Проект федерального закона N 26563-3
"О государственной регистрации юридических лиц"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
справка об источниках средств
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения.
Глава II. Система регистрирующих органов.
Глава III. Единый государственный реестр юридических лиц.
Глава IV. Государственная регистрация юридических лиц.
Глава V. Государственная регистрация изменений учредительных
документов юридических лиц.
Глава VI. Внесение записи в единый государственный реестр о
прекращении юридических лиц в связи с реорганизацией.
Глава VII. Отказ в совершении регистрационного действия, признание
регистрации недействительной.
Глава VIII. Особенности совершения отдельных видов регистрационных
действий.
Глава IX. Ответственность за нарушение законодательства о
государственной регистрации юридических лиц.
Глава X. Заключительные и переходные положения.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные термины
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:
орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган) - государственный орган, входящий в систему органов юстиции. Регистрирующий орган является государственным учреждением, уполномоченным осуществлять функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
паспорт юридического лица - официальный документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица и внесение регистрационной записи о нем в единый государственный реестр юридических лиц;
заявление - документ, представляемый в регистрирующий орган и содержащий информацию, необходимую для формирования единого государственного реестра юридических лиц. Заявление подписывается учредителем юридического лица, создаваемого в результате учреждения, законным или уполномоченным представителем юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, а также при государственной регистрации изменений учредительных документов, при внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении юридического лица, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
регистрационный округ - территория, на которой действует регистрирующий орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, имеющих место нахождения на территории соответствующего регистрационного округа. Регистрационные округа создаются субъектами Российской Федерации в границах, как правило, совпадающих с границами административно-территориальных единиц;
регистрационный номер - уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер юридического лица, который присваивается ему при государственной регистрации и сохраняется за юридическим лицом до его прекращения. Регистрационный номер включает в себя цифровое обозначение субъекта Российской Федерации, регистрационного округа и индивидуальный номер юридического лица. Порядок присвоения регистрационных номеров определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральным органом исполнительной власти в системе государственной регистрации юридических лиц. Регистрационный номер подлежит включению в печать юридического лица.
Статья 2. Законодательство о государственной регистрации юридических лиц
1. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Субъекты Российской Федерации принимают нормативные правовые акты о поэтапном создании органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.
3. Если международными договорами Российской Федерации установлен иной порядок государственной регистрации юридических лиц, применяется порядок, установленный международными договорами.
Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие по поводу государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации, государственной регистрации изменений учредительных документов юридического лица, ликвидации юридических лиц, а также другие отношения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Настоящий Федеральный закон определяет особенности государственной регистрации путем учета органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов судебной власти и прокуратуры, регистрационного учета филиалов и представительств юридических лиц, государственной регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, государственной регистрации договоров коммерческой концессии.
Статья 4. Понятие государственной регистрации
1. Государственная регистрация юридического лица - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения юридического лица в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного юридического лица. Государственная регистрация юридического лица может быть оспорена только в судебном порядке.
2. Государственная регистрация изменений (новой редакции) учредительных документов юридического лица - акт регистрирующего органа, в силу которого изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц.
3. Государственная регистрация граждан в качестве индивидуальных предпринимателей - юридический акт регистрирующего органа, в силу которого гражданин приобретает статус индивидуального предпринимателя.
4. Государственная регистрация договоров коммерческой концессии - акт регистрирующего органа, в силу которого договор коммерческой концессии приобретает силу для третьих лиц.
5. Акт государственной регистрации оформляется решением регистрирующего органа. Моментом государственной регистрации признается дата принятия решения регистрирующим органом. Решение регистрирующего органа является основанием для внесения соответствующей регистрационной записи в единый государственный реестр юридических лиц.
6. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых в результате учреждения, а также в результате реорганизации в форме преобразования, слияния, разделения, выделения, осуществляется регистрирующим органом по регистрационному округу, на территории которого имеет место нахождения юридическое лицо.
Государственная регистрация изменений учредительных документов юридического лица, внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица в результате реорганизации или ликвидации, производится регистрирующим органом, осуществившим государственную регистрацию соответствующего юридического лица.
Статья 5. Виды регистрационных действий регистрирующего органа
1. Регистрирующий орган совершает следующие виды регистрационных действий:
- государственная регистрация юридических лиц, создаваемых в результате учреждения или реорганизации;
- государственная регистрация путем учета органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, органах судебной власти и прокуратуры;
- государственная регистрация изменений (новой редакции) учредительных документов юридических лиц;
- внесение сведений в единый государственный реестр юридических лиц об изменениях учредительных документов юридических лиц, которые приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа;
- внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о нахождении юридического лица в стадии ликвидации или реорганизации в форме присоединения;
- согласование состава ликвидационной комиссии;
- согласование промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса юридического лица;
- внесение сведений в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении юридических лиц в результате ликвидации или реорганизации;
- аннулирование государственной регистрации по решению суда;
- государственная регистрация договоров коммерческой концессии;
- государственная регистрация граждан, занимающихся предпринимательской деятельности без образования юридического лица, в качестве индивидуальных предпринимателей;
- внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании филиалов и открытии представительств юридических лиц.
В случаях предусмотренных настоящим Федеральным законом регистрирующий орган принимает решение об отказе в совершении регистрационных действий.
Федеральными законами могут быть установлены иные виды регистрационных действий, совершаемых регистрирующим органом.
2. Порядок совершения регистрационных действий регистрирующим органом определяется настоящим Федеральным законом, а также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми во исполнение настоящего Федерального закона.
Статья 6. Место нахождения юридического лица
1. Место нахождения юридического лица - помещение, имеющее конкретный адрес, по которому размещается постоянно действующий орган управления юридического лица или осуществляется основная деятельность юридического лица.
В качестве места нахождения может быть указан адрес только одного помещения.
2. Ответственность за ущерб, который может быть причинен третьим лицам ввиду недостоверности указанного в учредительных документах места нахождения юридического лица, созданного путем учреждения, несет его учредитель (учредители).
3. Юридическое лицо обязано в течение двух месяцев с момента государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации изменений учредительных документов, касающихся места нахождения, представить в регистрирующий орган документы, подтверждающие основания размещения по адресу места нахождения.
Ответственность за ущерб, который может быть причинен третьим лицам ввиду недостоверности места нахождения юридического лица при его изменении, несет юридическое лицо.
Статья 7. Почтовый адрес и место хранения документов юридического лица
1. Почтовый адрес - конкретный адрес, по которому с юридическим лицом осуществляется связь.
2. Место хранения документов юридического лица - конкретный адрес, по которому осуществляется хранение документов юридического лица. Место хранения документов юридического лица должно быть известно и доступно для заинтересованных лиц, в том числе регистрирующего органа.
3. Юридическое лицо обязано в двухнедельный срок с момента изменения почтового адреса или места хранения документов юридического лица уведомить регистрирующий орган о соответствующих изменениях. При учреждении юридического лица сведения о почтовом адресе и месте хранения документов юридического лица должны быть представлены в регистрирующий орган вместе с учредительными документами в целях внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
Статья 8. Наименование юридического лица
1. Полное наименование юридического лица должно быть на русском языке, не должно содержать буквы или знаки, не встречающиеся в русском языке, либо геометрические фигуры. Полное наименование юридического лица содержит указание на его организационно-правовую форму, а также индивидуальное словесное обозначение.
2. Наименование юридического лица должно быть уникальным (неповторяющимся). Порядок регистрации и использования наименования юридического лица определяется федеральным законом.
Статья 9. Паспорт юридического лица
1. Каждое юридическое лицо должно иметь паспорт. Паспорт юридического лица оформляется регистрирующим органом в случаях создания юридического лица. Паспорт юридического лица содержит сведения, указанные в статье 16 настоящего Федерального закона.
В паспорт юридического лица также вносятся сведения, о запрете совершения регистрационных действий, установленных судом, о приостановлении операций по счетам юридического лица в банке, об аресте имущества юридического лица, о сдаче в налоговые органы отчета о финансово-хозяйственной деятельности.
Паспорт юридического лица выдается регистрирующим органом законному или уполномоченному представителю юридического лица после внесения в реестр записи о регистрации юридического лица, вместе с оригиналами оформленных учредительных документов.
Паспорт юридического лица погашается регистрирующим органом в момент прекращения деятельности юридического лица в результате ликвидации или реорганизации путем преобразования, слияния, разделения, присоединения.
2. Форма паспорта юридического лица и порядок его ведения утверждается федеральным органом исполнительной власти в системе государственной регистрации юридических лиц.
Статья 10. Изменение сведений паспорта юридического лица
1. Юридическое лицо обязано не позднее семи дней с момента изменения сведений, содержащихся в паспорте, заявить в регистрирующий орган об изменении паспортных сведений с целью их оформления в установленном порядке.
2. Изменение сведений, содержащихся в паспорте юридического лица, оформляются регистрирующим органом или органом, установившим ограничения или запреты в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Измененные сведения паспорта юридического лица приобретают силу для третьих лиц с момента проставления в паспорте юридического лица специальной записи, подписи должностного лица соответствующего государственного органа и печати. Однако юридические лица не вправе ссылаться на отсутствие в паспорте измененных сведений в отношениях с третьими лицами, действующими с учетом данных изменений.
3. Государственные органы уведомляют регистрирующий орган о принятых решениях о запрете совершения регистрационных действий, установленных судом, о приостановлении операций по счетам юридического лица в банке, об аресте имущества юридического лица.
4. В случае нарушения сроков, установленных в пункте 1 настоящей статьи, паспорт юридического лица считается недействительным. Такое юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке по иску регистрирующего органа.
Регистрирующий орган публикует сведения о недействительности паспорта юридического лица в официальном печатном органе регистрирующего органа.
5. В случае утери паспорта юридическое лицо обязано в двухнедельный срок сообщить об этом в регистрирующий орган и опубликовать сообщение об утере паспорта в официальном печатном издании регистрирующего органа. Дубликат оформляется регистрирующим органом в течение недели с момента публикации об утере паспорта.
Глава II. Система регистрирующих органов.
Статья 11. Регистрирующие органы в системе государственной регистрации юридических лиц
1. Государственная регистрация юридических лиц осуществляется органами юстиции республик Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов на территории регистрационного округа по месту нахождения юридического лица. Регистрирующие органы вправе создавать свои филиалы в пределах регистрационного округа.
2. На территории районов, городов в соответствии с административно-территориальным делением с учетом географических и социальных особенностей могут быть созданы соответствующие регистрирующие органы.
3. Порядок создания и структура регистрирующих органов, а также принципы их размещения определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в системе государственной регистрации юридических лиц.
4. Руководители регистрирующих органов назначаются на должность и освобождаются от должности федеральным органом исполнительной власти в системе государственной регистрации юридических лиц по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Руководители регистрирующих органов районов, городов назначаются на должность и освобождаются от должности органами юстиции субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления и регистрирующим органом субъекта Российской Федерации.
Руководители филиалов регистрирующих органов назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем регистрирующего органа.
5. Регистрирующий орган имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
6. Регистрирующие органы действуют на основании общего положения об органах в системе государственной регистрации юридических лиц, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Задачи, права и обязанности регистрирующего органа
1. Задачами регистрирующего органа являются:
- осуществление государственной регистрации юридических лиц;
- осуществление регистрационных и иных действий в случаях и порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами Российской Федерации;
- формирование и ведение единого государственного реестра юридических лиц;
- учет зарегистрированных и прекративших деятельность юридических лиц, их филиалов и представительств.
2. Регистрирующему органу для выполнения возложенных на него задач предоставляется право:
- предъявлять иски в суд (арбитражный суд) о признании недействительными (полностью или частично) учредительных документов юридического лица без оплаты государственной пошлины;
- получать от юридических лиц справки, документы и копии с них без оплаты;
- требовать от органов управления юридических лиц и иных должностных лиц организаций устранения выявленных нарушений действующего законодательства о регистрации юридических лиц;
- применять меры административной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Регистрирующий орган имеет и другие права, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
3. Регистрирующий орган в соответствии с поставленными задачами обязан:
- осуществлять в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации государственную регистрацию юридических лиц, а также совершать регистрационные и иные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, законами о соответствующих видах юридических лиц и иными нормативными правовыми актами;
- предоставлять доступ к информации, содержащейся в едином государственном реестре юридических лиц в порядке и на условиях, определяемых настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
4. От имени государства регистрирующий орган осуществляет полномочия собственника в силу приобретательной давности бесхозяйных долей, акций, паев, а также долей, акций, паев, завещанных государству, или от которых наследники отказались в пользу государства, или по другим основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья 13. Полномочия федерального органа исполнительной власти в системе государственной регистрации юридических лиц
Федеральный орган исполнительной власти в системе государственной регистрации юридических лиц осуществляет:
координацию работ по созданию регистрирующих органов;
разработку методических материалов по вопросам практики ведения государственной регистрации юридических лиц;
обеспечение соблюдения правил ведения единого государственного реестра юридических лиц;
обучение и повышение квалификации работников в системе государственной регистрации юридических лиц;
иные установленные законодательством полномочия в системе государственной регистрации юридических лиц.
Статья 14. Источники средств для создания и развития системы государственной регистрации юридических лиц
1. Система государственной регистрации юридических лиц создается за счет платы за совершение регистрационных действий, предоставление информации о зарегистрированных юридических лицах, выдачу дубликатов и копий актов регистрирующего органа, копий учредительных документов, выдачу выписок из единого государственного реестра юридических лиц, составление и выдачу справок и заключений аналитического характера, бюджетных средств и иных, не запрещенных законом источников.
