Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 18 октября 2006 г. N А17-1417/5-2006
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Иваново (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю (далее - Предприниматель) о взыскании 397 721 рубля 36 копеек налога на добавленную стоимость, 128 123 рублей 99 копеек пеней, 58 840 рублей 74 копеек штрафа за неуплату данного налога по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, 200 рублей штрафа за нарушение сроков представления налоговых деклараций по названному налогу по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 26.07.2006 с Предпринимателя взыскано 200 рублей штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленных требований налоговому органу отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция не согласилась с принятым решением в неудовлетворенной части заявленных требований и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил подпункт 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, пункты 1 и 2 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036, и не применил пункт 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации. На его взгляд, индивидуальный предприниматель незаконно применила предусмотренную в подпункте 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации льготу, поскольку последняя предоставляется только налогоплательщикам - юридическим лицам (учреждениям и организациям).
Индивидуальный предприниматель не согласилась с доводами, изложенными в кассационной жалобе.
Законность принятого Арбитражным судом Ивановской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель представила 03, 04 и 05.10.2005 в Инспекцию налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 2002 - 2004 годы и I - III кварталы 2005 года, в которых указала на отсутствие причитающегося к уплате налога. В ходе камеральной проверки названных деклараций налоговый орган установил, в частности, занижение налогоплательщиком налоговой базы на 2 349 620 рублей ввиду необоснованного применения льготы, предусмотренной в подпункте 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев представленные материалы, руководитель налогового органа принял решение от 10.01.2006 N 1 в том числе о привлечении Предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 79 544 рублей 27 копеек и предложил в срок, указанный в требовании, уплатить данную сумму налоговой санкции, 397 721 рубль 36 копеек налога на добавленную стоимость, а также 128 123 рубля 99 копеек пеней.
В установленный срок налогоплательщик не погасил эту задолженность по налогу, пеням и штрафу, поэтому Инспекция обратилась за ее взысканием в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 1, пунктами 2 - 4, 6 и 7 статьи 3, пунктом 1 статьи 11, пунктом 3 статьи 23, статьями 17 и 143, подпунктом 1 пункта 1 статьи 146, подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктами 2 и 3 Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1998 N 917, пунктами 1 и 2 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2002 N 313-О, суд первой инстанции пришел # выводу о соблюдении налогоплательщиком всех условий, необходимых для применения налоговой льготы.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям.
Согласно статье 17 Кодекса налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В статье 143 Кодекса определен перечень плательщиков налога на добавленную стоимость: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным Кодексом (пункт 1 статьи 11 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. При этом, согласно пункту 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Условиями предоставления оспариваемой налоговой льготы являются: осуществление деятельности по организации общественного питания, самостоятельное производство продуктов питания и реализация произведенных продуктов питания указанным столовым или учреждениям.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.07.2004 N 242-О изложена правовая позиция о косвенном характере налога на добавленную стоимость, который включается налогоплательщиками в цену реализованных товаров (работ, услуг) и фактически уплачивается в бюджет за счет средств покупателей.
Таким образом, целью предоставления указанной налоговой льготы является поддержка социально важных программ государства - обеспечения доступного питания для наиболее социально незащищенных слоев населения: школьников, студентов, больных, персонала соответствующих учреждений образования и здравоохранения и иных лиц, имеющих непосредственное отношение к функционированию указанных учреждений, только в случае полного или частичного финансирования из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1998 N 917 одобрена Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года (далее - Концепция) и утвержден План мероприятий реализации Концепции (дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.1999 N 1119).
Согласно пункту 2 и подпункту "г" пункта 3 Концепции, основной задачей государственной политики в области здорового питания является создание экономической, законодательной и материальной базы, обеспечивающей в том числе доступность пищевых продуктов для всех слоев населения. Государственная политика в области здорового питания населения основывается, в частности, и на принципе рационального питания детей. Мероприятия реализации Концепции предусматривают: совершенствование нормативной базы в сфере производства и реализации пищевых продуктов; формирование системы адресной помощи малоимущим слоям населения; стабилизирование производства и потребления основных видов пищевых продуктов, витаминов и биологически активных добавок на основе укрепления экономики страны, повышения покупательной способности и культуры питания населения и т.д.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036 утверждены Правила оказания услуг общественного питания (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2001 N 389), которые разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания (пункт 1 Правил), где под исполнителем понимаются организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору (абзац 2 пункта 2 Правил).
Таким образом, в подпункте 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не установлен запрет на применение спорной льготы и индивидуальными предпринимателями при выполнении последними всех прочих условий, установленных в названной норме. Иное означало бы нарушение принципа равенства налогообложения (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Ивановской области установил и Инспекция не отрицает, что индивидуальный предприниматель получала бюджетное финансирование за реализованные в школьной столовой муниципального образовательного учреждения "Лицей N 22" продукты питания собственного производства.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о соблюдении налогоплательщиком всех условий, необходимых для применения спорной льготы, поэтому правомерно отказал налоговому органу в удовлетворении заявленных требований в части взыскания с Предпринимателя доначисленных в решении от 10.01.2006 N 1 сумм налога на добавленную стоимость, пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ивановской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 26.07.2006 Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-1417/5-2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 октября 2006 г. по делу N А17-1417/5-2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании