Заключение Правительства РФ от 15 ноября 1999 г. N 5096п-П5
на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", вносимый в Государственную Думу Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российское Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект указанного федерального закона.
По статье 1 законопроекта имеются следующие замечания.
1. Пунктом 1 (абзацы третий и четвертый) предлагается дополнить статью 5 указанного Федерального закона положениями об осуществлении Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации разделения компетенции по лицензированию конкретных видов деятельности между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также об определении ими уполномоченного федерального органа государственной власти, выполняющего функции методического обеспечения, координации и контроля деятельности лицензирующих органов.
В то же время, согласно статье 11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти определяют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
В связи с этим абзацы третий и четвертый не соответствуют Конституции Российской Федерации.
По тем же основаниям не представляется возможным дополнить статью 6 Федерального закона положением об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующего уполномоченного органа субъекта Российской Федерации (пункт 2, абзац 4), так как согласно статье 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно.
2. Пунктами 1 (абзац пятый) и 4 предусматривается предоставить субъектам Российской Федерации право дополнять перечни работ и услуг по лицензируемым видам деятельности, а также устанавливать на своей территории дополнительные лицензионные требования и условия в отношении лицензируемых видов деятельности, которые отнесены к предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Состав работ и услуг по лицензируемым видам деятельности согласно статье 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" для всей территории Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Предоставление права субъектам Российской Федерации дополнять указанные перечни означает, по существу, расширительное толкование этих видов деятельности в зависимости от территории, на которой она осуществляется.
Учитывая, что деятельность на основании лицензии, выданной органом государственной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации, введение предлагаемой нормы может вызвать ситуацию, при которой лицензирующие органы субъектов Российской Федерации будут предъявлять дополнительные требования к лицам, уже получившим лицензии в установленном порядке, что недопустимо, поскольку ведет к необходимости получения хозяйствующим субъектом двух лицензий на один и тот же вид деятельности.
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" принят в целях обеспечения единой государственной политики при осуществлении лицензирования, установления правовых основ единого рынка. Введение указанной нормы будет противоречить основным принципам осуществления лицензирования - обеспечению единства экономического пространства и утверждению единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации (статья 3 Федерального закона).
3. Пунктом 2 (абзац второй) предлагается дополнить перечень полномочий лицензирующих органов, установленный статьей 6 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", положением об осуществлении ими иных полномочий, предусмотренных законодательством. Указанная статья определяет полномочия лицензирующих органов исчерпывающим образом и дополнять ее указанным положением нецелесообразно, поскольку в этом случае полномочия становятся неопределенными.
4. Пунктом 6 предлагается дополнить Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" статьей, в которой устанавливаются штрафные санкции за осуществление лицензируемых видов деятельности без лицензии или с нарушением лицензионных требований и условий.
Учитывая, что в настоящее время завершается подготовка к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении проекта нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающего введение ответственности за осуществление подлежащих лицензированию видов деятельности без лицензии или с нарушением лицензионных условий, считали бы нецелесообразным внесение указанных норм в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".
5. Пунктом 7 предлагается дополнить статью 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", устанавливающую порядок формирования и ведения реестров лицензий, положением о том, что в реестрах лицензий необходимо указывать работы и услуги по лицензируемым видам деятельности, а также особые условия осуществления лицензируемых видов деятельности.
Такого дополнения не требуется, поскольку пунктом 1 указанной статьи Федерального закона предусмотрено, что в реестрах лицензий должны указываться помимо основных и "иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности".
6. Пунктом 8 предусматривается увеличить максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии с десяти до стократного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Такое предложение представляется неправомерным, так как лицензионный сбор не должен являться источником пополнения соответствующих бюджетов. Бюджеты должны пополняться за счет налогов от осуществления предпринимательской деятельности, а не за счет платы за право заниматься этой деятельностью. Кроме того, увеличение размера лицензионного сбора может оказаться непреодолимым препятствием для создания новых предпринимательских структур, что негативно скажется на расширении налогооблагаемой базы.
По тем же основаниям представляется целесообразным устанавливать плату за выдачу копии лицензии в размере одной десятой минимального размера оплаты труда, а не в размере половины лицензионного сбора (второй абзац пункта 3).
7. Пунктом 9 предлагается дополнить перечень лицензируемых видов деятельности, установленный статьей 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", следующими видами деятельности: оптовая и розничная реализация табачных изделий, оптовая и розничная реализация продовольственных товаров, производство и организация потребления продукции общественного питания.
Данное предложение требует уточнения с учетом того, что Государственной Думой в сентябре т.г. принят в первом чтении внесенный Правительством Российской Федерации законопроект о введении лицензирования производства и оборота табачных изделий.
Введение лицензирования реализации продовольственных товаров и производства и организации потребления продукции общественного питания нецелесообразно, так как согласно статье 4 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым относятся те виды деятельности, регулирование которых не может быть осуществлено иными методами, кроме как лицензированием.
Государственный контроль за осуществлением указанных видов деятельности в полной мере может быть осуществлен надзорными и контрольными органами не в силу действия лицензии, а в рамках их функциональных обязанностей (Госстандартом России, органами санэпиднадзора, Госторгинспекцией). Лицензия не может служить гарантией предотвращения реализации недоброкачественной продукции, поскольку согласно действующему порядку выдается на срок не менее трех лет, а контроль качества продукции следует осуществлять постоянно.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации готово поддержать принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" при учете высказанных замечаний и предложений.
Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации |
В.Христенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.