Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 12 октября 2010 г. по делу N А06-2692/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 7 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 16.06.2010 по делу N А06-2692/2010,
по заявлению открытого акционерного общества "Аэропорт Астрахань" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области о признании незаконным и отмене постановления от 29.04.2010 N 104 о назначении административного наказания по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 110000 рублей,
установил:
открытое акционерное общество "Аэропорт Астрахань" (далее - общество, ОАО "Аэропорт Астрахань") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 29.04.2010 N 104 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области (далее - Росприроднадзор, управление) о назначении административного наказания по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 110000 руб.
Решением от 16.06.2010 Арбитражный суд Астраханской области признал незаконным и отменил полностью постановление от 29.04.2010 N 104 Росприроднадзора.
Не согласившись с вынесенным по делу решением суда первой инстанции, управление подало кассационную жалобу, в которой просит отменить ранее вынесенный судебный акт.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Аэропорт Астрахань" возражала против удовлетворения кассационной жалобы, считая вынесенный по делу судебный акт законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив правильность применения судом первой инстанции при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как установлено материалами дела, в период с 05.02.2010 по 12.03.2010 управлением проведена плановая выездная проверка общества по соблюдению требований природоохранного законодательства.
Результатом проверки стало составление акта от 12.03.2010 N 12, а также был составлен протокол от 12.03.2010 N 26 о привлечении ОАО "Аэропорт Астрахань" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ. Рассмотрение материалов дела назначено на 23.03.2010 в 10 час. 15 мин.
В этот же день был составлен протокол N 25 с абсолютно аналогичным содержанием протоколу N 26, только в отношении инженера по охране окружающей среды ОАО "Аэропорт Астрахань" Шереметовой Е.Л. Материалы дела по этому протоколу назначены к рассмотрению на 23.03.2010 на 10 час. 00 мин.
В ходе проверки выявлено, что в период с 01.01.2010 по 26.02.2010 в результате обслуживания и ремонта автотранспорта, работающего на дизельном топливе, образовались и хранились на территории промплощадки N 1 ОАО "Аэропорт Астрахань" такие виды отходов, как топливные фильтры грубой очистки отработанные в количестве 6-ти штук, воздушные фильтры отработанные в количестве 2-х штук.
В нарушение статей 11, 18 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в период с 01.01.2010 по 26.02.2010 отработанные фильтры хранились без соответствующего лимита и разработанного в установленном порядке проекта нормативов образования отходов.
В нарушение частей 2, 3 статьи 14 Закон N 89-ФЗ, пунктам 2.2, 2.3, 2.7 Порядку организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 N 570 ОАО "Аэропорт Астрахань" не представило документы, подтверждающие отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей среды, на основании которых были согласованы паспорта опасных отходов на вышеуказанные виды отходов.
В нарушение части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьи 11 Закона N 89-ФЗ при осмотре территории 12.03.2010 выявлено мозаичное захламление территории отходами производства и потребления 4-5 классов опасности: отходы бумаги, пластиковые бутылки, пищевые отходы, покрышки, шины отработанные, металлолом и другие.
23.03.2010 Управление, рассмотрев протокол об административном правонарушении N 25 от 12.03.2010 г., составленный не в отношении общества, а в отношении инженера по охране окружающей среды Шереметовой Е.Л., вынесло постановление N 51, которым по неуказанным причинам признало виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ не Шереметову Е.Л., а ОАО "Аэропорт Астрахань".
На основании протеста Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры Управление 14.04.2010 вынесло Решение, которым отменило постановление от 23.03.2010 N 51 и направило дело на новое рассмотрение.
При этом основанием к отмене явилось отсутствие в действиях ОАО "Аэропорт Астрахань" нарушения в части правильности оформления документов, подтверждающих класс опасности отходов, так как эти действия возложены на органы Ростехнадзора. Также указано, что перечисленные инспектором нарушения в части мозаичного захламления территории предприятия отходами не могут быть поставлены в вину, так как нормы являются отсылочными и без указания конкретной нормы материального права не может наступить административная ответственность.
Определением от 14.04.2010 инспектор Савинцева Е.К., рассмотрев Решение Росприроднадзор об отмене постановления N 51, а также рассмотрев протокол об административном правонарушении N 26 от 12.03.2010, назначила рассмотрение дела на 29.04.2010 на 10 час. 00 мин.
29.04.2010 управлением вынесено постановление N 104 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 110000 руб.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления от 29.04.2010 N 104 по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Отчетным годом признается последний день текущего года, то есть 31 декабря.
Отходы в виде топливных фильтров грубой отчистки, воздушных фильтров образовавшихся в результате ремонта автотранспортных средств, работающих на дизельном топливе, являются отходами текущего года, период их образования с 01.01.2010 по 26.02.2010.
Таким образом, подтвердить изменения своего производственного процесса и увеличение в связи с этим лимитов потребления и размещения отходов общество, следуя вышеприведенной норме закона, обязано не позднее 31.12.2010.
До указанного периода отсутствие утвержденных нормативов на вновь образованные отходы производства потребления и лимитов их размещения компенсируется платой как за сверхлимитное загрязнение с применением пятикратного повышающего коэффициента - пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.10.2008 N 14-07/6011.
При указанных обстоятельствах управление не имело существенных оснований для привлечения общества к административной ответственности. Вышеуказанные нормы обязывают юридических лиц разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на размещение отходов и ежегодно подтверждать неизменность технологического процесса сроком до конца года. В случае ОАО "Аэропорт Астрахань", технологический процесс претерпел изменения. Причем срок этого изменения приходится на начало 2010 года, и если следовать нормам закона, данные изменения общество должно путем корректировки в проект нормативов подтвердить до 31.12.2010.
В силу чего оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения кассационной жалобы - не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 16.06.2010 по делу N А06-2692/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 октября 2010 г. по делу N А06-2692/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании