Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части дистанционного обучения)
В настоящее время в системе образования широкое применение получают образовательные технологии, базирующиеся на возможностях средств информатизации и телекоммуникации, потенциал которых в последнее десятилетие резко возрос и которые позволяют коренным образом модернизировать образовательный процесс. К таким средствам, в том числе относятся компьютеры и программное обеспечение, спутниковое телевидение, кабельные линии связи (в том числе и волоконно-оптические, способные передавать сверхбольшие объемы информации), Интернет (всемирная сеть, обеспечивающая накопление информации и обмен ею между удаленными пользователями).
За этими образовательными технологиями в мире закрепилось название дистанционных технологий обучения. Использование дистанционных технологий обучения позволяет успешно решить в системе образования целый ряд сложных задач, в том числе:
создать условия для получения образования независимо от местонахождения обучающихся (образовательный процесс может быть организован в любой географической точке);
снизить затраты на образование;
привлечь к образовательному процессу наиболее подготовленную часть педагогических работников;
значительно расширить доступ для обучающихся к информационным ресурсам;
индивидуализировать обучение;
организовать систему оперативного контроля за освоением обучающимися образовательных программ;
обеспечить условия для непрерывности образования, что особенно важно для работающих граждан;
создать условия для оптимального использования научно-педагогических потенциалов образовательных учреждений при совместной организации образовательного процесса и формировании открытого образования.
Все это позволит в значительной мере расширить доступность образования, а также повысить его качество.
Одновременно следует отметить, что дистанционные технологии обучения могут эффективно применяться для всех форм получения образования, в том числе как для обеспечения удаленного доступа к образовательному процессу, так и ведения образовательного процесса непосредственно в образовательном учреждении.
Для Российской Федерации с населением, распределенном на громадной территории, отсутствием достаточно развитых путей сообщения, применение дистанционных технологий обучения является особо актуальной задачей, позволяющей не только решить проблему обеспечения конституционного права граждан на образование, но и сделать профессиональное обучение массовым и высококачественным.
При этом следует учитывать, что внедрение дистанционных технологий обучения вносит значительные изменения в установившиеся отношения в области образования, что требует законодательного разрешения.
Представленный проект федерального закона вносит изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", направленные на легитимизацию дистанционного обучения, регулирование особенностей правовых отношений, возникающих при использовании указанных образовательных технологий.
Статьей 1 законопроекта вносятся изменения и дополнения в восемь статей Закона Российской Федерации "Об образовании". В частности, статья 12 дополняется пунктом, предоставляющим право образовательному учреждению в соответствии с имеющейся лицензией реализовывать образовательные программы для подготовки обучающихся на основании договоров о совместной деятельности с другими образовательными учреждениями. Такое право при использовании дистанционных технологий обучения принципиально важно, ибо объединение научно-педагогического потенциала образовательных учреждений позволяет не только повысить качество образования, но и в большей степени удовлетворить запросы обучающихся.
Наиболее важные дополнения внесены в статью 33, так как применение дистанционных технологий обучения требуют изменения процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации. Поэтому вносимые дополнения предусматривают, что особенности предмета и содержания экспертизы образовательных учреждений дистанционного обучения должны быть определены федеральным (центральным) государственным органом управления образованием.
Учитывая, что образовательное учреждение дистанционного обучения непосредственно само осуществляет учебный процесс и аттестацию обучающихся в своих филиалах, законопроект предусматривает возможность при экспертизе филиалов такого образовательного учреждения учитывать обеспеченность педагогическими работниками указанного образовательного учреждения, а также распространяет аттестацию и государственную аккредитацию указанного образовательного учреждения на его филиалы. Но одновременно законопроект значительно повышает ответственность образовательного учреждения за результативность работы филиалов, устанавливая, что при аттестации указанного образовательного учреждения учитывается соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников, обучавшихся в филиалах этого образовательного учреждения, требованиям государственных образовательных стандартов.
Статьей 2 законопроекта вносятся аналогичные дополнения в три статьи (8, 10 и 16) Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Реализация настоящего проекта федерального закона не потребует дополнительного бюджетного финансирования.
Следует предположить, что рассматриваемый федеральный закон будет положительно воспринят педагогической общественностью, обучающимися, их родителями и позволит отечественной системе образования сохранить передовые позиции в условиях перехода высокоиндустриальных стран к информационному обществу.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный
закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
(в части дистанционного обучения)
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части дистанционного обучения) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем
и послевузовском профессиональном образовании"
(в части дистанционного обучения)
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части дистанционного обучения) не потребует материальных затрат за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.