Концепция сотрудничества государств-членов Евразийского экономического сообщества в валютной сфере (утв. решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 22 июня 2005 г. N 220)

Концепция
сотрудничества государств-членов Евразийского экономического сообщества в валютной сфере
(утв. решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 22 июня 2005 г. N 220)


Сотрудничество в валютной сфере государств-членов Евразийского экономического сообщества (далее - Стороны) осуществляется на основе Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года (далее - ЕврАзЭС или Сообщество) и Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года.

Предпосылками для такого сотрудничества служат определенные позитивные результаты развития торгово-экономического взаимодействия, в том числе отмена таможенных пошлин в отношении товаров, производимых на территории Сторон, формирование Общего таможенного тарифа и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕврАзЭС, переход на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения", принятие международных договоров и решений органов ЕврАзЭС, направленных на гармонизацию законодательства Сторон.

Дальнейшее развитие интеграционных процессов получило отражение в двух ключевых документах - "Приоритетных направлениях развития ЕврАзЭС на 2003 - 2006 и последующие годы" (далее - Приоритетные направления) и Мероприятиях по их реализации (Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 9 февраля 2004 года N 152).


I. Оценка современного этапа


Валютно-финансовое сотрудничество в рамках ЕврАзЭС в последнее время развивалось по следующим направлениям:

- осуществлялась поэтапная либерализация национальных валютных систем Сторон. Соответствующие мероприятия были направлены, в частности, на обеспечение внутренней конвертируемости национальных валют, отмену ограничений на использование валют других государств по текущим платежам, введение единого обменного курса по текущим операциям платежного баланса, допуск банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отмену ограничений на ввоз и вывоз национальных валют уполномоченными банками;

- заключены двусторонние соглашения о взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют, а также соглашения об устранении двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал;

- созданы национальные валютные рынки, на которых курсы национальных валют формируются на основе спроса и предложения;

- функционирует Совет руководителей центральных (национальных) банков государств-участников Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (далее - Совет). Созданный в феврале 2001 года Совет существенно активизировал валютное сотрудничество, повысил эффективность принимаемых решений, ускорил их реализацию. В частности, Советом утвержден Перспективный План сотрудничества центральных (национальных) банков в области валютного регулирования и валютного контроля (Протокол от 13 ноября 2003 года N 8) (далее - Перспективный план), предусматривающий постепенную либерализацию валютных законодательств Сторон;

- согласован и утвержден План гармонизации банковского законодательства (Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 18 июня 2004 года N 175) (далее - План гармонизации).

Вместе с тем ЕврАзЭС еще не в полной мере реализует свой интеграционный потенциал. Факторы, препятствующие интенсивному развитию Сообщества, являются по преимуществу макроэкономическими. К ним относятся недостаточный уровень экономического развития, производственной специализации и кооперации, структурные диспропорции, разные темпы проведения Сторонами рыночных реформ, низкоэффективный механизм согласования интересов Сторон и реализации на практике достигнутых договоренностей. Имеют место нестабильность обменных курсов национальных валют и обусловленные этим валютные риски, недостаток ликвидных платежных средств на рынке ЕврАзЭС, долларизация экономик Сторон, запаздывание формирования платежно-расчетной системы в национальных валютах.

В настоящее время определяющими тенденциями развития национальных экономик Сторон являются повышение темпов экономического роста, расширение взаимного торгового и инвестиционного сотрудничества, финансовая стабилизация. Таким образом, формируются необходимые предпосылки для реализации интеграционных планов.


II. Необходимость согласованной валютной политики

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником


2. Принимая во внимание накопленный в мире опыт, Стороны исходят из актуальности разработки механизмов сотрудничества на формируемом финансовом пространстве ЕврАзЭС и учитывают закономерности процессов валютной интеграции. Общей закономерностью интеграционных процессов в валютной сфере является поэтапность и последовательность в продвижении к наиболее высокой стадии интеграции - формированию валютного союза. Успешное осуществление интеграционных процессов обусловлено при этом соблюдением баланса между мерами рыночного и государственного регулирования.

Согласованная валютная политика предполагает сглаживание чрезмерных колебаний курсов национальных валют, минимизацию валютных рисков, повышение ликвидности валютного рынка Сообщества и формирование платежно-расчетной системы в национальных валютах, использование общих подходов и методов в сфере валютного регулирования, совместные действия по защите национальных рынков Сторон от возможных кризисных явлений на мировых финансовых рынках, постепенное сближение национальных валютных систем. Проведение согласованной валютной политики создает дополнительные возможности реализовывать на практике долгосрочные стратегии торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, обеспечивать общую макроэкономическую сбалансированность в регионе.

С учетом вышеизложенного настоящая Концепция определяет целесообразные направления сотрудничества в валютной сфере. При их разработке Стороны исходят из того, что степень координации валютной политики непосредственно зависит от общей макроэкономической ситуации в каждой из Сторон.


III. Принципы и цели проведения согласованной валютной политики


3. Принципами согласованной валютной политики являются:

- добровольность и равенство в правах и обязанностях Сторон, участвующих в совместных мероприятиях в валютной сфере;

- эволюционность подхода, предполагающая поэтапность, последовательность и регулярность осуществления совместных мероприятий в валютной сфере;

- соблюдение баланса между сложившимися макроэкономическими условиями Сторон и политикой валютного сотрудничества на каждом из его этапов;

- информационная открытость, предусматривающая свободный взаимный доступ Сторон к информации в части финансово-экономического и валютного законодательства, с учетом требований национального законодательства Сторон, а также иной информации, представляемой к свободному доступу по решению Сторон.

4. К целям согласованной валютной политики относятся:

- достижение полной конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным операциям платежного баланса;

- согласование механизмов формирования взаимных курсов национальных валют;

- создание интегрированного валютного рынка ЕврАзЭС;

- формирование платежно-расчетной системы с использованием национальных валют;

- переход на международные стандарты финансовой отчетности;

- предоставление юридическим лицам - резидентам Сторон национальных режимов на рынках финансовых услуг Сторон.

В перспективе естественной целью интеграционных процессов в валютной сфере станет достижение всех необходимых условий для введения единой валюты Сообщества.


IV. Приоритетные направления и механизм сотрудничества в валютной сфере


5. В соответствии с Приоритетными направлениями Стороны проводят работу по формированию общего финансового рынка и развитию валютной интеграции по следующим направлениям:

- разработка согласованных подходов к проведению денежно-кредитной и валютной политики и принципов функционирования центральных банков;

- разработка единых критериев и перечня подлежащих сближению макроэкономических показателей;

- сближение банковского законодательства и согласование общих принципов проведения политики в области надзора и регулирования деятельности финансовых институтов;

- разработка принципов и условий формирования интегрированного валютного рынка, объединение торговых валютных площадок (валютных бирж) Сторон в Единую электронную валютную торговую систему;

- выбор и согласование Сторонами оптимального режима валютных курсов, включая установление пределов взаимных курсовых колебаний;

- либерализация операций, связанных с движением капитала;

- ведение информационной базы в отношении нормативных актов, регулирующих денежные, валютные и фондовые рынки;

- анализ состояния национальных денежных и валютных рынков;

- создание механизма коллективной финансовой поддержки Сторон, испытывающих острый дефицит платежного баланса;

- формирование в перспективе межгосударственных организаций, которые будут заниматься вопросами согласования подходов к интеграционному сотрудничеству государств-членов ЕврАзЭС в валютной сфере, или наделение данными функциями уже имеющихся организаций.

6. Механизм реализации мер по координации и согласованию политики Сторон в валютной и финансовой сферах предусматривает постоянное взаимодействие представителей министерств финансов и центральных банков и включает регулярный обмен информацией, разработку и реализацию соответствующей нормативной базы, совершенствование институциональной структуры управления интеграционными процессами. Конкретными инструментами этого механизма являются: соответствующие двусторонние и многосторонние соглашения в рамках ЕврАзЭС; решения Совета; планы, программы и стратегии; мероприятия по гармонизации законодательства Сторон.

Каждая Сторона сохраняет возможность присоединения к совместным механизмам по результатам достижения ее национальной экономики соответствующего уровня развития.

В случае возникновения у какой-либо Стороны существенных диспропорций платежного баланса и чрезвычайной дестабилизации курса национальной валюты Сообщество предпримет экстренные меры по оказанию помощи в преодолении кризисной ситуации.


V. Этапы согласования валютной политики


7. Переход к согласованной валютной политике осуществляется поэтапно с учетом сложившихся макроэкономических условий и в соответствии с Мероприятиями по реализации Приоритетных направлений. Стороны уточняют и конкретизируют круг задач очередного этапа по мере выполнения задач предыдущего этапа.

8. Первый этап: 2005 - 2007 годы

Первый этап осуществляется в условиях устойчивого экономического роста, завершения формирования зоны свободной торговли, устранения таможенных барьеров и относительной стабилизации валют.

В ходе первого этапа предусматривается:

- разработать методические подходы к координации макроэкономической политики Сторон, согласовать единые показатели состояния национальных финансовых рынков; принять Порядок согласования основных макроэкономических параметров развития экономики государств-членов ЕврАзЭС;

- сблизить законодательства Сторон, регулирующие операции на рынках финансовых услуг; заключить Соглашение об основополагающих принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля по операциям, связанным с движением капитала; реализовать Мероприятия утвержденного Советом Перспективного плана;

- сформировать интегрированный валютный рынок ЕврАзЭС, заключить Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка;

- провести необходимые мероприятия, направленные на создание общей платежно-расчетной системы в национальных валютах Сторон;

- разработать и согласовать унифицированный механизм валютных курсов и интервенций Сторон, заключить Соглашение о механизме установления и согласования обменных курсов национальных валют;

- осуществлять сближение банковского законодательства Сторон в соответствии с Базельскими принципами регулирования и надзора за деятельностью банков и Планом гармонизации;

- координировать действия Сторон на рынках ценных бумаг в соответствии с Соглашением о сотрудничестве государств-членов ЕврАзЭС на рынках ценных бумаг (Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 18 июня 2004 года N 174);

- осуществлять меры по приведению национальных законодательств, направленных на борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма, в соответствие с международными стандартами;

- совершенствовать структуру и инструментарий денежных и валютных рынков;

- создавать условия для свободного доступа юридических лиц - резидентов Сторон на национальные финансовые рынки Сторон в соответствии с Приоритетными направлениями, заключать двусторонние соглашения о предоставлении друг другу национального режима;

- налаживать взаимный обмен информацией о состоянии и перспективах развития экономик Сторон, законодательных базах и предпринимаемых Сторонами мерах в сфере денежно-кредитной и валютной политики.

9. Второй этап: 2007 - 2010 годы

Макроэкономическими предпосылками второго этапа являются значительное повышение общего уровня экономического развития Сторон, постепенное сглаживание структурных диспропорций, преобладание рыночных принципов в экономиках Сторон, сближение показателей конвергенции (уровня инфляции, отношения дефицита государственного бюджета к ВВП, отношения государственного долга к ВВП, процентных ставок).

В ходе второго этапа предусматривается:

- согласовать количественные значения макроэкономических показателей, характеризующих степень конвергенции экономик Сторон, создать механизм контроля за выполнением согласованных макроэкономических показателей;

- обеспечить гармонизацию финансового, банковского и валютного законодательства, а также принципов проведения Сторонами денежно-кредитной и валютной политики;

- согласовать механизмы координации Сторонами денежно-кредитной и валютной политики и коллективной поддержки Сторон, испытывающих острый дефицит платежного баланса.

10. Третий этап: начиная с 2010 года

На основе принятия Сторонами принципиального решения будет осуществлен переход к завершающему этапу валютной интеграции, характеризующемуся согласованием условий и порядка введения единой валюты в рамках ЕврАзЭС.

Предполагается, что в ходе третьего этапа будут реализовываться следующие мероприятия:

- будет завершено создание общего финансового рынка и обеспечена свобода всех видов капитальных операций;

- заинтересованные Стороны, достигшие критериев конвергенции, принимают коллективное решение об установлении режимов фиксированных валютных курсов, условиях, сроках, порядке введения единой валюты и о формировании валютного союза;

- государства-участники валютного союза договариваются о разделении полномочий между национальными органами власти и межгосударственными органами ЕврАзЭС. В рамках этих договоренностей они делегируют часть своих полномочий межгосударственным органам ЕврАзЭС.


VI. Координация работы


11. Интеграционный Комитет ЕврАзЭС во взаимодействии с правительствами и центральными (национальными) банками Сторон обеспечивает координацию деятельности по реализации настоящей Концепции.



Концепция сотрудничества государств-членов Евразийского экономического сообщества в валютной сфере (утв. решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 22 июня 2005 г. N 220)


Текст Концепции опубликован в Сборнике базовых документов Евразийского экономического сообщества, 2- издание, Москва, 2008 г.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.