Письмо Президента РФ от 11 февраля 1999 г. N Пр-177
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю представленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (далее именуется - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 декабря 1998 г. и одобренный Советом Федерации 27 января 1999 г.
Федеральный закон не в полной мере соответствует Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации. При его принятии не были учтены существенные замечания Правительства Российской Федерации.
Особо обращаю внимание на следующие замечания к Федеральному закону.
1. Придание субъекту Российской Федерации статуса особой экономической зоны в составе Российской Федерации означает выведение всех коммерческих организаций, зарегистрированных на территории этого субъекта Российской Федерации, из общего таможенного и налогового режима, действующего на всей территории Российской Федерации, обособление этого субъекта Российской Федерации от остальной территории Российской Федерации путем установления таможенной границы и, как следствие этого, установление препятствий для свободного перемещения товаров, работ и услуг в виде необходимости таможенного оформления, соблюдения мер экономической политики, уплаты таможенных платежей. Названные меры противоречат части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, а также статье 74 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
2. В соответствии со статьей 8 Федерального закона администрация Особой экономической зоны в Магаданской области (далее именуется - Особая экономическая зона) осуществляет правовое регулирование по вопросам таможенного дела. В частности, она определяет для целей таможенного контроля и контроля за правильностью взимания таможенных платежей порядок определения происхождения товаров, а также может осуществлять правовое регулирование по вопросам установления особенностей таможенного режима свободной таможенной зоны. Это противоречит статье 71 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой таможенное регулирование относится к исключительному ведению Российской Федерации.
3. Статья 11 Федерального закона предусматривает освобождение российских и иностранных юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность в Особой экономической зоне, от налогов в части, направляемой в федеральный бюджет. Это положение противоречит налоговому законодательству Российской Федерации по следующим основаниям:
Федеральный закон не является актом законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, следовательно, он не может изменять условия уплаты налогов и сборов;
в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные налоги могут быть изменены только этим Кодексом;
установление льготы для организаций, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории отдельно взятого субъекта Российской Федерации, в виде освобождения их от уплаты федеральных налогов противоречит основным началам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, содержащимся в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности принципу всеобщности и равенства налогообложения;
законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не предусматривает установления различий в режиме налогообложения в связи с созданием особых экономических зон.
4. Статья 13 Федерального закона провозглашает национальный режим для деятельности иностранных банков на территории Магаданской области.
Это положение противоречит статьям 17, 18 и 22 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", которыми установлен не национальный, а более жесткий режим для кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков. Так, статьей 17 названного Закона установлены особые условия для государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка, а также для выдачи им лицензий на осуществление банковских операций. Статьей 18 этого Закона установлены дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, в частности квотирование участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации, необходимость получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов. В соответствии с этой статьей Закона Банк России по согласованию с Правительством Российской Федерации вправе устанавливать для кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков ограничения на осуществление банковских операций, к тому же Банк России имеет право устанавливать дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков относительно обязательных нормативов, порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций, а также относительно минимального размера уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями и минимального размера капитала вновь регистрируемых филиалов иностранных банков.
5. Статья 15 Федерального закона противоречит законодательству Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле в части, касающейся исключения Президента Российской Федерации из числа органов, осуществляющих валютное регулирование.
6. Статья 19 Федерального закона противоречит статье 198 Таможенного кодекса Российской Федерации, поскольку ограничивает установленные этим Кодексом полномочия Государственного таможенного комитета Российской Федерации, являющегося органом валютного контроля, и иных таможенных органов Российской Федерации, являющихся агентами валютного контроля, по осуществлению ими валютного контроля в Особой экономической зоне. Согласно статистике наиболее эффективный и действенный валютный контроль осуществляют именно таможенные органы Российской Федерации.
7. В статье 1 Федерального закона указывается, что в Особую экономическую зону не входят отдельные территории и объекты.
Непонятно, кто и как будет определять конкретный перечень таких территорий и объектов.
Непонятно также, каким образом собираются локализовать эти территории и объекты, а также обеспечивать там таможенный и валютный контроль, ведь в отличие от всей остальной территории Магаданской области эти территории и объекты будут являться частью таможенной территории Российской Федерации. Следовательно, все правила перемещения товаров и транспортных средств, установленные Федеральным законом (включая таможенное оформление, уплату таможенных пошлин, сборов и иных налогов, взимаемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации), должны распространяться и на случаи перемещения товаров и транспортных средств с указанных территорий и объектов на остальную территорию Магаданской области и в обратном направлении. Значит, должны быть установлены таможенные границы по периметрам объектов и территорий, не входящих в состав Особой экономической зоны.
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 11 февраля 1999 г. N Пр-177
Текст письма официально опубликован не был