Пояснительная записка к проекту федерального закона N 68521-3 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (об упразднении внебюджетного Фонда развития прокуратуры Российской Федерации) (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"


В соответствии с пунктом 4 статьи 52 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" финансирование материально-технического и иного обеспечения органов прокуратуры, мер по социальной защите работников осуществляется и из средств внебюджетного Фонда развития прокуратуры Российской Федерации. В указанный фонд перечисляется 10 процентов денежных средств, поступающих по инициативе прокуратуры в доход предприятий и организаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2000 года, N 72 было утверждено Положение о фонде развития прокуратуры Российской Федерации, предназначенного для дополнительного финансирования материально-технического и иного обеспечения органов прокуратуры, а также мероприятий по социальной защите работников органов прокуратуры, в том числе уволившихся в связи с выходом на пенсию.

Положением определено, что предприятия и организации перечисляют средства на отдельные текущие счета прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур, а средства, поступившие по инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, - на ее отдельный текущий счет.

Исполняющим обязанности Генерального прокурора Российской Федерации 31 января 2000 года была утверждена Инструкция о порядке использования средств Фонда развития прокуратуры Российской Федерации, в первом пункте которой указано, что средства Фонда формируются за счет отчислений предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы:

а) 10% денежных средств, поступающих в доход предприятий и организаций, в соответствиями с решениями судов общей юрисдикции, арбитражных судов по удовлетворенным искам, заявленным прокурором;

б) 10% денежных средств, добровольно возмещенных физическими и юридическими лицами, причинившими предприятиям и организациям ущерб по гражданским и уголовным делам, а также по материалам, находящимся в производстве органов прокуратуры;

в) 10% денежных средств, добровольно возмещенных ответчиками по искам органов прокуратуры в судах общей юрисдикции и арбитражных судах до вынесения решения по делу.

Из изложенного следует, что юридические лица, в защиту которых прокуратура приняла меры прокурорского реагирования, при возврате им денежных средств по решениям судов или добровольно обязаны 10% от этих средств перечислить на счет прокуратуры.

Предусмотренная пунктом 4 статьи 52 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" обязанность юридических лиц перечислять 10% от сумм, поступивших в их доход в результате принятых прокурорами мер, является платой органам прокуратуры за осуществление возложенных на них государственных функций.

Эта норма по отношению к юридическим лицам носит императивный, характер, а, учитывая, что органы прокуратуры вправе принимать меры к защите нарушенных прав и без согласия лица, права которого нарушены, если это касается государственных и общественных интересов, то данная норма, по сути, устанавливает новый вид обязательного платежа.

Внешне привлекательная попытка стимулировать увеличение личного вклада сотрудников прокуратуры в улучшение условий работы оборачивается на практике вынужденной избирательностью в прокурорском надзоре, ориентированной на защиту платежеспособных клиентов (причем защиту едва ли не принудительную), по сути своеобразным государственным рэкетом.

По существу идет процесс коммерциализации прокуратуры, исключающий беспристрастность и объективность прокурорского надзора.

Попытка фактически поставить прокуратуру на самовыживание и самофинансирование губительна для этих органов, как независимого государственного института. Государство обязано в полном объеме финансировать прокуратуру Российской Федерации, с тем, чтобы избежать каких-либо правонарушений.

Для осознания всей остроты ситуации достаточно представить, что аналогичные права по сбору "десятины" будут предоставлены судам (общим и арбитражным), федеральной службе безопасности и вооруженным силам.

Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.


Перечень
ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или отдельных их положений, подлежащих признанию утратившими силу или приостановлению в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"


В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" подлежит признанию утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о фонде развития прокуратуры Российской Федерации" от 26 января 2000 года, N 72.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.