Пояснительная записка к проекту федерального закона N 125507-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации"


 Классификация доходов бюджетов РФ
 Функциональная классификация расходов бюджетов РФ
 Перечень  целевых  статей и видов расходов функциональной классификации
 расходов бюджетов РФ
 Экономическая классификация расходов бюджетов РФ
 Классификация  источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов
 РФ

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" подготовлен в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации".

В процессе исполнения бюджетов 2001 года, а также в соответствии со стратегическими направлениями, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год" и в связи с введением в действие с 1 января 2002 года отдельных глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации возникла необходимость внесения изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации".


Классификация доходов бюджетов Российской Федерации


Изменения и дополнения, вносимые в классификацию доходов бюджетов Российской Федерации обусловлены в первую очередь принятым с 1 января 2002 года главы 25 "Налог на прибыль предприятий" части второй Налогового кодекса, которая регулирует вопросы налогообложения прибыли.

В связи с этим были изменены названия статьи 1010100 "Налог на прибыль (доход) организаций" и соответствующих подстатей.

Отменены зачисления платежей по налогам, ранее зачисляемым на коды 1010104 "Налог на прибыль (доход) иностранных юридических лиц, подлежащий уплате в бюджет субъекта Российской Федерации", 1010106 "Налог на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных и страховых организаций, от посреднических операций и сделок, подлежащий уплате в бюджет субъекта Российской Федерации", 1010109 "Налог на доходы видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записи на них".

Платежи, поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся по состоянию на 1 января 2002 года по указанным выше налогам зачисляются на код 1010102 "Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации". Задолженность по налогу на прибыль (доход) иностранных юридических лиц, подлежащий уплате в федеральный бюджет (код 1010103) отражается по коду 1010101 "Налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет".

Задолженности по налогу на прибыль иностранных юридических лиц (код 1010111), и налогу на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных и страховых организаций, от посреднических операций и сделок (код 1010112), подлежащие уплате в местный бюджет показываются по коду 1010110 "Налог на прибыль организаций, зачисляемый в местные бюджеты".

В связи с отсутствием необходимости ведения раздельного учета поступления налога с доходов физических лиц, удерживаемого предприятиями и налоговыми органами, подстатьи 1010201 "Налог на доходы физических лиц, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями" и 1010202 "Налог на доходы физических лиц, удерживаемый налоговыми органами" исключены. Для организации учета поступления налога на доходы физических лиц, облагаемых по различным ставкам, предлагается ввести в статью 1010200 "Налог на доходы физических лиц" следующие подстатьи:

1010201 "Налог на доходы физических лиц от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов";

1010202 "Налог на доходы физических лиц, кроме доходов, получаемых в виде дивидендов, выигрышей по лотереи, выигрышей и призов в целях рекламы, разницы страховой выплаты по договорам добровольного страхования, материальной выгоды по заемным средствам и процентным доходам по вкладам в банках, и доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации";

1010203 "Налог на доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации";

1010204 "Налог на доходы, получаемые физическими лицами в виде выигрышей по лотереи, выигрышей и призов в целях рекламы, разницы страховой выплаты по договорам добровольного страхования, материальной выгоды по заемным средствам и процентным доходам по вкладам в банках".

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года N 980 "О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации Российскому фонду федерального имущества" уточнено название статьи 2013000 "Доходы от реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства".

В связи с введением в действие с 1 января 2002 года главы 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых" и внесении изменений в раздел 5 "Платежи при пользовании недрами" Закона "О недрах" подгруппа 1050000 "Платежи за пользование природными ресурсами" дополнена следующей статьей и подстатьями:

1050300 "Налог на добычу полезных ископаемых";

1050301 "Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья";

1050302 "Налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых);

1050303 "Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых.

Группа 2000000 "Неналоговые доходы" дополнена следующими статьей и подстатьями:

2015000 "Платежи при пользовании недрами";

2015001 "Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии";

2015002 "Плата за геологическую информацию о недрах";

2015003 "Регулярные платежи за пользование недрами, кроме взимаемых с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку на континентальном шельфе";

2015004 "Регулярные платежи за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку на континентальном шельфе Российской Федерации";

2015005 "Прочие платежи при пользовании недрами".


Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации


Являясь важным инструментом для принятия государственных решений, бюджетная классификация Российской Федерации четко выделяет целевые направления государственной деятельности, вытекающей из основных функций государства. Функциональная структура бюджета Российской Федерации позволяет определить приоритеты в деятельности государства и путем бюджетного финансирования обеспечить достижение поставленных целей. Некоторые функции в связи с их обширностью требуют конкретизации.

Для отражения в федеральном бюджете расходов, касающихся реализации международных обязательств Российской Федерации в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в раздел 0300 "Международная деятельность" введен новый подраздел 0306 "Международные обязательства в сфере военно-технического сотрудничества".

Начиная с 2002 года, в перечне целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации предусмотрена федеральная целевая программа "Молодежь России" (код 641). В связи с этим из раздела 1800 "Социальная политика" исключается подраздел 1803 "Молодежная политика".

Учитывая, что бюджетная классификация Российской Федерации применяется при составлении бюджетов всех уровней бюджетной системы и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, соответствующий раздел и подраздел бюджетной классификации Российской Федерации излагаются в следующей редакции: раздел 1900 "Обслуживание государственного и муниципального долга", подраздел 1901 "Обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга".

Для финансирования федеральных целевых программ регионального паритета в раздел 2100 "Финансовая помощь бюджетам других уровней" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации вводится новый подраздел 2102 "Фонд регионального развития". В связи с этим из перечня целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации исключается целевая статья 487 "Фонд регионального развития".

Для отражения ассигнований, направляемых на инвестиции в объекты, находящиеся в собственности субъектов, по федеральным целевым программам, не входящим в группу "Региональный паритет" в разделе 2100 "Финансовая помощь бюджетам других уровней" уточняется редакция подраздела 2103 "Мероприятия в области регионального развития".

Для концентрации ассигнований на функционирование и развитие дорожного хозяйства, в федеральном бюджете на 2002 год предусматривается введение нового раздела 2600 "Дорожное хозяйство" и подраздела 2601 "Дорожное хозяйство". При этом из раздела 1000 "Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика" исключается подраздел 1006 "Дорожное хозяйство". Расходы, отражаемые по этому подразделу переходят во вновь введенный подраздел 2601 "Дорожное хозяйство". Расходы, планируемые ранее по разделу 2100 "Финансовая помощь бюджетам других уровней" на государственную поддержку дорожного хозяйства, отражаются по разделу 2600 "Дорожное хозяйство", подразделу 2601 "Дорожное хозяйство".


Перечень целевых статей и видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации


Изменения, вносимые в функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации, влекут за собой изменения перечней целевых статей и видов расходов.

Для финансирования и ведения учета по территориальным органам валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации введена дополнительная целевая статья 049 "Содержание территориальных органов валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации".

Для отражения расходов в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами по международным обязательствам Российской Федерации введена целевая статья 133 "Выполнение международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества".

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (ст.158) из ведомственной классификации расходов федерального бюджета исключается прямой получатель средств - глава 721 "Постоянный комитет Союзного государства", в связи с чем вводятся целевая статья 132 "Долевой взнос в бюджет Союзного государства" и вид расходов 090 "Расходы на финансирование долевого взноса в бюджет Союзного государства".

Начиная с 2002 года, в составе раздела 0200 "Судебная власть" предусматриваются расходы на содержание военных судов, финансировавшихся ранее по разделу 0400 "Национальная оборона", в связи с чем перечень целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации дополнен целевой статьей 066 "Расходы на содержание военных судов".

В целях реализации Пенсионной реформы в Российской Федерации и в соответствии с проектом федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", в котором перечисление поступлений по единому социальному налогу (взносу), предусматривается зачислять в федеральный бюджет, направляемому ранее в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в перечень целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации вводится новая целевая статья 448 "Субсидии из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии за счет средств единого социального налога (взноса)".

В связи с ликвидацией с 2002 года Федеральной целевой программы "Содействие занятости населения Российской Федерации" и Федеральной миграционной программы и переводом финансирования этих программ в отдельные мероприятия, в перечне целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации предусматриваются дополнительные целевые статьи 458 "Мероприятия по содействию трудоустройства населения Российской Федерации" и 459 "Профессиональное обучение и профессиональная ориентация безработных граждан", а в перечне видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации - новые виды расходов: 332 "Расходы на иммиграционный контроль", 341 "Выплата компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, 342 "Расходы по приему и содержанию вынужденных переселенцев", 343 "Финансирование расходов по обеспечению жильем вынужденных переселенцев", 344 "Расходы по приему и содержанию лиц, ходатайствующих о признании беженцами, беженцев".

В целях совершенствования казначейских технологий, федеральным целевым программам присвоены коды целевых статей, а подпрограммам - коды видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Для отражения расходов на содержание Дирекций программ, создание которых предусмотрено отдельными постановлениями Правительства Российской Федерации, утверждающими федеральные целевые программы в перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации вводится новый вид расходов 650 "Содержание Дирекции федеральной целевой программы".

Комитет по угольной промышленности при Министерстве энергетики Российской Федерации был упразднен в соответствии с постановлением Правительства от 27 октября 2000 года N 828, в связи с чем из перечня целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации исключена целевая статья 047 "Содержание Комитета угольной промышленности при Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации".

В соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации, касающихся реализации международных обязательств Российской Федерации в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, в перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации введен новый вид расходов 060 "Расходы по реализации международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества".

Учитывая необходимость концентрации расходов федерального бюджета на реализации отдельных федеральных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации в составе Фонда компенсаций, начиная с 2002 года планируется новые виды расходов на реализацию Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий", Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с чем в перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации вводятся дополнительные виды расходов 349 "Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию Федеральных законов "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", 556 "Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, проезда на общественном транспорте городского и пригородного сообщения гражданам, подвергшимся радиационному воздействию Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и 557 "Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий".

Для отражения финансирования расходов, связанных с реализацией указанных выше Законов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, перечень целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации дополняется целевыми статьями 350 "Расходы на реализацию льгот, установленных Федеральным законом "О реабилитации жертв политических репрессий" по бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, 351 "Расходы на реализацию льгот, установленных Федеральными законами "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" по бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", 484 "Расходы на реализацию льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", а перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации дополнен новым видом расходов 467 "Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи военнослужащим, сотрудникам милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов".

Для финансирования расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации по финансированию федеральных инвестиционных программ в перечень целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации вводится единая для всех регионов новая целевая статья 476 "Средства федерального бюджета на реализацию государственных инвестиционных программ".

В связи с введением в функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации нового раздела и подраздела для отражения расходов по дорожному хозяйству, а также в целях совершенствования механизма финансирования дорожного хозяйства через казначейскую систему и сокращения документооборота в 2002 году некоторые виды расходов, отражающие финансирование указанных расходов федерального бюджета предлагается изложить в новой редакции, а ряд видов расходов предусматривается исключить.

Начиная с 2002 года финансирование деятельности Минимущества России будет осуществляться в полном объеме за счет средств федерального бюджета, и ведомственная структура расходов должна соответствовать основным направлениям его деятельности, предусмотренным действующим законодательством. В связи с этим предлагается ввести в перечни целевых статей и видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации целевую статью 067 "Реализация государственной политики в области приватизации и управления федеральной собственностью", виды расходов 061 "Расходы, связанные с деятельностью по управлению находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ", 062 "Финансирование деятельности по приватизации и проведению предпродажной подготовки объектов приватизации", 063 "Расходы на государственное управление в связи с предоставлением права на осуществление части полномочий", 064 "Прочие расходы, связанные с приватизацией и управлением федеральным имуществом".


Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации


В целях упорядочения отдельных расходов федерального бюджета, классифицируемых по экономическим категориям из экономической статьи 110100 "Оплата труда" исключается экономическая подстатья 110140 "Оплата труда внештатных сотрудников", а расходы, ранее финансируемые по этой подстатье переносятся в состав экономической подстатьи 111040 "Прочие текущие расходы".

В соответствии с Законом "О судоустройстве РСФСР" (ст.86), одновременно с увеличением заработной платы судей и минимального размера оплаты труда производится увеличение оплаты труда присяжных заседателей, народных заседателей и адвокатов, в связи с чем в экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации вводится дополнительная подстатья 110160 "Оплата труда привлекаемых лиц".

В целях реализации проекта федерального закона Российской Федерации "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)" и для учета расходов федерального бюджета, связанных с приобретением имущества в государственную собственность предусматривается введение дополнительной статьи 260300 "Приобретение других активов" в экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.


Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации


Учитывая, что бюджетная классификация Российской Федерации применяется при составлении бюджетов всех уровней бюджетной системы, и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, предлагается ввести дополнительные коды 0290 "Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, муниципальные ценные бумаги", 0291 "Привлечение средств", 0292 "Погашение основной суммы долга" в классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

В соответствии с концепцией проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации дополнена кодом 0130 "Средства финансового резерва".


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.