Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О защите населения и территорий Российской Федерации от шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий"
1. Необходимость разработки законопроекта
2. Цели законопроекта
3. Основные положения законопроекта
4. Необходимые ресурсы
5. Место в системе действующего законодательства
6. Прогноз социально-экономических последствий
1. Необходимость разработки законопроекта
В настоящее время более 20% жителей развитых стран, в том числе и России, страдает от повышенного шума, инфразвука, ультразвука, длительное воздействие которого вызывает серьезные заболевания. Еще около 45% населения постоянно испытывают чувство дискомфорта от действия повышенного шума, инфразвука, ультразвука. В Москве и Санкт-Петербурге в зоне повышенного акустического загрязнения проживает свыше 30% населения этих городов. В целом по России в различных регионах под действием сверхнормативного акустического загрязнения находится от 30 до 50% населения.
На рабочих местах в промышленности и сельском хозяйстве действию повышенного шума, инфразвука, ультразвука и вибрации подвергаются не менее 20 млн. человек.
Существенный вред зданиям и сооружениям наносит вибрация, источником которой являются как промышленные предприятия, так и автомобильный и железнодорожный транспорт.
В настоящее время в России отсутствует закон прямого действия, регулирующий вопросы защиты населения и территорий от шума, инфразвука, ультразвука и вибрации. Имеющееся в России законодательство (Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, закон РФ "Об охране атмосферного воздуха" N 96-ФЗ от 4 мая 1999 года, закон РФ "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 года) по отношению регулирования акустической среды и защиты от шума, инфразвука, ультразвука и вибрации имеют декларативный характер и не являются законами прямого действия.
В то же время, Россия располагает вполне современной нормативной базой в области шума, инфразвука, ультразвука и вибрации. К основным действующим нормативным документам следует отнести:
- государственный стандарт ССБТ ГОСТ 12.1.001-89 Ультразвук. Общие требования безопасности;
- государственный стандарт ССБТ ГОСТ 12.1.003-83 "Шум. Общие требования безопасности";
- государственный стандарт ССБТ ГОСТ 12.1.012-90 Вибрационная безопасность. Общие требования;
- государственный стандарт ССБТ ГОСТ 12.1.036-81 Шум. Допустимые уровни в жилых и общественных зданиях;
- санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и территории жилой застройки";
- санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.583-96 "Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки";
- санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.566-96 "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданиях";
- строительные нормы и правила СНиП II-12-77 Нормы проектирования. Защита от шума.
Общее число нормативных документов, регламентирующих параметры шума, инфразвука, ультразвука и вибрации, превышает 300 наименований.
Необходима разработка и принятие закона, который бы логически завершал пирамиду нормативно-правовых актов, регламентирующих защиту населения и территорий от шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий.
Кроме того, законопроект предусматривает ряд решений, создающих экономически выгодные условия для реализации мероприятий по снижению вредного воздействия шума, инфразвука, ультразвука и вибрации, улучшения экологической обстановки и снижения профессиональных заболеваний, вызванных вредным воздействием шума, инфразвука, ультразвука и вибрации.
2. Цели законопроекта
Закрепление механизмов государственной защиты населения, территорий, в том числе территорий городской застройки, от шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий.
Создание условий для стимулирования работ и мероприятий на предприятиях всех форм собственности по снижению вредного воздействия шума, инфразвука, ультразвука и вибрации.
3. Основные положения законопроекта
Законопроект отражает функции органов государственной власти в области защиты населения и территорий от шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий и устанавливает государственное регулирование в области защиты от вредного воздействия шума, инфразвука, ультразвука и вибраций
Настоящий законопроект направлен на защиту населения и территорий от шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Законопроект устанавливает:
- требования по защите от шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий при планировке и застройке городских территорий;
- права и обязанности граждан и юридических лиц;
- требования к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства;
- требования к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации;
- требования к водным объектам;
- требования к жилым помещениям;
- требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;
- требования к условиям труда;
- требования к условиям работы с источниками шумового и вибрационного воздействий на человека;
- требования к условиям воспитания и обучения в области защиты от шума, инфразвука ультразвука и вибрации;
- полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты от вредного воздействия шума, инфразвука, ультразвука и вибраций
- полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- полномочия органов местного самоуправления в области защиты от вредного воздействия шума, инфразвука, ультразвука и вибраций.
4. Необходимые ресурсы
Источниками финансирования мер по защите населения и территорий от шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий предполагаются средства предприятий, создающих в результате своей деятельности повышенные шум и вибрацию на рабочих местах и окружающей среде, часть средств Федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, направляемых на защиту окружающей среды.
5. Место в системе действующего законодательства
В области защиты населения и территорий от шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий действуют следующие законодательные и нормативно-правовые акты:
Законы Российской Федерации:
"Кодекс законов о труде Российской Федерации" (Статья 108) (с изменениями и дополнениями на 17 марта 1997 года);
"Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 года. (с изменениями на 2 июня 1993 года);
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ;
"Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ;
Постановление Правительства Российской Федерации:
"Об утверждении Правил застройки сельских населенных пунктов" от 20/7/81 N 389
"Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР" (с изменениями на 23 июля 1993 года) от 25/9/85 N 415
Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25 вышеназванное постановление признано утратившим силу и утверждены новые Правила пользования жилыми помещениями
"Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (с изменениями на 27 декабря 1994 года) от 28/8/92 N 632
"О правилах дорожного движения" (с изменениями от 8 января 1996 года) от 23/10/93 N 1090
"О мерах по улучшению условий и охраны труда" (с изменениями на 21 марта 1998 года) 26/8/95 N 843
Перечисленные правовые акты не решают вопросы, отраженные в настоящем законопроекте.
6. Прогноз социально-экономических последствий
Принятие закона создаст благоприятные условия для улучшения условий труда и жизни населения России, снизит заболевания, связанные с воздействием повышенных уровней шума, инфразвука, ультразвука и вибрации.
Предлагаемый законопроект позволит стимулировать;
- развитие национальных производителей шумо- и виброзащитных изделий;
- производство конкурентоспособной продукции с пониженными уровнями шума, инфразвука, ультразвука и вибрации;
- увеличить отчисления, взимаемые с нарушителей закона, в экологические фонды.
Выполненные финансово-экономические расчеты подтверждают высокую экономическую и социальную эффективность предлагаемого законопроекта.
Финансово-экономическое обоснование
законопроекта "О защите населения и территорий Российской Федерации от шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий"
Исходные предпосылки
Финансово-экономические результаты введения в действие
рассматриваемого законопроекта
Расходы
Доходы
Итоговое резюме
Исходные предпосылки
Предусматриваемые проектом закона меры по защите населения и территорий Российской Федерации от шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий должны финансироваться из средств предприятий, создающих в результате своей деятельности повышенные шум, инфразвук, ультразвук и вибрацию на рабочих местах и окружающей среде и части средств Федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на защиту окружающей среды.
Финансово-экономические результаты
введения в действие рассматриваемого законопроекта
Расходы
Дополнительные расходы, связанные с введением в действие настоящего законопроекта, складываются из:
1.1. Предоставление государственных субсидий для развертывания сети аккредитованных лабораторий по измерению шума, инфразвука, ультразвука и вибрации.
Для проведения необходимых работ во всех регионах страны следует открыть около 100 лабораторий. Ориентировочная стоимость аккредитации составляет 120 тыс.рублей на одну лабораторию, что составит 12 млн.рублей.
1.2. Выделение льготных кредитов для приобретения виброакустических средств измерений аккредитованными лабораториями.
Минимально необходимый комплект приборов для проведения измерений шума, инфразвука, ультразвука и вибрации стоит 430 тыс.рублей. Для обеспечения 100 лабораторий такими комплектами необходимо 43 млн.рублей.
1.3. Предоставление государственных субсидий для проведения исследований по составлению шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных карт городов и других населенных пунктов и прилегающих к транспортным магистралям территорий.
Для проведения необходимых работ во всех регионах страны аккредитованными лабораториями необходимо выделять (при средней численности лаборатории в 10 человек и фонде заработной платы на одного человека 20 тыс.рублей в год) 500 тыс.рублей в год, из которых 200 тыс.руб. - фонд заработной платы с учетом взносов в фонды социального и медицинского страхования, 100 тыс.руб. - транспортные и командировочные расходы, 50 тыс.руб. - расходы на ремонт и поверку средств измерений, 100 тыс.руб. - накладные расходы, 50 тыс.руб. - затраты на расходные материалы. Итого в год расходы составят 0,5 х 100 = 50 млн.рублей.
Суммарные расходы должны составить 12 + 43 + 50 = 105 млн.рублей в год.
Доходы
Доходы формируются из выплат в бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также в экологический и другие специальные фонды предприятиями, работа которых вызывает повышенные шум, инфразвук, ультразвук и вибрацию.
Величина выплат определяется исходя из ущерба, наносимого окружающей среде и людям, которые подвергаются воздействию повышенного шума, инфразвука, ультразвука и вибрации. Доходы и выплаты складываются из следующих составляющих:
2.1. Ежеквартальные выплаты за воздействие шума, инфразвука, ультразвука и вибрации на рабочие места, определяются по следующей формуле
N
Q = q х Сумма L ,
1 1 i=1 i
где Q - выплаты за воздействие шума, инфразвука, ультразвука и вибрации,
1 руб.;
q - цена превышения шума, инфразвука, ультразвука или вибрации
1 нормативного значения на рабочем месте, руб./дБ; q_1 = 0,1 х
МРОТ, (МРОТ - минимальный размер оплаты труда);
N - количество рабочих, подвергающихся воздействию повышенного шума,
инфразвука, ультразвука или вибрации;
L - превышения шума, инфразвука, ультразвука или вибрации
i нормативного значения на i-ом рабочем месте, дБ.
Учитывая, что в условиях повышенного шума, инфразвука, ультразвука и вибрации работает около 20 млн.человек, а среднее превышение нормативных значений составляет 5 дБ, среднегодовые выплаты могут составить Q = 20 млн.руб. х 5 х 4 = 400 млн.руб.
2.2. Размеры ежеквартальных платежей при нарушении установленных для окружающей среды нормативов по шуму, инфразвуку, ультразвуку и вибрации в результате эксплуатации установок, оборудования и иных объектов, относящихся к недвижимым, определяются по следующей формуле
Q = q х S,
2 2
где Q - выплаты за воздействие шума, инфразвука, ультразвука и вибрации
2 на окружающую среду, руб.;
q - цена превышения шума, инфразвука, ультразвука или вибрации
2 нормативного значения на одном квадратном метре территории,
подвергающейся воздействию повышенного шума, инфразвука,
ультразвука или вибрации, руб./м2; для вибрации q_2 = 0,1 х
МРОТ, (МРОТ-минимальный размер оплаты труда), для шума,
инфразвука, ультразвука q_2 = 0,01 х МРОТ;
S - площадь территории, подвергающейся воздействию повышенного шума,
инфразвука, ультразвука или вибрации, м2.
2.3. При нарушении установленных нормативов по шуму, инфразвуку, ультразвуку или вибрации на каждый 1дБ в результате эксплуатации иных установок и оборудования, не относящихся к недвижимости, устанавливаются ежеквартальные платежи в размере 0,3% от стоимости указанных установок.
2.4. Размеры ежеквартальных платежей за превышение установленных нормативов по шуму, инфразвуку, ультразвуку или вибрации на каждый 1 дБ в результате эксплуатации транспортных средств, относящихся к недвижимым объектам устанавливается в размере 0,2% от стоимости указанных установок
2.5. При нарушении установленных нормативов по шуму, инфразвуку, ультразвуку или вибрации на каждый 1 дБ в результате эксплуатации транспортных средств, не относящихся к недвижимым объектам, устанавливаются ежеквартальные платежи в размере 0,1% от стоимости указанных установок.
По п.п.2.2 - 2.5 можно провести обобщенные расчеты, исходя из общей численности населения, проживающего в зонах с неблагоприятной виброакустической обстановкой. Учитывая, что примерно 30% населения в городах проживает в зоне повышенного шума, инфразвука, ультразвука, при средней плотности городского населения 2000 чел/км2 и общей численности городского населения в 100 млн. человек, эти выплаты составят Q_2 = 0,3 х 0,01 х 2000 х 100 000 000 = 600 млн.руб. в квартал или 2400 млн.руб. в год.
С учетом выплат за превышение нормативов по вибрации эта сумма может несколько возрасти.
Экономический эффект внедрения законопроекта составит за год:
Q = 2400 + 400 - 105 = 2695 млн.руб.
Итоговое резюме
Но экспертной оценке в результате принятия законопроекта улучшится экологическая обстановка, в особенности в городах, уменьшится число заболеваний, связанных с длительным воздействием шума, инфразвука, ультразвука и вибрации на человека, ускорится процесс внедрения прогрессивных малошумных технологий, увеличатся поступления в федеральный и местные бюджеты и фонды.
Выполненные финансово-экономические расчеты подтверждают высокую экономическую и социальную эффективность принятия рассматриваемого законопроекта, его скорейшее внедрение в практику.
Экономический эффект от внедрения предлагаемого законопроекта составит 2,7 млрд. рублей в год в ценах 1999 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.