьевой базы для отечественной пищевой и перерабатывающей промышленности будет обеспечиваться за счет выполнения следующих мероприятий:

- системное решение комплекса взаимоувязанных правовых, финансовых, технических и организационных проблем, создающих предпосылки для преодоления глубокого кризиса;

- реструктуризация овцеводческого комплекса, обеспечивающая стабильную работу всех его секторов в условиях рыночной экономики, формирование системы сервиса и обеспечения комплекса услуг необходимых предприятиям, адаптация функционирования их в условиях рынка и ценовое стимулирование деятельности по повышению эффективности производства;

- обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в производстве, повышение на этой основе эффективности и конкурентоспособности предприятий, совершенствование менеджмента производства качественной продукции отрасли;

- перепрофилирование части овцеводческих хозяйств на производство наиболее дефицитных видов шерсти, а промышленных производств на выпуск новых более эффективных видов продукции;

- прекращение спада производства, достижение устойчивой его стабилизации и возобновление экономического роста, дальнейшее развитие производства продукции в объемах, обеспечивающих экономическую безопасность страны;

- создание организационных и социальных условий эффективного функционирования сельхозпредприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, предприятий по переработке шерсти всех форм собственности, формирование рыночной инфраструктуры, позволяющей обеспечить ликвидность производимой продукции, на основе совершенствования механизма государственной поддержки шерстяного комплекса в целом;

- активизация структурной перестройки посредством стимулирования инвестиций в высокоэффективные и конкурентоспособные производства и технологии;

- улучшение технологической структуры материального производства на основе внедрения новых и усовершенствованных технологических процессов, оборудования и средств малой механизации в овцеводстве, а также средств автоматизации в промышленности;

- обеспечение роста уровня жизни, проведение активной социальной политики с учетом интересов различных социальных групп и слоев населения;

- сохранение и увеличение рабочих мест путем предоставления объектов труда и снижения за счет этого социальной напряженности как на селе, так и в регионах, имеющих текстильную промышленность, особенно там, где объекты отрасли являются градообразующими;

- эффективное использование созданного производственного потенциала в овцеводстве и в шерстяной промышленности, способного обеспечить потребности населения в продукции из шерсти;

- рост объемов производства шерсти и высококачественной конкурентоспособной продукции на основе внедрения ресурсосберегающей экологически чистой прогрессивной технологии и высокопроизводительной техники и развитие экспортного потенциала шерстяного комплекса;

- восстановление сырьевой базы, рационального использования отечественных ресурсов сырья и отходов производства на базе внедрения безотходных технологий;

- снижение издержек производства продукции и улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей;

- создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития овцеводства и козоводства;

- формирование племенной базы овцеводства и козоводства;

- продвижение современных технологий и переподготовка кадров;

- совершенствование нормативно-технической и правовой базы в области овцеводства и козоводства.


Раздел 3. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты


Реализация отечественного генетического потенциала и целенаправленный импорт племенного поголовья. По расчетным данным при условии соблюдения планируемых мероприятий необходимо ориентироваться на следующие целевые индикаторы и показатели программы:

- увеличение поголовья овец и коз с 21,8 до 28,0 млн. гол., в том числе овцематок с 13,3 млн. до 16,8 млн. гол.

В овцеводстве:

- увеличение поголовья овец по направлениям продуктивности:

тонкорунных с 16,1 до 19,2 млн. гол.;

полутонкорунных с 2,7 до 4,0 млн. гол.;

полугрубошерстных с 0,4 до 0,8 млн. гол.;

грубошерстных с 2,9 до 4,0 млн. гол.;

- увеличение объемов производства высококачественной продукции:

шерсти в физическом весе с 54,7 до 84,0 тыс. тонн;

шерсти мытой, всего с 30,0 до 54,9 тыс. тонн;

овец на убой в убойном весе с 183,0 до 336,0 тыс. тонн;

овчин с 4,9 до 8,0 млн. шт.

Реализация мероприятий программы позволит:

- повысить эффективность и конкурентоспособность отрасли;

- увеличить численность овец во всех категориях хозяйств Российской Федерации до 28,0 млн. гол;

- сохранить и усовершенствовать генофонд овец шерстного, мясошерстного и мясного направлений продуктивности;

- создать высокопродуктивные стада животных, разводимых в стране пород овец и коз;

- обеспечить в целом по стране средний настриг мытой шерсти на 1 голову - 1,96 кг, а баранины - 12 кг;

- увеличить деловой выход ягнят на 100 овцематок до 95%;

- снизить себестоимость производства и повысить рентабельность отрасли до 29,2%.

В козоводстве:

- увеличение поголовья коз с 2,2 до 2,6 млн. гол.

- увеличение поголовья коз по направлениям продуктивности:

пуховых с 0,09 до 0,1 млн. гол.;

молочных с 0,9 до 1,4 млн. гол.;

мясных с 0,0 до 0,1 млн. гол.;

- увеличение объемов производства высококачественной продукции козоводства:

козьего молока, всего с 235 до 420 тыс. тонн;

коз на убой в убойном весе с 18,1 до 19,5 тыс. тонн.

В результате реализации программы будут обеспечены динамичный рост численности овец и коз, производство высококачественной шерсти, баранины, козлятины, шубно-мехового и пухового сырья, молока и другой продукции.


Раздел 4. Перечень и описание мероприятий Программы


Реализация Программы развития овцеводства и козоводства должна осуществляться на основе выполнения мероприятий, финансируемых за счет средств федерального и региональных бюджетов, предусматривающих проведение единой государственной политики протекционизма и оказания содействия хозяйствам всех форм собственности в сфере предпродажной подготовки и реализации продукции, испытания и сертификации.

Необходимо создание маркетинговой и информационно - аналитической системы по производству, продаже и переработке шерсти и баранины.

Научное обеспечение отрасли должно основываться на накопленном отечественном и зарубежном опыте и сопровождаться пересмотром нормативной и методической базы в области кормопроизводства, племенного дела и технологии производства, реализации и переработки продукции овцеводства и козоводства. Для этого в научном и практическом плане необходимо решить следующие задачи:

- разработка новых селекционно-генетических методов повышения продуктивности животных и создания на их основе высокопродуктивных стад овец и коз;

- разработка системы генетического мониторинга в овцеводстве на основе иммуногенетических и биотехнологических методов исследования;

- разработка новых селекционно-генетических и организационных методов сохранения и эффективного использования генофонда малочисленных и исчезающих пород, программы оптимального размещения овец по направлениям продуктивности в различных регионах страны;

- разработка биотехнологических способов и приёмов направленного регулирования функции репродукции и интенсификации воспроизводства овец;

- усовершенствование существующих и разработка новых технологических процессов и технических средств в кормопроизводстве, кормлении и содержании овец и коз, эффективном использовании пастушьих собак;

- разработка научных основ и методов эффективного производства и сокращения потерь шерстяного сырья, пуха и овчин, обеспечивающих повышение их товарной ценности, систему реализации продукции овцеводства и козоводства в условиях рыночных отношений;

- усовершенствование нормативной базы с учётом гармонизации отечественных стандартов с международными требованиями, обеспечивающими соответствие продукции овцеводства мировым стандартам по качеству;

- разработка биотехнологии получения препаратов биостимулирующего и адаптивного действия на основе переработки овцеводческого сырья;

- разработка научных концепций и прогнозов развития овцеводства и козоводства, системы организации рынка продукции.

Увеличение производства продукции овцеводства и козоводства, повышение численности овец и коз может проводиться в стране посредством создания материально- технической базы отрасли, осуществления мероприятий по сохранению имеющегося генофонда и его совершенствования, кадрового и научного обеспечения, использования ценовых, налоговых, кредитных, бюджетных и других регуляторов экономики.

Для более успешного развития овцеводства и козоводства в стране необходимо:

- провести породный переучет, уточнить планы породного районирования, определить базовые племенные хозяйства и оказать им финансовую помощь в организации племенной работы;

- пересмотреть селекционные программы по совершенствованию генофонда и адаптации овец к местным условиям, уделив приоритетное внимание признакам, обеспечивающим повышение мясной продуктивности - плодовитости, молочности, скороспелости;

- провести соответствующие исследования по повышению продуктивности овец мясных и мясошерстных пород на товарных фермах, шире применять методы промышленного скрещивания с использованием достижений высокопродуктивной мировой генетики в овцеводстве;

- создать банки спермы выдающихся баранов-производителей отечественных (в первую очередь исчезающих) и импортных пород, что послужит сохранению генофонда пород овец;

- увеличить производство тонкой шерсти путем повышения численности овец в стране, а также настригов шерсти и ее качества на основе использования лучших пород отечественного и зарубежного генофонда;

- более полно использовать имеющиеся возможности тонкорунного овцеводства для увеличения производства и улучшения качества мясной продукции;

- продолжить работу по созданию отечественной породы овец мясного мериноса с использованием производителей зарубежной селекции;

- увеличить производство кроссбредной шерсти за счет повышения численности и продуктивности полутонкорунных овец мясо-шерстного направления продуктивности;

- шире практиковать разведение овец с кроссбредной шерстью пониженной тонины в целях получения дополнительного сырья для коврового производства;

- возродить в России романовское и каракульское овцеводство, в качестве сырьевой базы текстильной и меховой промышленности.

Для ускоренного освоения прогрессивных малозатратных технологий в овцеводстве и козоводстве необходимо:

- организовать производство для овцеводства и козоводства специальных машин и технологического оборудования, в первую очередь, стригальной техники, приборов для определения основных физико-технических свойств шерсти и шубно-мехового сырья;

- обеспечить организацию коренного и поверхностного улучшения пастбищ;

- обеспечить сокращение потерь кормов и их питательной ценности при заготовке, хранении и подготовке к скармливанию путем освоения существующих в стране и за рубежом передовых технологий кормопроизводства;

- наладить производство комбикормов, белково-витаминных и минеральных добавок, премиксов для различных половозрастных групп овец и коз.

Одной из основных задач проекта является создание замкнутых, цикличных производств (холдингов), ориентированных на максимальную переработку овцеводческого сырья, включая внедрение в производство передовых технологических разработок по переработке биологических и технологических отходов, с целью их эффективного использования.

Стратегической задачей является выработка последовательных действий, обеспечивающих рост экономического потенциала всего многообразного ценнейшего сырьевого ресурса овцеводства и козоводства.

Главным направлением этой деятельности должен стать технологический переход от преимущественного выращивания овцеводческого сырья к преимущественному производству и переработке первичного и побочного сырья до конечного продукта.

Для этого необходимо увеличение инвестиций в отрасли по переработке как основного, так и побочного сырья. Дополнительный доход, полученный от инвестиционных вложений в эти отрасли, будет свидетельствовать об увеличении стоимостной отдачи овцеводческого сырья и, соответственно, более полной реализации экономического потенциала овцеводства и козоводства.

Важной задачей в обеспечении эффективности потенциала овцеводства и козоводства является разработка и внедрение биологически обоснованных, малозатратных технологий содержания высокопродуктивных животных с сохранением баланса природной среды.


Раздел 5. Общая оценка вклада Программы в достижение стратегической цели, оценка рисков ее реализации


5.1. Общая оценка вклада Программы в достижение цели


Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать стартовые условия для ускоренного развития овцеводства в период реализации, и после ее выполнения путем увеличения численности и повышения генетического потенциала племенного поголовья, технологической модернизации овцеводческих ферм и откормочных площадок, улучшения естественных кормовых угодий для выпаса животных и, в конечном счете, повышения конкурентоспособности отрасли.

Реализация Программы окажет положительное влияние на динамику целевых индикаторов, заложенных Государственной программе развития сельского хозяйства на 2008-2012гг. и в последующие периоды.

При этом возрастет вклад Программы:

а) в увеличение индекса производства баранины в общем производстве мяса с 3,9% в 2010 г. до 5,8% в 2020 г.;

б) в увеличение удельного веса племенного поголовья овец с 18,5% в 2010 г. до 20,2% в 2020 г.

Показатели, отражающие уровень решения задач Минсельхоза России, приведены в таблице 1 и приложениях 1-7.


5.2. Социальные и экономические последствия реализации Программы


Кроме расширения племенной базы для увеличения производства баранины и шерсти, наполнения этой продукцией внутреннего рынка, реализация Программы обеспечит создание 185 тыс. новых рабочих мест в сельских территориях, дополнительное поступление налогов по сравнению с 2010 г. в бюджеты всех уровней в сумме 2678 млн. рублей и уменьшение выплат пособий по безработице на 1895 млн. рублей.

В результате реализации программных мероприятий валовой продукт отрасли в 2020 году достигнет 69,7 млрд. рублей.

Реализация Программы не несет негативных экологических последствий и будет способствовать сохранению природных ресурсов, путем проведения залужения деградировавшей пашни и культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий.


Таблица 1. Расчет индикаторов экономической эффективности Программы


Основные индикаторы

2010 г.

2014 г.

2020 г.

1. Поголовье овец и коз, млн. гол.

21,8

27,5

28,0

в т.ч. маток

13,3

16,5

16,8

1.1 Поголовье коз, млн. гол.

2,2

2,4

2,6

в. т.ч. коз молочных

0,9

1,1

1,4

2. Объемы производства




2.1. Шерсти, тыс. т:




- в физическом весе

54,7

79,7

84,0

- в чистом волокне

30,0

49,5

54,9

2.2. Овец на убой в убойном весе, тыс. т

183

250

336

2.3 Коз на убой в убойном весе, тыс. т

18,1

19,4

19,5

2.4. Овчин, млн. шт.

4,9

5,7

8,0

2.5 Производство козьего молока, тыс. т

235

319

420

Вспомогательные индикаторы:




1. Валовой продукт овцеводства и козоводства, млн. руб.

20259

46246

69755

2. Валовой доход с учетом субсидий, млн. руб.

25784

54083

-

3. Чистая прибыль, млн. руб.

584

6243

14674

4. Уровень рентабельности, %

2,3

13,0

29,2

5. Рабочие места, тыс.

409

481

594


5.3. Оценка рисков реализации Программы


К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:

а) внешние риски:

- недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии частно-государственного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;

- неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию продукции (шерсти, баранины, овчин) и трудностям с ее реализацией;

б) внутренние риски:

- экономические (недополучение запланированных объемов производства шерсти, баранины, овчин вследствие невыхода на прогнозируемые показатели средней продуктивности и поголовья овец);

- организационные (запаздывание с подготовкой кадров, формированием инфраструктуры рынка);

- производственные и технологические (обеспечение кормами, ветеринарная защита и др.);

- природно-климатические (неурожайные годы и недостаток кормов, стихийные бедствия).

Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному регулированию на федеральном уровне.

В качестве критериев невыхода на плановые показатели принят уровень предыдущего периода по производству шерсти и мяса и выполнение плана по численности овец на 90%.


Таблица 2. Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта реализации Программы в части объемов производства шерсти, баранины, овчин, млн. руб. в ценах соответствующих лет


Виды рисков

2012

2013

2014

2020

От невыхода на плановую продуктивность овец и коз (баранина, шерсть, молоко на 1 гол.)

3

13

160

3192

От невыхода на плановое поголовье овец и коз

56

240

282

875

Общая оценка рисков

59

253

442

6087


Риски. Им = (Имо - Ип) х По х (Рг - Сг),

где: Им - риски от снижения плановой для отчетного года продуктивности овец и коз (кг мяса и кг шерсти в чистом волокне на голову);

Имо - продуктивность овец и коз в отчетном году;

Ип - продуктивность овец и коз по плану;

По - поголовье овец и коз в отчетном году;

Рг - цена реализации баранины и шерсти в отчетном году;

Сг - себестоимость производства баранины и шерсти минус субсидии.


Риски Пм = Ип х (Пп - По) х (Рг - Сг),

где: Пм - риски от невыхода на плановую численность овец и коз;

Ип - продуктивность овец и коз по плану;

Пп - плановое поголовье в отчетном году;

По - поголовье овец и коз в отчетном году;

Рг - цена реализации баранины и шерсти;

Сг - себестоимость баранины и шерсти минус субсидии.


Расчеты показали, что риски от невыхода на плановые показатели по продуктивности овец и коз для получения баранины и шерсти и численности поголовья овец и коз могут повлечь существенные экономические потери. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.

Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.


Раздел 6. Оценка эффективности расходования бюджетных средств


Анализ динамики целевых индикаторов Программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного увеличения численности поголовья овец и коз и прироста объемов производства высококачественной баранины и шерсти.

Эффективность расходования средств финансирования определялась по соотношению конечных результатов программы и затрат на ее реализацию по коэффициентам Эобщ., Эб, которые показывают соотношение основного индикатора (прироста валового продукта в стоимостном выражении к общему и бюджетному приросту объемов финансирования). Из материалов таблицы 3 следует, что значение коэффициента Эобщ. в среднем арифметическом выражении составляет 89,6%. Это означает достаточно высокую степень возмещения общих затрат по программе через прирост валового продукта отрасли - в среднем 0,8 года (100:89,6 = 0,8 года).


Таблица 3. Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе


Показатели

Ед. изм.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2012-2020 гг.

Ежегодный прирост валовой продукции овцеводства и козоводства

млн. руб.

7459

7563

5917

44448

Объем финансирования на прирост продукции - всего

млн. руб.

10048

9248

6628

49592

в т. ч. на реализацию мероприятий программы

млн. руб.

2750

2750

2750

24750

из них - собственные средства сельхозпроизводителей

млн. руб.

1368,9

1368,9

1368,9

12320,1

- средства федерального бюджета

млн. руб.

1078,4

1061,4

1061,4

9569,6

- средства регионального бюджета

млн. руб.

319,5

319,5

319,5

2875,4

Показатели эффективности: - Эобщ.

%

74,2

81,8

89,3

89,6

- Эб

%

89,2

100,0

119,7

129,1


Среднеарифметическая эффективность использования бюджетных средств Эб составляет 129,1%, что для Программы, предназначенной создать стартовые условия устойчивого и интенсивного развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу, следует считать высоким показателем.

Оценку эффективности реализации Программы целесообразно проводить на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг динамики изменения показателей производства высококачественной баранины, шерсти и поголовья овец. Эти индикаторы предлагается сопоставлять с объемами финансирования из федерального бюджета.

Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденной Росстатом, а также ведомственной отчетности.


Раздел 7. Методика оценки эффективности Программы


Количественный метод:

Оценка проводится на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности.

Форма 8-АПК "Отчет о затратах на основное производство".

Форма 10-АПК "Отчет о средствах целевого финансирования".

Форма 13-АПК "Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции животноводства".

Форма 15-АПК "Отчет о наличии животных".

Форма 16-АПК "Баланс продукции" по годам.

Форма (код 0503160) из приложения к пояснительной записке квартальной бухгалтерской отчетности "Сведения о мерах по повышению эффективности расходования федеральных средств", "Сведения об эффективности бюджетных средств" (ф. 0503165), "Сведения об использовании целевых программ" (ф. 0503166).

Форма П-1-СХ "Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции" (ежемесячная).

Приложение к форме П-2 "Сведения об инвестиционной деятельности" (квартальная, годовая).

Для расчета эффективности расходования бюджетных средств по программе используются показатели (за каждый год и в целом за период действия программы).

Эффективность расходования бюджетных средств по Программе также рассчитывается как соотношение дополнительной валовой прибыли, полученной по Программе и расходов из средств федерального бюджета.


Раздел 8. Обоснование потребности в ресурсах для достижения целей и результатов Программы


Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых Минсельхозу России в федеральном бюджете на указанные цели.

Объем средств, требуемых на реализацию запланированных мероприятий по Программе, рассчитан:

а) с учетом фактических цен на баранину и шерсть в 2010 г., прогнозируемых на 2014 и 2020 годы, по импорту и внутри страны;

б) среднероссийских расходов на содержание овец и коз;

в) средних по России производственных издержек на откорм молодняка овец и коз.

Объем финансирования НИОКР рассчитан, исходя из опыта финансирования сходных проектов по лини и Минсельхоза России и Министерства образования и науки Российской Федерации.


Раздел 9. Описание системы управления реализацией Программы


Комплексное управление Программой и распоряжение средствами федерального бюджета осуществляет субъект бюджетного финансирования - Минсельхоз России.

Система управления реализацией Программы:

- ответственными за реализацию Программы в целом, достижение целей, задач Программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, являются Департамент животноводства и племенного дела и Департамент экономики и анализа;

- координацию деятельности подразделений Минсельхоза России, учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий, осуществляет Департамент экономики и анализа и Департамент животноводства и племенного дела;

- реализацию каждого мероприятия Программы и соответственно реализацию Программы в целом, осуществляет Департамент животноводства и племенного дела и заинтересованные департаменты Минсельхоза России;

- финансирование программных мероприятий осуществляет Департамент экономики и анализа и Департамент финансов и бюджетной политики;

- мониторинг реализации Программы осуществляют Департамент животноводства и племенного дела, Департамент экономики и анализа, Департамент научно-технологической политики и образования;

- ответственным за формирование отчетности о ходе реализации Программы являются Департамент животноводства и племенного дела, Департамент экономики и анализа и Департамент финансов и бюджетной политики.

Финансирование предусмотренных Программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных Минсельхозу России Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год, на плановый период на 2013 и 2014 годов" и на последующие годы, на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 20.12.2010 года N 1069 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства", от 18 декабря 2010 г. N 1061 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. N 79 "Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства"" и от 17 декабря 2010 г. N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации".

Правовые основания расходных обязательств федерального бюджета в финансировании обеспечения мероприятий Программы возникают в результате подписания соглашений между Минсельхозом России и субъектами Российской Федерации о включении последних в число участников Программы.


Первоочередные шаги по подготовке к реализации программ.

На федеральном уровне:

1. Подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку овцеводства и козоводства".

2. Подготовка приказов Минсельхоза России о реализации вышеуказанных постановлений.

3. Отбор региональных программ.

На региональном уровне:

1. Разработка региональных программ по развитию овцеводства и козоводства.

2. Определение объемов средств региональных бюджетов на реализацию программ.

3. Представление в Минсельхоз России региональных программ и заявок на участие в отборе программ.


Приложение 1


Расчет-прогноз
увеличения поголовья овец и коз во всех категориях хозяйств, млн. гол.


Показатели

Годы

2020 к 2010гг.,

%

2010

2011

2012

2013

2014

2020

Поголовье овец и коз, всего

21,8

24,0

26,5

27,0

27,5

28,0

128

в том числе маток

13,3

14,4

15,9

16,2

16,5

16,8

126

Из общего поголовья овец по направлениям продуктивности:








- тонкорунные

16,1

17,0

19,0

18,8

19,0

19,2

119

- полутонкорунные

2,7

3,1

3,5

3,8

3,9

4,0

148

- полугрубошерстные

0,4

0,5

0,5

0,5

0,6

0,8

200

- грубошерстные

2,9

3,4

3,5

3,9

4,0

4,0

138


Приложение 2


Расчет-прогноз
увеличения поголовья коз во всех категориях хозяйств, млн. гол.


Показатели

Годы

2020 к 2010гг.,

%

2010

2011

2012

2013

2014

2020

Общая численность коз

2,2

2,2

2,3

2,3

2,4

2,6

118

в том числе:

- пуховые


0,09


0,09


0,1


0,1


0,1


0,1


111

- шерстные

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

100

- молочные

0,9

0,9

0,9

1,0

1,1

1,4

156

-грубошерстные

1,11

1,11

1,2

1,09

1,05

0,9

81

-мясные

0,0

0,0

0,0

0,01

0,05

0,1

-


Приложение 3


Расчет-прогноз
увеличения производства продукции овцеводства


Показатели

Годы

2020 к 2010 гг.,

%

2010

2011

2012

2013

2014

2020

Средний настриг шерсти в чистом волокне, кг

1,4

1,5

1,6

1,7

1,8

1,96

140

Производство шерсти в чистом волокне - всего, тыс. тонн

30,0

36,0

42,4

45,9

49,5

54,9

183

Производство овец на убой в убойном весе, тыс. тонн

183

204

230

240

250

336

184

Производство овчин, млн. шт.

4,9

5,1

5,3

5,5

5,7

8,0

163

Убойный контингент овец, млн. гол

13,3

13,8

14,5

15,2

15,6

19,3

145

Племпродажа, тыс. гол.

110

120

135

150

170

190

173


Приложение 4


Расчет-прогноз
увеличения производства продукции козоводства


Показатели

Годы

2020 к 2010 гг.,

%

2010

2011

2012

2013

2014

2020

Средний надой молока на 1 козу, кг

269

275

280

285

290

300

111

Производство козьего молока, тыс. тонн

235

248

280

314

319

420

179

Производство коз на убой в убойном весе, тыс. тонн

18,1

18,5

18,8

19,1

19,4

19,5

108


Приложение 5


Расчет
социальной эффективности реализации Программы


Наименование эффекта и единицы измерения

2014 г.

2020 г.

Основные индикаторы

1. Эффект от создания дополнительных рабочих мест - всего человек


65026


74315

Расчет:

1.1. Прирост поголовья овец и коз, млн. гол


3,5


4,0

1.2. Прямые затраты труда в овцеводстве и козоводстве (15,5 чел. - час на 1 голову в год)

18579

21233

1.3. Генерация в среднем 2,5 рабочих места на 1 прямого работника в скотоводстве в других сферах (переработка, сервис, другие отрасли сельского хозяйства), всего рабочих

46447

53082

2. Уменьшение выплат из бюджета пособий по безработице, млн. руб. (10,2 х число рабочих)

663

759

3. Дополнительные налоговые поступления в бюджет всех уровней, млн. руб.:



а) прирост за 5 лет

778

979

б) прирост к уровню 2010 г. (735 млн. руб.)

778

1757


Приложение 6


Расчет
валовой продукции овцеводства и козоводства, потребности в субсидиях для реализации Программы


Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2020 г.

Поголовье овец и коз, млн. голов

21,8

24,0

26,5

27,0

27,5

28,0

в том числе коз, всего млн. голов

2,2

2,2

2,3

2,3

2,4

2,6

из них коз молочных

0,9

0,9

0,9

1,0

1,1

1,4

Затраты на 1 голову овец и коз, руб.

1050

1150

1300

1500

1600

1800

Всего затрат, млн. руб.

25200

30130

37440

43950

47840

55080

Средний настриг шерсти с 1 овцы, кг - в физ. весе

2,5

2,7

2,8

2,9

2,9

3,0

- в чистом волокне

1,4

1,5

1,6

1,7

1,8

1,96

Производство шерсти в физ. весе тыс. тонн

54,7

64,8

74,2

78,3

79,7

84,0

- в чистом волокне тыс. тонн

30,0

36,0

42,4

45,9

49,5

54,9

Цена реализации шерсти в физическом весе, руб./ кг

32

38

42

48

50

65

Выручка от реализации шерсти, млн. руб.

1750

2462

3116

3758

3985

5460

Производство овец на убой в убойном весе, тыс. тонн

183

204

230

240

250

336

Цена реализации баранины , руб./кг

80

90

105

125

140

160

Выручка от реализации овец на убой, млн. руб.

14640

18360

24150

30000

35000

53760

Производство коз на убой в убойном весе, тыс. тонн

18,1

18,5

18,8

19,1

19,4

19,5

Цена реализации козлятины, руб./ кг

65

70

80

90

100

130

Выручка от реализации коз на убой, млн. руб.

1176

1295

1504

1719

1940

2535

Производство овчин, млн. шт.

4,9

5,1

5,3

5,5

5,7

8,0

Цена реализации овчин, руб./ шт.

70

90

120

140

150

200

Выручка от реализации овчин, млн. руб.

343

459

636

770

855

1600

Средний надой молока на 1 козу, кг

269

275

280

285

290

300

Производство козьего молока , тыс. тонн

235

248

280

314

319

420

Цена реализации козьего молока, руб./ кг.

10

11

12

13

14

15

Выручка от реализации козьего молока, млн. руб.

2350

2728

3360

4082

4466

6300

Валовой продукт овцеводства и козоводства, - всего млн. руб.

20259

25307

32766

40329

46246

69755

- на 1 гол. овец и коз, руб.

844

966

1138

1376

1547

2280

Валовой продукт овцеводства и козоводства с учетом субсидий на 1 гол., руб.

1074

1018

1186

1423

1593

2325

Прибыль (+), убыток (-) с учетом субсидий на 1 гол. овец и коз, руб.

24

-132

-114

-77

-7

525

Уровень рентабельности овцеводства и козоводства с учетом субсидий, %

2,3

-11,5

-8,8

-5,1

-0,4

29,2


Приложение 7


Система программных мероприятий к отраслевой целевой программе "Развитие овцеводства и козоводства России на 2012-2014 гг. и на период до 2020 года"


N п/п

Показатели

Источники финансирования

Коды бюджетной классификации

Всего, млн. руб. на 2012 - 2020 гг.

Годы

Рз Пр

ЦСР

ВР

КОСГУ

2011

2012

2013

2014

2020

1

2

3





4

5

6

7

8

9


1.Обеспечение организационно-технических мероприятий

1.1

Субсидии на содержание племенного маточного поголовья

Федеральный бюджет

0405

2670509

521

251

3600

400

400

400

400

400

1.2

Софинансирование - до 30%

Региональный бюджет





1080

120

120

120

120

120

1.3

Субсидии на овцематку, козоматку, ярку старше года

Федеральный бюджет

0405

2670502

521

251

5894

653

670

653

653

653

1.4

Софинансирование - до 30%

Региональный бюджет





1763

195,9

195,9

195,9

195,9

195,8


2. Использование бюджетных средств на цели:

2.1

Развитие лугопастбищного кормопроизводства

Федеральный бюджет





4755,5

526,5

543,5

526,5

526,5

526,5

Региональный бюджет





1421

157,9

157,9

157,9

157,9

157,9

Собственные средства





6160

684,4

684,4

684,4

684,4

684,4

2.2

Закупка высокопродуктивных животных

Федеральный бюджет





474

52,7

52,7

52,7

52,7

52,7

Региональный бюджет





142

15,7

15,7

15,7

15,7

15,7

Собственные средства





616

68,4

68,4

68,4

68,4

68,4

2.3

Строительство откормочных площадок, приобретение техники и оборудования

Федеральный бюджет





2843

315,9

315,9

315,9

315,9

315,9

Региональный бюджет





853

94,8

94,8

94,8

94,8

94,8

Собственные средства





3696

410,7

410,7

410,7

410,7

410,7

2.4

Внедрение информационно-аналитических систем в овцеводстве и козоводстве, регистрации и идентификации животных.

Федеральный бюджет





1421

158

158

158

158

158

Региональный бюджет





427

47,3

47,3

47,3

47,3

47,3

Собственные средства





1848

205,3

205,3

205,3

205,3

205,3


3. Обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

3.1

Разработка адаптивной системы кормопроизводства и кормления высокопродуктивных овец

Федеральный бюджет*

0411

2676900

241

226

24,3

2,7

2,7

2,7

2,7

2,7

Региональный бюджет





16,2

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

3.2

Разработка и внедрение методов создания новых пород, типов и линий овец

Федеральный бюджет*

0411

2676900

241

226

18,9

2,1

2,1

2,1

2,1

2,1

Региональный бюджет





12,6

1,4

1,4

1,4

1,4

1,4

3.3

Разработка и внедрение высокоэффективных технологий производства

Федеральный бюджет*

0411

2676900

241

226

17,1

1,9

1,9

1,9

1,9

1,9

Региональный бюджет





10,8

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

3.4

Разработка новых национальных стандартов

Федеральный бюджет*

0411

2676900

241

226

5,4

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

(регламентов, ГОСТов)

Региональный бюджет





3,6

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

Итого научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, млн. руб.





108

12,1

12,1

12,1

12,1

12,1

федеральный бюджет*





75,6

8,4

8,4

8,4

8,4

8,4

региональный бюджет





32,4

3,6

3,6

3,6

3,6

3,6

ИТОГО:

собственные средства с/х производителей





12320,1

1368,9

1368,9

1368,9

1368,9

1368,9

федеральный бюджет





9569,6

1061,4

1078,4

1061,4

1061,4

1061,4

региональный бюджет





2875,5

319,5

319,5

319,5

319,5

319,5


_____________________________

* При условии перераспределения или дополнительного выделения средств федерального бюджета на проведение НИОКР.


Утверждена отраслевая целевая программа "Развитие овцеводства и козоводства в России на 2012-2014 гг. и на плановый период до 2020 г.".

Планируется, в частности, определить пределы роста и потребления различных видов высококачественной конкурентоспособной продукции овцеводства и козоводства. Разработать и внедрить биологически обоснованные, малозатратные технологии содержания высокопродуктивных животных при сохранении баланса природной среды. Создать замкнутые, цикличные производства (холдинги), ориентированные на максимальную переработку многокомпонентного овцеводческого сырья. Речь идет и о внедрении в производство разработок по переработке образующихся биологических и технологических отходов для их эффективного использования.

Для решения поставленных задач оказывается господдержка отрасли овцеводства. Так, предоставляются дифференцированные субсидии на производство и реализацию продукции высокого качества по национальным стандартам и договорным ценам с потребителем по предварительному заказу переработчиков. Также это содержание маточного поголовья в племенных стадах, покупка племенных животных, эмбрионов, семени баранов и козлов.

Программа реализуется за счет собственных средств сельхозтоваропроизводителей (12 320,1 млн руб.), средств федерального (9 569,6 млн руб.) и региональных (2 875,4 млн руб.) бюджетов.

Определены ожидаемые результаты реализации программы. Численность овец и коз к 2020 г. должна составлять до 28 млн голов (в 2010 г. - 21,8 млн голов).

Объемы производства шерсти должны увеличиться до 84 тыс. т, овец (коз) на убой в убойном весе - до 336 тыс. т (19,5 тыс. т), овчин - до 8 млн шт. Производство молока должно вырасти до 420 тыс. т.


Приказ Минсельхоза РФ от 2 сентября 2011 г. N 294 "Об утверждении отраслевой целевой программы "Развитие овцеводства и козоводства в России на 2012 - 2014 гг. и на плановый период до 2020 года"


Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, 2011 г., N 10


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение