Проект федерального закона N 111709-3
"О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации
"О валютном регулировании и валютном контроле"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 45, ст.2542; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 1, ст.1; N 28, ст.3461; Собрание законодательства РФ, 2001, N 23, ст.2290) следующие изменения и дополнения:
1. Дополнить статью 1 пунктами 14 - 19 следующего содержания:
"14. "Валютный рынок" - сфера обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты.
15. "Манипулирование рынком" - использование уполномоченными банками недобросовестных методов торговли (совершение сделок с использованием инсайдерской информации и(или) действий по манипулированию ценами) с целью получения материальной и(или) иной выгоды.
16. "Инсайдерская информация" - информация, не являющаяся общедоступной, раскрытие которой может оказать существенное влияние на цену иностранной валюты.
17. "Инсайдер" - лицо, которое имеет доступ к инсайдерской информации в силу участия в уставном капитале уполномоченного банка или валютной биржи или его/ее аффилированного лица, членства в органах управления уполномоченного банка или валютной биржи или его/ее аффилированного лица, заключенного с уполномоченным банком или валютной биржей или его/ее аффилированным лицом трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора, предоставленных ему полномочий как должностному лицу органа государственной власти, государственного учреждения или органа местного самоуправления.
18. "Манипулирование ценами" - умышленные действия уполномоченного банка (банков), направленные на создание таких ценовых ориентиров путем распространения заведомо ложной информации и/или объявления заявок на совершение сделок с иностранной валютой и/или заключение сделок с иностранной валютой с ценовыми условиями, существенно отличающимися от рыночных условий, с целью введения в заблуждение участников валютного рынка относительно уровней цен, либо ликвидности рынка.
19. Раздел IV настоящего Федерального закона применяется к отношениям, связанным с совершением сделок на организованном (валютные биржи) и неорганизованном (межбанковском) валютном рынке, и не применяется к отношениям, возникающим при совершении уполномоченными государственными органами или Центральным банком Российской Федерации сделок с иностранной валютой."
2. Дополнить статью 14 пунктом 4 следующего содержания:
"4. Центральный банк Российской Федерации налагает штрафы на должностных лиц в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в размере до 1000 минимальных размеров оплаты труда за:
а) использование инсайдерской информации для заключения сделок на валютном рынке в форме, предусмотренной статьей 16 настоящего Федерального закона, если при этом отсутствуют признаки уголовного преступления,
б) совершение действий по манипулированию ценами или совершение действий, способствующих манипулированию ценами;
в) незаконную передачу третьим лицам инсайдерской информации или основанной на ней информации, дачу третьим лицам рекомендаций о совершении сделок с иностранной валютой, основанных на ннсайдерской информации;
г) неполное или несвоевременное раскрытие инсайдерской информации уполномоченными банками и валютными биржами;
д) неисполнение инсайдером обязанности по уведомлению (опубликованию) информации о совершенных им сделках с иностранной валютой;
е) непредоставление документов должностным лицам Центрального банка Российской Федерации, проводящим расследование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
За неоднократное совершение указанных действий Центральный банк Российской Федерации налагает штрафы на юридических лиц в размере всей суммы прибыли или убытка, которого удалось избежать.".
Пункты 4, 5 считать соответственно пунктами 5, 6.
3. Дополнить настоящий Закон Разделом IV следующего содержания:
"Раздел IV. Контроль за совершением сделок на валютном рынке
Статья 16. Ограничения на распоряжение и использование инсандерской информации
1. Инсайдеры, а также их аффилированные лица не вправе:
совершать сделки с иностранной валютой с использованием инсайдерской информации в своих интересах или в интересах третьих лиц;
передавать третьим лицам или делать доступной для третьих лиц ннсайдерскую информацию или основанную на ней информацию, за исключением случаев, предусмотренных законом;
давать третьим лицам рекомендации о совершении сделок с иностранной валютой, основанные на инсайдерской информации.
2. В целях предотвращения возникновения конфликтов личных интересов инсайдеров-физическнх лиц при совершении операций с иностранной валютой они должны воздерживаться от участия в подготовке и совершении сделок, сторонами по которым являются лица или организации, с которыми этот инсайдер или член его семьи имеют личные связи или финансовые интересы.
В случае, если инсайдер, являющийся сотрудником уполномоченного банка, предполагает возможность возникновения конфликта интересов в результате его действий, он обязан информировать об этом службу внутреннего контроля уполномоченного банка.
3. Положения пункта 1 настоящей статьи распространяются также на лиц, не являющихся инсайдерами, которым стала известна инсайдерская информация и которые заведомо знали, что указанная информация является инсайдерской.
Статья 17. Информация о сделках инсайдеров
1. Инсайдеры обязаны уведомлять Центральный банк Российской Федерации о совершаемых ими сделках с иностранной валютой, к инсайдерской информации о которых они имеют доступ, а в случае, если такие сделки совершены на валютной бирже - инсайдеры обязаны уведомлять также и валютные биржи.
Информация о таких сделках подлежит опубликованию инсайдерами не позднее пяти дней с момента их совершения. Указанная информация может быть раскрыта валютной биржей, на которой совершены такие сделки, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации.
2. Информация, указанная в пункте 1 настоящей статьи, должна содержать сведения о сторонах, предмете, цене и других условиях сделки в объеме, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.
Статья 18. Раскрытие инсайдерской информации
Уполномоченный банк или валютная биржа, которому стала известна инсайдерская информация, в течение пяти дней обязан раскрыть эту информацию в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, за исключением конфиденциальной информации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть раскрыта.
Статья 19. Запрет на совершение действий по манипулированию ценами
1. Уполномоченный банк и валютная биржа не вправе совершать действия по манипулированию ценами на валютном рынке, а также совершать действия, способствующие манипулированию ценами на валютном рынке.
Перечень действий, подпадающих под манипулирование ценами на валютном рынке в соответствии с признаками, указанными в статье 1 настоящего Федерального закона, устанавливается нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации.
2. В случае выявления фактов, свидетельствующих о совершении уполномоченным банком действий, имеющих признаки манипулирования ценами, валютные биржи проводят расследование действий уполномоченных банков в порядке, установленном правилами валютной биржи, и передают информацию Центральному банку Российской Федерации для проведения расследования в порядке, предусмотренном статьей 22 настоящего Федерального закона.
Статья 20. Контроль за сделками на валютном рынке
1. Центральный банк Российской Федерации и валютные биржи осуществляют контроль за ценами и объемами сделок с иностранной валютой в порядке, устанавливаемом федеральными законами и иными нормативными актами.
2. Для выявления сделок с использованием инсайдерской информации или имеющих признаки манипулирования ценами Центральный банк Российской Федерации вправе создавать и использовать системы мониторинга валютного рынка, в том числе автоматизированные системы слежения за состоянием рынка, информационно-аналитические системы и базы персональных данных.
3. Валютные биржи обязаны создать и использовать системы мониторинга торгов иностранной валютой с целью выявления и недопущения действий уполномоченных банков по манипулированию рынком.
Статья 21. Полномочия валютных бирж по осуществлению контроля за совершением сделок на валютном рынке
1. Внутренние нормативные документы валютных бирж должны предусматривать меры, направленные на предотвращение совершения уполномоченными банками действий по манипулированию валютным рынком.
К таким мерам, в том числе, относятся:
а) установление предельно допустимых размеров отклонения курса иностранной валюты при подаче заявок и совершении сделок уполномоченными банками;
б) меры по снижению рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения уполномоченными банками обязательств по сделкам с иностранной валютой;
в) порядок допуска и отстранения уполномоченных банков от участия в торгах иностранной валютой при нарушении ими правил, договоров и иных внутренних документов валютной биржи, в том числе в случае совершения уполномоченными банками действий по манипулированию рынком;
г) порядок приостановки торгов иностранной валютой при наступлении чрезвычайных ситуаций, в том числе ситуаций ценовой нестабильности;
д) меры ответственности, применяемые к уполномоченным банкам при совершении ими действий по манипулированию рынком.
2. Валютные биржи обязаны утвердить порядок проведения расследовании случаев совершения уполномоченными банками действий по манипулированию рынком с целью применения (или неприменения) к таким банкам мер ответственности, предусмотренных внутренними документами валютных бирж.
Информация по итогам указанного расследования подлежит представлению в Центральный банк Российской Федерации.
3. Валютные биржи несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за несоблюдение требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Статья 22. Расследования фактов манипулирования рынком
1. При наличии сведений о фактах манипулирования рынком, в том числе, поступивших от валютных бирж, Центральный банк Российской Федерации имеет право на проведение расследования в отношении лиц, совершивших действия по манипулированию рынком с целью проверки этих сведений.
В процессе проведения расследования Центральный банк Российской Федерации вправе требовать от уполномоченных банков, которые совершили сделку, имеющую признаки манипулирования рынком, (или способствовали ее совершению) за свой счет или за счет других лиц, предоставления данных о:
цене сделки,
клиенте уполномоченного банка, который или за счет которого совершена сделка,
лицах, обязанных по указанной сделке,
лицах, в интересах которых совершена указанная сделка.
Центральный банк Российской Федерации вправе потребовать предоставления всех документов по сделке, в отношении которой имеются сведения о том, что она имеет признаки манипулирования рынком.
2. Если данные, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, подтверждают признаки манипулирования рынком при совершении рассматриваемой сделки, Центральный банк Российской Федерации вправе требовать от уполномоченного банка предоставления информации о сделках с иностранной валютой, совершенных за последние шесть месяцев клиентом или за счет клиента этого уполномоченного банка, который или за счет которого совершена сделка, указанная в пункте 1 настоящей статьи.
Уполномоченные должностные лица Центрального банка Российской Федерации вправе провести выездную проверку уполномоченного банка, допустившего совершение действий с иностранной валютой, имеющих признаки манипулирования рынком.
3. При наличии данных, свидетельствующих о незаконном распоряжении или пользовании инсайдерской информацией, Центральный банк Российской Федерации вправе требовать от уполномоченных банков и валютных бирж предоставления информации о лицах, являющихся инсайдерами.
4. Центральный банк Российской Федерации вправе осуществлять сбор и хранение персональных данных о лицах, подозреваемых в манипулировании рынком. Эти данные должны быть уничтожены, по факту завершения расследования - в случае если в ходе расследования сведения о манипулировании рынком, не были подтверждены, либо при подтверждении судом невиновности подозреваемого лица.
Информацию о совершении действии по манипулированию рынком, содержащих признаки преступления, Центральный банк Российской Федерации по завершении расследования передает следственным органам.
5. Центральный банк Российской Федерации вправе выплачивать вознаграждение в размере до 10% от суммы взысканного штрафа лицам, предоставившим сведения о совершении действий по манипулированию рынком, или оказавшим ему помощь в расследовании. Вознаграждение выплачивается из средств, полученных от уплаты штрафа, наложенного на лицо, допустившее правонарушение.
Статья 23. Специальные требования в отношении уполномоченных банков
1. Уполномоченный банк должен обеспечить условия, позволяющие предотвратить совершение действий, направленных на манипулирование рынком, при совершении сделок с иностранной валютой, принадлежащей его клиентам.
2. Уполномоченный банк должен осуществлять предусмотренные договором операции с иностранной валютой по рыночным ценам и не допускать действий, которые могут подорвать естественное ценообразование и дестабилизировать рынок.
3. Служба внутреннего контроля уполномоченного банка должна обеспечивать, в том числе, выполнение следующих задач:
а) создание условий для разграничения прав доступа и обеспечения конфиденциальности информации, не допускающих возможности использования такой информации в собственных интересах уполномоченного банка, его служащими и третьими лицами в ущерб интересам его клиентов;
б) контроль за деятельностью сотрудников уполномоченного банка с целью соблюдения сотрудниками уполномоченного банка норм законодательства Российской Федерации, специальных требований, установленных настоящим федеральным законом, служебных инструкций, регулирующих их деятельность и обеспечивающих предотвращение возникновения конфликта интересов и ограничение обмена служебной и конфиденциальной информацией между его сотрудниками и подразделениями, а также законность совершаемых с их участием операций.
Статья 24. Возмещение ущерба лицам, пострадавшим от противоправных действий лиц, совершивших действия по манипулированию валютным рынком
Лица, понесшие убытки от действий по манипулированию валютным рынком, имеют право в судебном порядке требовать их возмещения от лица, допустившего указанные незаконные действия. В случае, если указанные действия допущены лицом, являющимся работником уполномоченного банка, субсидиарную ответственность солидарно несут лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, лицо, возглавляющее службу внутреннего контроля, а также уполномоченный банк."
Статья 2. Поручить Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Поручить Центральному банку Российской Федерации в двухмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу после его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
В.Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.