Проект федерального закона N 96700175-2 "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (внесен депутатами ГД С.П.Будажаповым, Г.Н.Сениным, Р.И.Султановым, В.В.Гоманом, Г.М.Ойнвидом, В.И.Гаюльским) (подписан Президентом РФ) (не действует)

Проект федерального закона N 96700175-2
"Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"


 Досье на проект федерального закона

 См. пояснительную записку

Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемые в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, определяет правовые основы традиционного хозяйствования, общинной формы самоуправления, а также государственные гарантии их осуществления.


Статья 1. Основные понятия

В тексте настоящего Федерального закона понятия и термины используются в следующих значениях.

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - коренные малочисленные народы Севера) - народы, постоянно, компактно или дисперсно, проживающие в указанных регионах на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие свой традиционный образ жизни, традиционные виды хозяйствования (северное оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов) и промыслов, осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Этнические группы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - этнические группы Севера) - локальные группы народов, постоянно, компактно или дисперсно, проживающие на территориях традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера, ведущие такой же, как и указанные народы, традиционный образ жизни и хозяйствования (северное оленеводство, охота, рыболовство, по сбору дикоросов) и промыслов.

Община коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - община) - это некоммерческое общественное, добровольное, самоуправляемое объединение лиц, принадлежащих к коренным малочисленным народам Севера, объединенных по кровнородственному (семья, род) и/или территориально-соседскому принципам, создаваемая в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования, традиционных промыслов и культуры.

Семейная (родовая) община включает в себя лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, объединенных общим родством или свойством и ведущих традиционный образ жизни, традиционные виды хозяйствования и промыслов.

Соседская община представляет собой объединение лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, постоянно проживающих в одном населенном пункте, ведущих традиционный образ жизни, традиционные виды хозяйствования и промыслов.

Территориальная община - это объединение лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера дисперсно, но постоянно, проживающих на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни, традиционные виды хозяйствования и промыслов.

Союзы (ассоциации) общин - межрегиональные, региональные и местные объединения общин коренных малочисленных народов Севера.

Земли (территории) традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера - оленьи пастбища, земли лесного, водного фондов, родовые угодья, используемые коренными малочисленными народами Севера в целях сохранения и развития традиционных форм хозяйствования (северного оленеводства, охоты, рыболовства, по сбору дикоросов) и промыслов.

Традиционный образ жизни - правила поведения представителей коренных малочисленных народов Севера во взаимоотношениях между ними, обусловленные историческими традициями, географическими и климатическими условиями данных регионов.

Традиционное хозяйствование и традиционные промыслы - выработанные под воздействием географических и климатических условий существования, а также обусловленные историческими традициями формы и методы трудовой деятельности, являющиеся составной частью традиционного образа жизни и культуры, представителей коренных малочисленных народов Севера.


Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией коренными малочисленными народами Севера конституционного права граждан на общественные объединения в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования (северного оленеводства, охоты, рыболовства, по сбору дикоросов), традиционных промыслов, а также создания, деятельности и ликвидации общин.


Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все виды общин, в том числе созданные до его принятия, а также на союзы (ассоциации) общин.

2. Настоящий Федеральный закон распространяется на представителей других народов, постоянно проживающих в местах традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный для коренных малочисленных народов Севера образ жизни и хозяйствования.


Статья 4. Законодательство об общинах

1. Законодательство об общинах состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других законов Российской Федерации, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации.

2. При решении вопросов внутренней организации и взаимоотношений между членами и участниками общины могут применяться нормы обычного права согласно традициям и обычаям коренных малочисленных народов Севера, не противоречащие законодательству Российской Федерации, законодательству субъектов Российской Федерации и не наносящие ущерба интересам других этносов и граждан.


Статья 5. Виды общин

1. Коренные малочисленные народы Севера вправе создавать общины отличающиеся как по организационно-правовым формам, так и по видам традиционной хозяйственной деятельности - оленеводческие, промысловые и т.п.

2. Оленеводческая община - это община, занимающаяся разведением северных оленей, переработкой и реализацией продукции оленеводства.

2. Промысловая община - это община, занимающиеся охотой на пушных зверей, диких копытных животных, морских млекопитающих, заготовкой морепродуктов, добычей рыбы из местных водоемов, сбором, переработкой и реализацией дикоросов, а также производством предметов традиционных промыслов, национальной культуры и быта коренных малочисленных народов Севера.

3. Общины наделяются землями (территориями) традиционного пользования с необходимыми промысловыми угодьями на основе соответствующих биотехнических обследований, расчетов и нормативов.

4. Общины могут заниматься одним или несколькими видами традиционной хозяйственной деятельности и промыслов.

5. Общины могут быть созданы в форме органа территориального общественного самоуправления.


Статья 6. Принципы создания и деятельности общин

Создание и деятельность общин основывается на принципах:

равенства общин перед законом вне зависимости от видов их деятельности и количества участников;

добровольности, равноправия, самоуправления и законности;

свободы в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности;

гласности.


Статья 7. Ограничение на создание и деятельность

Создание общин, кроме целей обозначенных в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об общественных объединениях" и настоящем Федеральном законе запрещается.


Статья 8. Взаимоотношение общин с органами государственной власти и органами местного самоуправления

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, защиты прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, могут оказывать помощь общинам, союзам (ассоциациям) общин.

Помощь общинам органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления может выражаться:

- в виде налоговых льгот и преимуществ;

- в виде целевого финансирования региональных или местных программ сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера;

- заключения с общинами договоров на выполнение работ и предоставление услуг;

- социального заказа на конкурсной основе на разработку и реализацию региональных и местных программ социально-экономической помощи общинам.

Вопросы, затрагивающие интересы общин, решаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с участием мнения общин или по согласованию с ними.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность общин, союзов, (ассоциаций) общин за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Неправомерное вмешательство органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность общин, союзов (ассоциаций) общин может быть обжаловано в установленном законодательством порядке.


Статья 9. Создание общин

1. Общины добровольно по инициативе совершеннолетних представителей коренных малочисленных народов Севера. Воля на вступление в общину должна быть выражена в письменном виде (заявление) или в виде записи в протоколе общего собрания общины (собрания уполномоченных).

2. Учредителями общины могут выступать физические лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста в количестве не менее трех.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть учредителями общины.

В состав учредителей не могут входить юридические лица.

Число учредителей общины не ограничено.

3. Учредительными документами являются:

- заявление о регистрации общины,

- протокол общего собрания,

- устав общины.

Заявление содержит:

- наименование общины, ее местонахождение, основные виды хозяйственной деятельности.

Заявление подписывается учредителями общины.

4. Общины могут объединять не только представителей коренных малочисленных народов Севера, но и представителей других этнических групп, постоянно проживающих на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и ведущих традиционное для этих народов хозяйствование и промыслы.

5. Отказ лица от вхождения в общину не может служить основанием для ограничения его права на самостоятельное ведение традиционного хозяйствования и промыслов.


Статья 10. Учредительное собрание общины

Решение о создании общины, об утверждении ее устава, о формировании органов управления и контроля принимаются на учредительном собрании общины. На учредительном собрании общины вправе присутствовать все граждане, проживающие в месте создания общины.

С момента принятия решения о создании общины она считается созданной, осуществляет свою уставную деятельность и приобретает права и принимает на себя обязанности, но без права юридического лица.


Статья 11. Устав общины

1. Устав общины должен предусматривать:

- вид общины, предмет и цели ее деятельности;

- состав учредителей;

- наименование и местонахождение;

- имущественный состав общины;

- порядок распределения доходов и возмещения убытков;

- структура и компетенция органов управления общины, порядок принятия ими решений, в том числе перечень вопросов, по которым необходимо квалифицированное большинство голосов.

Об изменениях в своем уставе община должна сообщить в органы государственной власти и\или органы местного самоуправления в сроки и в порядке, установленных законодательством субъектов Российской Федерации.

Устав общины может содержать описание символики общины.

В уставе могут содержаться и иные положения, относящиеся к деятельности общины, не противоречащие законодательству Российской Федерации.


Статья 12. Государственная регистрация

1. Общины, союзы (ассоциации) общин вправе регистрироваться в органах юстиции субъектов Российской Федерации. В этом случае они приобретают права юридических лиц.

Порядок государственной регистрации общин, союза (ассоциации) общин определен в статье 21 Федерального закона "Об общественных объединениях".

3. Общины вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае община не приобретает прав юридического лица.

4. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.


Статья 13. Членство в общинах

1. Членство в общине может быть коллективным - членство семей (родов) и индивидуальным - членство отдельных граждан.

Индивидуальными членами общины могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, постоянно проживающие на территории общины, ведущие традиционный для коренных малочисленных народов Севера образ жизни и хозяйствования.

За членами общины сохраняется право выхода из общины.

В случае выхода из общины члену общины и членам его семьи предоставляется доля (пай) в имуществе общины.

При выходе одного или нескольких членов общины из ее состава выдел доли в натуре должен предусматривать сохранения за вышедшими возможность вести традиционный образ жизни и хозяйствования.

Права и обязанности членов общины определяются уставом общины.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть учредителями и членами общин коренных малочисленных народов Севера, но вправе оказывать общинам, союзам (ассоциациям) общин материальную, финансовую и иную помощь.

Условия вступления и выход из общины определяется уставом общины.

2. Принадлежность или непринадлежность к общине ее членов не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием предоставления им органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица не могут быть учредителями и членами общины.


Статья 14. Реестр членов общины

1. Каждая община ведет реестр членов общины с обязательным включением в него следующих данных: наличие правового основания на собственность, а также владение и пользование имуществом члена общины, количество и категория имущества члена общины, время владения своим имуществом, землями (территориями) традиционного природопользования, оценка имущества.

2. По согласованию с общиной регистрацию ее членов может осуществлять органы местного самоуправления.

3. Члены общины должны своевременно сообщать об изменении места жительства и места нахождения имущества, а также обо всех сделках, совершенных с этим имуществом. Община не несет ответственности, если о таком изменении не было сообщено.


Статья 15. Права членов общины

1. Члены общины в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации самостоятельно решают вопросы использования биологических ресурсов земель (территорий) традиционного природопользования, находящихся во владении общины, для ведения традиционного хозяйствования и для удовлетворения собственных хозяйственных и бытовых потребностей.

2. В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации члены общины вправе использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые (торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды), имеющиеся на землях (территориях) традиционного природопользования, находящихся во владении общины а также возводить жилье, культурно-бытовые и хозяйственные строения и сооружения.

3. Владельцы земель (территорий) традиционного природопользования, входящих в общину, вправе самостоятельно распоряжаться продуктами традиционного хозяйствования и промыслов.


Статья 16. Обязанности членов общины

1. Члены общины обязаны:

1) рационально использовать природные ресурсы в соответствии с их целевым назначением, обеспечивать их сохранность и воспроизводство, принимать природоохранные меры, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

2) совместно с природоохранными службами осуществлять охрану угодий от пожаров, браконьерства, незаконного сбора дикоросов.

2. Члены общины, виновные в нарушении природоохранного законодательства, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

3. Члены общины отвечают по обязательствам общины в пределах своего имущественного или денежного вклада в имуществе общины.

4. Общины не отвечает по обязательствам ее членов.


Статья 17. Общее собрание (сход) общины

1. Высшим органом управления общины является общее собрание (сход) членов общины.

Общее собрание (сход) членов общины собирается по мере необходимости, периодичность определяется уставом.

Сход считается полномочным если в нем принимает участие не менее половины членов общины. Уставы конкретных общин могут устанавливать более высокую планку полномочия сходов.

В уставе может быть предусмотрен созыв схода по требованию не менее 1/3 части членов общины.

Сход рассматривает все важнейшие вопросы жизнедеятельности общины.

2. В исключительной компетенции общего собрания ( схода) находится:

1) избрание совета общины и председателя;

2) принятия новых членов;

3) исключение из общины;

4) принятие устава общины;

5) распределение земель (территорий) традиционного природопользования, а также из резерва этих при его наличии;

6) дача согласия на отчуждение и промышленное освоение земель (территорий) традиционного природопользования общины и ее членов;

7) установление сроков промыслов и правил природопользования в общине;

8) избрание ревизионной комиссии;

9) принятие решения о самороспуске;

10) утверждение решений председателя и правления (совета) общины;

11) утверждение квартального и годового отчетов о хозяйственной деятельности общины по заключениям ревизионной комиссии.


Статья 18. Правление (совет) общины

1. Органом управления общины является правление (совет) общины.

Правление (совет) общины избирается в составе председателя и членов правления (совета) на общем собрании (сходе) общины простым большинством голосов.

Правление (совет) общины действует в перерывах между общим собранием ( сходом) членов общины и заседает по мере необходимости.

Срок полномочий правления (совета) общины устанавливается решением общего собрания (схода).

Избранными в состав правления (совета) считаются члены общины, получившие более половины голосов членов общины, присутствующих на собрании (сходе).

2. Правление (совет) общины вправе:

1) рассматривать заявления и рекомендовать к вступлению в общину новых членов;

2) разрешать споры между общинниками по поводу природопользования, а также пользования родовыми угодьями;

3) регулировать использование земель (территорий) традиционного природопользования, закрепленных за общиной;

4) решать торгово-снабженческие и финансовые вопросы;

5) определять количество и порядок оплаты привлекаемых общиной работников;

6) утверждает решение председателя правления (совета).


Статья 19. Председатель правления (совета) общины

1. Председатель правления (совета):

1) организует работу правления (совета);

2) в период между заседаниями правления (совета) общины решает все организационные, производственные и иные хозяйственные вопросы, за исключением тех, которые отнесены к ведению общего собрания (схода) или правления (совета);

3) в соответствии с уставом собирает правление ( совет) и общее собрание (сход);

4) представляет общину в отношениях с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

2. Уставом общины полномочия председателя могут быть расширены.


Статья 20. Имущество общин

1. В собственности общины могут находиться:

- материальные и иные ценности, полученные и приобретенные ее по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

- имущественные и денежные взносы членов общины, направленных на обеспечение деятельности общины;

- имущество, переданное общине в установленном порядке юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными;

- имущество, переданное членами общины в качестве уставного и паевого взноса;

- объекты соцкультбыта и жилищный фонд, полученные в установленном порядке от органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, а также созданные на средства общины;

- производственные объекты, приобретенные у юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а также сооруженные на средства общины;

- финансовые средства, принадлежащие общине: собственные и заемные;

- средства, полученные от реализации продукции и услуг, производимых общиной;

- собственные средства, направляемые по итогам производственно-финансовой деятельности общины;

- средства, выделяемые из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в рамках реализации региональных и местных программ социального и экономического развития коренных малочисленных народов Севера;

- добровольных пожертвований юридических и физических лиц, в том числе иностранных;

- иное имущество, приобретенное общиной согласно действующему законодательству;

- продукты труда и доходы, полученные общиной в результате традиционного хозяйствования и промыслов.

2. Община самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащей ей собственностью.

3. Община с согласия членов общины вправе реализовывать продукты труда, произведенные членами общины любым потребителям независимо от формы собственности.

4. По решению органов местного самоуправления общины могут быть наделены правом на получение в бессрочное безвозмездное владение земель (территорий) традиционного природопользования. Размеры земель (территорий) традиционного природопользования определяются органами местного самоуправления, исходя из видов традиционной хозяйственной деятельности общины и потребностей необходимых для осуществления такой деятельности.

5. На имущество находящееся в собственности общины может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 21. Хозяйственная деятельность общины

1. Община, осуществляя право бессрочного владения землями (территориями) традиционного природопользования и природными ресурсами, самостоятельно определяет направления традиционного хозяйствования и промыслов, исходя из необходимости их сохранения и развития.

При этом должна обеспечиваться сохранность и воспроизводство домашнего скота, диких копытных, пушных зверей и промысловых рыб, а также возмещение в случае причинения ущерба лесным или рыбным угодьям.


Статья 22. Традиционное природопользование общин

1. Для ведения традиционных видов хозяйствования и промыслов общины наделяются землями (территориями) традиционного природопользования в порядке и на условиях установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.


Статья 23. Помощь органов государственной власти и органов местного самоуправления общинам

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях оказания помощи общинам и в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут предусматривать выделение из соответствующих бюджетов средства:

1) на строительство предприятий по переработке и хранения продуктов традиционного хозяйствования и промыслов, электрификации, теплофикации, газификации, связи, водоснабжения, внутрихозяйственных дорог в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера;

2) на организацию племенной работы и ветеринарному обслуживанию оленеводства;

4) на приобретение техники, кормов, горюче-смазочные материалов;

5) на содержание жилья и объектов социальной сферы общины, находящихся как в муниципальной собственности, так и в собственности общины;

6) на компенсацию по возмещению затрат по выплате районных коэффициентов и процентных надбавок за работу на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях работникам, с которыми община заключила трудовые договоры (контракты), а также на компенсацию тарифов отдельных видов транспорта.


Статья 24. Льготы членам общины

1. В целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования члены общины пользуются льготами, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.


Статья 25. Социальное страхование и социальное обеспечение членов общины

1. Членам общины гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Члены общины имеют право на получение государственных пенсий и социальных пособий, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

1) общины уплачивают в установленных размерах взносы в пенсионный фонд и фонды социального страхования;

2) женщинам-членам общины предоставляется, кроме того, отпуск по беременности и родам и другие отпуска и льготы, предусмотренные для работающих женщин.

3. Общины вправе за счет собственных средств создавать общинные фонды социального страхования, создавать дополнительные формы социального обеспечения и благотворительные фонды.

4. Членам общины и гражданам, заключившим трудовой договор (контракт) с общиной об использовании их труда, время работы в общине засчитывается в общий и непрерывный стаж на основании записей в трудовой книжке.

5. За членами общины сохраняется ранее назначенная государственные пенсии.

6. Община несет материальную ответственность за ущерб, причиненный ее членам, гражданам, заключившим договор об использовании их труда, за увечья или иные повреждения здоровья, связанные с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

7. Учет трудовой деятельности членов общины и граждан, заключивших договор об использовании их труда, ведется общиной самостоятельно.

8. Члены общины имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждения здравоохранения, оказываемую за счет средств соответствующих бюджетов, страховых взносов и других поступлений.


Статья 26. Правомочия общин в сфере образования и культуры

1. Общины коренных малочисленных народов Севера имеют право на соблюдение своих религиозных традиций и обрядов, если они не противоречат законам Российской Федерации и законам субъектов Российской Федерации, содержание и охрану культовых мест, могут создавать собственные культурные центры и другие общественные объединения.

2. В целях сохранения языка и культуры коренных малочисленных народов Севера общины могут организовывать воспитание и обучение детей членов общины, исходя из традиций и обычаев этих народов.


Статья 27. Союзы (ассоциации) общин

1. Общины независимо от их организационно-правовых форм и видов хозяйственной деятельности вправе добровольно объединяться в союзы (ассоциации) общин на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями) общин. Правоспособность союзов (ассоциаций) общин как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Союзы (ассоциации) общин являются некоммерческими организациями.

2. Общины - члены союза (ассоциации) сохраняют свою самостоятельность, в том числе и права юридического лица.

3. Союз (ассоциация) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены союза (ассоциации) несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере и в порядке, предусмотренном учредительными документами союза (ассоциации).

4. Наименование союза (ассоциации) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова "союз" или "ассоциация".

5. Порядок создания и ликвидации союзов (ассоциаций) общин коренных малочисленных народов Севера определяется Федеральным законом "Об общественных объединениях", другими законами Российской Федерации, а также их уставами.


Статья 28. Реорганизация общин, союзов (ассоциации) общин

Реорганизация общин, союза (ассоциации) общин осуществляется по решению общего собрания общины или съезда (конференции) союза (ассоциации) общин. Государственная регистрация вновь образованной после реорганизации общины, союза (ассоциации) общин осуществляется в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона "Об общественных объединениях".

Имущество общины, союза (ассоциации) общин, являющейся юридическим лицом, переходит после их реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.


Статья 29. Ликвидация общин, союза (ассоциации) общин

Община, союз (ассоциация) общин могут быть ликвидированы на основании и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Кроме того община может быть ликвидирована в следующих случаях:

- выхода из состава общины более двух третей членов данной общины и фактической невозможности продолжать совместную деятельность в рамках данной общины;

- прекращении занятия традиционным хозяйствованием и промыслами;

- по решению суда в случае неоднократных грубых нарушений общиной целей, для которых она была создана.

3. При ликвидации общины ее имущество, после удовлетворения требований кредиторов подлежит распределению между членами общины в соответствии с их имущественным взносом, если иное не установлено Уставом общины. Если у общины отсутствуют соответствующие разделы в уставе общины, союза (ассоциации) общин, - на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общины, союза (ассоциации) общин, а спорных случаях - решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества общины, союза (ассоциации) общин публикуется ликвидационной комиссией в печати.

4. Запись о прекращении деятельности общины вносится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, при предоставлении следующих документов:

заявления о прекращении деятельности общины, подписанного лицом, уполномоченным общим собранием общины;

решения соответствующего органа о ликвидации общины;

Устава общины коренных малочисленных народов Севера;

ликвидационного или разделительного баланса;

документа об уничтожении печати общины.

Споры о ликвидации общины коренных малочисленных народов Севера решаются в суде.

Ликвидация союза (ассоциации) общин осуществляется в соответствии с уставом данного союза (ассоциации) общин и в порядке, предусмотренном статьей 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" либо в судебном порядке.

Решение о ликвидации общины, союза (ассоциации) общин, являющегося юридическим лицом, направляется в орган, зарегистрировавший общину, союз (ассоциацию) общин, для исключения указанной общины, союза (ассоциации) общин из единого государственного реестра юридических лиц.


Статья 30. Обжалование неправомерных действий органов государственной власти и местного самоуправления

Община вправе обжаловать неправомерные действия органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц, ущемляющих права общины и ее членов, в установленном законом порядке в суд, а также потребовать возмещения ущерба, причиненного данными действиями.


Статья 31. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.


Президент Российской Федерации


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение