Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 31 мая 2011 г. N 8095
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Тарасовой И.В.
судей
Лебедева В.И., Савельевой М.Г.
при секретаре
Кургузовой Ю.М.
рассмотрела в судебном заседании 31 мая 2011 года дело N 2-668/10 по кассационной жалобе ООО на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 06 октября 2010 года по иску природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к ООО об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Тарасовой И.В., выслушав прокурора Костину Т.В., представителя ООО по доверенности Соловьеву Л.А., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Природоохранный прокурор города Санкт-Петербурга обратился в суд с иском к ООО об обязании совершить определенные действия. Первоначально просил обязать ответчика получить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение и составить паспорт отхода IV класса опасности (мусор от бытовых помещений организации несортированный) до 01.04.2010. Уточнив исковые требования, просил установить 30-дневный срок после вступления решения суда в законную силу для совершения указанных действий. В обоснование исковых требований указывал на то обстоятельство, что природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга при проведении проверки в порядке надзора ООО было обнаружено нарушение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, выразившиеся в отсутствии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отсутствие паспорта на отходы IV класса опасности, образующиеся в результате хозяйственной деятельности общества. Нарушения, выявленные в ходе проверки соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, противоречат требованиям ст. 11 ФЗ "Об охране окружающей среды", негативно воздействуют на состояние здоровья населения, среду обитания, тем самым ставят под угрозу жизнь и здоровье людей.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 12 мая 2010 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 06 июля 2010 года решение суда отменено, дело направлено на повое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Прокурор отказался от исковых требований в части обязания ответчика составить паспорт отхода IV класса опасности образующийся в результате хозяйственной деятельности общества.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 06 октября 2010 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд обязал ООО получить в установленном законом порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. С ответчика в доход государства взыскана госпошлина в размере ... руб.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. Доводы жалобы сводятся к критике выводов суда, указывается на неправильное применение материального закона и на нарушение судом норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает решение суда подлежащим изменению в части размера госпошлины, определенной ко взысканию с ответчика в доход государства.
Удовлетворяя исковые требования природоохранного прокурора суд, на основании положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что в результате хозяйственной деятельности ООО образуются отходы потребления 4-го класса опасности, в связи с чем, ответчиком в 2010 году и был оформлен соответствующий паспорт опасного отхода. При этом у ответчика отсутствуют лимиты на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, выдаваемые уполномоченным государственным органом исполнительной власти, что ответчиком не оспаривалось, т.е. нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ответчиком не устранены до настоящего времени.
Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается, считает его правильным, основанным на материалах дела и законе.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно ст. 24 ФЗ от 10.01.2002 года N 7 "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Положениями статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В силу ч.ч. 2-3 статьи 14 этого же закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Порядок проведения паспортизации опасных отходов определен Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 года "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов", согласно которого Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания: проводят работу по паспортизации опасных отходов.
Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ, паспорт опасных отходов является документом, который должен удостоверять принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, и содержать сведения об их составе. Паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с ними, установленных положениями ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Отсутствие паспорта опасных отходов служит препятствием к их транспортированию.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", которым утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с Правилами норматив образования отходов определяется установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
Согласно пункту 7 Правил для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов); проект нормативов образования отходов - и лимитов на их размещение; копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов).
В соответствии с пунктом 10 Правил территориальные органы уполномоченного органа в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных заявления и документов, принимают решение об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием), которое может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе плановой проверки ООО, на основании распоряжения N... от 01.12.09 года, выявлены нарушения обязательных требований: ООО осуществляет свою деятельность без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; на отход IV класса опасности, образующийся в результате хозяйственной деятельности общества, не составлен паспорт; плата за негативное воздействие на окружающую среду внесена с нарушением сроков.
В связи с указанными выявленными нарушениями требований норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды ответчику было выдано предписание от 23.12.09 года об устранении допущенных нарушений, генеральный директор ООО привлечен к административной ответственности в виде штрафа за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 8.2 и 8.41 КоАП РФ (л.д. 20-21).
По данным Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга штраф правонарушителем уплачен.
Согласно справкам ООО1 в 2009 году с территории ООО2, помещения которого на основании договора аренды от 02.02.09 года занимает ООО, вывезены твердые бытовые отходы (л.д. 5-9).
Ответчиком в 2010 году был оформлен соответствующий паспорт опасного отхода (л.д. 125-127).
При этом у ответчика по настоящее время отсутствуют лимиты на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, выдаваемые уполномоченным государственным органом исполнительной власти, указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Судом обоснованно не приняты во внимание доводы ответчика об отсутствии у последнего обязанности получать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, поскольку подобные доводы прямо противоречат требованиям ст. 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления", на нормах действующего законодательства в области охраны окружающей среды не основаны.
Согласно пункту 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.00 года за N 461 и принятых во исполнение требований ст. 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами (далее соответственно - индивидуальные предприниматели, юридические лица), на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - уполномоченный орган), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Исходя из смысла вышеперечисленных норм, следует, что при наличии оформленного паспорта отхода потребления 4-го класса опасности, оснований для освобождения ответчика от установленной законом обязанности по разработке проектов и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не имеется.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований природоохранного прокурора.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с размером государственной пошлины, определенной ко взысканию с ответчика в доход государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Положения статей 8 и 333.16 и подпункта 36 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования означают, что государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В силу п.п. 3 п. 1 указанной статьи при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере 200 рублей.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд, при определении суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию в доход государства, должен был руководствоваться размером государственной пошлины, установленной подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ для физических лиц, обращающихся с исковым заявлением имущественного характера, не подлежащего оценке, поскольку прокурором иск был заявлен в интересах неопределенного круга лиц.
При указанных обстоятельствах решение суда в части взыскания госпошлины подлежит изменению.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 06 октября 2010 года в части взыскания с ООО государственной пошлины в доход федерального бюджета изменить, изложить в следующей редакции:
"Взыскать с ООО в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере ... рублей".
В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 31 мая 2011 г. N 8095
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)