См. также Методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденную постановлением Госстроя РФ от 5 марта 2004 г. N 15/1
О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве см. постановление Госстроя РФ от 8 апреля 2002 г. N 16
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации предусматривают порядок определения сметой стоимости материалов в базисном уровне цен.
1.2. За базисный уровень цен может быть принят уровень цен 1984 или 1991 года. При этом используется нормативная база 1984 или 1991 года (соответственно).
1.3. Рекомендации могут использоваться при определении сметной стоимости материалов в текущем уровне цен. При этом используются текущие цены и тарифы поставщиков и организаций, оказывающих услуги подрядным организациям.
2. Порядок определения затрат на материалы
2.1. Потребность в материальных ресурсах устанавливается исходя из объемов работ и соответствующих нормативов или на основе проектно-сметной документации.
2.2. Расчетная стоимость материалов устанавливается путем калькулирования, исходя из оптовых цен, транспортных расходов, наценок снабженческих и сбытовых организаций и заготовительно-складских расходов.
2.3. Порядок составления калькуляции транспортных расходов*(1).
2.3.1. На основе исходных данных составляется схема транспортировки материала (транспортная схема) и определяется перечень транспортных операций. Наиболее распространенные транспортные схемы приведены на рис.1.
2.3.2. Для правильного определения перечня операций необходимо установить вид отпускной цены (вид франко). От вида отпускной цены зависит перечень операций, подлежащих включению в калькуляцию транспортных расходов. Вид отпускной цены указывает место передачи материала. Например, если вид отпускной цены "франко-транспортные средства", то в отпускную цену материала включена стоимость погрузки материала в транспортные средства. В этом случае операция "погрузка" в калькуляцию не включается, т.е. поставщик обязан погрузить материал в транспортные средства, поданные на его склад.
2.3.3. Стоимость всех погрузочно-разгрузочных работ при железнодорожных и автомобильных перевозках определяются по СНиП IV.4.82 "Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства", за исключением затрат, осуществляемых рабочими конкретной стройки, которые следует нормировать по ЕНиР.
См. Федеральный сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства ФССЦ 81-2001. Часть I "Автомобильные перевозки", утвержденный постановлением Госстроя РФ от 20 мая 2003 г. N 40
2.3.4. При отправке материалов железнодорожным транспортом со склада поставщика, имеющего собственный подъездной путь (путь необщего пользования), стоимость подачи и уборки вагонов на станцию отправления учитывается только по материалам, оптовые цены на которые установлены "франко-карьер" или "франко-транспортные" средства".
Стоимость подачи и уборки вагонов на путях общего пользования на станции назначения учитываются для всех материалов независимо от вида франко оптовой цены.
2.3.5. Если величина затрат на подачу и уборку вагонов на путях необщего пользования (с учетом затрат по их содержанию) от поставщика до станции отправления превышает 0,4 руб. за 1 т и 0,7 руб. за 1 т от станции назначения до места разгрузки, эти затраты определяются по калькуляциям. При этом расчет выполняется по формуле (1):
L x m x 4
С = ----------- + С
под N x q тэ
где С_под - стоимость подачи вагонов под погрузку и уборки груженых
вагонов
L - протяженность собственного ж.д. пути поставщика в км
m - стоимость локомотиво-километра при подаче и уборке вагонов в
рублях (определяется по отчетным данным)
4 - количество пробегов локомотива при подаче и уборке вагонов
N - количество одновременно подаваемых вагонов (в четырехосном
исчислении)
q - грузоподъемность четырехосного вагона в тоннах (весовая норма).
Определяется по СНиП IV.4.82 "Сборник сметных цен на перевозку грузов для
строительства"
С_тэ - текущие эксплуатационные расходы на содержание подъездных
ж.д. путей поставщика на 1 т груза (определяется по данным владельца
путей).
2.3.6. Стоимость перевозки материала от станции отправления до станции назначения определяется по СНиП IV.4.82. "Сборник сметных цен на перевозку грузов для строительства". Железнодорожный тариф за перевозку 1 т груза устанавливается на основании расстояния перевозки, тарифной схемы и весовой нормы. Эти данные приводятся в СНиП IV.4.82. "Сборник сметных цен на перевозку грузов для строительства".
2.3.7. При перевозках грузов автотранспортом следует учитывать поправки на условия перевозки в соответствии со СНиП IV.4.82. "Сборник сметных цен на перевозку грузов для строительства".
Примечания:
1. Транспортные затраты, определенные по СНиП IV.4.82 являются базисными;
2. Расчеты текущего (прогнозного) уровня транспортных затрат осуществляется в аналогичном порядке по соответствующим ценам и тарифам (договорным или др.).
Рис.1 Наиболее распространенные схемы транспортировки материалов
Пример*(2)
Составить калькуляцию транспортных расходов на перевозку железобетонных изделий (колонн) от поставщика на приобъектный склад.
Условия: завод-поставщик находится в г.Москва и имеет собственный железнодорожный подъездной путь протяженностью 13 км. Объект строительства находится в Ивановской области на расстоянии 25 км от ст. Иваново. Транспортировка колонн от завода-поставщика до ст.Иваново осуществляется ж.д. транспортом, от ст.Иваново до объекта - автотранспортом по дорогам с твердым покрытием. Одновременно подача вагонов под погрузку - 4, под выгрузку - 4. Длина колонны - 13 м, масса колонны - 9 т. Колонны с консолями в две стороны.
Решение:
1. Составляем схему транспортировки колонн (см. рис. 2);
2. Определяем вид отпускной цены по СНиП IV.4. "Сборник средних районных цен на материалы, изделия и конструкции. Часть IV, стр.104, п.7.4." Для железобетонных конструкций вид отпускной цены установлен "франко-железнодорожная платформа";
3. Определяем перечень транспортных операций, подлежащих включению в калькуляцию транспортных расходов. Так как вид отпускной цены "франко-железнодорожная платформа", то материал подается на железнодорожной платформе, и стоимость погрузки включена в отпускную цену материала. Операция "погрузка" не должна учитываться при составлении калькуляции.
Перечень операций, подлежащих включению в калькуляцию транспортных расходов, следующий:
а) подача вагонов под погрузку и уборка груженых;
б) железнодорожный тариф за перевозку от ст. Москва до ст. Иваново;
в) разгрузка материалов из вагонов;
г) погрузка на автомобильный транспорт;
д) перевозка автомобильным транспортом до приобъектного склада;
е) разгрузка на приобъектном складе.
4. Определяем транспортные расходы согласно установленного перечня операций: а) стоимость подачи вагонов под погрузку и уборку груженых вагонов определяем по формуле (1):
L x m x 4
С = ----------- + С (1)
под N x q тэ
где L = 15 км (см. условия);
m = 2 руб. за локомотиво-километр (условно);
N = 4 (см. условия);
q = 25 т;
С_тэ = 15 х 0,04 = 0,60 руб. (0,04 - принято условно).
15 х 2 х 4
С = ------------ + 0,60 = 1,80 руб. за 1 т
под 4 х 25
б) для определения тарифа за перевозку 1 т груза необходимо установить расстояние перевозки и тарифную схему. Расстояние от ст. Иваново до ст. Москва - 361 км. Тарифная схема N 53. По расстоянию, тарифной схеме и весовой норме находим тариф. Он равен 2,84 руб. (СНиП IV.4.82);
в) стоимость разгрузки = 0,91 руб. на 1 т (по СНиП IV.4.82);
г) стоимость погрузки на автотранспорт = 1,02 руб. за 1 т;
д) тариф за 1 т при перевозке автотранспортом определяем по классу груза и расстоянию. Класс груза 1. Расстояние перевозки 25 км (см. условия). Тариф равен 1,46 руб. В соответствии со СНиП IV.4.82 (см. приложение 1) вносим поправки к тарифу за перевозку: надбавка 50% за перевозку крупногабаритных грузов, надбавка 15% за перевозку грузов автотранспортом, плату за экспедиционные операции.
Тариф с учетом поправок = 1,46 х 1,5 х 1,15 = 2,519 руб. на 1 т;
е) стоимость разгрузки на приобъектном складе = 0,88 руб. на 1 т. Если погрузка и разгрузка осуществляется потребителем, их стоимость определяется по ЕНиР с выделением заработной платы и эксплуатации машин*(3).
Итого транспортные расходы на 1 т груза:
1,80 + 2,84 + 0,91 + 1,02 + 2,519 + 0,88 = 9,769 руб.
5. Определяем стоимость тары, упаковки и реквизита.
Стоимость реквизита при перевозках строительных материалов определяется в соответствии со СНиП IV.04.82:
а) при железнодорожных перевозках 2,6 руб. на 1 куб.м железобетона.
б) при автомобильных перевозках 0,8 руб. на 1 куб.м железобетона.
Определяем стоимость тары и реквизита на 1 т груза. Для этого необходимо данные, приведенный на единицу объема, разделить на объемный вес. В данном случае 2,5 т/куб.м.
Стоимость тары и реквизита составит:
2,6 0,8
----- + ----- = 1,04 + 0,35 = 1,39 руб. на 1 т
2,5 2,5
6. Определяем транспортные расходы с учетом переходного коэффициента от массы нетто к массе брутто.
1,80 + 2,84 х 1,01 + 0,91 х 1,01 + 1,02 + 2,519 + 0,88 =
= 1,80 + 2,87 + 0,92 + 1,02 + 2,519 + 0,88 = 10,03 руб. за 1 т.
7. Транспортные расходы с учетом реквизита:
10,03 + 1,39 = 11,42 руб. за 1 т.
Результаты вычислений заносятся в таблицу 1 (см. далее).
8. При условии разгрузки колонн из подвижного состава на станции назначения, погрузки на автотранспорт и разгрузки их на приобъектном складе потребителем (подрядной организацией) из пункта 3, подпункт "в", "г" и "е" следует выделить заработную плату и эксплуатацию машин в следующем порядке:
Разгрузка из подвижного состава
1
Зарплата такелажников --- х 2,18 = 0,0218 руб./т ЕНиР-87, § Е1-5,
100 т.2, строка 10
1
Зарплата машинистов --- х 1,8 = 0,018 руб./т -"-
100
1
Затраты машинного --- х 1,7 = 0,017 м.-час/т -"-
времени 100
Заработная плата по 0,017 х 0,14 = 0,0024 руб./т (СНиП IV-3-82,
перебазированию Приложение.
машины Сборник норм для
определения
стоимости
эксплуатации
машин, стр.16,
код 0470)
Эксплуатация крана грузоподъемностью 10 т
(0,017 х 4,01) - 0,08 - 0,0024 = 0,06817 - 0,00204 = (СНиП IV-3-82,
0,06613 приблизительно 0,066 Приложение,
Сборник сметных
цен эксплуатации
строительных
машин, стр.7,
код 0470)
Калькуляция транспортных расходов на 1 тонну грузов
N п/п |
Обо- сно- вание |
Наиме- нова- ние груза (ма- териа- лов) |
Вид отпу- скной цены |
Наимено- вание операции |
N тари- фной сис- темы |
весо- вая нор. загр. в т |
Рас- стоя- ние пере- воз- ки, км |
класс груза |
Формула подсчета |
Транс- порт- ные расхо- ды на 1 т груза (руб.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. | СНиП IV.4- 82 |
Колон- ны же- лезо- бетон- ные длиной 13 м, массой 8 т |
Фран- ко- тран- спор- тные сред- ства |
Подача вагонов под ра- згрузку |
- | 25 | 15 | - | С_под = Lxmx4 ----- + Nxq + С_тэ |
|
2. | -"- | Ж.д. та- риф |
53 | 25 | 361 | - | - | 2,87 | ||
3. | -"- | Разгруз- ка из вагонов |
- | - | - | - | - | 0,92 | ||
в том числе: |
||||||||||
зарплата такелаж- ников |
0,0216 | |||||||||
зарплата машинис- тов |
0,0204 | |||||||||
эксплуа- тация кранов |
0,066 | |||||||||
Погрузка на авто- транс- порт |
- | - | - | - | - | 1,02 | ||||
в том числе: |
||||||||||
зарплата такелаж- ников |
0,0218 | |||||||||
зарплата машинис- тов |
0,0204 | |||||||||
эксплуа- тация крана |
0,066 | |||||||||
5. | СНиП IV.4. 82 |
Автомо- бильный тариф |
- | - | 25 | 1 | 1,46 х х 1,5 х х 1,15 |
2,519 | ||
6. | -"- | Разгру- зка на приобъе- ктном складе |
- | - | - | - | - | 0,88 | ||
в том числе: |
||||||||||
зарплата такелаж- ников |
0,0218 | |||||||||
зарплата машинис- тов |
0,0204 | |||||||||
эксплуа- тация крана |
0,066 | |||||||||
Итого: | 10,01 | |||||||||
Стоимо- сть рек- визита |
1,39 | |||||||||
Всего: | 11,40 | |||||||||
в том числе: | ||||||||||
зарплата такелажников | 0,0654 | |||||||||
зарплата машинистов | 0,0816 | |||||||||
эксплуатация крана | 0,264 |
Примечания:
1. Для расчетов транспортных затрат следует разработать программные средства и расчет вести с использованием ЭВМ.
2. При необходимости выделения натуральных показателей по затратам труда и времени эксплуатации машин следует использовать натуральные показатели соответствующих нормативов (ЕНиР).
Рис 2. Схема транспортировки колонн
Порядок определения стоимости материалов
1. В сметную стоимость материалов, деталей и конструкций "Франко-строительная площадка" ("франко-приобъектный склад") включается свободная (рыночная) оптовая цена материала, наценки снабженческих и сбытовых организаций, транспортные расходы, стоимость тары, упаковки и реквизита, заготовительно-складские расходы.
2. Свободные (рыночные) оптовые цены принимаются по соответствующим прейскурантам или в соответствии с договорами, заключенными с поставщиками.
3. Размер наценок к указанным ценам зависит от формы снабжения и определяется по установленным нормативам или договорным условиям.
4. Транспортные расходы определяются на основании калькуляций транспортных расходов, а стоимость тары, упаковки и реквизита - в соответствии с нормативами или договорными условиями.
5. Заготовительно-складские расходы определяются от стоимости материалов "франко-приобъектный склад" в процентах по установленным нормативам или по договорным условиям с организациями-поставщиками.
6. Пример разработки калькуляции сметной стоимости колонн высотой 13 м, массой 9 т, объемом бетона в плотном теле 3,6 куб. м (цифры условные).
Калькуляция составляется в следующем порядке:
1. Принимаем свободную (рыночную) оптовую цену одной колонны.
В примере условно принята цена с учетом стоимости арматуры, закладных и накладных деталей 87 руб. на 1 куб. м железобетона в плотном теле. Таким образом, цена колонны составит:
Ц_кол. = Ц_куб. х V = 87 х 3,6 = 313,2 руб.
где Ц_кол - свободная (рыночная) оптовая цена одной колонны;
Ц_куб.м - оптовая цена 1 куб.м железобетона колонн в плотном теле;
V - объем железобетонной колонны в плотном теле, куб.м.
2. Определяем наценки снабженческих и сбытовых организаций.
H_CC = Ц_кол. х N нац.
где Н_СС - наценки снабженческих и сбытовых организации в руб.;
N нац. - норма наценок в долях.
Н_СС = 313,2 = 0,94 руб.
3. Определяем транспортные расходы на 1 колонну.
С_тр.кол. = С_тр. х М_кол.
где: Стр.кол. - транспортные расходы на 1 колонну;
С_тр. - транспортные расходы на 1 т;
М_кол. - масса колонны в т;
С_тр.кол. = 10,03 х 9 = 90,27 руб. (см. калькуляцию транспортных расходов и условия).
4. Определяем стоимость тары, упаковки и реквизита на одну колонну С_рекв. = С'_рекв. х Мкол.
где: С_рекв. - стоимость реквизита на одну колонну;
С'_рекв. - стоимость реквизита на 1 т (см. калькуляцию транспортных расходов);
М_кол. - масса колонны, т.
С_рекв. = 1,39 х 9 = 12,51.
5. Итого сметная стоимость колонны "Франко-строительная площадка":
Ц_кол.+ Н_СС + С_тр.кол. + С_рекв. = 313,2 + 0,94 + 90,27 +
+ 12,51 = 416,92 руб.
6. Заготовительно-складские расходы.
2
416,92 x ----- = 8,34 руб.
100
7. Всего сметная цена с заготовительно-складскими расходами.
416,92 + 8,34 = 425,26 руб.
Результаты расчетов заносятся в установленную форму калькуляции.
При условиях, предусмотренных в п.8 примера калькулирования транспортных расходов, в составе калькуляции сметной стоимости материалов выделяются в том числе заработная плата рабочих-строителей, рабочих, управляющих строительными машинами, и затраты по эксплуатации машин в порядке, изложенном в этом же пункте.
При этом затраты, определенные в пункте 8, умножаются на массу колонны:
Зарплата такелажников
0,0218 х 9 = 0,1962 приблизительно 0,196 руб.
Зарплата машиниста
0,018 х 9 = 0,162 руб.
Затраты машинного времени
0,017 х 9= 0,153 маш.-час
Заработная плата по перебазированию крана
0,0024 х 9 = 0,0216 приблизительно 0,022 руб.
Эксплуатация крана грузоподъемностью 10 т
0,066 х 9 = 0,594 руб.
Заработная плата и эксплуатация машин в составе заготовительно-складских расходов определяется на основании данных анализа отчетности за пятилетний период, выполненного по правилам математической статистики и путем технического нормирования.
В примере условно принято:
заработная плата - 50%
эксплуатация машин - 40%
в т.ч. заработная плата машинистов - 15%
материалы - 10%
Таким образом, из 8,34 руб. выделяется в том числе:
заработная плата рабочих 8,34 х 0,5 = 4,17 руб.
заработная плата машинистов 8,34 х 0,15 = 1,25 руб.
эксплуатация машин 8,34 х (0,4 - 0,15) = 2,09 руб.
Калькуляция сметных цен местных строительных материалов
Начало таблицы. См. окончание таблицы
/-----------------------------------------------------------------------\
| NN |Наименование|Еди- |Наимено- |Вес |Транс- |Номер ка-|Наценки |
| п/п |материалов, |ница |вание по- |еди- |портные|лькуляции|сбытовых |
| |полуфкабри- |изме-|ставщика |ницы |расходы|транспор-|органи- |
| |катов и из- |рения|и место |изме-|на 1 т |тных рас-|заций в |
| |делий | |грузки |ре- |груза в|ходов |процен- |
| | | | |ния, |руб. | |тах |
| | | | |брут-|коп. | | |
| | | | |то | | | |
|-----+------------+-----+-----------+-----+-------+---------+----------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|-----+------------+-----+-----------+-----+-------+---------+----------|
|1. |Колонна ж.б.|шт. |Завод |9,0 |11,40 | б.н. | 0,3 |
| |с консолями | |Ж.Б.И. | | | | |
| |в 2 стороны | |г.Москва | | | | |
| |из бетона | | | | | | |
| |M300 | | | | | | |
\-----------------------------------------------------------------------/
Окончание таблицы. См. начало таблицы
/-----------------------------------------------------------------------\
| NN | На единицу измерения (руб., коп.) |
| п/п |-----------------------------------------------------------------|
| |Свободная|Наценка|Стоимость |транс-|итого |заготови-|всего |
| |(рыноч- |сбыто- |тары и ре-|порт- |сметная |тельно- |сметная |
| |ная) оп- |вых и |квизита |ные |цена |складские|цена с|
| |товая це-|снабже-| |расхо-|(франко-|расходы |заготови- |
| |на |нческих| |ды |приобъе-| |тельно- |
| | |органи-| | |ктный | |складскими|
| | |заций | | |склад) | |расходами |
|-----+---------+-------+----------+------+--------+---------+----------|
| 1 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
|-----+---------+-------+----------+------+--------+---------+----------|
|1. | 313,2 | 0,94 | 12,51 | 90,27| 416,92 | 8,34 | 425,26 |
| |----------------------------+------+--------+---------+----------|
| | в том числе: | | | | |
| |----------------------------+------+--------+---------+----------|
| | *(4)заработная плата рабо-| 0,20 | | 4,17 | 4,37 |
| |чих строителей | | | | |
| |----------------------------+------+--------+---------+----------|
| | заработная плата машинистов| 0,16 | | 1,25 | 1,41 |
| |----------------------------+------+--------+---------+----------|
| | эксплуатация машин | 1,49 | | 2,09 | 3,58 |
\-----------------------------------------------------------------------/
------------------------------
*(1) Порядок составления калькуляций транспортных расходов и сметной стоимости материалов рассматривается на основе норм и цен 1984 года. В остальных разделах использованы также нормы и цены 1984 года. Приведенный порядок сохраняется также при использовании норм и цен 1991 года.
*(2) Расчеты выполнены по нормам (СНиП) 1984 г.
*(3) В последующих расчетах рекомендуется выделять показатели по труду и эксплуатации машин в натуральных показателях (чел.-час и маш.-час).
*(4) При необходимости вместо стоимостных показателей могут применяться натуральные:
затраты труда в чел.-ч
эксплуатация машин в маш.-ч.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по определению сметной стоимости материалов (ЦНИИЭУС)
Текст методических рекомендаций опубликован в ежемесячном бюллетене "Стройинформ", N 3, март 1999 г.