2. Плата за осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи взимается в размерах, установленных субъектами Российской Федерации.
Максимальный размер указанных платежей на территории Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Средства, получаемые в виде предусмотренной настоящим Федеральным законом платы, используются исключительно на создание, поддержание и развитие системы государственной регистрации юридических лиц.
Централизуемая доля указанных средств устанавливается Правительством Российской Федерации в размере, не превышающем пять процентов взимаемых платежей, и направляются в федеральный орган исполнительной власти в системе государственной регистрации юридических лиц.
Глава III. Единый государственный реестр юридических лиц
Статья 15. Единый государственный реестр юридических лиц
1. Сведения о юридических лицах вносятся в единый государственный реестр юридических лиц регистрирующими органами.
Доступ к данным единого государственного реестра юридических лиц обеспечивает регистрирующий орган субъекта Российской Федерации.
2. Ведение и формирование единого государственного реестра юридических лиц осуществляется регистрирующими органами субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
3. Единый государственный реестр юридических лиц содержит информацию о зарегистрированных и прекративших существование юридических лицах, иные сведения, установленные настоящим Федеральным законом.
Неотъемлемой частью единого государственного реестра юридических лиц являются регистрационные дела.
Статья 16. Сведения, содержащиеся в реестре
1. Единый государственный реестр юридических лиц содержит следующие сведения:
- полное наименование юридического лица, а для коммерческих организаций - фирменное наименование;
- способ создания юридического лица (путем учреждения, либо путем реорганизации). В случае создания юридического лица путем реорганизации реестр содержит информацию о правопредшественниках;
- способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, либо путем ликвидации). В случае прекращения юридического лица путем реорганизации реестр содержит информацию о правопреемниках;
- организационно-правовая форма юридического лица;
- место нахождения юридического лица: индекс, город или иной населенный пункт в соответствии с административно-территориальным делением, улица, дом, помещение, по которому размещается постоянно действующий орган юридического лица (с указанием постоянно действующего органа) или осуществляется основной вид деятельности (с указанием основного вида деятельности);
- почтовый адрес с указанием адресов места расположения филиалов и представительств;
- адрес хранения документов юридического лица;
- дата государственной регистрации юридического лица;
- регистрационный номер;
- дата государственной регистрации изменений учредительных документов;
- размер уставного капитала, складочного капитала, паевого, уставного фонда для коммерческих организаций;
- сведения о регистрации выпусков акций акционерных обществ;
- сведения (фамилия, имя, отчество, паспортные данные - для физических лиц; наименование, место нахождения, регистрационный номер - для юридических лиц) об исполнительных органах юридического лица, об управляющих юридического лица или о лицах, имеющих право вести дела хозяйственного товарищества;
- сведения (фамилия, имя, отчество, паспортные данные - для физических лиц; наименование, место нахождения, регистрационный номер - для юридических лиц) для полных товарищей в хозяйственных товариществах;
- сведения об аннулировании государственной регистрации учредительных документов юридического лица;
- фамилия, имя, отчество, место жительства, паспортные данные индивидуального предпринимателя;
- дата регистрации индивидуального предпринимателя, регистрационный номер;
- сведения об утрате силы регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе данные о признании судом индивидуального предпринимателя банкротом или объявления им о своем банкротстве;
- сведения о регистрации договора коммерческой концессии.
- сведения, указанные в статье 9 настоящего Федерального закона;
- иные сведения, установленные нормативными правовыми актами.
Статья 17. Принципы доступности сведений единого государственного реестра юридических лиц
1. Данные о регистрации организаций, включенные в единый государственный реестр юридических лиц, являются открытыми. Исключение составляют данные, отнесенные законом к категории ограниченного доступа.
2. Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к открытой информации за исключением случаев, установленных законом.
3. Доступ к данным реестра обеспечивается регистрирующим органом, в том числе путем публикации в печатном органе, выходящем не реже одного раза в месяц. Орган печати определяется регистрирующим органом субъекта Российской Федерации. За публикацию взимается плата, размер которой устанавливается регистрирующим органом субъекта Российской Федерации. Плата за публикацию не может превышать суммы трех минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату подачи заявления на публикацию.
4. Сведения, подлежащие публикации:
- наименование юридического лица, в том числе фирменное наименование для коммерческой организации;
- место нахождения юридического лица;
- почтовый адрес;
- дата государственной регистрации юридического лица и изменений в учредительные документы, регистрационный номер;
- данные о реорганизации юридического лица, в том числе о форме реорганизации, о сроках и месте для заявления претензий кредиторами;
- данные о ликвидации юридического лица, в том числе о нахождении юридического лица в процессе ликвидации, о его наименовании, регистрационном номере, о порядке, сроках и месте для заявления претензий кредиторами;
- данные об утрате силы регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе данные о признании судом индивидуального предпринимателя банкротом или объявлении им о своем банкротстве;
- данные о признании судом недействительным акта государственной регистрации и (или) учредительных документов;
- иные сведения, установленные законом.
5. Информация из реестра о конкретном юридическом лице предоставляется в форме выписки из реестра или справки об отсутствии запрашиваемых сведений. Форма и порядок предоставления выписки из реестра и справки, а также размер платы за их подготовку устанавливается регистрирующим органом. Плата за выписку или справку не может превышать суммы трех минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату получения запроса.
6. Отказ в доступе к информационным ресурсам реестра может быть обжалован в суд.
Статья 18. Регистрационное дело, предоставление сведений из документов, хранящихся в регистрирующем органе
Регистрирующий орган формирует регистрационные дела на зарегистрированные им юридические лица. Регистрационное дело содержит все документы, представленные в соответствии с действующим законодательством. Документы хранятся в регистрирующем органе. Сведения, содержащиеся в указанных документах, предоставляются в соответствии с федеральными законами по письменным запросам пользователей. За предоставление сведений, содержащихся в регистрационном деле, взимается плата, за исключением случаев, когда в соответствии с действующим законодательством представление таких сведений осуществляется безвозмездно. Размер платы устанавливается регистрирующим органом субъекта Российской Федерации в сумме, не превышающей два минимальных размера оплаты труда, установленного федеральным законом, на дату получения запроса.
Регистрационные дела хранятся вечно. Не допускается их уничтожение. Изъятие из них каких-либо документов или их частей не допускаются, за исключением случаев установленных законом.
Глава IV. Государственная регистрация юридических лиц.
Статья 19. Общие требования к оформлению документов.
Документы, представляемые в регистрирующий орган, должны быть исполнены в машинописном виде. В тексте документов не допускаются приписки от руки, подчистки, какие-либо исправления. Любой документ, исполненный более чем на одном листе, должен быть прошит, пронумерован.
Технические и иные ошибки, допущенные в учредительных документах юридического лица, могут быть исправлены только путем внесения изменений в учредительные документы в установленном законом порядке.
В учредительном договоре, включая изменения к нему, подлинность подписей учредителей (участников) - физических лиц подлежит нотариальному удостоверению. Если юридическое лицо действует без учредительного договора или при его учреждении учредительный договор не составляется, то подлинность подписей учредителей - физических лиц подлежит нотариальному удостоверению в решении о создании юридического лица.
Статья 20. Исправление технических ошибок, допущенных регистрирующим органом при совершении регистрационных действий.
1. Технические ошибки в записях, допущенные при совершении регистрационных действий, исправляются в трехдневный срок по решению должностного лица регистрирующего после обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях. Участники отношений, возникающих при совершении регистрационных действий, в такой же срок в обязательном порядке в письменной форме получают информацию об исправлении технической ошибки. Исправление технической ошибки, допущенной при совершении регистрационных действий, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб или нарушить законные интересы лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи.
2. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда, арбитражного суда.
Статья 21. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем учреждения
В течение трех месяцев с момента принятия учредителями решения о создании юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- заявление;
- учредительные документы в двух подлинных экземплярах;
- решение о создании юридического лица, оформленное в виде протокола или иного документа, установленного законодательством;
- документ, подтверждающий оплату уставного капитала, складочного капитала, паевого или уставного фонда для коммерческих организаций;
- документ, подтверждающий факт внесения платы за осуществление регистрационных действий;
- надлежаще заверенные копии учредительных документов, подтверждающих государственную регистрацию юридических лиц - учредителей, копии паспортов юридических лиц. Для иностранных юридических лиц - выписка из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного юридического лица в соответствии с законодательством страны его места нахождения (с нотариально заверенным переводом на русский язык);
- в случаях, установленных законом или учредительными документами юридических лиц - учредителей - решения их уполномоченных органов об участии в создании нового юридического лица;
- документы, подтверждающие право учреждаемой организации использовать государственную символику Российской Федерации.
В случаях, установленных законом, в регистрирующий орган представляются иные документы.
Статья 22. Документы, подтверждающие оплату уставного, складочного капитала, паевого, уставного фонда до государственной регистрации юридического лица.
1. При внесении в уставный, складочный капитал, паевой, уставный фонд денежных средств, в регистрирующий орган представляется банковская справка, содержащая сведения о наименовании и месте нахождения создаваемого юридического лица, о сумме вклада, с указанием его назначения как вклада в уставный, складочный капитал, паевой, уставный фонд.
2. При внесении в уставный, складочный капитал, паевой, уставный фонд вещей, не являющихся недвижимым имуществом - документ в форме справки профессионального хранителя, содержащий сведения об обособлении индивидуально определенных вещей, о стоимости каждой вещи, с указанием их назначения в качестве вклада в уставный, складочный капитал, паевой, уставный фонд.
3. При внесении в уставный, складочный капитал, паевой, уставный фонд недвижимого имущества или прав пользования им - свидетельство о праве собственности учредителя на данное недвижимое имущество, а также справку органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним об обременении данного объекта обязательствами по внесению его (или прав пользования на него) в качестве вклада в уставный, складочный капитал, паевой, уставный фонд.
4. При внесении в уставный, складочный капитал, паевой, уставный фонд эмиссионных ценных бумаг - документ, подтверждающий регистрацию данного выпуска этих ценных бумаг.
При внесении в уставный, складочный капитал, паевой, уставный фонд именных эмиссионных ценных бумаг - кроме того, выписку из реестра владельцев именных ценных бумаг содержащую в том числе сведения об их обременении обязательствами по их внесению в качестве вклада в уставный, складочный капитал, паевой, уставный фонд.
5. При внесении в уставный, складочный капитал, паевой, уставный фонд имущественных прав пользования объектом интеллектуальной собственности - заключение патентного поверенного о возможности внесения такого объекта в качестве вклада в уставный, складочный капитал, паевой, уставный фонд с указанием наименования, места нахождения создаваемого юридического лица и стоимости такого вклада.
В случаях, установленных законом, в регистрирующий орган, кроме того, представляется соответствующий лицензионный договор, зарегистрированный в уполномоченном на то государственном органе.
6. В случаях, установленных законом, в регистрирующий орган должен быть представлен документ, подтверждающий оценку неденежного вклада независимым оценщиком.
7. Нормативными правовыми актами могут быть установлены и иные требования к документу, подтверждающему внесение до государственной регистрации юридического лица вклада в уставный, складочный капитал, уставный, паевой фонд.
Статья 23. Регистрация юридических лиц вновь возникающих в случаях реорганизации.
1. Для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц в случаях реорганизации в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- заявление;
- учредительные документы на вновь возникающее юридическое лицо в двух экземплярах;
- оригиналы учредительных документов и паспорт юридического лица, в случаях прекращения деятельности реорганизуемого юридического лица или их надлежаще заверенные копии при реорганизации в форме выделения.
Если регистрация вновь возникающих юридических лиц в связи с разделением юридического лица осуществляется разными регистрирующими органами, то оригиналы учредительных документов и паспорт юридического лица подаются в любой регистрирующий орган по выбору заявителя. В другой регистрирующий орган следует представить надлежаще заверенные копии учредительных документов и паспорта, а также письмо за подписью законного или уполномоченного представителя реорганизуемого юридического лица с информацией о том, в какой регистрирующий орган сданы оригиналы учредительных документов и паспорт юридического лица;
- решение (я) о реорганизации юридического лица;
- договор о слиянии, в случаях, предусмотренных законом;
- доказательства уведомлений всех известных кредиторов, в случаях и порядке, предусмотренных законом;
- передаточный акт или разделительный баланс;
- документ, подтверждающий факт внесения платы за осуществление регистрационных действий.
В случаях, установленных законодательством, регистрация вновь возникающих юридических лиц осуществляется при представлении иных документов.
2. Передаточный акт или разделительный баланс должны содержать наименование, сведения о месте нахождения и государственной регистрации, включая регистрационный номер, реорганизуемого юридического лица, наименование и сведения о предполагаемом месте нахождения юридического лица (юридических лиц), вновь возникающих в результате реорганизации, сведения, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, а при реорганизации в форме разделения и выделения должно быть перечислено каждое обязательство в отношении каждого кредитора и каждого должника (включая обязательства, оспариваемые сторонами), которые переходят в порядке правопреемства к каждому из юридических лиц, вновь возникшим в результате реорганизации.
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица с указанием перечня этих обязательств, влекут отказ в регистрации вновь возникающих юридических лиц.
3. В случае, когда место нахождения вновь возникающих юридических лиц отличается от места нахождения реорганизуемого лица, последнее обязано в пятидневный срок уведомить регистрирующий орган по месту своего нахождения о начале реорганизационных процедур. Регистрирующий орган, зарегистрировавший вновь возникшее юридическое лицо, сообщает в течение пяти дней о регистрации вновь возникшего юридического лица регистрирующему органу по месту нахождения реорганизованного юридического лица для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении реорганизованного юридического лица.
4. Процедура регистрации вновь возникающих юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 24 настоящего Федерального закона. Оригиналы учредительных документов вновь возникших юридических лиц и паспорт юридического лица выдаются заявителю под расписку.
5. Оригиналы учредительных документов реорганизованного юридического лица и его паспорт погашаются регистрирующим органом, осуществившим регистрацию вновь возникших юридических лиц. Оригиналы учредительных документов погашаются во всех случаях прекращения юридического лица в результате его реорганизации, путем простановки на учредительных документах штампа "Недействительно" и возвращаются заявителю под расписку. В случае если регистрация вновь возникающих юридических лиц в результате разделения юридического лица осуществляется разными регистрирующими органами, то оригиналы учредительных документов реорганизуемого юридического лица погашаются тем регистрирующим органом, которому эти документы сданы в процессе регистрации.
Статья 24. Процедура государственной регистрации
1. Датой приема документов на государственную регистрацию является дата подачи документов непосредственно в регистрирующий орган. Датой приема документов на регистрацию, направленных по почте является рабочий день, в который документы получены регистрирующим органом. Датой приема документов по почте в выходные или праздничные дни является рабочий день, следующий за выходными или праздничными днями.
2. Отказ в приеме документов не допускается. Документы, представленные в регистрирующий орган без подтверждения факта внесения платы за регистрацию в установленном размере подлежат оставлению без рассмотрения, о чем регистрирующий орган выносит решение. Решение об оставлении документов без рассмотрения может быть обжаловано в суд.
3. Регистрирующий орган осуществляет правовую экспертизу документов, принятых на регистрацию.
4. В течение тридцати дней с момента приема документов регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию юридического лица, либо отказать в государственной регистрации юридического лица.
5. Государственная регистрация осуществляется путем принятия решения регистрирующим органом о государственной регистрации и внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации юридического лица. Одновременно с этим проставляется специальная надпись (штамп) с наименованием регистрирующего органа, номера государственной регистрации и даты на первой странице (титульном листе) учредительных документов, скрепляемая подписью должностного лица, ответственного за регистрацию, и печатью регистрирующего органа. Моментом государственной регистрации является дата принятия решения регистрирующего органа о государственной регистрации. Оригиналы зарегистрированных учредительных документов выдаются заявителю под расписку. Вторые экземпляры учредительных документов приобщаются к регистрационному делу юридического лица.
Глава V. Государственная регистрация изменений учредительных документов
юридических лиц.
Статья 25. Государственная регистрация изменений учредительных документов
1. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации. Для государственной регистрации изменений учредительных документов в регистрирующий орган представляются:
- заявление, подписанное законным или уполномоченным представителем юридического лица;
- решение о внесении изменений в учредительные документы;
- тексты изменений (новая редакция) учредительных документов юридического лица в двух подлинных экземплярах;
- оригиналы учредительных документов юридического лица и паспорта юридического лица;
- договор о присоединении (в случаях, установленных законом) и передаточный акт в случае регистрации изменений в связи с присоединением;
- документы, подтверждающие факт внесения платы за осуществление регистрационных действий.
В случаях, установленных иными федеральными законами, государственная регистрация изменений учредительных документов юридического лица осуществляется при представлении иных документов.
2. Государственная регистрация изменений учредительных документов осуществляется по процедуре, установленной статьей 24 настоящего Федерального закона. При государственной регистрации изменений в учредительные документы регистрационный номер юридического лица сохраняется, к регистрационному номеру добавляется дефис и порядковый номер изменений, соответствующий числу изменений в учредительные документы данного юридического лица.
3. На оригиналах учредительных документов юридического лица регистрирующим органом ставится отметка о внесении изменений в данные учредительные документы. При государственной регистрации новой редакции учредительных документов прежняя редакция учредительных документов, включая и изменения к ним, погашается путем простановки штампа "Недействительно" на учредительных документах и изменений к ним и возвращаются заявителю под расписку.
4. Юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие государственной регистрации изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
5. В случаях, когда юридические лица, участвующие в присоединении зарегистрированы в одном и том же регистрирующем органе, внесение записи в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении присоединенного юридического лица и государственная регистрация изменений учредительных документов реорганизованного юридического лица производится одновременно.
Внесение записи в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении присоединенного юридического лица производится на основании заявления законного или уполномоченного представителя присоединяемого юридического лица в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона.
В случаях, когда место нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, отличается от места нахождения присоединяемого лица, последнее обязано уведомить регистрирующий орган по месту своего нахождения о начале реорганизационных процедур.
Регистрирующий орган, регистрирующий изменения в учредительные документы юридического лица в связи с присоединением, в течение пяти дней сообщает сведения о регистрации изменений в учредительные документы регистрирующему органу по месту нахождения присоединяемого юридического лица для внесения записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.
Регистрирующий орган по месту нахождения присоединенного юридического лица, получивший сообщение, вносит запись о прекращении его деятельности в единый государственный реестр юридических лиц и оформляет решение об исключении присоединенного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в связи с его реорганизацией в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.
Статья 26. Уведомление об изменениях в учредительные документы
1. В случаях, установленных законодательством, изменения в учредительные документы приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа.
2. Для уведомления об изменениях в учредительные документы в регистрирующий орган необходимо представить:
- заявление об уведомлении, подписанное законным или уполномоченным представителем юридического лица;
- решение учредителей (участников) или органа управления юридического лица о внесении изменений в учредительные документы;
- текст изменений в учредительные документы (текст изменений может содержаться в заявлении или в решении).
3. Регистрирующий орган в течение пяти дней с момента получения уведомления оформляет решение о получении уведомления об изменениях в учредительные документы. В решении указывается наименование юридического лица, дата принятия решения учредителей (участников) или органа управления юридического лица о внесении изменений в учредительные документы и его номер, проставляется дата оформления решения. В решении указывается номер государственной регистрации юридического лица. Номер государственной регистрации сохраняется, к нему добавляется дефис и порядковый номер изменений, соответствующий числу изменений в учредительные документы юридического лица. Решение подписывается должностным лицом, ответственным за государственную регистрацию и скрепляется печатью регистрирующего органа.
4. Изменения в учредительные документы приобретают силу для третьих лиц с даты оформления решения о получении уведомления об изменениях в учредительные документы.
5. Решение выдается под расписку законному или уполномоченному представителю юридического лица.
6. Регистрирующий орган вправе не оформить решение о получении уведомления об изменениях в учредительные документы в случае, если решение о внесении данных изменений было принято неполномочным органом управления юридического лица, либо законодательством не предусмотрен конкретный случай для данных изменений в учредительные документы, что они приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа.
В этом случае регистрирующий орган выносит мотивированное решение об отказе в оформлении решения о получении уведомления.
Глава VI. Внесение записи в единый государственный реестр о прекращении
юридических лиц в связи с реорганизацией.
Статья 27. Внесение записи в единый государственный реестр о прекращении юридических лиц в связи с реорганизацией в форме преобразования, слияния и разделения.
1. Прекращение юридического лица в форме преобразования или слияния влечет прекращение правоспособности реорганизуемых юридических лиц и полномочий их органов. Правоспособность преобразованного юридического лица и юридических лиц, участвующих в слиянии, прекращается в момент регистрации юридического лица - правопреемника. Полномочия органов реорганизуемых юридических лиц переходят с момента принятия решения о реорганизации в соответствии с решением о реорганизации и (или) договором о слиянии к органам управления юридического лица - правопреемника.
Внесение записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении юридических лиц в связи с реорганизацией в форме преобразования или слияния производится регистрирующим органом на основании решения регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникшего в результате преобразования или слияния юридического лица.
2. Прекращение юридического лица в форме разделения влечет прекращение правоспособности юридического лица и полномочий органов юридического лица. Правоспособность разделенного юридического лица прекращается в момент регистрации последнего из создаваемых в результате разделения юридических лиц. Полномочия органов разделяемого юридического лица переходят к органам юридических лиц - правопреемников в части полномочий, определенных решением о реорганизации разделяемого юридического лица и утвержденным разделительным балансом.
Внесение записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении юридического лица в связи с реорганизацией в форме разделения производится регистрирующим органом на основании решения регистрирующего органа о государственной регистрации последнего из вновь возникших в результате разделения юридического лица.
Статья 28. Внесение записи в единый государственный реестр о прекращении юридического лица в связи с реорганизацией в форме присоединения.
1. Прекращение юридического лица в форме присоединения влечет прекращение правоспособности присоединенного юридического лица и полномочий его органов. Правоспособность присоединенного юридического лица прекращается в момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц. Полномочия органов присоединяющегося юридического лица с момента принятия решения о реорганизации в соответствии с договором о присоединении переходят к органам юридического лица - правопреемника.
2. Внесение записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении юридического лица в связи с реорганизацией в форме присоединения производится регистрирующим органом на основании заявления законного или уполномоченного представителя присоединяемого юридического лица, а также следующих документов:
- решения о реорганизации каждого юридического лица и о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, к которому осуществляется присоединение;
- договора о присоединении в случаях, предусмотренных законом;
- надлежаще заверенные копии учредительных документов юридического лица, к которому осуществляется присоединение;
- оригиналов зарегистрированных учредительных документов и оригинал свидетельства о государственной регистрации присоединяемого юридического лица;
- передаточного акта;
- документов, подтверждающих внесение платы за совершение регистрационного действия;
- иных документов в случаях, предусмотренных законом.
Глава VII. Отказ в совершении регистрационного действия, признание
регистрации недействительной.
Статья 29. Отказ в регистрации
1. Нарушение установленного Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и законами о юридических лицах соответствующего вида порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влекут отказ в государственной регистрации юридического лица. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.
Отказ в государственной регистрации изменений учредительных документов возможен в случае несоответствия изменений учредительных документов закону, либо принятия решения о внесении изменений в учредительные документы неполномочным органом управления юридического лица, либо нарушения порядка принятия решения о внесении изменений в учредительные документы, установленного учредительными документами данного юридического лица. Отказ в регистрации оформляется в письменном виде и выдается заявителю под расписку.
Отказ от внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении юридического лица в связи с реорганизацией в форме присоединения производится регистрирующим органом в случаях несоответствия представленных документов действующему законодательству и (или) нарушения установленного законом порядка реорганизации в форме присоединения.
2. Отказ в совершении регистрационного действия оформляется решением регистрирующего органа и должен быть мотивирован (обоснован).
3. Плата за публикацию в официальном бюллетене регистрирующего органа и за осуществление регистрационных действий возврату не подлежит.
4. Отказ в регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.
Статья 30. Право на обращение в суд
1. В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, нарушения порядка образования юридического лица, а также несоответствия его учредительных документов закону, регистрирующий орган обязан в течение одного месяца со дня государственной регистрации уведомить юридическое лицо о необходимости внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в учредительные документы.
2. Юридическое лицо в течение трех месяцев с момента получения уведомления обязано внести соответствующие изменения и (или) дополнения в учредительные документы и представить их в регистрирующий орган.
3. В случае непредставления изменений и (или) дополнений в учредительные документы регистрирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными (полностью или частично) учредительных документов юридического лица. При этом регистрирующий орган освобождается от уплаты государственной пошлины.
Статья 31. Последствия признания судом недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации юридического лица. Аннулирование государственной регистрации.
1. В случае признания судом (арбитражным судом) недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации юридического лица, такое юридическое лицо подлежит ликвидации на основании этого судебного решения в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Аннулирование государственной регистрации - акт регистрирующего органа, принимаемый во исполнение решения суда (арбитражного суда) о признании недействительным решения о государственной регистрации юридического лица. Аннулирование государственной регистрации осуществляется путем внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.
3. Регистрирующий орган в течение пяти дней с момента получения вступившего в силу решения суда (арбитражного суда) сообщает данные об аннулировании государственной регистрации юридического лица в органы государственной налоговой службы, государственной статистики, государственного пенсионного фонда, фонда занятости населения, фонда обязательного медицинского страхования.
Глава VIII. Особенности совершения отдельных видов регистрационных
действий.
Статья 32. Особенности государственной регистрации путем учета органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органов судебной власти и прокуратуры.
1. Государственная регистрация путем учета органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органов судебной власти осуществляется регистрирующим органом путем внесения регистрационной записи в единый государственный реестр юридических лиц в целях их учета.
2. Внесение регистрационной записи в единый государственный реестр юридических лиц об организациях, создаваемых, реорганизуемых или ликвидируемых на основании решений органов государственной власти и местного самоуправления и осуществляющих функции представительных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов судебной власти и прокуратуры, производится регистрирующим органом по представлении копии распорядительного акта организации.
3. Внесение в реестр юридических лиц указанной регистрационной записи осуществляется в трехдневный срок.
Статья 33. Регистрационные действия, совершаемые регистрирующим органом при ликвидации юридического лица
1. Регистрирующий орган вносит запись в единый государственный реестр юридических лиц о нахождении юридического лица в стадии ликвидации в течение трех дней с момента предоставления в регистрирующий орган следующих документов:
- решения уполномоченного органа управления юридического лица, учредителей (участников) или суда о ликвидации юридического лица;
- оригиналов учредительных документов юридического лица и паспорта юридического лица.
2. Регистрирующий орган согласовывает состав ликвидационной комиссии в течение трех дней с момента предоставления в регистрирующий орган решения уполномоченного органа управления юридического лица, учредителей (участников) юридического лица или суда о назначении состава ликвидационной комиссии (ликвидатора). Сведения о составе ликвидационной комиссии (ликвидатора) вносятся в единый государственный реестр юридических лиц.
В согласовании состава ликвидационной комиссии (ликвидатора) может быть отказано в случаях:
- нарушения порядка принятия решения о назначении состава ликвидационной комиссии (ликвидатора);
- отсутствия в составе ликвидационной комиссии лиц, которые в соответствии с законом должны входить в состав ликвидационной комиссии;
- включения в состав ликвидационной комиссии лиц, которые в соответствии с законом не могут входить в состав ликвидационной комиссии.
Изменение состава ликвидационной комиссии (ликвидатора) оформляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
3. Согласование промежуточного ликвидационного баланса осуществляется регистрирующим органом в течение трех дней с момента предоставления в регистрирующий орган следующих документов:
- заявление, подписанное председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором);
- промежуточный ликвидационный баланс - оригинал и нотариально заверенная копия;
- документ, подтверждающий публикацию о ликвидации в печатном органе, определенном регистрирующим органом субъекта Российской Федерации.
Отказ в согласовании промежуточного ликвидационного баланса возможен в случаях:
- нарушения порядка утверждения промежуточного ликвидационного баланса;
- несоответствие промежуточного ликвидационного баланса требованиям закона.
4. Согласование ликвидационного баланса осуществляется регистрирующим органом течение трех дней с момента предоставления в регистрирующий орган - заявления, подписанное председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) и ликвидационного баланса - оригинала и нотариально заверенной копии.
Отказ в согласовании ликвидационного баланса возможен в случаях:
- нарушения процедуры ликвидации при недостаточности стоимости имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов;
- нарушения порядка утверждения ликвидационного баланса;
- несоответствия ликвидационного баланса требованиям закона.
5. Регистрирующий орган в течение десяти дней исключает юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц с момента предоставления в регистрирующий орган следующих документов:
- заявления, подписанного председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) о завершении процедуры ликвидации и об исключении ликвидируемого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;
- оригиналов учредительных документов юридического лица и паспорта юридического лица;
- акта о распределении между учредителями имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами;
- иных документов, предусмотренных законом.
Оригиналы учредительных документов погашаются путем простановки штампа "недействительно в связи с ликвидацией" и остаются на хранении в регистрирующем органе.
6. Отказ в осуществлении регистрационных действий, предусмотренных настоящей статьей должен быть обоснован (мотивирован).
Статья 34. Регистрационный учет филиалов и представительств
1. Регистрирующий орган осуществляет регистрационный учет филиалов и представительств юридических лиц на территории регистрационного округа по месту расположения филиала или представительства. Для регистрационного учета в регистрирующий орган необходимо представить следующие документы:
- заявление;
- решение уполномоченного органа управления юридического лица о создании филиала или представительства;
- оригинал положения о филиале пли представительстве в двух экземплярах;
- надлежаще заверенные копии учредительных документов юридического лица, создавшего филиал или представительство;
- документ, подтверждающий внесение платы за осуществление регистрационных действий.
2. Филиал считается созданным, а представительство открытым с момента утверждения положения о филиале или представительстве. Регистрирующий орган в течение пяти дней с момента представления комплекта документов осуществляет запись в единый государственный реестр юридических лиц о создании филиала или открытии представительства юридического лица, а также проставляет на первой странице (титульном листе) оригинала положения специальную надпись (штамп) с указанием наименования регистрирующего органа, регистрационного номера и даты, скрепляемую подписью должностного лица и печатью регистрационного органа. Регистрационный номер филиала или представительства включает в себя регистрационный номер юридического лица, а также цифровое обозначение субъекта Российской Федерации и регистрационного округа, на территории которого создан филиал или открыто представительство. Оригинал положения о филиале или представительстве с отметкой регистрирующего органа выдается под расписку руководителю юридического лица или иному уполномоченному лицу, действующему на основании доверенности от руководителя.
3. Для регистрационного учета прекращения деятельности филиала или представительства в регистрирующий орган необходимо представить следующие документы:
- заявление;
- решение уполномоченного органа управления юридического лица о прекращении деятельности филиала или представительства;
- оригинал положения о филиале или представительстве.
В трехдневный срок с момента представления комплекта документов регистрирующий орган вносит запись в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности филиала или представительства и погашает положение о филиале или представительстве.
Статья 35. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей
1. Для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган по месту жительства физическое лицо представляет следующие документы:
- заявление с просьбой зарегистрировать физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя. В заявлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество физического лица, паспортные данные, место жительства, гражданство, срок, на который регистрируется. Заявление подписывается физическим лицом, желающим зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя;
- три фотографии физического лица, желающего зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, размером 3х4 см;
- документ, подтверждающий факт внесения платы за государственную регистрацию.
При подаче в регистрирующий орган указанного комплекта документов физическое лицо, желающее зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, для сверки паспортных данный предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
2. Регистрирующий орган в течение трех дней производит государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя путем принятия решения о его государственной регистрации и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о дате регистрации, регистрационном номере, фамилии, имени, отчестве индивидуального предпринимателя, паспортных данных, месте его жительства. Регистрирующий орган оформляет свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя в трех экземплярах. В свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя указывается регистрационный номер, дата государственной регистрации, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, срок, на который выдано свидетельство. На свидетельство приклеивается фотография индивидуального предпринимателя. Свидетельство подписывается должностным лицом регистрирующего органа, ответственного за государственную регистрацию, и скрепляется печатью регистрирующего органа. Один экземпляр свидетельства остается на хранение в регистрирующем органе. Второй - отправляется в орган налоговой службы по месту жительства индивидуального предпринимателя. Третий - выдается под расписку индивидуальному предпринимателю.
3. Отказ в государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя возможен по причине непредставления указанного в настоящей статье комплекта документов и (или) в связи с ограничениями дееспособности гражданина, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.
Отказ в государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя должен быть оформлен мотивированным решением регистрирующего органа.
4. Регистрирующий орган вносит запись в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении предпринимательской деятельности в случаях:
- истечения срока, на который выдано свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
- прекращения предпринимательской деятельности по заявлению физического лица;
- признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) по решению суда или объявления им о своей несостоятельности.
Статья 36. Регистрация договора коммерческой концессии
1. Договор коммерческой концессии (субконцессии) подлежит регистрации регистрирующим органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя.
Если правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, регистрация договора коммерческой концессии осуществляется органом, осуществившими регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося пользователем.
2. Для регистрации договора коммерческой концессии (изменения, расторжения) правообладатель (в случаях, установленных законом или определенных договором, - пользователь) представляет:
- заявление о регистрации;
- договор коммерческой концессии (соглашение о его изменении или расторжении) в двух экземплярах;
- нотариально удостоверенные копии учредительных документов правообладателя и пользователя;
- документ, подтверждающий факт внесения платы за осуществление регистрации.
3. Регистрация договора коммерческой концессии (его изменения, расторжения) осуществляется путем проставления на договоре специальной надписи (штампа) с указанием наименования регистрирующего органа, номера и даты регистрации, скрепленной подписью должностного лица, ответственного за регистрацию, и печатью регистрирующего органа.
4. Срок для регистрации договоров коммерческой концессии не должен превышать пяти дней.
Глава IX. Ответственность за нарушение законодательства о государственной
регистрации юридических лиц.
Статья 37. Ответственность при государственной регистрации юридических лиц
1. Регистрирующий орган в соответствии с настоящим Федеральным законом несет ответственность за своевременность и точность записей в единый государственный реестр юридических лиц, за полноту и подлинность выдаваемой информации о юридических лицах и регистрационных действиях.
Должностные лица регистрирующих органов, нарушившие законодательство о государственной регистрации юридических лиц, несут административную ответственность.
Если в результате совершения административного правонарушения должностным лицом регистрирующего органа причинен имущественный ущерб гражданину или юридическому лицу, то вопрос о возмещении имущественного вреда решается в порядке гражданского судопроизводства.
2. Ответственность за точность данных и своевременность их предоставления несут соответствующие граждане и юридические лица. Лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о юридических лицах несут ответственность за материальный ущерб, нанесенный в связи с этим пользователям единого государственного реестра юридических лиц.
Статья 38. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
1. Дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства о государственной регистрации юридических лиц, рассматривают должностные лица регистрирующего органа в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
2. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, могут налагать предусмотренные настоящим Федеральным законом административные взыскания в пределах предоставленных им полномочий и лишь при исполнении служебных обязанностей.
3. Наложение административного взыскания не освобождает виновного от устранения допущенных нарушений и возмещения ущерба.
Статья 39. Нарушение сроков уведомления регистрирующего органа
Нарушение коммерческой или некоммерческой организацией сроков уведомления или внесения сведений в паспорт юридического лица, установленных настоящим Федеральным законом, - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере 10 минимальных размеров оплаты труда.
Статья 40. Уклонение от уведомления регистрирующего органа
1. Уклонение коммерческой или некоммерческой организации от уведомления регистрирующего органа об изменениях паспорта юридического лица, связанных со сменой почтового адреса организации, изменения членов исполнительных органов, включая передачу полномочий исполнительных органов коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, - влечет предупреждение.
2. Те же действия, совершенные после наложения административного взыскания в виде предупреждения, - влекут наложение штрафа в размере 10 минимальных размеров оплаты труда.
Статья 41. Ответственность за указание недостоверных сведений в заявлении или учредительных документах.
Единоличный исполнительный орган управления коммерческих или некоммерческих организаций, а также учредители несут административную ответственность за следующие нарушения:
- указание в заявлении или учредительных документах недостоверных сведений, - влечет наложение штрафа в размере 5 минимальных размеров оплаты труда;
- те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения штрафа, - влекут наложение штрафа в размере 10 минимальных размеров оплаты труда.
Глава X. Заключительные и переходные положения.
Статья 42. О введении в действие настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования.
2. Создание системы регистрирующих органов осуществляется субъектами Российской Федерации поэтапно и завершается к 1 января 2003 года.
3. Признать утратившими силу с 01 января 2003 года:
части вторую и пятую статьи 11 (в части, касающейся органов, осуществляющих регистрацию) Федерального закона "О свободе совести и вероисповедания и религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст.4465);
статьи 34 и 35 Закона РСФСР" от 25 декабря 1990 года "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 30, ст.418; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст.1966);
постановление Верховного Совета РСФСР от 25 декабря 1990 года "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 30, ст.419);
Закон РСФСР от 07 декабря 1991 года N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, порядке их регистрации";
постановление Верховного Совета РСФСР от 07 декабря 1991 года N 2001-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации";
постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 марта 1991 года "О государственной пошлине за регистрацию предприятий с РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 10, ст.272);
подпункт 6 статьи 4 Закона РСФСР от 2 декабря 1990 года "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст.356) в редакции Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст.1593) в части регистрации кредитных организаций;
статьи 10, 12, 14, 16 и 17 Закона РСФСР от 03.02.1996 года "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 9, ст.391, N 34, ст.1966) в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года "О банках и банковской деятельности" в части органов, осуществляющих регистрацию кредитных организаций;
пункт 2 статьи 14 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст.56);
пункты 3, 4, 24 ст.33 Закона РФ от 10 июля 1992 года "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.1797) в редакции Федерального закона от 13 июля 1996 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.150)
4. Предложить Президенту Российской Федерации в трехмесячный срок привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые акты.
5. Поручить Правительству Российской Федерации в шестимесячный срок привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.
6. До приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом регулирующие порядок регистрации юридических лиц указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
7. До создания системы электронного обмена информацией между регистрирующими органами о зарегистрированных юридических лицах информация о юридических лицах предоставляется по совершении государственной регистрации.
8. До формирования единой системы регистрирующих органов государственная регистрация юридических лиц проводится органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц на момент вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 43. Признание ранее созданных юридических лиц
1. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их создания, до момента вступления в силу настоящего Федерального закона признаются правоспособными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Указанные юридические лица, не прошедшие государственную регистрацию до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, должны пройти регистрационный учет в регистрирующих органах по месту их нахождения в течение пяти лет со дня опубликования настоящего Федерального закона.
Регистрационный учет таких юридических лиц производится регистрирующим органом на основании заявления законного или полномочного представителя таких юридических лиц и документов, подтверждающих факт создания таких юридических лиц в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их создания.
Регистрирующий орган принимает решение о регистрационном учете таких юридических лиц и вносит соответствующие записи в единый государственный реестр юридических лиц.
2. Государственная регистрация юридических лиц, осуществляемая в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
Статья 44. Переходные положения
1. Юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны в течение пяти лет со дня опубликования настоящего Федерального закона получить паспорт юридического лица.
2. Свидетельства о регистрации юридических лиц, выданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются действительными до получения паспорта юридического лица, но не позднее пяти лет со дня опубликования настоящего закона.
Статья 45. Об организационных мерах по реализации настоящего Федерального закона
1. Правительство Российской Федерации:
утверждает федеральную программу поэтапного развития системы государственной регистрации юридических лиц;
определяет федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, ответственные за подготовку нормативных документов и методических материалов, координацию взаимодействия органов юстиции по государственной регистрации лиц;
утверждает примерное положение о регистрирующих органах в системе государственной регистрации юридических лиц;
не позднее чем за три месяца до введения в действие настоящего Федерального закона утверждает правила ведения единого государственного реестра юридических лиц.
2. Субъекты Российской Федерации:
создают региональные программы развития системы государственной регистрации юридических лиц;
вправе делегировать органам местного самоуправления часть своих полномочий в области организации системы государственной регистрации юридических лиц, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
поэтапно вводят систему государственной регистрации юридических лиц, для чего проводят необходимые структурные и функциональные преобразования и используют для государственной регистрации юридических лиц регистрирующие органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц до формирования единой системы регистрирующих органов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.