Проект федерального закона
"Об основах районирования Севера Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
оценка социально-экономических последствий
перечень нормативных актов для изменения
Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы и порядок районирования Севера Российской Федерации в зависимости от особенностей природно-климатических и социально-экономических условий в различных частях его территории.
Закон направлен на обеспечение дифференцированного подхода при проведении государственной политики социально-экономического развития Севера Российской Федерации.
Статья 1. Действие настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон действует на территории Российской федерации, отнесенной к Северу Российской Федерации (далее - Север).
Для целей настоящего Федерального закона под Севером понимается территория Российской Федерации, расположенная выше 60° северной широты, а также примыкающие к ней территории с уровнем дискомфортности, определяемым в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае если природно-климатические и социально-экономические условия на отдельных территориях, расположенных выше 60° северной широты, не соответствуют уровню дискомфортности, определяемому в соответствии с настоящим Федеральным законом, данные территории не могут быть отнесены к Северу.
2. Действие настоящего Федерального закона может быть распространено на отдельные территории, не отнесенные к Северу, но имеющие уровень дискомфортности, определяемый в соответствии с настоящим Федеральным законом (районы, приравненные к Северу).
3. Настоящий Федеральный закон действует до принятия федерального закона о районах Российской Федерации с дискомфортными условиями проживания.
Статья 2. Понятие и цель районирования Севера
Районирование Севера - деление территории, относящейся к Северу, на зоны дискомфортности на основе оценки неблагоприятности природно-климатических и социально-экономических условий для проживания населения и ведения хозяйственной деятельности.
Районирование Севера имеет целью обеспечение дифференциации по зонам дискомфортности компенсации повышенных затрат на производство продукции и жизнеобеспечение населения.
Статья 3. Принципы районирования Севера
Районирование Севера осуществляется на основе следующих принципов:
научная обоснованность разделения территории Севера на зоны дискомфортности;
определение зон дискомфортности на основе количественных показателей дискомфортности;
подвижность внутренних границ зон дискомфортности в связи с возможным изменением природно-климатических и социально-экономических условий и совершенствованием методики оценки уровня дискомфортности.
Статья 4. Зоны дискомфортности и критерии оценки уровня дискомфортности
1. По уровню дискомфортности территория Севера подразделяется на зоны абсолютной, экстремальной и умеренной дискомфортности.
2. Для определения зон дискомфортности учитываются показатели согласно приложению N 1.
3. В случаях, когда использование показателей, указанных в части 2 настоящей статьи, не позволяет однозначно отнести какую-либо территорию к определенной зоне дискомфортности, уровень дискомфортности определяется по интегральному показателю согласно приложению N 2.
4. Методика оценки уровня дискомфортности и определения зон дискомфортности в соответствии с показателями, указанными в частях 2 и 3 настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации.
Изменение данных показателей в случае совершенствования указанной методики производится федеральным законом.
Статья 5. Порядок районирования Севера
1. В соответствии с критериями оценки уровня дискомфортности, установленными статьей 4 настоящего Федерального закона, специальной комиссией, созданной при федеральном исполнительном органе по вопросам развития Севера Российской Федерации, производится оценка природно-климатических и социально-экономических условий проживания населения и ведения хозяйственной деятельности на территории Севера.
По результатам проведенной оценки Правительством Российской Федерации определяются районы Севера с абсолютной, экстремальной и умеренной дискомфортностью и производится их отнесение к соответствующим зонам дискомфортности.
2. В случае изменения природно-климатических и социально-экономических условий в отдельных районах Севера Правительством Российской Федерации на основе оценки комиссии, указанной в части 1 настоящей статьи, производится корректировка установленных показателей дискомфортности для этих районов с последующим отнесением их к соответствующей зоне дискомфортности. Указанная корректировка может производиться по инициативе органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Корректировка показателей дискомфортности на всей территории Севера с учетом изменений природно-климатических и социально-экономических условий производится не реже одного раза в пять лет.
Статья 6. Обеспечение законности при проведении районирования Севера
1. Если в результате действий должностных лиц, уполномоченных на проведение районирования Севера, какие-либо территории при отсутствии оснований, установленных статьей 4 настоящего Федерального закона, будут отнесены к Северу или к несоответствующим им зонам дискомфортности, виновные должностные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Решение Правительства Российской Федерации об отнесении территорий к Северу или к определенным зонам дискомфортности может быть оспорено в судебном порядке.
Статья 7. Осуществление социально-экономического развития Севера на основе его районирования
1. На территориях, отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к районам Севера, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" - осуществляются меры государственной поддержки, направленные, на создание благоприятных условий для ведения хозяйственной деятельности и обеспечения достойной жизни для населения.
Меры государственной поддержки определяются в соответствии с уровнем дискомфортности районов Севера и устанавливаются федеральным законом.
2. До принятия федерального закона, указанного в части 1 настоящей статьи, применяются нормы Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", а также иные нормативные правовые акты, обеспечивающие действие этого закона.
Статья 8. Вступление настоящего Федерального закона в силу
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Приложение 1
к Федеральному закону
"Об основах районирования
Севера Российской Федерации"
Показатели для определения зон дискомфортности на территории Севера
Российской Федерации
Показатели дискомфортности | |||||||||
Зоны диском- фортности |
Пов- то- ряе- мость пого- ды, бла- го- при- ят- ной для чело- века |
Про- дол- жи- тель- ность без- мо- роз- ного пе- рио- да в тече- ние года |
Ультрафиоле- товая недостаточ- ность |
Про- дол- жи- тель- ность отопи- тель- ного пери- ода в те- чение года |
Сумма актив- ных темпе- ратур за ве- гетаци- онный период (с тем- перату- рой воздуха выше 10°С) |
Мощ- ность сезон- ного талого слоя (глу- бина оттаи- вания на суг- лин- ках) |
Техни- ческая жест- кость клима- та (число отка- зов техни- ки в год) |
Забо- лочен- ность терри- тории |
|
% | дни | граду- сы се- верной широты |
коли- чест- во меся- цев в году |
дни | граду- со-дни |
метры | % | ||
Абсолютно диском- фортная |
менее 10 |
до 70 | выше 67,5 |
более 5 |
более 300 |
менее 800 |
до 2,5 | свыше 110 |
более 30 |
Экстре- мально диском- фортная |
10-20 | 70-90 | 57,5- 67,5 |
3-5 | 275- 300 |
800- 1400 |
2,5- 4,0 |
90-100 | 10-30 |
Умеренно диском- фортная |
20-35 | 90- 105 |
56- 57,5 |
2-3 | 270- 275 |
1200- 1600 |
4,0- 4,5 |
80-90 | 5-10 |
Приложение 2
к Федеральному закону
"Об основах районирования
Севера Российской Федерации"
Интегральные показатели для определения уровня дискомфортности
территории Севера Российской Федерации
Факторы дискомфортности |
Показатели дискомфортности |
Единицы измерения |
Величины показателей |
Баллы** |
Природно- климатический (коэффициент значимости 0,5) |
1. Биоклимати- ческий индекс суровости метео- ризма (БИСМ)* |
баллы | 4,0-4,99 5,0-5,99 6,0-6,99 7,0-7,99 8,0-10,99 |
20 40 60 80 100 |
2. Продолжитель- ность дня и ночи в зависимости от широты местности |
градусы с.ш. |
более 65 61-65 56-60 50-55 менее 50 |
20 40 60 80 100 |
|
Экономико- географический (коэффициент значимости 0,25) |
1. Плотность сельского насе- ления |
чел./км.кв. | до 0,5 0,51-1,0 1,1-2,5 2,51-5,0 свыше 5,0 |
20 40 60 80 100 |
2. Степень сель- скохозяйственной освоенности |
га сельхоз- угодий на км.кв. территории |
до 0,5 0,51-1,0 1,1-5,0 5,1-10,0 свыше 10,0 |
20 40 60 80 100 |
|
3. Транспортная доступность |
Только самолетом местных линий, по реке или морем по грунтовым дорогам То же плюс авто- мобильным транс- портом по дороге с твердым покры- тием То же плюс желез- нодорожным транс- портом Очаговое транс- портное освоение Сплошная транс- портная доступ- ность |
20 40 60 80 100 |
||
Социально- экономический (коэффициент значимости 0,15) |
1. Продолжитель- ность отопитель- ного сезона (число дней со среднесуточной температурой воздуха +8°С) |
сутки | свыше 300 275-300 250-275 225-250 менее 225 |
20 40 60 80 100 |
2. Сумма актив- ных температур за вегетационный период (темпера- тура воздуха вы- ше 10°С) |
градусы | до 400 400-1000 1000-1600 1600-2200 2200-2800 |
20 40 60 80 100 |
|
3. Суммарная теплоизоляция одежды |
кло-дни | свыше 1500 1200-1500 900-1200 600-900 менее 600 |
20 40 60 80 100 |
|
Риск проживания (коэффициент значимости 0,1) |
Степень пригод- ности территории для заселения пришлыми контин- гентами |
Районы, непригод- ные для оседлого заселения пришлым контингентами (срок проживания от одного до двух лет) Районы, малопри- годные для засе- ления пришлым контингентами (срок проживания- до трех лет) Районы, малопри- годные для осед- лого заселения пришлыми контин- гентами (срок проживания от трех до пяти лет) Районы, пригодные для оседлого за- селения пришлым контингентами Районы, благопри- ятные для оседло- го заселения |
20 40 60 80 100 |
Примечание
*Расчет биоклиматического индекса суровости метеоризма (БИСМ) производится по формуле:
Т(Р-266)х(1-0,02V)
БИСМ = ---------------------, где
М х К х 75
Т - коэффициент температуры (0,003-1,0);
Р - барометрическое давление, гПа;
V - скорость ветра, м/с;
М - коэффициент относительной влажности воздуха (1,0-1,7);
К - коэффициент прямой солнечной радиации, учитывающий ее недостаток или избыток (1,0-1,2).
Учитывая, что на Севере России недостаток ультрафиолетовой радиации особенно ощутим за Полярным кругом, при изменении уровня ультрафиолетовой радиации в качестве точки отсчета принимается широта 64°. В качестве крайних точек отсчета по другим показателям принимаются следующие:
комфортная температура: + 22° С, экстремальные температуры: + 60° С и - 90° С;
комфортное барометрическое давление - 1016 гПа, экстремальное - 266 гПа;
комфортное значение скорости ветра - 0 м/с, экстремальное - 50 м/с;
комфортная относительная влажность воздуха - 50%, экстремальные значения - 0 и 100%.'
** Величина дискомфортности рассчитывается путем сведения частных оценочных показателей в один интегральный показатель. С учетом значимости факторов интегральный показатель 20-35 баллон соответствует абсолютно дискомфортной зоне, 36-50 баллов - экстремально дискомфортной зоне, 51-65 баллов - умеренно дискомфортной зоне.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.