Проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Статья 1. Внести в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5005) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 9:
а) в пункте 1:
включить новый подпункт "в" следующего содержания:
"в) прекращения полномочий указанного органа путем принятия федерального закона о его роспуске по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи;";
подпункт "в" считать подпунктом "г";
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации приняты закон или иной нормативный правовой акт, противоречащие конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу судебного решения либо в течение иного предусмотренного судебным решением срока не принял входящих в его компетенцию мер по выполнению решения суда, и если после истечения данного срока судебным решением установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации от принятия входящих в его компетенцию мер по выполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.";
в) включить новый пункт 4 следующего содержания:
"4. В случае если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации приняты конституция (устав), закон или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу судебного решения либо в течение иного предусмотренного судебным решением срока не принял входящих в его компетенцию мер по выполнению решения суда, в частности не отменил нормативный правовой акт, признанный судом общей юрисдикции противоречащим федеральному закону и недействующим, и после истечения данного срока судебным решением установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации от принятия входящих в его компетенцию мер по выполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, нарушены права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, Президент Российской Федерации вправе предупредить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а при допущении им повторного подобного нарушения - внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае принятия федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации его полномочия прекращаются.";
пункт 4 считать пунктом 5.
2. В статье 19:
а) в пункте 1:
включить новый подпункт "б" следующего содержания:
"б) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации;";
подпункты "б"-"и" считать соответственно подпунктами "в"-"к";
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае:
а) издания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также по его поручению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, содержащего такие же положения, которые уже были признаны соответствующим судом противоречащими конституции (уставу), закону субъекта Российской Федерации;
б) неоднократного применения (исполнения) высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению подчиненными ему органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, признанных соответствующим судом противоречащими конституции (уставу), закону субъекта Российской Федерации, если судебным решением установлено, что этими действиями были созданы препятствия для реализации закрепленных конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, нарушены права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления.";
в) включить новый пункт 6 следующего содержания:
"6. В случае отрешения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Президентом Российской Федерации от должности, а также в случае временного отстранения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от исполнения своих обязанностей по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 29 настоящего Федерального закона, Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Решение Президента Российской Федерации об отрешении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности влечет за собой отставку возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.";
г) в пункте 6 слова "пунктом 5" заменить словами "пунктами 5 и 6";
д) пункт 7 дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи ";
е) пункты 6 - 9 считать соответственно пунктами 7 - 10.
3. В статье 27:
а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Президент Российской Федерации вправе обращаться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с представлением о приведении конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации или иного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.";
б) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. В случае если Конституционным Судом Российской Федерации конституция (устав), закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации признаны противоречащими Конституции Российской Федерации, такие акты утрачивают силу и не подлежат применению. В случае если соответствующим судом общей юрисдикции установлено, что закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации содержит такие же положения, которые уже были признаны неконституционными Конституционным Судом Российской Федерации, соответствующий суд общей юрисдикции правомочен подтвердить недействительность таких актов. В этом случае указанные акты утрачивают силу и не подлежат применению.
В случае если соответствующим судом общей юрисдикции закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации признан противоречащим федеральным законам, нарушающим права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, такой акт признается недействующим и не подлежит применению.
Решение соответствующего суда должно быть направлено Президенту Российской Федерации и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и подлежит незамедлительному обнародованию.
Правительство Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции обязаны принять необходимые меры по пресечению применения (исполнения) соответственно федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации конституции (устава), закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, признанных соответствующим судом утратившими силу либо недействующими, а также меры по ликвидации последствий применения таких актов.".
4. Статью 28 считать статьей 29, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 29. Ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации
1. Должностные лица органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации вправе объявить предупреждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае:
а) издания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также по его поручению органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным законам, нарушающего права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение двух месяцев со дня вступления в силу судебного решения либо в течение иного предусмотренного судебным решением срока не приняло входящих в его компетенцию мер по выполнению решения суда;
б) уклонения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение месяца со дня издания указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации от издания акта, предусматривающего отмену акта, действие которого приостановлено указом Президента Российской Федерации, или внесение в него необходимых изменений, при условии если в течение этого срока высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора;
в) издания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или возглавляемым им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, содержащего такие же положения, которые уже были признаны неконституционными Конституционным Судом Российской Федерации либо недействующими соответствующим судом общей юрисдикции;
г) применения (исполнения) высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или по его поручению подчиненными ему органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, признанного Конституционным Судом Российской Федерации неконституционным и утратившим силу либо признанного соответствующим судом общей юрисдикции недействующим и не подлежащим применению, а также нормативного правового акта, действие которого было приостановлено Президентом Российской Федерации, если судебным решением установлено, что действиями, направленными на применение (исполнение) таких актов, были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нарушены права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления.
3. Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности в случае повторного допущения им нарушений, предусмотренных подпунктами "б"-"г" пункта 2 настоящей статьи.
4. При рассмотрении вопроса о применении к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) меры ответственности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи, Президент Российской Федерации вправе затребовать от него объяснений, а также потребовать устранения допущенных нарушений.
5. Предложения об отрешении Президентом Российской Федерации высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности могут быть внесены палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
6. Президент Российской Федерации вправе временно отстранить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от исполнения обязанностей на период расследования возбужденного в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уголовного дела.".
7. Решения Президента Российской Федерации об отрешении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности, а также о временном отстранении его от исполнения своих обязанностей принимаются в форме указа.".
5. Статью 29 считать статьей 28.
Статья 2. Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.