Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 февраля 2008 г. N Ф09-337/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Пермглавснаб" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 10.09.2007 по делу N А50-11777/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции по охране окружающей природной среды Пермского края (далее - инспекция) от 13.08.2007 N 151 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 70000 руб.
Решением суда от 10.09.2007 в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить в части включения в объективную сторону совершенного обществом правонарушения факта отсутствия у общества лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ).
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена проверка соблюдения обществом природоохранного законодательства.
В ходе проверки инспекцией установлено, что основными видами деятельности общества являются оптово-розничная торговля продукцией и товарами, осуществление строительства объектов, выполнение функций заказчика по проектированию, строительству и техническому надзору объектов, рекламно-информационная, издательская деятельность, риэлтерская деятельность. При осуществлении названных видов деятельности образуются отходы 1-4 классов опасности для окружающей природной среды (отработанные люминесцентные трубки, отработанные свинцовые аккумуляторы, отработанные моторные масла, пневматические шины, мусор и прочие отходы). При этом инвентаризация отходов обществом не осуществляется, паспорта опасных отходов, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у общества отсутствуют.
По результатам проверки инспекцией составлены акт проверки от 13.07.2007, протокол об административном правонарушении от 30.07.2007, на основании которых вынесено постановление от 13.08.2007 N 151 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 70000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Данный вывод судов является правильным и соответствует обстоятельствам дела.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Из материалов дела видно, что обществом осуществляется временное складирование образующихся в процессе его производственной деятельности отходов.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; исполнять иные обязанности, возложенные на них названным Законом.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Обязательность и порядок паспортизации опасных отходов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" и приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".
Статьей 8.2 Кодекса установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Судами установлен, материалами дела подтвержден и обществом не оспаривается факт отсутствия у него на момент проверки паспортов опасных отходов, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также инвентаризации отходов.
При таких обстоятельствах правильным является вывод судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса.
Вместе с тем суд кассационной инстанции принимает довод общества об отсутствии у него обязанности иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
В силу ст. 9 Закона N 89-ФЗ, подп. 74 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона N 128-ФЗ введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Следовательно, представление лицензии при установлении лимитов на размещение отходов является обязанностью тех лиц, которые осуществляют деятельность непосредственно по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Из материалов дела следует, что в процессе производственной деятельности общества образуются отходы, относящиеся к 1-4 классам опасности. Обществом осуществляется их частичное накопление и временное хранение на своей территории в специально обустроенных местах до момента их передачи соответствующим лицензированным организациям, непосредственно занимающимся деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
Поскольку накопление и временное размещение отходов не являются целенаправленной самостоятельной деятельностью общества, обязанность иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов у общества отсутствует.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 10.09.2007 по делу N А50-11777/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2007 по тому же делу оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 8.2 Кодекса установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Судами установлен, материалами дела подтвержден и обществом не оспаривается факт отсутствия у него на момент проверки паспортов опасных отходов, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также инвентаризации отходов.
При таких обстоятельствах правильным является вывод судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса.
...
В силу ст. 9 Закона N 89-ФЗ, подп. 74 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона N 128-ФЗ введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 февраля 2008 г. N Ф09-337/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника