Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации"


Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ установлена взаимная ответственность законодательного и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации за грубое нарушение Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, в частности за неприятие мер по устранению установленного судами противоречия изданных ими актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Однако при этом не предусматривается участие федеральных органов государственной власти в применении мер государственно-правовой ответственности за нарушение федерального законодательства и игнорирование решений федеральных судов.

В целях обеспечения непосредственного воздействия федеральных органов государственной власти на законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в случае допущения последними конституционных правонарушений предлагается внести в указанный Федеральный закон следующие изменения и дополнения.

В качестве основания для реализации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) права роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации предлагается определить уклонение этого органа в течение определенного срока от принятия входящих в его компетенцию мер по выполнению решения суда, связанного с признанием закона или иного нормативного правового акта. Принятого законодательным органом субъекта Российской Федерации. При этом другим судебным решением должно быть установлено, что в результате бездействия законодательного органа были созданы препятствия для реализации полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, закрепленных конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

В случае же возникновения ситуации, когда соответствующим судом установлено, что законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации и федеральным законам, нарушающий права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, а законодательный орган в течение определенного срока не принял входящих в его компетенцию мер по выполнению решения суда, в результате чего, как установил суд, были созданы препятствия для реализации полномочий федеральных органов государственной власти, закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, нарушены права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, законопроектом предусматривается возможность принятия соответствующих мер со стороны федеральных органов государственной власти. Президент Российской Федерации вправе предупредить законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а при повторном нарушении внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае принятия такого федерального закона полномочия законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации прекращаются.

В том же направлении предлагается изменить и положения Федерального закона, касающиеся оснований и порядка досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В качестве оснований для реализации законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации права на выражение недоверия высшему должностному лицу предлагается оставить нарушение этим лицом конституции (устава) или закона данного субъекта Российской Федерации, включая, например, неоднократное применение (исполнение) не только высшим должностным лицом, но и по его поручению подчиненными ему органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, признанных соответствующим судом противоречащими конституции (уставу), закону субъекта Российской Федерации.

В случае же допущения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации либо действовавшими по его поручению органами исполнительной власти определенных законопроектом нарушений Конституции Российской Федерации или федерального законодательства правом применения мер воздействия на соответствующее должностное лицо предлагается наделить Президента Российской Федерации. Такими мерами согласно законопроекту являются объявление высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации предупреждения и (в случае повторного нарушения) отрешение его Президентом Российской Федерации от должности.

В качестве одного из оснований для применения указанных мер служит уклонение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня издания указа о приостановлении действия акта, изданного этим лицом либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, от издания акта, предусматривающего отмену приостановленного акта или внесение в него необходимых изменений, при условии если в течение этого срока высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.

В случае отрешения от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Президентом Российской Федерации, а также в случае временного отстранения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от исполнения своих обязанностей на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела в соответствии с законопроектом Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Издание указа Президента Российской Федерации об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) влечет за собой отставку возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В законопроекте предлагается решить ряд проблем, связанных с обеспечением реализации судебных решений, которыми нормативные правовые акты, изданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации, признаются недействительными либо недействующими и не подлежащими применению.

Принятие закона не повлечет за собой расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение