Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Кушнаревой Н.В. на вступившее в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 90 Хасанского судебного района Приморского края - мирового судьи судебного участка N 91 того же судебного района от 18 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального казенного учреждения "Социальное партнерство" Славянского городского поселения Кушнаревой Натальи Васильевны,
УСТАНОВИЛА:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 90 Хасанского судебного района Приморского края - мирового судьи судебного участка N 91 того же судебного района от 18 июля 2023 года директор муниципального казенного учреждения "Социальное партнерство" Славянского городского поселения (далее - МКУ "Социальное партнерство", учреждение) Кушнарева Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Кушнарева Н.В. просит судебный акт отменить, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела, доводов жалобы, позволяет сделать следующие выводы.
Частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В силу положений статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится направление объектам контроля актов, заключений, представлений и (или) предписаний.
В соответствии с частью 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Согласно оспариваемому постановлению мирового судьи от 18 июля 2023 года, в период с 12 мая по 10 июня 2022 года Контрольно-счетным управлением Хасанского муниципального района Приморского края проведено контрольное мероприятие в отношении МКУ "Социальное партнерство" за 2019 - 2022 годы, по результатам которого председателем Контрольно-счетного управления Хасанского муниципального района Приморского края 4 июля 2022 года в адрес директора учреждения Кушнаревой Н.В. внесено представление N 71 от 4 июля 2022 года "Об устранении нарушений бюджетного и иного законодательства" (далее - представление N 71 от 4 июля 2022 года) сроком 30 дней, которое получено Кушнаревой Н.В. в день вынесения. Представление состояло из 12 пунктов, в том числе:
пункт 1 - рассмотреть представленный Отчет о контрольном мероприятии от 4 июля 2022 года N 24, применить меры ответственности к работникам МКУ "Социальное партнерство", виновным в допущенных нарушениях; принять организационные меры, направленные на исключение подобных нарушений в процессе дальнейшей деятельности;
пункт 3 - привести Учетную политику Учреждения в соответствие требованиям приказа Минфина Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 274н, в том числе предусмотреть ведение журнала операций N 4 (расчеты с поставщиками, подрядчиками); установить порядок выдачи в подотчет и списание денежных документов; определить нормы и порядок списания горюче-смазочных материалов в части, не урегулированной приказом Минтранса Российской Федерации от 24 июня 2003 года N 153 и распоряжением Минтранса Российской Федерации от 14 марта 2008 года N АМ-23-р (пункт 1 Отчета);
пункт 4 - привести регистры бухгалтерского учета в соответствие требованиям статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", приказов Минфина Российской Федерации от 1 декабря 2010 года N 157н, от 30 марта 2015 года N 52н, от 31 декабря 2016 года N 256н (журналы операций должны быть систематизированы по установленным видам документов, сшиты; документы, отражающие факты хозяйственной жизни, должны быть приобщены в регистры в хронологической последовательности и содержать подписи всех должностных лиц и работников в первичных учетных документах) (пункты 1, 5, 6, 28, 34-41 Отчета);
пункт 7 - во исполнение требований пункта 15 статьи 4, пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ и пункта 229 приказа Росархива Российской Федерации от 20 декабря 2019 года N 236 предусмотреть ведение журнала для накопления переписки по осуществлению закупок для нужд организации, в который, в том числе, приобщать запросы на коммерческие предложения для определения начальной (максимальной) цены контрактов/договоров и ответы на них (пункты 10, 13, 16, 17, 18 Отчета);
пункт 9 - во исполнение требований статьи 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации внести в реестры закупок договоры гражданско-правового характера, имеющие признаки трудовых отношений, указать в них индивидуальный код закупки (пункт 20);
пункт 10 - провести внеплановую инвентаризацию горюче-смазочных материалов, затраченных на выезд к месту соревнований, за период с 2019 года по настоящее время, привести первичные учетные документы, акты списания в соответствие требованиям приказов Минфина РФ от 1 декабря 2010 года N 157н, от 29 ноября 2017 года N 209н, приказа Минтранса Российской Федерации от 24 июня 2003 года N 153, распоряжения Минтранса Российской Федерации от 14 марта 2008 года N АМ-23-р и Учетной политике Учреждения (пункты 34-41 Отчета);
пункт 11 - провести внеплановую инвентаризацию канцелярской, сувенирной, наградной продукции, оргтехники и комплектующих частей к ней, привести первичные учетные документы, акты списания в соответствие требованиям статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", приказов Минфина Российской Федерации от 1 декабря 2010 года N 157н, от 30 марта 2015 года N 52н, от 31 декабря 2016 года N 256н (пункты 28-33, 42 Отчета);
пункт 12 - разместить на сайте Учреждения сведения и информацию, регламентированную пунктом 5.4 Устава (пункт 2 Отчета), а также содержало требование письменно сообщить в контрольный орган о принятых мерах.
3 августа 2022 года МКУ "Социальное партнерство" за подписью Кушнаревой Н.В. в адрес Контрольно-счетного управления Хасанского муниципального района был представлен ответ N 104.
При рассмотрении указанного ответа должностным лицом контрольного (надзорного) финансового органа сделан вывод о том, что вышеописанные пункты представления не выполнены, в связи с чем в отношении директора учреждения Кушнаревой Н.В. 11 августа 2022 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.
С законностью и обоснованностью изложенных в протоколе об административном правонарушении обстоятельств согласился мировой судья, признав Кушнареву Н.В. виновной в неисполнении в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля, назначив должностному лицу административное наказание, предусмотренное санкцией части 20 статьи 19.5 кодекса.
По делу об административном правонарушении, предусмотренном указанной нормой, выяснению подлежит вопрос о законности предписания (представления), за невыполнение которого в отношении лица возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении мировым судьей законность представления N 71 от 4 июля 2022 года проверена не была.
Согласно оспариваемому судебному акту от 18 июля 2023 года, мировой судья, сделав вывод о том, что Кушнаревой Н.В. 3 августа 2022 года не было выполнено в полном объеме означенное представление, уклонился от обсуждения его законности, сославшись на то, что его законность лицом, в отношении которого ведется производство по делу, не оспорена.
Вместе с тем из содержания судебного акта следует иное, а именно то, что Кушнарева Н.В. и ее защитники ссылались на незаконность выданного представления, но их возражения остались без внимания судьи.
В соответствии с копией вступившего в законную силу решения судьи Арбитражного суда Приморского края от 24 ноября 2023 года по делу N А51-15037/2022, представленной по запросу судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции, МКУ "Социальное партнерство" оспорило в арбитражный суд пункты 5, 6, 7, 8, 10, 11 представления N 71 от 4 июля 2022 года. Требования заявителя были удовлетворены частично, представление признано незаконным в части пунктов 5, 6, 8, 11. В удовлетворении требований заявителя об оспаривании представления в части пунктов 7 и 10 отказано.
Событие административного правонарушения, вмененное в вину Кушнаревой Н.В. и квалифицированное мировым судьей по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ, состоит, в том числе, в неисполнении пунктов 7, 10, 11 представления N 71 от 4 июля 2022 года.
Другая часть события административного правонарушения по настоящему делу состоит в неисполнении пунктов 1, 3, 4, 9, 12 властно-распорядительного акта органа финансового контроля, которые не были оспорены Кушнаревой Н.В. путем заявления самостоятельного иска в Арбитражный суд Приморского края.
Как указано выше, при рассмотрении дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении директора МКУ "Социальное партнерство" по части 20 статьи 19.2 КоАП РФ, мировой судья, нарушая установленные кодексом процессуальные требования, не стал входить в обсуждение вопроса о законности ни одного из 8 пунктов представления N 71 от 4 июля 2022 года (пункты 1, 3, 4, 7, 9, 10, 11, 12).
Отсутствие судебной проверки законности требований, изложенных в пунктах 1, 3, 4, 9, 12 представления N 71 от 4 июля 2022 года, при вынесении оспариваемого постановления не позволяет согласиться с обоснованностью выводов о виновном их неисполнении лицом, в отношении которого ведется производство по делу, в связи с чем выводы об этом подлежат исключению из постановления мирового судьи от 18 июля 2023 года.
Подлежат исключению суждения о виновном неисполнении Кушнаревой Н.В. пункта 11 представления N 71 от 4 июля 2022 года, в котором изложены требования, признанные Арбитражным судом Приморского края незаконными.
Вместе с тем, учитывая, что требования, изложенные органом муниципального финансового контроля в пунктах 7 и 10 представления N 71 от 4 июля 2022 года, были проверены Арбитражным судом Приморского края, признаны законными и обоснованными, их неисполнение также составило событие вмененного Кушнаревой Н.В. административного правонарушения, то следует признать, что Кушнарева Н.В. подлежит административной ответственности по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ.
Уменьшение объема нарушений, вмененных в вину Кушнаревой Н.В, не влечет снижение назначенного административного наказания, учитывая, что оно назначено в минимальном размере санкции части 20 статьи 19.5 кодекса.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 90 Хасанского судебного района Приморского края - мирового судьи судебного участка N 91 того же судебного района от 18 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении директора муниципального казенного учреждения "Социальное партнерство" Славянского городского поселения Кушнаревой Н.В. подлежит изменению путем исключения из него выводов о виновном неисполнении должностным лицом пунктов 1, 3, 4, 9, 12 представления N 71 от 4 июля 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
жалобу Кушнаревой Н.В. удовлетворить частично.
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 90 Хасанского судебного района Приморского края - мирового судьи судебного участка N 91 того же судебного района от 18 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального казенного учреждения "Социальное партнерство" Славянского городского поселения Кушнаревой Натальи Васильевны изменить, исключив из него выводы о виновном неисполнении пунктов 1, 3, 4, 9, 11, 12 представления председателя Контрольно-счетного управления Хасанского муниципального района Приморского края N 71 от 4 июля 2022 года "Об устранении нарушений бюджетного и иного законодательства".
В остальной части означенный судебный акт оставить без изменения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.