Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 1606/2002 от 19 июля 2002 г. о применении международных стандартов бухгалтерского учета

Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза
1606/2002 от 19 июля 2002 г.
о применении международных стандартов бухгалтерского учета*(1)


(Действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство)


(Текст в редакции Регламента 297/2008 Европейского парламента и Совета ЕС от 11 марта 2008 г.)


Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,

Руководствуясь Договором об учреждении Европейского экономического сообщества, и, в частности, Статьей 95(1) Договора,

На основании предложения Европейской Комиссии*(2),

Руководствуясь Заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(3),

Действуя в соответствии с процедурой, установленной в Статье 251 Договора*(4),

Принимая во внимание, что:

(1) Европейский Совет в Лиссабоне на заседаниях 23 и 24 марта 2000 г. обратил особое внимание на необходимость ускорить формирование внутреннего рынка финансовых услуг и обозначил 2005 г. в качестве предельного срока выполнения Плана Европейской Комиссии о Действиях в области финансовых услуг. Также было настоятельно рекомендовано принять меры к усилению сопоставимости финансовой отчетности, подготавливаемой компаниями, чьи акции допущены к торгам на публичном рынке*(5) (далее - компании открытого типа).

(2) В целях обеспечения эффективного функционирования внутреннего рынка необходимо обязать компании открытого типа применять единый комплекс международных стандартов бухгалтерского учета высокого качества для подготовки консолидированной финансовой отчетности. 

Кроме того, важно, чтобы стандарты бухгалтерского учета, которые применяются компаниями Сообщества, участвующими в деятельности финансовых рынков, были приняты на международном уровне и действительно являлись универсальными мировыми стандартами. Это подразумевает растущее сближение стандартов бухгалтерского учета, используемых сегодня в качестве международных, и конечной цели принятия единого комплекса универсальных мировых стандартов бухгалтерского учета.

(3) Директива 78/660/ЕЭС Совета ЕС от 25 июля 1978 г. о годовой отчетности отдельных видов компаний*(6), Директива 83/349/ЕЭС Совета ЕС от 13 июня 1983 г. о консолидированной отчетности*(7), Директива 86/635/ЕЭС Совета ЕС от 8 декабря 1986 г. о годовых отчетностях и консолидированных балансах банков и других финансовых учреждений*(8) и Директива Совета ЕС 91/674/ЕЭС от 19 декабря 1991 г. о годовых бухгалтерских отчетах и консолидированных бухгалтерских отчетах страховых организаций*(9) также относятся к компаниям открытого типа. Требования к отчетности, установленные в вышеперечисленных Директивах, не могут обеспечить высокого уровня прозрачности и сопоставимости финансовой отчетности, предоставляемой всеми компаниями открытого типа. В свою очередь, это является необходимым условием для построения эффективно и благополучно функционирующего интегрированного рынка капитала. Вследствие этого необходимо дополнить законодательную основу, применимую к компаниям открытого типа.

(4) Настоящий регламент направлен на содействие эффективному и рентабельному функционированию рынка капитала. Защита инвесторов и поддержание доверия на финансовых рынках также являются важным аспектом формирования внутреннего рынка в данной области. Настоящий регламент регулирует свободное передвижение капиталов на внутреннем рынке, а также способствует обеспечению права компаний Сообщества на равную конкурентную борьбу за финансовые ресурсы, доступные как на ранках капитала Сообщества, так и на мировых рынках капитала.

(5) Для обеспечения конкурентоспособности на рынках капитала Сообщества важно достичь сближения стандартов по подготовке бухгалтерской отчетности, используемых в Европе, с международными стандартами бухгалтерского учета, которые могут применяться универсально в трансграничных бухгалтерских операциях и котировках в любой части мира. 

(6) 13 июня 2000 г. Европейская Комиссия опубликовала Сообщение "Стратегия составления финансовой отчетности в странах ЕС: перспективы развития", в котором было предложено, чтобы все компании Сообщества, чьи ценные бумаги являются объектом торгов на биржах, подготовили консолидированную финансовую отчетность в соответствии с единым комплексом стандартов бухгалтерского учета, а именно Международными стандартами бухгалтерского учета (IAS), не позднее 2005 г.

(7) Международные стандарты бухгалтерского учета (IASs) разработаны Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности (IASC), чьей целью является выработка единого комплекса универсальных стандартов бухгалтерского учета. В дополнении к реструктуризации, проведенной IASC 1 апреля 2001 г., новый Совет своим первым решением переименовал IASC в Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (IASB). Что касается будущих Международных стандартов бухгалтерского учета (IAS), то они были переименованы в Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS). Эти стандарты, по возможности и при условии, что они обеспечивают высокую степень прозрачности и сопоставимости финансовой отчетности в Сообществе, должны стать обязательными для применения всеми компаниями Сообщества, чьи ценные бумаги являются объектом торгов на биржах.

(8) Меры, необходимые для введения в действие данного Регламента, должны быть приняты в соответствии с Решением Совета 1999/468/EC от 28 июня 1999 г., устанавливающим процедуру осуществления полномочий, возложенных на Европейскую Комиссию*(10), с учетом заявления, сделанного Европейской Комиссией в Европейском парламенте 5 февраля 2002 г. относительно введения в действие законодательства о финансовых услугах.

(9) Чтобы принять международный стандарт бухгалтерского учета для применения в Сообществе, необходимо, во-первых, чтобы он отвечал основным требованиям вышеупомянутых Директив Совета ЕС. То есть его применение имеет своим результатом полную и достоверную информацию о финансовом положении и функционировании предприятия - данный принцип учитывается в свете обозначенных Директив Совета ЕС, однако не подразумевает строгого соответствия каждому из их пунктов. Во-вторых, в соответствии с заключениями Совета ЕС от 17 июля 2000 г., он должен вести к образованию Европейских общественных благ и, наконец, отвечать основным критериям относительно качества информации, необходимой для финансовой отчетности, полезной для применяющих ее лиц.

(10) Учетно-технический комитет должен оказывать поддержку Европейской Комиссии и предоставлять консультационные услуги в оценке международных стандартов бухгалтерского учета.

(11) Механизм одобрения должен оперативно применяться к предложенным международным стандартам бухгалтерского учета и служить средством обсуждения, отображения и обмена информацией о международных стандартах бухгалтерского учета между основными заинтересованными сторонами, в частности, между лицами, устанавливающими национальные стандарты бухгалтерского учета, руководителями в сферах ценных бумаг, банковского дела, страхования, центральных банков, включая Европейский Центральный Банк (ECB), бухгалтерского дела и бюджета, а также подготовки отчетности. Этот механизм должен являться средством развития общепринятого понимания принятых международных стандартов бухгалтерского учета в пределах Сообщества. 

(12) В соответствии с принципом пропорциональности, меры, представленные в настоящем Регламенте и требующие применения к компаниям, чьи ценные бумаги являются объектом торгов на бирже, единого комплекса международных стандартов бухгалтерского учета, необходимы для достижения эффективного и рентабельного функционирования рынков капитала Сообщества и, таким образом, формирования внутреннего рынка. 

(13) В соответствии с этим же принципом в отношении ежегодной отчетности необходимо предоставить Государствам-членам ЕС право разрешать или требовать от компаний, чьи ценные бумаги являются объектом торгов на бирже, подготавливать ее согласно международным стандартам бухгалтерского учета, принятыми в соответствии с процедурой, установленной настоящим Регламентом. 

Государства-члены ЕС могут также принять решение о продлении такого разрешения или требования к другим компаниям относительно подготовки их консолидированной бухгалтерской отчетности и/или их ежегодной бухгалтерской отчетности.

(14) Для того чтобы обеспечить обмен мнениями и позволить Государствам-членам ЕС координировать свои позиции, Европейская Комиссия должна периодически информировать Комитет по регулированию бухгалтерского учета о текущих проектах и документах, представленных на обсуждение, обозначать основные принципы и проекты положений, выпускаемые IASB, а также информировать о последовательной технической работе учетно-технического комитета. Также важно, чтобы Комитет по регулированию бухгалтерского учета получал информацию на раннем этапе в том случае, если Европейская Комиссия намеревается отклонить принятие международного стандарта бухгалтерского учета. 

(15) В рамках обсуждений и разработки и позиций, которые необходимо отобразить в документах и бумагах, выпускаемых IASB в процессе выработки международных стандартов бухгалтерского учета (IFRS и SIC - IFRIC), Европейской Комиссии следует принимать во внимание важность устранения конкурентных недостатков европейских компаний, участвующих в операциях на глобальном рынке, а также, в максимально возможной степени, учитывать мнения, выраженные делегациями в Совете по регулированию бухгалтерского учета. Европейская Комиссия будет представлена в учредительных органах IASB. 

(16) Надлежащее и строгое соблюдение режима правоприменения играет ключевую роль для создания основы доверия инвесторов на финансовых рынках. Согласно Статье 10 Договора, Государства-члены ЕС обязаны принимать соответствующие меры по обеспечению соблюдения международных стандартов бухгалтерского учета. Для разработки общего подхода к правоприменению Европейская Комиссия намерена поддерживать контакты с Государствами-членами ЕС, в частности, посредством Комитета европейских регуляторов ценных бумаг (CESR). 

(17) Далее необходимо разрешить всем Государствам-членам ЕС откладывать применение определенных положений до 2007 г. для тех компаний, чьи ценные бумаги являются объектом торгов как на биржах Сообщества, так и на регулируемом рынке третьей страны, и эти компании уже применяют другой комплекс принятых международных стандартов в качестве первичной основы для своей консолидированной отчетности; а также для тех компаний, которые имеют только долговые ценные бумаги. 

Тем не менее, принципиально важно, чтобы не позднее, чем к 2007 г., применялся единый комплекс универсальных международных стандартов бухгалтерского учета, IAS, ко всем компаниям Сообщества, чьи ценные бумаги являются объектом торгов на биржах регулируемого рынка Сообщества. 

(18) Для того чтобы разрешить Государствам-членам ЕС и их компаниям выполнять необходимые модификации, позволяющие сделать возможным применение международных стандартов бухгалтерского учета, следует начать применять некоторые положения только в 2005 г. Надлежащие положения должны быть введены в действие для первоначального применения компаниями IAS в результате вступления в силу настоящего Регламента.

Такие положения должны быть выработаны на международном уровне для обеспечения международного утверждения принятых решений,

приняли настоящий Регламент:


Статья 1
Цель


Настоящий Регламент ставит своей целью принятие и применение международных стандартов бухгалтерского учета в Сообществе для гармонизации финансовой информации, предоставляемой компаниями, на которые дается ссылка в Статье 4, затем чтобы обеспечить высокую степень прозрачности и сопоставимости финансовой отчетности, а, следовательно, эффективное функционирование рынка капитала Сообщества и Внутреннего рынка. 


Статья 2
Определения


В целях настоящего Регламента термин "международные стандарты бухгалтерского учета" обозначает Международные Стандарты Бухгалтерского Учета (IAS), Международные Стандарты Финансовой Отчетности (IFRS), смежные Стандарты и Интерпретации (интерпретации SIC - IFRIC), а также последующие поправки к этим стандартам и смежным интерпретациям, будущим стандартам и смежным интерпретациям, выпущенным или принятым Советом по международным стандартам бухгалтерского учета (IASB).


Статья 3
Принятие и применение международных стандартов бухгалтерского учета


1. Европейская Комиссия должна решить вопрос о применении IAS в пределах Сообщества. Меры, направленные на изменение несущественных элементов настоящего Регламента путем его дополнения, должны быть приняты в соответствии с регулятивными процедурами и тщательностью, обозначенной в Статье 6(2).

2. Международные стандарты бухгалтерского учета могут быть приняты только при условии, что:

- они не противоречат принципу, установленному в Статье 2(3) Директивы 78/660/ЕЭС и в Статье 16(3) Директивы 83/349/ ЕЭС, и ведут к формированию Европейских общественных благ;

- они отвечают критериям понятности, уместности, достоверности и сопоставимости, предъявляемым к финансовой информации, необходимой для принятия экономических решений и оценки управленческого учета. 

3. В соответствии с процедурой, установленной в Статье 6(2), Европейская Комиссия должна не позднее 31 декабря 2002 г. принять решение о применении в пределах Сообщества международных стандартов бухгалтерского учета, которые будут приняты после вступления в силу настоящего Регламента.

4. Принятые международные стандарты бухгалтерского учета, как и Регламент Европейской Комиссии, должны быть опубликованы на каждом государственном языке Сообщества в Официальном Журнале Европейского Союза.


Статья 4
Консолидированные счета компаний, чьи ценные бумаги являются объектом торгов на бирже


Если финансовый год начался 1 января 2005 г. или позднее, компании, руководствующиеся законодательством Государств-членов ЕС, могут подготовить консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам бухгалтерского учета, принятыми в соответствии с процедурой, которая установлена в Статье 6(2). Это происходит в том случае, если на момент наступления даты финансового отчета их ценные бумаги допущены к торгам на регулируемом рынке любого Государства-члена ЕС по смыслу Статьи 1(13) Директивы Совета 93/22/ЕЭС от 10 мая 1993 г. об инвестиционных услугах в области ценных бумаг*(11)

ГАРАНТ:

Директивой Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2004/39/EC от 21 апреля 2004 г. Директива 93/22/ЕЭС Совета от 10 мая 1993 г. отменена с 1 ноября 2007 г.

Статья 5
Преимущественное право в отношении годовой отчетности и компаний, чьи ценные бумаги не являются объектом торгов на биржах


Государства-члены ЕС могут разрешить или потребовать, чтобы:

(a) компании, на которые дается ссылка в Статье 4, подготовили свои годовые бухгалтерские отчеты;

(b) компании иные, чем те, на которые дается ссылка в Статье 4, подготовили свои консолидированные бухгалтерские отчеты/или свои годовые бухгалтерские отчеты в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета, принятыми согласно процедурам, которые установлены Статьей 6(2).


Статья 6
Процедура комитета


1. Комитет по регулированию бухгалтерского учета, далее именуемый "Комитет", оказывает помощь Европейской Комиссии. 

2. Там, где дается ссылка на данный параграф, следует применять Статью 5a(1) - (4) и Статью 7 Решения 1999/468/ЕС с учетом положений Статьи 8. 


Статья 7
Отчетность и координация


1. Европейская Комиссия должна на регулярной основе поддерживать связь с Комитетом на предмет состояния текущих проектов IASB и любой, связанной с ними документации, которая выпускается IASB в целях координации позиций и содействия обсуждению по принятию стандартов, которое может возникнуть из этих проектов и документов.

2. Европейская Комиссия должна своевременно и в надлежащем порядке сообщать Комитету, если намеревается отклонить принятие стандарта. 


Статья 8
Уведомление


В случае если Государства-члены ЕС принимают меры в соответствии со Статьей 5, они должны немедленно известить об этом Европейскую Комиссию и другие Государства-члены ЕС.


Статья 9
Переходные положения


В порядке отступления от положений Статьи 4 Государства-члены ЕС могут предусмотреть, что требования Статьи 4 применяются на каждый финансовый год, начинающийся с или после января 2007 г. только к тем компаниям:

(а) чьи долговые ценные бумаги признаются на регулируемом рынке любым Государством-членом ЕС по смыслу Статьи 1(13) Директивы 93/22/ЕЭС; или

(b) чьи ценные бумаги допущены к торгам на фондовых биржах в государствах, не являющихся членами ЕС, и которые для этой цели применяют признанные международные стандарты, если финансовый год начался до опубликования настоящего регламента в Официальном Журнале Европейского союза.


Статья 10
Информация и пересмотр


Европейская Комиссия должна провести пересмотр действия настоящего Регламента и отчитаться Европейскому парламенту и Совету ЕС о полученных результатах не позднее 1 июля 2007 г. 


Статья 11
Вступление в силу


Настоящий Регламент вступает в силу на третий день после его опубликования в Официальном Журнале Европейского союза. Настоящий Регламент обязателен для исполнения в полном объеме и должен непосредственно применяться во всех Государствах-членах ЕС. 


Совершено в Брюсселе, 19 июля 2002 г.


За Европейский Парламент

Президент

P. Cox


За Совет ЕС

Президент

T. Pedersen


_____________________________

*(1) Regulation (EC) No 1606/2002 of the European Parliament and of the Council of 19 July 2002 on the application of international accounting standards (Text with EEA relevance). Опубликован в Официальном журнале (далее - ОЖ) N L 243, 11.09.2002 г., стр. 1

*(2) ОЖ N C 154 E, 29.5.2001 г., стр. 285.

*(3) ОЖ N C 260, 17.9.2001 г., стр. 86.

*(4) Заключение Европейского парламента от 12 марта 2002 г. (еще не опубликованное в Официально журнале) и Решение Совета ЕС от 7 июня 2002 г.

*(5) Англ. - publicly traded companies - прим. переводчика

*(6) ОЖ N L 222, 14.8.1978 г., стр. 11. Текст в редакции Директивы 2001/65/ЕС Европейского парламента Совета ЕС (ОЖ N L 283, 27.10.2001 г., стр. 28)

*(7) ОЖ N L 193, 18.7.1983 г., стр. 1. Текст в редакции Директивы 2001/65/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС.

*(8) ОЖ N L 372, 31.12.1986 г., стр. 1. Текст в редакции Директивы 2001/65/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС.

*(9) ОЖ N L 374, 31.12.1991 г., стр. 7.

*(10) ОЖ N L 184, 17.7.1999 г., стр. 23.

*(11) ОЖ N L 141, 11.6.1993 г., стр. 27. Текст в редакции Директивы 2000/64/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС (ОЖ N L 290, 17.11.2000 г., стр. 27).



Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 1606/2002 от 19 июля 2002 г. о применении международных стандартов бухгалтерского учета


Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является


Переводчик: Матвеева Н.А.


Настоящий Регламент вступает в силу на третий день после его опубликования в Официальном журнале Европейского союза


Текст перевода официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке опубликован в Официальном журнале N L 243, 11.09.2002 г., стр. 1


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение