Пояснительная записка
к проекту Федерального конституционного закона
"О полномочиях арбитражных судов по проверке соответствия
нормативных правовых актов федеральным конституционным законам,
федеральным законам, иным нормативным правовым актам, имеющим
большую юридическую силу"
1. Использование судебных механизмов в решении проблемы обеспечения соответствия нормативных правовых актов федеральным законам имеет важное значение как для дальнейшего хода судебной реформы, так и социально-экономического развития страны, совершенствования форм судебного контроля, особенно в сфере экономической деятельности.
Сложившаяся структура судебной системы, в которой арбитражные суды функционируют в качестве специализированных судов по рассмотрению экономических споров и иных дел, и накопленный арбитражными судами практический опыт в сфере применения нормативных правовых актов экономического характера, обусловливают правомерность наделения арбитражных судов полномочиями по проверке соответствия указанных актов федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Это вытекает также из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем постановлении от 16.06.98 N 19-П разъяснил, что статьи 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации не исключают возможности осуществления, в том числе и арбитражными судами, проверки соответствия перечисленных в статье 125 (пункты "а" и "б" части 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции Российской Федерации.
При этом следует иметь в виду, что законодатель уже пошел по пути наделения арбитражных судов указанными полномочиями. Это нашло отражение в Законе Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (статья 29), Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (статья 13), Налоговом кодексе Российской Федерации (пункт 2 статьи 138), в соответствии с которыми нормативные правовые акты могут быть оспорены в арбитражном суде.
2. В статье 1 законопроекта определен круг нормативных актов, проверка законности которых относится к полномочиям арбитражных судов.
В статье 2 названы лица, имеющие право на обращение в арбитражный суд. К ним относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели, органы власти и местного самоуправления.
В статьях 3 и 4 определены суды, рассматривающие названные дела, их полномочия и правила рассмотрения указанных дел.
Предусматривается обязательность публикации соответствующих судебных решений (статья 5).
3. Концепция законопроекта согласуется с положениями части 3 статьи 128 Конституции Российской Федерации, статей 4 и 5 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", определивших полномочия арбитражных судов как органов судебного контроля в сфере экономической деятельности.
Принятие данного законопроекта не будет противоречить Федеральному конституционному закону "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и не потребует внесения в него изменений и дополнений, поскольку часть 2 статьи 2 названного Закона устанавливает, что полномочия арбитражных судов устанавливаются не только данным Федеральным конституционным законом, но и другими федеральными конституционными законами, а в статье 4 этого Закона предусматривается возможность определения компетенции арбитражных судов другими федеральными законами.
Кроме того, определение указанных полномочий арбитражных судов в специальном федеральном конституционном законе представляется более предпочтительным в силу комплексного характера этого закона, нежели внесение соответствующих изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", являющийся судоустройственным актом, стабильность которого было бы целесообразно сохранить.
4. Принятие федерального конституционного закона "О полномочиях арбитражных судов по проверке соответствия нормативных правовых актов федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативных правовым актам, имеющим большую юридическую силу" не потребует дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.