Проект федерального закона
"О федеральной государственной службе"
Досье на проект федерального закона
См.: пояснительную записку к проекту закона,
сравнительную таблицу к проекту закона,
перечень законов и нормативных правовых актов,
финансово-экономическое обоснование к проекту закона
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием федеральной государственной службы, и устанавливает правовой статус федерального государственного служащего.
Настоящий Федеральный закон не распространяется на лиц, проходящих военную службу, службу в правоохранительных органах, в иных военизированных государственных организациях, статус и деятельность которых урегулированы специальными федеральными законами.
Раздел I
Общие положения
Глава 1
Основные положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
федеральная государственная служба - вид государственной службы Российской Федерации, осуществляемой для обеспечения исполнения полномочий Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, федеральных судов, федеральных министерств и ведомств, Прокуратуры Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных внебюджетных фондов и иных федеральных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (далее - федеральный орган), а также для обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации;
государственная должность федеральной государственной службы - должность в федеральном органе, с установленным кругом обязанностей по обеспечению полномочий данного органа либо деятельности лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, и включенная в Реестр должностей федеральной государственной службы;
федеральный государственный служащий - государственный служащий, замещающий государственную должность федеральной государственной службы;
члены семьи федерального государственного служащего - супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети-инвалиды и совместно проживающие с федеральным государственным служащим родители;
сверхурочная служба - выполнение федеральным государственным служащим своих должностных обязанностей во время сверх установленной нормальной продолжительности времени службы, в том числе в выходной либо праздничный день:
Статья 2. Законодательство о федеральной государственной службе
1. Законодательство о федеральной государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Федеральная государственная служба в отдельных федеральных органах также может регулироваться федеральными законами об этих федеральных органах.
3. Законодательство Российской Федерации о труде применяется к федеральным государственным служащим в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Принципы федеральной государственной службы
1. Принципами федеральной государственной службы являются:
законность;
эффективность;
равный доступ граждан к федеральной государственной службе в соответствии с их профессиональной подготовкой;
продвижение по службе федерального государственного служащего осуществляется исключительно с учетом его способностей, профессиональной подготовки и, как правило, на конкурсной основе;
за равную работу, выполняемую федеральными государственными служащими, им обеспечивается равная оплата, а для высококачественной работы предусматриваются соответствующие стимулы и поощрения;
постоянное повышение квалификации федеральных государственных служащих;
обязательность для федерального государственного служащего решений государственных органов и соответствующих руководителей, принятых ими в пределах их полномочий;
защищенность федеральных государственных служащих от произвола, протекционизма или принуждения к осуществлению партийно-политических целей;
стабильность кадрового состава федеральных государственных служащих независимо от сменяемости лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
экономическая, социальная и правовая защищенность федерального государственного служащего;
ответственность федерального государственного служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
внепартийность и светский характер федеральной государственной службы.
2. При осуществлении управления федеральной государственной службой и проведении кадровой политики запрещается:
проявлять дискриминацию по признакам расы, национальности, пола, физических недостатков, вероисповедания, происхождения, имущественного и должностного положения, семейного положения, принадлежности к общественным объединениям, созданным в установленном законом порядке;
принуждать федерального государственного служащего к политической деятельности или совершать действия против него в виде наложения дисциплинарного взыскания за его отказ осуществлять такую политическую деятельность;
вводить в заблуждение любое лицо или умышленно чинить ему препятствия в осуществлении им права на поступление на федеральную государственную службу, в том числе права на участие в конкурсе на замещение вакантной должности;
влиять на какое-либо лицо, таким образом, чтобы оно отказалось от поступления на федеральную государственную службу либо от участия в конкурсе на замещение вакантной должности, с целью улучшить или ухудшить перспективы других лиц или участников конкурса;
оказывать предпочтение или предоставлять преимущество, не предусмотренное законом, или применять особые правила в отношении какого-либо лица с целью улучшить или ухудшить перспективы других лиц при поступлении на федеральную государственную службу;
назначать или отстаивать назначение, продвигать или отстаивать продвижение лица, которое является родственником ответственного должностного лица, если должность замещается в том органе, в котором работает ответственное должностное лицо;
Статья 4. Финансирование федеральной государственной службы
1. Финансирование федеральной государственной службы осуществляется за счет средств федерального бюджета и должно обеспечивать эффективность ее функционирования, а также стабильность правового положения и социальных гарантий федеральных государственных служащих.
2. Расходы на федеральную государственную службу устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Глава 2
Государственные должности федеральной государственной службы.
Федеральный государственный служащий
Статья 5. Дополнительные ограничения, связанные с прохождением федеральной государственной службы
1. Федеральный государственный служащий, занимавший государственную должность, относящуюся к группе высших либо главных государственных должностей федеральной государственной службы после увольнения (в том числе выхода на пенсию) не вправе в течение 3-х последующих лет подряд заниматься оплачиваемой деятельностью в коммерческой организации, основная сфера деятельности которой связана с сферой деятельности указанного федерального служащего последние 3 года перед увольнением или с решениями ненормативного характера, принятыми указанным служащим в последние 3 года перед увольнением.
2. В случае нарушения указанного в пункте 1 настоящей статьи ограничения:
бывший федеральный государственный служащий привлекается к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере ....,
коммерческая организация, заключившая трудовой договор (контракт) с указанным в п.1 настоящей статьи федеральным государственным служащим, несет административную ответственность в виде штрафа в размере ... и обязана незамедлительно расторгнуть указанный договор (контракт);
3. Федеральный государственный служащий не вправе выступать с заявлениями от имени федерального органа без разрешения руководителя федерального. Выступать от имени федерального органа в средствах массовой информации может его руководитель или лица им уполномоченные. Ограничения на распространение служебной информации могут вводиться в порядке, установленном федеральным законом и не должны ущемлять установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права граждан на свободное получение и распространение информации.
4. Ограничения на распространение информации, ставшей известной федеральному государственному служащему в связи с его служебной деятельностью, налагаемые на федерального государственного служащего после его увольнения (в том числе выхода на пенсию), могут налагаться в порядке, установленном в соответствии с федеральным законом.
5. Лицам, состоящим между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), запрещается:
замещение государственных должностей в одном и том же федеральном органе, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
замещение государственных должностей, связанных отношениями прямого руководства высшей инстанции с нижестоящей;
заниматься контрольной, ревизионной, кадровой и финансовой деятельностью в тех федеральных органах, в которых один из них замещает руководящую должность.
Статья 6. Классификация государственных должностей федеральной государственной службы
1. Государственные должности федеральной государственной службы, предусмотренные для обеспечения выполнения задач и функций федеральных органов, подразделяются на следующие группы:
высшие государственные должности федеральной государственной службы;
главные государственные должности федеральной государственной службы;
ведущие государственные должности федеральной государственной службы;
старшие государственные должности федеральной государственной службы;
младшие государственные должности федеральной государственной службы.
2. Группа государственных должностей федеральной государственной службы подразделяется на 3 подгруппы, каждой из которых соответствует квалификационный разряд.
Статья 7. Реестр государственных должностей федеральной государственной службы
1. Реестр государственных должностей федеральной государственной службы включает в себя унифицированные наименования государственных должностей федеральной государственной службы, предусмотренных для обеспечения выполнения задач и функций федеральных органов либо деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
2. Установленные реестром государственные должности федеральной государственной службы объединены в подгруппы и группы в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона.
2. Реестр государственных должностей федеральной государственной службы утверждается Президентом Российской Федерации.
Статья 8. Квалификационные требования для замещения государственных должностей федеральной государственной службы
1. Профессиональная подготовка гражданина Российской Федерации для замещения государственной должности федеральной государственной службы должна соответствовать установленным квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу государственной службы, стажу работы по специальности, знанию Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
2. Гражданам, претендующим на государственную должность федеральной государственной службы, необходимо иметь:
1) для высших государственных должностей федеральной государственной службы:
- высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей федеральной государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей федеральной государственной службы либо ученую степень в области специализации государственных должностей;
- стаж государственной службы не менее 15 лет;
- квалификационный разряд не ниже государственного советника Российской Федерации 1-го класса.
2) для главных государственных должностей федеральной государственной службы:
- высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей федеральной государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей федеральной государственной службы;
- стаж государственной службы не менее 10 лет.
- квалификационный разряд не ниже советника Российской Федерации 1-го класса.
3) для ведущих государственных должностей федеральной государственной службы:
- высшее профессиональное образование по специальности "государственное управление" либо по специализации государственных должностей федеральной государственной службы или образование, считающееся равноценным;
- стаж государственной службы не менее 5 лет.
- квалификационный разряд не ниже советника государственной службы 1-го класса
4) для старших государственных должностей федеральной государственной службы:
- высшее профессиональное образование по специальности "государственное управление" либо по специализации государственных должностей федеральной государственной службы или образование, считающееся равноценным;
- стаж государственной службы не менее 1 года.
- квалификационный разряд не ниже референта государственной службы 1-го класса.
5) для младших государственных должностей федеральной государственной службы - среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей федеральной государственной службы или образование, считающееся равноценным.
3. Требования к знанию Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации, необходимых для исполнения должностных обязанностей и другие требования по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы устанавливаются руководителем федерального органа.
4. На основе установленных задач и функций федерального органа и квалификационных требований руководителем федерального органа или уполномоченным им лицом утверждаются должностные инструкции федеральных государственных служащих.
Статья 9. Порядок присвоения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим
1. Гражданам, впервые поступившим на государственную службу, присваивается квалификационный разряд:
- референт государственной службы 3-го класса - при наличии среднего профессионального образования по специализации государственных должностей федеральной государственной службы или образования, считающегося равноценным;
- референт государственной службы 1-го класса - при наличии высшего профессионального образования по специальности "государственное управление" либо по специализации государственных должностей федеральной государственной службы или образования, считающегося равноценным.
2. Очередной квалификационный разряд в пределах одной группы государственных должностей федеральной государственной службы присваивается по результатам аттестации в последовательном порядке по истечении установленного срока выслуги для пребывания в данном квалификационном разряде, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.
Очередной квалификационный разряд, соответствующий государственной должности федеральной государственной службы более высокой группы присваивается по результатам государственного квалификационного экзамена по истечению соответствующего срока выслуги в предыдущем квалификационном разряде.
3. Очередной квалификационный разряд федеральному государственному служащему может быть присвоен:
до истечения установленного срока выслуги в предыдущем квалификационном разряде, но не выше квалификационного разряда, соответствующего занимаемой должности, как поощрение за добросовестное исполнение должностных обязанностей;
по истечению срока выслуги в квалификационном разряде за особые заслуги на одну ступень выше квалификационного разряда, соответствующего занимаемой должности без замещения соответствующей должности в этой группе.
4. Федеральному государственному служащему, имеющему ученую степень или ученое звание, очередной квалификационный разряд присваивается на одну ступень выше квалификационного разряда, соответствующего занимаемой должности, до государственного советника Российской Федерации 1-го класса включительно.
5. Очередной квалификационный разряд федеральному государственному служащему может быть присвоен до истечения установленного срока выслуги в предыдущем квалификационном разряде или на одну ступень выше квалификационного разряда, соответствующего занимаемой должности, не более 2-х раз в течение всего периода его службы на государственных должностях федеральной государственной службы.
6. Квалификационный разряд присваивается:
- при назначении на должность без испытательного срока одновременно с указанным назначением;
- при назначении на должность с испытательным сроком - в течение 10 дней после окончания испытательного срока;
- после окончания срока выслуги в предыдущем квалификационном разряде - в течение 10 дней по результатам аттестации или государственного квалификационного экзамена;
- во внеочередном порядке в соответствие с пунктом - настоящей статьи.
7. Федеральному государственному служащему со стажем государственной службы свыше 25 лет при прекращении им федеральной государственной службы и увольнении с замещаемой должности в связи с выходом на пенсию за выслугу лет присваивается очередной квалификационный разряд до государственного советника Российской Федерации 1-го класса включительно.
8. Квалификационный разряд, присвоенный федеральному государственному служащему, сохраняется за ним пожизненно.
9. Для федеральных государственных служащих могут быть введены знаки различия и форма одежды, которые утверждаются Президентом Российской Федерации.
Статья 10. Сроки выслуги в квалификационных разрядах
Устанавливаются следующие сроки выслуги в квалификационных разрядах:
для действительного государственного советника Российской Федерации - 3 года;
для государственного советника Российской Федерации - 3 года;
для советника Российской Федерации - 2 года;
для советника государственной службы - 2 года;
для референта государственной службы - 1 год.
Статья 11. Личное дело федерального государственного служащего
1. Личное дело федерального государственного служащего содержит сведения о нем и о прохождении им государственной службы.
2. Личное дело ведется кадровой службой федерального органом по месту прохождения федеральным государственным служащим государственной службы и при его переводе (переходе) в другой государственный орган передается в этот государственный орган.
3. Личное дело федерального государственного служащего хранится в соответствующем государственном органе постоянно.
Статья 12. Реестр федеральных государственных служащих
1. Реестр федеральных государственных служащих содержит анкетные данные состоящих на федеральной государственной службе федеральных государственных служащих, находящихся в кадровом резерве, а также федеральных государственных служащих, находящихся на пенсии за выслугу лет, со стажем федеральной государственной службы свыше 25 лет, составленные на основе их личных дел и сохраняемые на электронных носителях. Внесение в Реестр федеральных государственных служащих других данных запрещается.
2. Ведение Реестра федеральных государственных служащих осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Раздел II
Поступление на федеральную государственную службу.
Прохождение и прекращение федеральной государственной службы
Глава 3
Поступление на федеральную государственную службу
Статья 13. Поступление на федеральную государственную службу
1. На федеральную государственную службу могут поступать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, владеющие русским языком и отвечающие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом для соответствующей государственной должности федеральной государственной службы.
2. При поступлении гражданина на федеральную государственную службу с ним заключается письменный трудовой договор (контракт) на неопределенный срок.
3. В случае поступления гражданина Российской Федерации на федеральную государственную службу для замещения должности федеральной государственной службы, предусмотренной для обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также для замещения должности федеральной государственной службы временно отсутствующего федерального государственного служащего (отпуск, командировка и так далее) заключается письменный трудовой договор (контракт):
1) на срок, не превышающий срока полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
2) на срок замещения должности федеральной государственной службы временно отсутствующего федерального государственного служащего, но не более чем на пять лет.
4. При поступлении на федеральную государственную службу в федеральный орган гражданин Российской Федерации представляет:
личное заявление;
анкету по форме, устанавливаемой Президентом Российской Федерации, и фотографию;
трудовую книжку, за исключением граждан, впервые начинающих трудовую деятельность;
документ, удостоверяющий личность;
документы, подтверждающие профессиональное образование и квалификацию;
справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении;
медицинское заключение о состоянии здоровья с указанием отсутствия противопоказаний к нахождению на федеральной государственной службе. Перечень заболеваний, препятствующих исполнению должностных обязанностей по соответствующим должностям федеральной государственной службы, устанавливается федеральным законом.
При поступлении на федеральную государственную службу в федеральный орган лиц, состоявших на государственной службе, военной службе, службе в правоохранительных органах и таможенных органах Российской Федерации, представляются документы, подтверждающие прохождение службы.
5. 3апрещается требовать при поступлении на федеральную государственную службу в федеральный орган иные документы и сведения, помимо предусмотренных настоящим Федеральным законом.
6. Граждане, впервые поступающие на государственную службу вправе претендовать на замещение только младших государственных должностей федеральной государственной службы.
Статья 14. Проверка достоверности сведений и документов, представляемых при поступлении на федеральную государственную службу и при ее прохождении
1. Проверка достоверности сведений и документов, представляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется соответствующим федеральным органом при поступлении гражданина на федеральную государственную службу, а при необходимости - в период прохождения федеральной государственной службы.
Указанная проверка также может осуществляться соответствующим федеральным органом в целях контроля за соблюдением ограничений, связанных с федеральной государственной службой, установленных федеральными законами, при наличии официальных данных о нарушении федеральным государственным служащим установленных ограничений.
2. Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации представляют в письменной форме запрашиваемую соответствующим федеральным органом информацию в течение 30 дней со дня поступления запроса. Представляемая информация заверяется соответствующим руководителем или уполномоченным им должностным лицом.
3. В случае выявления в результате проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на федеральную государственную службу, руководитель соответствующего федерального органа либо другое уполномоченное должностное лицо письменно сообщает гражданину об указанных обстоятельствах и причинах отказа в приеме документов либо их возврата гражданину, поступающему на федеральную государственную службу.
В случае выявления в результате проверки обстоятельств, препятствующих нахождению федерального государственного служащего на федеральной государственной службе, руководитель соответствующего федерального органа либо другое уполномоченное должностное лицо письменно сообщает служащему об указанных обстоятельствах и, по истечению месячного срока, в случае неустранения федеральным государственным служащим указанных обстоятельств, увольняет его.
4. Положение о порядке проведения проверки достоверности сведений и документов, представляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 15. Назначение на должность федеральной государственной службы
1. Назначение на должность федеральной государственной службы осуществляется распоряжением или иным актом руководителя соответствующего федерального органа.
2. Назначение на должность федеральной государственной службы, предусмотренную для обеспечения деятельности лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, производится распоряжением или иным актом этого лица либо по его представлению соответствующим руководителем федерального органа.
Глава 4
Конкурс на замещение вакантных государственных должностей
федеральной государственной службы
Статья 16. Конкурс на замещение вакантных государственных должностей федеральной государственной службы
1. Замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы начиная со старшей государственной должности и выше осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев замещения указанных должностей в порядке перевода и в порядке повышения в должности федерального государственного служащего, находящегося в резерве на повышение.
Число государственных должностей в федеральном органе (по каждой подгруппе должностей), которые могут быть замещены не на конкурсной основе не должно превышать 25% от общего числа штатных должностей данной подгруппы.
2. Для замещения вакантных старших государственных должностей федеральной государственной службы конкурс проводится в форме конкурса документов.
Для замещения вакантных ведущих, главных и высших государственных должностей федеральной государственной службы конкурс проводится в форме конкурса-испытания, включающего конкурс документов, прохождение испытания на соответствующей государственной должности федеральной государственной службы и государственного квалификационного экзамена.
3. Конкурс документов при проведении конкурса на замещение вакантных государственных должностей федеральной государственной службы проводится конкурсной комиссией соответствующего федерального органа.
4. Федеральный государственный служащий считается непрошедшим конкурс-испытание в случае непрохождения испытания на государственной должности либо неудовлетворительной сдачи государственного квалификационного экзамена по истечении установленного для соответствующей должности испытательного срока.
5. Положение о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы утверждается руководителем соответствующего федерального органа.
Статья 17. Лица, которые вправе участвовать в конкурсе на замещение вакантных государственных должностей федеральной государственной службы
1. В конкурсе на замещение вакантных государственных должностей федеральной государственной службы вправе принимать участие лица, вновь поступающие на федеральную государственную службу либо состоящие на федеральной государственной службе, в том числе в кадровом резерве, и отвечающие квалификационным требованиям, предъявляемым к указанной вакантной должности.
2. Лицо, поступающее на федеральную государственную службу или федеральный государственный служащий, состоящий на федеральной государственной службе не может одновременно принимать участие в нескольких конкурсах на замещение вакантных государственных должностей.
3. Федеральный государственный служащий, не прошедший конкурс-испытание по причине неудовлетворительной сдачи государственного квалификационного экзамена после окончания испытательного срока, не вправе участвовать в новом конкурсе в течение 1 года со дня проведения экзамена.
Статья 18. Принципы и критерии проведения конкурса на замещение вакантной должности
1. Конкурс на замещение вакантной должности проводится на принципах гласности, объективности и профессионализма.
2. При распределении мест среди участников конкурса конкурсная комиссия принимает решения исходя из следующих приоритетов (при прочих равных условиях):
наличие более высокого квалификационного разряда;
нахождение федерального государственного служащего в кадровом резерве на выдвижение на вышестоящую должность;
наличие опыта работы на должности (в случае исполнения обязанностей по должности до объявления конкурса на ее замещение);
наличие специального стажа (выслуги лет) большей продолжительности;
наличие образования по специализации вакантной государственной должности;
наличие ученой степени или звания;
наличие стажа работы в данном федеральном органе большей продолжительности;
более короткий срок после прохождения курса повышения квалификации;
3. Критерии проведения конкурса устанавливаются в положении о проведении конкурса соответствующего федерального органа и не могут противоречить положениям настоящего Федерального закона.
Статья 19. Конкурсная комиссия
1. Конкурсная комиссия образуется в федеральном органе для проведения конкурса документов на замещение вакантных государственных должностей, подлежащих замещению на конкурсной основе.
2. В состав конкурсной комиссии включаются руководитель кадровой службы (председатель) и его заместители, руководитель структурного подразделения федерального органа в котором имеется вакантная государственная должность, другие должностные лица, предусмотренные настоящим Федеральным законом и положением о конкурсной комиссии соответствующего федерального органа.
3. Конкурсная комиссия принимает:
решение о повторном проведении конкурса в случае, если к дате окончания приема документов в конкурсной комиссии отсутствуют заявления лиц, обладающих правом участвовать в конкурсе;
решение по итогам конкурса о распределении мест среди участников конкурса, а также о том, кто из участников конкурса на замещение вакантной государственной должности выиграл его;
рекомендации об установлении испытательного срока на государственной должности для выигравшего конкурс государственного служащего - при замещении старших государственных должностей;
решение о продолжительности испытательного срока на государственной должности для выигравшего конкурс государственного служащего - при замещении ведущих, главных и высших государственных должностей.
4. В соответствии с решениями и рекомендациями конкурсной комиссии руководитель федерального органа издает соответствующие распоряжения или иные акты о назначении выигравших конкурс государственных служащих на соответствующие государственные должности.
Статья 20. Порядок проведения конкурса на замещение вакантной государственной должности
1. Федеральная государственная должность является вакантной (вакансия) с момента увольнения занимающего ее федерального государственного служащего либо перевода его на другую государственную должность.
2. Руководитель кадровой службы федерального органа объявляет конкурс на замещение вакантной должности. Для этого он не позднее 5 дней с момента образования вакансии представляет для опубликования в специальном федеральном бюллетене информацию о вакантной должности и предъявляемых к ней квалификационных требованиях, а также о дате окончания приема документов конкурсной комиссией.
Указанная информация должна быть опубликована в специальном федеральном бюллетене не позднее чем через 20 дней после образования вакансии.
3. Дата окончания приема документов конкурсной комиссией определяется исходя из расчета - 50 дней после образования вакансии.
В случае, если к дате окончания приема документов в конкурсной комиссии отсутствуют заявления лиц, обладающих правом участвовать в конкурсе, то конкурсная комиссия принимает решение о проведении повторного конкурса в установленном порядке.
4. В течение 5 дней с даты окончания приема документов конкурсной комиссией осуществляется проверка документов, поступивших от лиц, заявивших об участии в конкурсе, на соответствие установленным квалификационным требованиям по соответствующим государственным должностям, а также подготовка прошедших проверку документов к заседанию конкурсной комиссии.
5. В срок не более 5 дней с начала рассмотрения конкурсной комиссией поданных документов, указанная комиссия подводит итоги конкурса, распределяя места участников конкурса исходя из приоритета для назначения на вакантную должность, а также принимает необходимые для назначения на вакантную должность решения.
6. Федеральный государственный служащий вправе в любое время до заседания конкурсной комиссии по своему письменному заявлению снять свою кандидатуру с конкурса.
В случае, если гражданин, выигравший конкурс, письменно заявляет о своем несогласии занимать вакантную должность, на указанную должность назначается другой участник конкурса, который занял следующее за победителем конкурса место.
Статья 21. Испытание при поступлении не федеральную государственную службу
1. При замещении младших и старших государственных должностей федеральной государственной службы гражданину руководителем соответствующего федерального органа может быть установлен испытательный срок продолжительностью от 3 до 6 месяцев.
2. При замещении ведущих и главных государственных должностей федеральной государственной службы гражданину руководителем соответствующего федерального органа устанавливается испытательный срок продолжительностью от 4 до 8 месяцев.
3. При замещении высших государственных должностей федеральной государственной службы гражданину руководителем соответствующего федерального органа устанавливается испытательный срок продолжительностью от 6 до 12 месяцев.
4. В испытательный срок не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда испытуемый отсутствовал на службе по уважительным причинам.
5. На период прохождения федеральным государственным служащим испытания и сдачи последующего государственного квалификационного экзамена за ним сохраняется предыдущая государственная должность. Руководителем федерального органа либо уполномоченным им должностным лицом на указанный период может быть назначен исполняющий обязанности по должности, занимаемой федеральным государственным служащим, проходящим испытание.
Если федеральный государственный служащий проходит испытание по должности, по которой он исполнял обязанности до объявления конкурса на ее замещение, то время исполнения обязанностей засчитывается в испытательный срок.
6. В период прохождения испытания на федерального государственного служащего распространяется законодательство Российской Федерации о государственной службе.
7. В случае совершения федеральным государственным служащим во время прохождения испытания на государственной должности должностного проступка, в результате которого на него наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора, указанный служащий считается непрошедшим испытание и подлежит переводу на ранее занимаемую либо другую должность, а поступающий на федеральную государственную службу - увольнению.
Глава 5
Аттестация федеральных государственных служащих, государственный
квалификационный экзамен
Статья 22. Аттестация федеральных государственных служащих
1. Аттестация федерального государственного служащего проводится для определения уровня его профессиональной подготовки и его соответствия занимаемой государственной должности, а также для решения вопроса о присвоении федеральному государственному служащему квалификационного разряда (для государственных должностей федеральной государственной службы внутри одной группы).
2. Аттестации могут быть очередными и внеочередными.
3. Дата, время и место проведения аттестации доводятся до сведения аттестуемого федерального государственного служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.
4. Не позднее чем за две недели до проведения аттестации федерального государственного служащего в аттестационную комиссию руководителем соответствующего структурного подразделения федерального органа представляется отзыв о служебной деятельности федерального государственного служащего, подлежащего аттестации, а кадровой службой указанного органа - сведения о профессиональной подготовке, прохождении им федеральной государственной службы, а также сведения о прохождении предыдущей аттестации.
Статья 23. Очередная аттестация
Очередная аттестация федерального государственного служащего проводится с периодичностью, установленной положением об аттестации соответствующего федерального органа, но не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в четыре года.
Статья 24. Повторная и внеочередная аттестация
1. Повторная аттестация федерального государственного служащего проводится по окончании им переподготовки по направлению кадровой службы после проведения аттестации и получения служащим оценки о несоответствии его замещаемой государственной должности.
2. Внеочередная аттестация федерального государственного служащего может проводиться:
по инициативе самого федерального государственного служащего для присвоения ему очередного квалификационного разряда без последующего перевода на другую государственную должность федеральной государственной службы в пределах одной группы;
по инициативе руководителя структурного подразделения федерального органа, в непосредственном подчинении которого находится федеральный государственный служащий, в случае совершения федеральным государственным служащим должностного проступка и при условии, что указанный служащий уже имеет предупреждение о неполном служебном соответствии.
3. По инициативе федерального государственного служащего аттестация проводится не позднее чем через три месяца со дня подачи заявления о проведении внеочередной аттестации.
Статья 25. Федеральные государственные служащие, не подлежащие аттестации
1. Аттестации без его согласия не подлежит федеральный государственный служащий, достигший 58 лет (мужчина) или 53 лет (женщина), за исключением случаев продления нахождения на государственной службе федеральных государственных служащих, достигших предельного для государственной службы возраста и проведения повторной или внеочередной аттестации.
2. Аттестации не подлежит федеральный государственный служащий - беременная женщина, за исключением случаев, если аттестация проводится по ее инициативе для повышения квалификационного разряда.
3. Аттестации не подлежит федеральный государственный служащий, находящийся в отпуске.
Статья 26. Государственный квалификационный экзамен
1. Государственный квалификационный экзамен проводится для определения уровня профессиональной подготовки федерального государственного служащего:
после окончания испытания на соответствующих государственных должностях - для замещения вакантных ведущих, главных и высших государственных должностей федеральной государственной службы;
по инициативе федерального государственного служащего - для присвоения ему очередного квалификационного разряда без последующего перевода на другую государственную должность федеральной государственной службы, если присваивается квалификационный разряд, соответствующий государственной должности более высокой группы.
2. Государственный квалификационный экзамен проводится аттестационной комиссией в составе, соответствующем государственной должности, на которой федеральный государственный служащий проходил испытание или которой соответствует присваиваемый квалификационный разряд.
Для проведения государственного квалификационного экзамена в состав аттестационной комиссии дополнительно включаются специалисты имеющие ученую степень в области знаний, соответствующей специальному образованию по государственной должности. Указанные специалисты привлекаются к работе в комиссии на основе заключения с ними трудовых соглашений и не могут являться федеральными государственными служащими.
3. По инициативе федерального государственного служащего государственный квалификационный экзамен проводится не позднее чем через три месяца со дня подачи заявления о его проведении.
4. Дата, время и место проведения государственного квалификационного экзамена доводятся до сведения экзаменуемого федерального государственного служащего не менее чем за месяц до экзамена.
5. Не позднее чем за две недели до проведения экзамена федерального государственного служащего в аттестационную комиссию руководителем соответствующего структурного подразделения федерального органа представляется отзыв о служебной деятельности экзаменуемого федерального государственного служащего, а кадровой службой указанного органа - сведения о профессиональной подготовке, прохождении им федеральной государственной службы, а также сведения о прохождении предыдущей аттестации.
Статья 27. Вопросы государственного квалификационного экзамена
1. В вопросы, на которые федеральный государственный служащий должен отвечать на государственном квалификационном экзамене, включаются вопросы, относящиеся к конституционному праву и вопросы знания инструкций и иных нормативных актов, действующих в федеральном органе.
2. Перечни указанных вопросов для проведения государственных квалификационных экзаменов по различным государственным должностям утверждаются руководителем федерального органа.
Статья 28. Отзыв о служебной деятельности федерального государственного служащего
1. Представляемый в аттестационную комиссию отзыв о служебной деятельности федерального государственного служащего должен содержать следующие сведения:
фамилия, имя, отчество федерального государственного служащего;
замещаемая государственная должность (на момент аттестации или проведения экзамена) и дата назначения на эту должность;
перечень основных вопросов, в решении которых федеральный государственный служащий принимал участие;
мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств федерального государственного служащего и результатов его служебной деятельности.
2. Отзыв о служебной деятельности федерального государственного служащего подписывается руководителем структурного подразделения, в непосредственном подчинении которого находится аттестуемый служащий.
3. Руководитель структурного подразделения федерального органа не менее чем за неделю до аттестации (экзамена) федерального государственного служащего должен ознакомить его с представленным в аттестационную комиссию отзывом о его служебной деятельности. В случае несогласия федерального государственного служащего с указанным отзывом он вправе представить в аттестационную комиссию заявление о своем несогласии с отзывом, а также дополнительные сведения о своей служебной деятельности.
Статья 29. Перенос даты проведения аттестации или государственного квалификационного экзамена
1. Дата проведения аттестации переносится:
если федеральный государственный служащий находится в ежегодном, дополнительном либо учебном отпуске - на 2 месяца со дня окончания отпуска;
если федеральный государственный служащий находится в отпуске по уходу за ребенком - на 1 год со дня выхода из указанного отпуска;
если федеральный государственный служащий находится в отпуске без сохранения заработной платы более чем 4 месяца - на 6 месяцев со дня выхода из указанного отпуска;
если федеральный государственный служащий, получил дополнительное образование по специальности "государственное управление" либо по специализации занимаемой государственной должности или образование, считающееся равноценным, а также прошел переподготовку либо курс повышения квалификации - на 1 год после окончания обучения;
если федеральному государственному служащему присвоен квалификационный разряд по результатам внеочередной аттестации или сдачи государственного квалификационного экзамена - на срок, установленный для проведения очередной аттестации (дата присвоения квалификационного разряда считается датой проведения очередной аттестации);
по решению аттестационной комиссии в случае необходимости изучения дополнительных сведений, представленных аттестуемым федеральным государственным служащим - на срок, не более 1 месяца;
в случае временной нетрудоспособности федерального государственного служащего - на срок до 1 месяца с момента приступления к выполнению должностных обязанностей, но не более чем 3 раза подряд;
в cлучаe неявки аттестуемого федерального государственного служащего на заседание аттестационной комиссии по уважительной причине - на срок, не более 1 месяца.
2. Дата проведения государственного квалификационного экзамена переносится:
в случае временной нетрудоспособности федерального государственного служащего - на срок до 1 месяца с момента приступления к выполнению должностных обязанностей;
в случае неявки аттестуемого федерального государственного служащего на заседание аттестационной комиссии по уважительной причине - на ближайшее заседание аттестационной комиссии после изменения обстоятельств, послуживших причиной неявки, но не более 1 месяца.
Статья 30. Аттестационная комиссия
1. Для проведения аттестации федеральных государственных служащих н государственных квалификационных экзаменов в федеральном органе формируется аттестационная комиссия. Состав аттестационной комиссии формируется в зависимости от принадлежности государственных должностей, занимаемых аттестуемыми служащими либо государственных должностей, соответствующих присваиваемым по результатам государственных квалификационных экзаменов квалификационных разрядов, к той или иной группе государственных должностей федеральной государственной службы.
2. В состав аттестационной комиссии входят:
а) для высших государственных должностей федеральной государственной службы - руководитель федерального органа (председатель комиссии), руководитель кадровой службы, руководители других структурных подразделений федерального органа, в которых работают аттестуемые (экзаменуемые) федеральные государственные служащие, а также представители профсоюзного органа;
б) для главных и ведущих государственных должностей - заместитель руководителя федерального органа (председатель комиссии), руководитель кадровой службы, руководители других структурных подразделений федерального органа, в которых работают аттестуемые (экзаменуемые) государственные служащие, а также представители профсоюзного органа;
в) для старших и младших государственных должностей - руководитель кадровой службы или его заместитель (председатель комиссии), руководители других структурных подразделений, в которых работают аттестуемые (экзаменуемые) государственные служащие, а также представители профсоюзного органа.
Статья 31. Порядок проведения аттестации или государственного квалификационного экзамена
1. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов аттестационной комиссии.
2. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого федерального государственного служащего. В случае его неявки на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины аттестационная комиссия может провести аттестацию в его отсутствие, а в случае неявки аттестуемого работника по уважительной причине его аттестация переносится на другой срок.
3. Проведение государственного квалификационного экзамена в отсутствие экзаменуемого федерального государственного служащего запрещается. Неявка федерального государственного служащего на государственный квалификационный экзамен без уважительной причины приравнивается к неудовлетворительной сдаче указанного экзамена. В случае неявки экзаменуемого по уважительной причине государственный квалификационный экзамен переносится на другой срок.
4. Аттестационная комиссия:
рассматривает представленные документы;
при проведении аттестации в случае необходимости - задает вопросы и заслушивает сообщения аттестуемого федерального государственного служащего или руководителя структурного подразделения, в котором работает указанный служащий;
при проведении государственного квалификационного экзамена заслушивает сообщения экзаменуемого служащего по экзаменационным вопросам, при необходимости задает дополнительные вопросы по темам, соответствующим экзаменационным вопросам;
принимает решения и рекомендации;
5. Решения и рекомендации аттестационной комиссии принимаются в отсутствие аттестуемого (экзаменуемого) федерального государственного служащего открытым голосованием большинством голосов от числа членов аттестационной комиссии, присутствующих на заседании. При равном количестве голосов "за" и "против" решение считается принятым в пользу федерального государственного служащего.
6. Принятые аттестационной комиссией решения и рекомендации доводятся до сведения федерального государственного служащего в устной форме непосредственно после окончания последнего голосования по данному служащему.
7. Федеральный государственный служащий, являющийся членом аттестационной комиссии, проходит аттестацию (сдает экзамен) на общих основаниях и в связи с этим на время его аттестации (экзамена) приостанавливаются его полномочия члена аттестационной комиссии.
Статья 32. Решения аттестационной комиссии
1. Аттестационная комиссия принимает решения:
о соответствии аттестуемого федерального государственного служащего занимаемой государственной должности;
о присвоении по результатам аттестации (экзамена) очередного квалификационного разряда федеральному государственному служащему (для квалификационных разрядов - до советника Российской Федерации 1-го класса);
о направлении представления Президенту Российской Федерации о присвоении по результатам аттестации (экзамена) очередного квалификационного разряда федеральному государственному служащему (для квалификационных разрядов государственных советников Российской Федерации и действительных государственных советников Российской Федерации);
об изменении федеральному государственному служащему размера надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы);
о включении федерального государственного служащего в резерв на выдвижение на вышестоящую государственную должность;
2. По вопросу о соответствии аттестуемого федерального государственного служащего занимаемой должности аттестационная комиссия может принять одно из следующих решений:
аттестуемый соответствует занимаемой должности;
аттестуемый не соответствует занимаемой должности.
3. В соответствии с решениями аттестационной комиссии о присвоении очередного квалификационного разряда, о направлении представления Президенту Российской Федерации, об изменении размера надбавки руководитель федерального органа в месячный срок издает соответствующие распоряжения.
Статья 33. Последствия признания федерального государственного служащего несоответствующим замещаемой должности
1. Федеральный государственный служащий в случае признания его не соответствующим замещаемой должности федеральной государственной службы направляется кадровой службой федерального органа на повышение квалификации или переподготовку либо с его согласия переводится на другую (нижестоящую) должность федеральной государственной службы.
2. В случае отказа федерального государственного служащего от повышения квалификации или переподготовки либо от перевода на другую должность федеральной государственной службы руководитель государственного органа вправе его уволить с замещаемой должности федеральной государственной службы.
Статья 34. Последствия неудовлетворительной сдачи государственного квалификационного экзамена
1. В случае неудовлетворительной сдачи государственного квалификационного экзамена федеральным государственным служащим, проходящим испытание при поступлении на федеральную государственную службу после перерыва, он увольняется.
2. В случае неудовлетворительной сдачи государственного квалификационного экзамена федеральным государственным служащим, находящимся на федеральной государственной службе и проходящим испытание на новой государственной должности после конкурса, указанному служащему предоставляется ранее занимаемая им государственная должность либо, с его согласия, иная государственная должность.
Указанный государственный служащий не вправе участвовать в новом конкурсе в течение 1 года со дня проведения экзамена.
3. При неудовлетворительной сдаче государственного квалификационного экзамена, проводимого по инициативе федерального государственного служащего, следующее заявление о проведении государственного квалификационного экзамена может быть подано не ранее, чем через 1 год.
Статья 35. Рекомендации аттестационной комиссии
Аттестационная комиссия может принимать рекомендации:
федеральному государственному служащему о сдаче государственного квалификационного экзамена для повышения его квалификационного разряда, а также по вопросам, относящимся к повышению эффективности его службы;
руководителю федерального органа по вопросам применения к федеральному государственному служащему мер морального и материального поощрения;
руководителю структурного подразделения, в непосредственном подчинении которого находится аттестуемый служащий, по вопросам повышения эффективности службы аттестуемого федерального служащего.
Статья 36. Аттестационный лист федерального государственного служащего
1. В аттестационный лист федерального государственного служащего заносятся сведения:
о занимаемой им государственной должности;
об имеющемся квалификационном разряде и сроке выслуги в нем;
о его профессиональной подготовке;
решение аттестационной комиссии о соответствии аттестуемого федерального служащего занимаемой должности и другие решения аттестационной комиссии;
(при наличии) рекомендации аттестационной комиссии федеральному государственному служащему, относящиеся к повышению эффективности его службы;
(при наличии) предложения аттестуемого федерального государственного служащего, относящиеся к повышению эффективности его службы, совершенствованию работы структурного подразделения или федерального органа в целом;
(при наличии) особое мнение члена аттестационной комиссии, не согласного с решением комиссии о соответствии аттестуемого федерального государственного служащего занимаемой должности.
2. Аттестационный лист подписывается председателем комиссии и всеми членами комиссии, присутствующими на заседании.
3. Федеральный государственный служащий должен быть ознакомлен со своим аттестационным листом не позднее чем через 3 дня после проведения аттестации.
Статья 37. Резерв на выдвижение на вышестоящую должность
1. В резерв на выдвижение на вышестоящую должность по решению аттестационной комиссии включаются федеральные государственные служащие, которые соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемых к указанной вышестоящей должности, имеют соответствующий срок выслуги и имеют соответствующие рекомендации.
2. Назначение на вакантную должность федерального государственного служащего из резерва на выдвижение осуществляется в порядке очередности.
Глава 6
Время службы и время отдыха
Статья З8. Время службы
1. Нормальная продолжительность времени службы федерального государственного служащего в государственном органе не может превышать 40 часов в неделю.
Для федеральных государственных служащих устанавливается пятидневная служебная неделя с предоставлением двух выходных дней - субботы и воскресенья.
2. Продолжительность ежедневной службы определяется правилами служебного распорядка, утверждаемыми руководителем государственного органа по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.
В случае необходимости по решению руководителя государственного органа, согласованному с соответствующим выборным профсоюзным органом, может быть установлен иной режим службы.
Статья 39. Сверхурочная служба
1. Привлечение федеральных государственных служащих к сверхурочной службе допускается в исключительных случаях и только для выполнения неотложных работ.
2. Федеральный государственный служащий обязан в связи со служебной необходимостью выполнять работу в сверхурочное время (сверхурочная служба).
К сверхурочной службе федеральный государственный служащий привлекается по письменному распоряжению соответствующего руководителя.
3. Федеральные государственные служащие, которые не допускаются к сверхурочной службе:
беременные женщины;
женщины, воспитывающие детей детей в возрасте до трех лет;
учащиеся без отрыва от основной деятельности в дни занятий.
4. Федеральные государственные служащие, которые привлекаются к сверхурочной службе с их согласия:
женщины, воспитывающие детей в возрасте от трех до 14 лет (ребенка - инвалида - до шестнадцати);
лица, имеющие на иждивении детей до 14 лет или нетрудоспособных граждан, нуждающихся в постороннем уходе;
инвалиды.
5. Сверхурочная служба не может превышать 6 часов в течение двух дней подряд, в течение месяца не может быть более 30 часов, а в течение года не должно превышать 120 часов.
6. Сверхурочная служба оплачивается в двойном размере либо, с согласия федерального государственного служащего, компенсируется предоставлением дополнительного дня отдыха (отгула) за каждые 12 часов сверхурочной службы или отработанный выходной либо праздничный день. Федеральный государственный служащий обязан использовать указанный день отдыха в период до его очередного отпуска либо присоединить к указанному отпуску. После очередного отпуска федеральный государственный служащий утрачивает право на дополнительный день отдыха за сверхурочную службу, осуществленную в период, предшествующий его очередному отпуску.
Статья 40. Отпуск федерального государственного служащего
1. Федеральному государственному служащему, замещающему должность федеральной государственной службы, предусмотренную для обеспечения выполнения государственных задач и функций государственного органа, предоставляется с сохранением должности федеральной государственной службы и денежного содержания ежегодный основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
2. За выслугу лет федеральному государственному служащему, замещающему должность федеральной государственной службы, предусмотренную для обеспечения выполнения задач и функций государственного органа, предоставляется с сохранением должности федеральной государственной службы и денежного содержания ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью:
3 дня - при стаже государственной службы от 3 до 5 лет;
6 дней - при стаже государственной службы свыше 5 и до 10 лет;
9 дней - при стаже государственной службы свыше 10 и до 15 лет;
12 дней - при стаже государственной службы свыше 15 и до 20 лет;
15 дней - при стаже государственной службы свыше 20 лет.
Ежегодный основной отпуск и дополнительный отпуск за выслугу лет суммируются.
3. По желанию федерального государственного служащего отпуск может предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее двух календарных недель.
Глава 7
Перевод федерального государственного служащего
Статья 41. Перевод федерального государственного служащего на другую должность по результатам аттестации
1. В случае признания федерального государственного служащего аттестационной комиссией несоответствующим занимаемой должности он может быть переведен с его согласия на другую (нижестоящую) должность.
Статье 42. Перевод федерального государственного служащего в другой государственный орган
1. Федеральный государственный служащий может быть переведен с его согласия на другую вакантную государственную должность, которая может быть замещена без проведения конкурса в соответствии с п.... ст.... настоящего Федерального закона.
2. В случае служебной необходимости федеральный государственный служащий с его согласия может быть временно переведен (прикомандирован) в другой государственный орган, в том числе в местность, где объявлено чрезвычайное положение, для исполнения должностных обязанностей по штатной должности федеральной государственной службы на срок, согласованный руководителями соответствующих государственных органов.
Статья 43. Направление федерального государственного служащего в служебную командировку
1. При направлении федерального государственного служащего в служебную командировку ему обеспечивается оплата расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно, найму жилого помещения, выплата суточных за каждый день пребывания в служебной командировке, а также оплата иных расходов, связанных с выполнением должностных обязанностей в служебной командировке.
Продолжительность служебной командировки определяется руководителем государственного органа, но не может превышать 3 месяца.
2. За командированным федеральным государственным служащим сохраняются в течение всего периода командировки замещаемая должность федеральной государственной службы, денежное содержание и иные установленные выплаты.
3. Командировочные расходы возмещаются федеральному государственному служащему в порядке и размерах, установленных Правительством РФ.
Глава 8
Поощрения федерального государственного служащего
Статья 44. Виды поощрений федерального государственного служащего
За образцовое исполнение должностных обязанностей, особые заслуги при прохождении федеральной государственной службы, безупречную и продолжительную федеральную государственную службу к федеральному государственному служащему могут применяться следующие поощрения:
1) выплата единовременного денежного поощрения;
2) объявление благодарности с выплатой единовременного денежного поощрения;
3) награждение ценным подарком;
4) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного денежного поощрения;
5) повышение должностного оклада;
6) досрочное присвоение квалификационного разряда;
7) присвоение почетного звания Российской Федерации;
8) присвоение почетного звания заслуженного государственного служащего Российской Федерации с выплатой единовременного денежного поощрения;
9) награждение знаком отличия Российской Федерации;
10) награждение орденами и медалями Российской Федерации.
Статья 45. Размеры единовременных денежных поощрений
1. Единовременные денежные поощрения, указанные в подпунктах 1.2.4 статьи настоящего Федерального закона выплачиваются федеральному государственному служащему в размере от 50% до 100% от должностного оклада.
2. Единовременное денежное поощрение, указанное в подпункте 8 статьи настоящего Федерального закона выплачиваются федеральному государственному служащему в размере трех должностных окладов.
3. Единовременное денежное поощрение федерального государственного служащего за безупречную и продолжительную государственную службу выплачивается при прекращении им федеральной государственной службы в связи с выходом на пенсию в размере пяти должностных окладов при стаже федеральной государственной службы не менее десяти лет, и за каждые последующие два года федеральной государственной службы - дополнительно один должностной оклад, но не более десяти должностных окладов.
Статья 46. Условия и порядок применения поощрений к федеральному государственному служащему
1. Основания для применения к федеральному государственному служащему поощрений, указанных в подпунктах 1 - 6 статьи настоящего Федерального закона устанавливаются настоящим Федеральным законом и соответствующим положением, которое утверждается руководителем федерального органа по согласованию с профсоюзным органом. Указанные поощрения применяются руководителем федерального органа.
2. Для применения к федеральному государственному служащему поощрений, указанных в подпунктах 7 - 10 статьи настоящего Федерального закона руководитель федерального органа направляет соответствующее представление. Порядок применения указанных поощрений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Поощрения, указанные в подпунктах 1-6 статьи настоящего Федерального закона не могут быть применены к федеральному государственному служащему, на которого в течение последних 12 месяцев было наложено какое-либо дисциплинарное взыскание.
4. Поощрения, указанные в подпунктах 7-10 статьи настоящего Федерального закона не могут быть применены к федеральному государственному служащему, на которого было наложено более одного дисциплинарного взыскания в течение 2-х лет подряд, либо за время прохождения государственной службы на него налагалось дисциплинарное взыскание в форме предупреждения о неполном служебном соответствии.
Глава 9
Ответственность федерального государственного служащего
Статья 47. Ответственность на федеральной государственной службе
1. Федеральный государственный служащий несет ответственность за неправомерные действия на федеральной государственной службе.
2. При сомнениях в правомерности полученного поручения федеральный государственный служащий обязан в письменной форме незамедлительно сообщить о них непосредственному руководителю, а в случае необходимости - вышестоящему руководителю. Если соответствующий руководитель письменно подтверждает данное поручение, федеральный государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда исполнение данного поручения может явиться административно либо уголовно наказуемым деянием.
Ответственность за исполнение федеральным государственным служащим неправомерного поручения несет подтвердивший это поручение руководитель.
Статья 48. Дисциплинарная ответственность федеральных государственных служащих
1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине федерального государственного служащего возложенных на него должностных обязанностей, а равно за несоблюдение установленных настоящим Федеральным законом ограничений, нарушение правил служебного распорядка, действие или бездействие, приведшие к нарушению прав и законных интересов граждан, если они не влекут за собой административной или уголовной ответственности (далее именуются - дисциплинарный проступок), на федерального государственного служащего могут налагаться руководителем государственного органа, принимающим решение о назначении на должность или увольнении с должности, следующие дисциплинарные взыскания:
замечание;
выговор;
строгий выговор;
предупреждение о неполном служебном соответствии;
увольнение с замещаемой должности федеральной государственной службы.
2. Федеральный государственный служащий, совершивший дисциплинарный проступок, может быть временно, но не более чем на один месяц, до решения вопроса о привлечении его к дисциплинарной ответственности, отстранен от замещаемой должности федеральной государственной службы с сохранением на этот период денежного содержания.
Отстранение федерального государственного служащего oт замещаемой должности федеральной государственной службы в этом случае производится соответствующим руководителем государственного органа.
3. Дисциплинарные взыскания налагаются на федерального государственного служащего независимо от привлечения его к материальной, административной или уголовной ответственности.
Статья 49. Порядок применения дисциплинарного взыскания
1. При применении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного федеральным государственным служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, предшествующая служба (работа) и поведение федерального государственного служащего.
2. До применения дисциплинарного взыскания от федерального государственного служащего должно быть затребовано письменное объяснение и проведена служебная проверка. Отказ от дачи объяснения не является препятствием для проведения служебной проверки и применения взыскания.
3. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни федерального государственного служащего или пребывания его в отпуске.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности - позднее двух лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается срок производства по уголовному делу.
4. За каждый дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
5. Руководитель федерального органа, применивший дисциплинарное взыскание, вправе снять его до истечения года со дня его применения по собственной инициативе, по заявлению федерального государственного служащего или представлению его непосредственного руководителя.
Статья 50. Обжалование наложения дисциплинарного взыскания
1. Федеральный государственный служащий вправе обжаловать наложение дисциплинарного взыскания (до строгого выговора включительно) в паритетную комиссию федерального органа, дисциплинарного взыскания в форме предупреждения о неполном служебном соответствии или увольнения - в соответствующий федеральный орган по разрешению споров, связанных с прохождением государственной службы, а также вправе обжаловать указанные действия в судебном порядке. Обжалование наложения взыскания во внесудебном порядке не является обязательным условием для соответствующего обращения в суд.
2. Срок рассмотрения жалобы федерального служащего о наложении взыскания паритетной комиссией федерального органа - две недели, федеральным органом по рассмотрению споров, связанных с прохождением государственной службы - один месяц. Указанный срок может быть увеличен в случае необходимости проведения служебной проверки или повторной служебной проверке, но не может превышать двух месяцев. О принятом по жалобе решении федеральный государственный служащий в 5-дневный срок информируется в письменной форме.
Статья 51. Служебная проверка
1. Служебную проверку по факту дисциплинарного проступка федерального государственного служащего проводит паритетная комиссия федерального органа.
2. Служебная проверка по факту дисциплинарного проступка, влекущего наложение дисциплинарного взыскания до строгого выговора включительно может быть проведена по решению паритетной комиссии федерального органа, принятому по жалобе федерального государственного служащего или по собственной инициативе.
3. Служебная проверка по факту дисциплинарного проступка, влекущего наложение дисциплинарного взыскания в форме предупреждения о неполном служебном соответствии или увольнения, проводится в обязательном порядке.
4. Повторная служебная проверка проводится по решению председателя паритетной комиссии в случае вновь открывшихся обстоятельств дела либо в случае направления материалов из федерального органа по разрешению споров, связанных с прохождением государственной службы.
Глава 10
Повышение квалификации и переподготовка (переквалификация)
федерального государственного служащего
Статья 52. Право федерального государственного служащего на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации
1. Федеральный государственный служащий имеет право на переподготовку (переквалификацию) за счет средств федерального бюджета в случае невозможности его трудоустройства в связи с ликвидацией федерального органа или сокращением его штата.
2. Федеральный государственный служащий имеет право на повышение квалификации за счет средств федерального бюджета по собственной инициативе. Указанным правом федеральный государственный служащий вправе пользоваться до достижения им возраста 55 лет - мужчины и 50 лет - женщины и не чаще одного раза в четыре года.
Статья 53. Повышение квалификации федерального государственного служащего
1. Повышение квалификации федерального государственного служащего осуществляется по мере необходимости, но не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в пять лет, в образовательных учреждениях высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, в том числе негосударственных и зарубежных.
Повышение квалификации федерального государственного служащего может осуществляться в форме стажировки в другом государственном органе, в учреждении или организации, в том числе за рубежом.
2. В зависимости от группы должностей федеральной государственной службы и формы обучения продолжительность повышения квалификации устанавливается от двух до шести недель с отрывом от службы и от шести недель до шести месяцев без отрыва от службы.
3. Повышение квалификации федерального государственного служащего за рубежом может осуществляться на основании соглашений, заключенных Правительством Российской Федерации, иными государственными органами и государственными органами иностранных государств, либо международными организациями и исключительно за счет средств федерального бюджета либо средств указанных органов и организаций.
Статья 54. Переподготовка (переквалификация) федерального государственного служащего
1. Переподготовка (переквалификация) федерального государственного служащего проводится:
в случае невозможности его трудоустройства в связи с ликвидацией федерального органа или сокращением его штата;
с согласия федерального служащего для замещения федеральной государственной должности другой специализации.
2. Переподготовка федерального государственного служащего организуется руководителем соответствующего государственного органа и проводится в образовательных учреждениях высшего профессионального или дополнительного профессионального образования.
3. Продолжительность переподготовки федерального государственного служащего устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, а ее конкретные сроки и формы определяются руководителем соответствующего государственного органа.
Статья 55. Гарантии федеральному государственному служащему во время повышения квалификации, прохождения переподготовки (переквалификации)
1. За федеральным государственным служащим, направляемым на повышение квалификации, переподготовку (переквалификацию) с отрывом от службы, сохраняются на весь период обучения замещаемая должность федеральной государственной службы, денежное содержание и иные предусмотренные законодательством выплаты.
2. При переезде федерального государственного служащего для повышения квалификации, переподготовки (переквалификации) в другую местность ему оплачиваются командировочные расходы за весь период обучения.
Глава 11
Прекращение федеральной государственной службы
Статья 56. Основания прекращения федеральной государственной службы
1. Основаниями прекращения федеральной государственной службы являются:
1) соглашение сторон;
2) истечение срока (часть 3 статьи 12);
3) перевод из федерального органа федерального государственного служащего, с его согласия, в другой федеральный орган или переход на выборную должность;
4) инициатива федерального государственного служащего;
5) инициатива руководителя федерального органа;
6) вступление в законную силу решения суда, исключающему возможность нахождения на федеральной государственной службе;
7) выход федерального государственного служащего из гражданства Российской Федерации либо приобретение им гражданства иностранного государства;
8) смерть федерального государственного служащего.
2. Федеральному государственному служащему при прекращении им федеральной государственной службы выдается справка о денежном содержании или денежном вознаграждении по форме, установленной для назначения пенсии за выслугу лет.
Статья 57. Увольнение по инициативе федерального государственного служащего
1. Увольнение по инициативе федерального государственного служащего осуществляется:
по собственному желанию федерального государственного служащего;
при выходе на государственную пенсию.
2. Федеральный государственный служащий вправе расторгнуть трудовой договор (контракт), предупредив об этом руководителя федерального органа письменно за две недели, а при выходе на пенсию - за два месяца.
3. В случаях когда заявление федерального государственного служащего об увольнении с замещаемой должности федеральной государственной службы по собственному желанию обусловлено невозможностью продолжения им службы (зачисление в учебное заведение, призыв или поступление на военную службу либо другие уважительные причины), руководитель федерального органа расторгает трудовой договор (контракт) в срок, о котором просит федеральный государственный служащий.
4. По истечении срока предупреждения об увольнении федеральный государственный служащий вправе прекратить службу, а руководитель федерального органа обязан обеспечить выдачу ему трудовой книжки либо иного документа, подтверждающего прохождение службы и расчет с ним.
Статья 58. Увольнение федерального государственного служащего по инициативе руководителя федерального органа
1. Трудовой договор (контракт), заключенный с федеральным государственным служащим может быть расторгнут руководителем федерального органа либо лицом, арственную должность Российской Федерации, лишь в случаях:
1) отказ федерального государственного служащего от предложения занять другую федеральную государственную должность и от предложения осуществить переподготовку (переквалификацию) в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением его штата;
2) восстановления по решению суда ранее уволенного федерального государственного служащего на данной должности федеральной государственной службы;
3) отказа от повышения квалификации либо от перевода на другую должность федеральной государственной службы по результатам аттестации;
4) систематического неисполнения федеральным государственным служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если к нему ранее применялись установленные настоящим Федеральным законом меры дисциплинарного взыскания;
5) однократного грубого нарушения должностных обязанностей федеральным государственным служащим, замещающим высшую должность федеральной государственной службы;
6) отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, не считая отпуска по беременности и родам, если не установлен более длительный срок сохранения замещаемой должности при определенном заболевании. За федеральными государственными служащими, утратившими трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, замещаемая должность сохраняется до восстановления трудоспособности или установления группы инвалидности, препятствующей продолжению службы на замещаемой должности;
7) совершения по месту службы хищения государственного имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;
8) наличия заключения медицинского учреждения о заболевании, препятствующем исполнению федеральным государственным служащим должностных обязанностей;
9) прогула;
10) появления на службе в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения;
11) в результате неудовлетворительного прохождения испытания;
12) по достижении федеральным государственным служащим предельного возраста нахождения на государственной службе.
2. Не допускается увольнение федерального государственного служащего по инициативе руководителя государственного органа в период временной нетрудоспособности (кроме увольнения в соответствии с пунктом 6 части 1 настоящей статьи) и в период пребывания в очередном отпуске.
Статья 59. Прекращение федеральной государственной службы после вступления в законную силу решения суда
Прекращение федеральной государственной службы осуществляется после вступления в законную силу:
1) приговора суда, которым федеральный государственный служащий осужден к наказанию, исключающему возможность нахождения на федеральной государственной службе, в том числе лишен права замещать должности федеральной государственной службы в течение определенного срока;
2) решения суда, которым федеральный государственный служащий признан частично либо полностью недееспособным, объявлен без вести пропавшим либо умершим.
Глава 12.
Денежное содержание федерального государственного служащего
и иные выплаты
Статья 60. Денежное содержание федерального государственного служащего
Денежное содержание федерального государственного служащего состоит из:
- должностного оклада;
- надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд;
- надбавки к должностному окладу за выслугу лет;
- надбавки к должностному окладу за особые условия (сложность, напряженность, секретность) службы;
- премий по результатам работы.
Статья 61. Должностной оклад федерального государственного служащего
1. Минимальный размер должностного оклада по младшей должности федеральной государственной службы, соответствующей наименьшему квалификационному разряду, равен 10 минимальных размеров оплаты труда.
Для каждой государственной должности федеральной государственной службы устанавливается минимальный и максимальный размер должностного оклада. Разница между максимальным и минимальным размерами должностного оклада не может быть менее 10 и более 15 процентов.
2. Разница между средними размерами должностных окладов по нижестоящей и вышестоящей должностям федеральной государственной службы не может быть менее 10 и более 15 процентов.
Статья 62. Надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд
1. Федеральному государственному служащему выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд, не превышающая 30% от среднего размера должностного оклада по государственной должности, соответствующей данному квалификационному разряду.
2. Размер указанной надбавки для каждого квалификационного разряда устанавливается Президентом Российской Федерации.
Статья 63. Надбавка к должностному окладу за выслугу лет
Федеральному государственному служащему устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, исчисляемая в зависимости от стажа государственной службы от должностного оклада, установленного федеральному государственному служащему, в следующем размере:
10 процентов - при стаже государственной службы от 1 до 5 лет;
15 процентов - при стаже государственной службы свыше 5 лет и до 10 лет;
20 процентов - при стаже государственной службы свыше 10 лет и до 15 лет;
25 процентов - при стаже государственной службы свыше 15 лет и до 20 лет;
30 процентов - при стаже государственной службы свыше 20 лет.
Статья 64. Надбавка к должностному окладу за особые условия службы
1. Федеральному государственному служащему устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы в случаях, если его деятельность связана с постоянным выполнением сложной и напряженной работы.
2. Надбавка к должностному окладу за особые условия службы устанавливается руководителем федерального органа в размере не менее 10 и не более 20 процентов от среднего размера должностного оклада по замещаемой федеральным государственным служащим должности.
Статья 65. Премирование федерального государственного служащего
1. Премирование федеральных государственных служащих производится по итогам службы за месяц (квартал) и за год, а также за выполнение особо важных заданий.
Порядок и условия премирования федеральных государственных служащих по итогам службы за месяц (квартал) и за год, а также за выполнение особо важных заданий утверждаются руководителем государственного органа по согласованию с профсоюзным органом.
Статья 66. Компенсации и иные выплаты федеральному государственному служащему
Законодательством Российской Федерации могут предусматриваться для федерального государственного служащего компенсации и иные выплаты.
Статья 67. Ежемесячная доплата к государственной пенсии федерального государственного служащего
1. Ежемесячная доплата к государственной пенсии федеральным государственным служащим устанавливается при наличии 12,5 лет стажа государственной службы у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 55% месячного денежного содержания федерального государственного служащего. Размер доплаты увеличивается на 3% месячного денежного содержания федерального государственного служащего за каждый полный год выслуги свыше установленной настоящим пунктом продолжительности стажа государственной службы, но сумма пенсии и доплаты не может превышать 80 процентов его месячного денежного содержания.
2. Месячное денежное содержание федерального государственного служащего для исчисления размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии определяется по должности, занимаемой им на день прекращения федеральной государственной службы или на день достижения возраста, дающего право на государственную пенсию по старости, по выбору лица, обратившегося за установлением доплаты к пенсии.
3. Размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии пересчитывается с соблюдением правил, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, при увеличении в централизованном порядке месячного денежного содержания по соответствующей должности федерального государственного служащего или при повышении государственной пенсии, с учетом которой установлен размер ежемесячной доплаты. Ежемесячная доплата к государственной пенсии пересчитывается со сроков, установленных для изменения государственной пенсии.
4. Ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается по заявлению лица, претендующего на доплату, решением руководителя федерального органа, в котором это лицо замещало государственную должность перед увольнением.
Раздел III
Разрешение споров и управление
Глава 13
Разрешение споров, связанных с федеральной государственной службой
Статья 68. Порядок разрешения споров, связанных с федеральной государственной службой
1. Разрешение споров, связанных с федеральной государственной службой осуществляется в административном или судебном порядке в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Административный порядок разрешения споров, связанных с федеральной государственной службой включает рассмотрение указанных споров паритетной комиссией по делам государственной службы соответствующего федерального органа и, в случае обжалования решения указанной комиссии, рассмотрение данных споров Советом по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации.
3. Разрешение спора в административном порядке не является обязательным предварительным условием для разрешения указанного спора в судебном порядке.
Статья 69. Паритетная комиссия по делам государственной службы
Для разрешения споров, связанных с федеральной государственной службой, в федеральном органе формируется паритетная комиссия по делам государственной службы, при этом одна половина членов комиссии назначается руководителем федерального органа, а другая ее половина - делегируется соответствующим профсоюзным органом.
Статья 70. Стороны спора и предмет рассмотрения
1. Сторонами спора, связанного с федеральной государственной службой и разрешаемого паритетной комиссией по делам государственной службы, могут быть:
федеральный государственный служащий;
руководитель федерального органа;
председатель конкурсной комиссии;
председатель аттестационной комиссии;
руководитель кадровой службы;
руководитель подразделения федерального органа, в котором работает федеральный государственный служащий;
непосредственный руководитель федерального государственного служащего.
2. Предметом рассмотрения паритетной комиссией может быть жалоба федерального государственного служащего по вопросам нарушения его прав при проведении конкурса на замещение вакантной должности, при проведении аттестации либо государственного квалификационного экзамена, при прохождении государственной службы, а также по другим вопросам, связанным с федеральной государственной службой.
Статья 71. Обжалование решений паритетной комиссии
Решения паритетной комиссии по делам государственной службы могут быть обжалованы сторонами в месячный срок в Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации либо в суд.
Глава 14
Управление федеральной государственной службой
Статья 72. Координация управления федеральной государственной службой и государственной кадровой политики
Координация деятельности по реализации задач, вытекающих из настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о государственной службе, а также разработка предложений, связанных с проведением и совершенствованием государственной кадровой политики, осуществляются Советом по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Статья 73. Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации
1. Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации является постоянно действующим федеральным органом по управлению федеральной государственной службой и координации управления государственной службой Российской Федерации.
2. Совет по вопросам государственной службы и государственной кадровой политики при Президенте Российской Федерации формируется в количестве 26 членов.
5 членов Совета - назначаются Президентом Российской Федерации;
5 членов Совета - назначаются Государственной Думой;
5 членов Совета - назначаются Советом Федерации;
5 членов Совета - назначаются Правительством Российской Федерации;
2 члена Совета - назначаются Конституционным Судом;
2 члена Совета - назначаются Верховным Судом;
2 члена Совета - назначаются Высшим Арбитражным Судом.
3. Положение о Совете по вопросам государственной службы и государственной кадровой политике при Президенте Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
Статья 74. Подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров
Подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров:
обеспечивает реализацию в государственном органе положений настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о государственной службе;
организует подготовку и оформление решений государственного органа или его руководителя, связанных с поступлением, прохождением и прекращением федеральным государственным служащим федеральной государственной службы;
осуществляет ведение личных дел федеральных государственных служащих;
обеспечивает проведение аттестации, квалификационных экзаменов, конкурсов при замещении должностей федеральной государственной службы;
анализирует уровень профессиональной подготовки федеральных государственных служащих, организует их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
проводит работу с кадровым резервом;
ведет реестр федеральных государственных служащих;
контролирует соблюдение законодательства Российской Федерации о государственной службе;
обеспечивает работы дисциплинарной комиссии;
консультирует федеральных государственных служащих по вопросам, связанным с федеральной государственной службой.
Раздел IV
Заключительные и переходные положения
Статья 75. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 76. Приведение нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.