Проект федерального закона N 90035158-3
"О полномочиях арбитражных судов по проверке соответствия
нормативных правовых актов федеральным конституционным законам,
федеральным законам, иным нормативным правовым актам, имеющим
большую юридическую силу"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Настоящий Федеральный конституционный закон устанавливает полномочия арбитражных судов в Российской Федерации по проверке соответствия нормативных правовых актов федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую, чем оспариваемый нормативный акт, юридическую силу.
Статья 1. Нормативные правовые акты, проверка соответствия которых нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, относится к полномочиям арбитражных судов
1. Арбитражные суды рассматривают дела о проверке соответствия нормативных правовых актов либо отдельных их положений, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (далее - иные правовые акты, имеющие большую юридическую силу).
2. Не подлежат рассмотрению в арбитражных судах дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, других судов.
Статья 2. Право на обращение в арбитражный суд
1. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - иное заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о проверке соответствия нормативного правового акта правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушающему права и законные интересы заявителя.
2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о проверке соответствия нормативного правового акта иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, если этим актом нарушаются права и законные интересы указанных органов или лиц, в интересах которых эти органы в соответствии с федеральным законом вправе обращаться в арбитражный суд.
Статья 3. Арбитражные суды, рассматривающие дела о проверке соответствия нормативных правовых актов иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу
1. Дела о проверке соответствия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, рассматриваются Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
2. Дела о проверке соответствия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, иному правому акту, имеющему большую юридическую силу, рассматриваются арбитражными судами субъектов Российской Федерации в соответствии с правилами подсудности, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел о признании недействительными ненормативных правовых актов.
Статья 4. Полномочия арбитражных судов при рассмотрении дел о проверке соответствия нормативных правовых актов иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу
1. При рассмотрении дела о проверке соответствия нормативного правового акта иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд вправе:
1) признать оспариваемый нормативный правовой акт либо отдельные его положения соответствующими иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) признать оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствующими иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
2. Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом не соответствующими иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, являются недействующими, не подлежат применению с момента вступления в силу решения суда и должны быть приведены в соответствие с иным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, органом, принявшим оспоренный акт.
3. Арбитражные суды рассматривают дела о проверке соответствия нормативного правового акта иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел о признании недействительными ненормативных правовых актов.
Статья 5. Опубликование решения
Вступившее в законную силу решение арбитражного суда о признании нормативного правового акта не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях, в которых оспоренный акт был опубликован. Решение арбитражного суда публикуется также в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", а при необходимости и в иных изданиях, определяемых судом.
Статья 6. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона
Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.