Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 апреля 2010 г. N Ф07-3677/2010 по делу N А42-2083/2008 Учитывая, что апелляционным судом дело по существу не пересматривалось, то определение суда отменено, дело направлено в апелляционный суд для рассмотрения заявления Инспекции о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 апреля 2010 г. N Ф07-3677/2010 по делу N А42-2083/2008

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Морозовой Н.А., Никитушкиной Л.Л.,

при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области Муратшаева Д.В. (доверенность от 18.05.2009 N 40-14-43/4281), Шульги Д.А. (доверенность от 29.12.2009 N 01-14-38-05/14903), от открытого акционерного общества "Мурманский траловый флот" Блохиной О.В. (доверенность от 31.01.2010 N 400), Иванова М.Ю. (доверенность от 01.04.2010 N 463),

рассмотрев 27.04.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 по делу N А42-2083/2008 (судьи Семиглазов В.А., Загараева Л.П., Третьякова Н.О.),

установил:

открытое акционерное общество "Мурманский траловый флот" (далее - Общество, ОАО "МТФ") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - Инспекция) от 29.12.2007 N 25 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений в части доначисления 1 494 777 руб. налога на прибыль, 17 399 руб. пеней по налогу на прибыль и 324 769 руб. штрафа за неуплату названного налога, 645 850 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 517 руб. пеней по НДС, а также 35 973 руб. пеней и 5 788 руб. штрафа в связи с невыполнением обязанностей налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет НДС.

Решением суда от 31.10.2008 оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части доначисления налога на прибыль и НДС за 2004 год, пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 и статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по эпизодам, связанным с исключением из состава расходов амортизационных отчислений по судну М-0078 (М-0698) СТМ "Hunter" в сумме 269 452 руб., исключением расходов по аренде недвижимого имущества у ООО "Перспектива-Стабильность" в размере 3 527 535 руб., безвозмездно отпущенной сторонним организациям рыбопродукции в размере 635 699 руб., увеличением внереализационных доходов на сумму положительных курсовых разниц в размере 28 524 823 руб. и внереализационных расходов на сумму отрицательных курсовых разниц в размере 30 320 377 руб. по непогашенным валютным обязательствам, увеличением выручки от стоимости услуг по агентированию судов, а также с сумм агентского вознаграждения, выплаченного иностранным фирмам, в размере 1 784 256 руб. 11 коп. В остальной части в удовлетворении заявления ОАО "МТФ" отказано. Суд также обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Суд апелляционной инстанции постановлением от 04.02.2009 отменил решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования ОАО "МТФ" о признании недействительным оспариваемого решения Инспекции по эпизоду неправомерного доначисления 696 543 руб. НДС по услугам сдачи в тайм-чартер судов М-0058 "Новатор" и М-0060 "Андрей Пашков" и увеличения суммы налоговых вычетов в размере 50 694 руб. В указанной части оспариваемый ненормативный акт признан недействительным. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (далее - ФАС СЗО) от 13.05.2009 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2009 оставлено без изменения.

Инспекция обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ) с заявлением о пересмотре постановления ФАС СЗО от 13.05.2009 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2009 в части признания недействительным оспариваемого решения Инспекции по эпизоду неправомерного доначисления 696 543 руб. НДС по услугам сдачи в тайм-чартер судов М-0058 "Новатор" и М-0060 "Андрей Пашков" и увеличения суммы налоговых вычетов в размере 50 694 руб.

Определением ВАС РФ от 25.11.2009 N ВАС-11345/09 по делу N А42-2083/2008 Инспекции отказано в передаче дела в Президиум надзорной инстанции для пересмотра в порядке надзора постановления ФАС СЗО от 13.05.2009 и разъяснено право обратиться в установленном порядке с заявлением о пересмотре оспариваемых судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2009 N ВАС-6508/09 уже определена правовая позиция по вопросу об уплате НДС при реализации услуг по предоставлению в пользование морского судна по договору фрахтования на время с экипажем.

Инспекция 02.12.2009 получила определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре оспариваемого постановления по вновь открывшимся обстоятельствам

В качестве вновь открывшегося обстоятельства Инспекция ссылается на постановление Президиума ВАС РФ от 13.10.2009 N ВАС-6508/09, в котором определена правовая позиция по вопросу об уплате НДС при реализации услуг по предоставлению в пользование морского судна по договору фрахтования на время с экипажем.

Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 в удовлетворении заявления Инспекции о пересмотре постановления от 04.02.2009 по вновь открывшимся обстоятельствам отказано.

Инспекция обратилась с кассационной жалобой на определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010.

По мнению подателя жалобы, позиция, изложенная в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2009 N ВАС-6508/09, не может рассматриваться как ухудшающая положение налогоплательщика (подчиненной (слабой) стороны публичного правоотношения.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит определение апелляционного суда оставить без изменения.

В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Общества просили отклонить заявление, ссылаясь на отсутствие вновь открывшихся обстоятельств.

Суд кассационной инстанции считает, что определение подлежит отмене по следующим основаниям.

В данном случае основанием заявления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам Инспекция указывает изменение правоприменительной практики по спорам, связанным с уплатой НДС при реализации услуг по представлению в пользование морского судна по договору фрахтования на время с экипажем с учетом позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2009 N ВАС-6508/09, в котором определена правовая позиция по вопросу об уплате НДС при реализации услуг по предоставлению в пользование морского судна по договору фрахтования на время с экипажем.

В силу статьи 309 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в главе 37 названного Кодекса.

Основания для пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам исчерпывающе перечислены в статье 311 упомянутого Кодекса. К числу таких оснований согласно пункту 1 названной статьи относятся, в частности, существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю.

В соответствии с пунктом 5.1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 N 14,) по вновь открывшимся обстоятельствам может быть пересмотрен также судебный акт, оспариваемый заявителем в порядке надзора и основанный на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе принятого по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора. Установив данные обстоятельства при рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с частью восьмой статьи 299 АПК РФ выносит определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ, в котором указывает на возможность пересмотра оспариваемого судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.

Определением ВАС РФ от 25.11.2009 N ВАС-11345/09 по делу N А42-2083/2008 Инспекции было отказано в передаче дела в Президиум надзорной инстанции для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.05.2009 и разъяснено право обратиться в установленном порядке с заявлением о пересмотре оспариваемых судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2009 N ВАС-6508/09 уже определена правовая позиция по вопросу об уплате НДС при реализации услуг по предоставлению в пользование морского судна по договору фрахтования на время с экипажем.

Согласно части 1 статьи 312 АПК РФ заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам подается в арбитражный суд, принявший данный судебный акт, лицами, участвующими в деле, не позднее трех месяцев со дня открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра судебного акта.

Следовательно, апелляционный суд ошибочно указал, что рассматриваемое Постановление не является основанием для пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам, исходя из пункта 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам".

В пункте 5 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 21.01.2010 N 1-П от 21.01.2010 указано на "обязанность арбитражных судов исходить из того, что правовые позиции, сформулированные как в порядке абстрактного (по результатам обобщения практики) толкования законодательства Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, так и в связи с рассмотрением конкретного дела Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и рассчитанные на единообразное применение в делах со схожими фактическими обстоятельствами, действуют с обратной силой, - при наличии, однако, не допускающего произвольное придание истолкованному законоположению обратной силы специального указания Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и при условии, что такое указание не предопределяет решение компетентного арбитражного суда в процедуре возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам".

ВАС РФ в своем постановлении от 13.10.2009 N 6508/09 по делу N А51-7613/2008-4о-176 сформировал единообразие применения арбитражными судами правовых ном, изложенных в статье 148 НК РФ, касающихся определения места реализации услуг по сдаче в аренду судна с экипажем, то есть сформировал единообразие применения арбитражными судами нормы закона, а не придал обратную силу изложенной правовой позиции. С учетом постановления Президиума Пленума ВАС N 17 (в редакции от 14.08.2008). Поэтому обоснован вывод Инспекции, что при формировании единообразия правоприменительной практики указание в постановлении ВАС РФ на придание закону обратной силы не требуется.

Кроме того, позиция, изложенная в постановлении ВАС РФ от 13.10.2009 N 6508/09, не может ухудшать положение подчиненной (слабой) стороны публичного правоотношения, поскольку согласно пункту 3.2 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 21.01.2010 N 1-П "в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2008 года N 14 разъяснен процессуальный механизм, который с одной стороны, позволяет повысить эффективность института пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу, освобождая Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от рассмотрения дел, разрешение которых должно быть основано на уже выработанной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации правовой позиции, а с другой стороны, расширяет для лиц, участвующих в деле, возможность, обращаясь к данному Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации толкованию норм права, добиться защиты своего права или законного интереса в других арбитражных судах".

Кроме того, суд кассационной инстанции учитывает, что Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 21.01.2010 N 1-П принято после вынесения определения ВАС РФ от 25.11.2009 N ВАС-11345/09 по делу N А42-2083/2008 и постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2009 N ВАС-6508/09, в котором определена правовая природа определена правовая позиция по вопросу об уплате НДС при реализации услуг по предоставлению в пользование морского судна по договору фрахтования на время с экипажем.

Согласно части 1 статьи 317 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о пересмотре вступивших в законную силу решения, постановления, определения по вновь открывшимся обстоятельствам арбитражный суд или принимает решение, постановление об удовлетворении заявления и отмене ранее принятого им судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам или выносит определение об отказе в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам.

Учитывая, что апелляционным судом дело по существу не пересматривалось, то определение от 18.02.2010 следует отменить, дело направить в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения заявления Инспекции о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановления от 04.02.2009 по вновь открывшимся обстоятельствам по существу.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 по делу N А42-2083/2008 отменить.

Дело направить в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановления от 04.02.2009 по существу.

 

Председательствующий

Л.В. Блинова

Судьи

Н.А. Морозова

 

Л.Л. Никитушкина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 апреля 2010 г. N Ф07-3677/2010 по делу N А42-2083/2008


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника