Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 марта 2011 г. по делу N А55-11712/2010

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 29 марта 2011 г. по делу N А55-11712/2010
(извлечение)

 

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Геллион-ХХI век", г. Тольятти Самарской области,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по делу N А55-11712/2010,

по заявлению закрытого акционерного общества "Геллион-ХХI век" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти, о признании недействительным решения, с участием третьего лица: Инспекции Федеральной налоговой службы по N 31 по г. Москве,

установил:

закрытое акционерное общество "Геллион-XXI век" (далее - ЗАО "Геллион-XXI век", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области (далее - инспекция, регистрирующий орган) от 14.05.2010 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) необходимых для государственной регистрации документов; обязании регистрирующего органа принять решение об исключении ЗАО "Геллион-XXI век" из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и внести запись в ЕГРЮЛ о регистрации ЗАО "Геллион-XXI век" в связи с его ликвидацией согласно Закону о государственной регистрации.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 09.08.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011, в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Инспекция Федеральной налоговой службы по N 31 по г. Москве, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителя в суд не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие.

Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ЗАО "Геллион-XXI век" зарегистрировано в инспекции при создании в качестве юридического лица 14.02.2006, с присвоением ему основного государственного регистрационного номера (далее - ОГРН) 1067746273825, что подтверждается пунктами 24-26 Выписки из ЕГРЮЛ от 27.04.2010 N 3418.

1 февраля 2010 г. единственным акционером ЗАО "Геллион-XXI век" Полетаевым М.А. принято решение N 1: о ликвидации общества; назначении ликвидационной комиссии и его председателя; уведомлении о ликвидации общества инспекции, Пенсионного фонда, фонда обязательного медицинского страхования и всех кредиторов и утверждении порядка и сроков ликвидации общества.

Уведомление о принятом решении о ликвидации юридического лица, форма Р15001, уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего), форма Р15002, а также сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), конкурсном управляющем, форма Р15002 и сообщение от 01.02.2010 о реорганизации или ликвидации организации, форма С-09-4, направлены в инспекцию и получено им 02.02.2010 (регистрационный номер 302/2010), соответствующие записи в ЕГРЮЛ в отношении общества внесены за государственным регистрационным номером (далее - ГРН) 2106320049097, что подтверждается выпиской от 10.02.2010.

Сообщение о принятом решении о ликвидации ЗАО "Геллион-XXI век" опубликовано 10.02.2010 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 5 (261) за N 745. В сообщении указано, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 445044, г. Тольятти, ул. 70 лет Октября, д. 90, ком. 18. Данное обстоятельство подтверждено бланком-заявкой на публикацию сообщения от 02.02.2010 и сопроводительным письмом от 02.02.2010.

Решением акционера от 15.04.2010 N 2 утвержден промежуточный ликвидационный баланс от 15.04.2010, который направлен в регистрирующий орган уведомлением о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, форма Р15003 и получен им 20.04.2010, что подтверждено оттиском штампа.

Данное обстоятельство послужило основанием для внесения инспекцией в ЕГРЮЛ в отношении общества записи за ГРН 2106320118793, что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ от 27.04.2010.

Решением акционера от 06.05.2010 N 3 утвержден ликвидационный баланс.

В целях завершения регламентированной Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" процедуры добровольной ликвидации общества ликвидатором ЗАО "Геллион-XXI век" 06.05.2010 представлен в регистрирующий орган предусмотренный статьей 21 Закона о государственной регистрации пакет необходимых документов, а именно:

- подписанное заявителем-ликвидатором заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, форма Р16001. При этом в заявлении ликвидатор подтвердил, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации ЗАО "Геллион-XXI век", расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации данного общества согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

- ликвидационный баланс, утвержденный решением от 06.05.2010 N 3 акционера общества Полетаевым М.А.;

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

- справка Пенсионного фонда Российской Федерации N 922.

Данное обстоятельство подтверждено распиской от 06.05.2010 входящий N 3936 в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган, форма Р50005.

14 мая 2010 г. инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае не представления определенных Законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов, форма Р50001, которым отказано в государственной регистрации ЗАО "Геллион-XXI век", в связи с тем, что среди представленных для регистрации документов отсутствовали: заявление формы Р16001 (не исполнен пункт 6 заявления, а именно не завершены расчеты с кредиторами, имеется задолженность по платежам в бюджет).

Из содержания решения от 14.05.2010 об отказе в государственной регистрации юридического лица следует, что отказ в государственной регистрации ликвидации ЗАО "Геллион-XXI век" регистрирующий орган обосновывает ссылкой на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение инспекции соответствует Закону о государственной регистрации и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией последнее обязано представить в регистрирующий орган установленный данной нормой пакет документов, в том числе ликвидационный баланс, который должен содержать достоверные сведения.

Согласно пункту 3 статьи 22 Закона о государственной регистрации документы, предусмотренные статьей 21 Закона, представляются в регистрирующий орган только после завершения процедуры ликвидации, предусматривающей завершение расчетов с кредиторами.

Порядок ликвидации юридического лица определен статьей 63 ГК РФ, согласно которой ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторов.

В соответствии со статьей 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. В соответствии с промежуточным ликвидационным балансом ликвидационной комиссией производится выплата денежных сумм кредиторам в порядке и сроки, установленные законом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В силу пункта 4 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 НК РФ.

Согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Согласно статье 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Судами предыдущих инстанций сделан правильный вывод, что у ЗАО "Геллион-XXI век" на текущий период имеется задолженность по налогам, сборам, пени и штрафам в размере 9518643 руб., которая своевременно и с соблюдением установленного порядка предъявлена налоговыми органами к взысканию, но до настоящего времени обществом не уплачена, в связи с отсутствием денежных средств. Указанное обстоятельство подтверждено справками от 27.04.2010 N 294/1647, N 294/1648 об остатках денежных средств на счете организации, выданными АКБ "Интерпромбанк" по запросу инспекции и справкой АКБ "Интерпромбанк" от 11.05.2010 N 296/1845.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Учитывая установленные судом обстоятельства, которые в нарушение статьи 65 АПК РФ ЗАО "Геллион-XXI век" документально не опровергнуты, доказательства отсутствия задолженности у общества по налогам и сборам суду не представлены, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о правомерности оспариваемого решения инспекции об отказе в государственной регистрации ликвидации общества.

Судебные инстанции правомерно исходили из того, что представленный на регистрацию ликвидационный баланс не соответствовал в части уплаты обязательных платежей в бюджет, сведениям, имеющимся у инспекции, поскольку в нем отсутствовали сведения о наличии задолженности по обязательным платежам в бюджет.

Учитывая, что согласно части 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами, ликвидационный баланс общества, составленный 06.05.2010, не может считаться достоверным. Исходя из смысла статей 14 и 21 Закона о государственной регистрации, достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.

Поскольку достоверный ликвидационный баланс общества на государственную регистрацию ликвидации общества не был представлен, применение инспекцией подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации в качестве основания отказа в государственной регистрации является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Положенные в основу кассационной жалобы доводы проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.

Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по делу N А55-11712/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Геллион-ХХI век" - без удовлетворения.

Взыскать с закрытого акционерного общества "Геллион-ХХI век" в федеральный бюджет государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1000 рублей.

Поручить Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

АО было отказано в регистрации добровольной ликвидации из-за задолженности по налогам.

Суд счел непредставленным ликвидационный баланс. В части уплаты обязательных платежей в бюджет он не соответствовал сведениям, имеющимся у инспекции: в нем не было сведений о наличии задолженности по обязательным платежам в бюджет.

Между тем, согласно ч. 5 ст. 63 ГК РФ ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами. Поэтому представленный в налоговую ликвидационный баланс не может считаться достоверным. Исходя из смысла ст.ст. 14 и 21 Закона о государственной регистрации, достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без соблюдения которого государственная регистрация ликвидации невозможна.


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 марта 2011 г. по делу N А55-11712/2010


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании