Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 сентября 2013 г. N Ф02-4599/13 по делу N А33-20800/2011

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 сентября 2013 г. N Ф02-4599/13 по делу N А33-20800/2011

 

г. Иркутск

 

30 сентября 2013 г.

N А33-20800/2011

 

Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2013 года.

 

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Новогородского И.Б.,

судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Новиковой О.Н.,

при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Красноярского края путем использования систем видеоконференц-связи представителя федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" Позднякова В.В. (доверенность от 10.01.2013 N 01),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 7 марта 2013 года по делу N А33-20800/2011 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Щёлокова О.С.; суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Иванцова О.А., Морозова Н.А.),

установил:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" (ИНН 2463011853, ОГРН 1022402137460; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска (ОГРН 1042442190207, ИНН 2463069250; далее - инспекция) о признании недействительными решения от 06.10.2011 N 74 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 28.11.2011 N 12-0630 и требования от 06.12.2011 N 4656 об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 7 марта 2013 года заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2013 года решение суда первой инстанции изменено: оспариваемое решение инспекции в редакции решения управления и требование инспекции от 06.12.2011 N 4656 признаны недействительными в части доначисления и предложения уплатить единый социальный налог, зачисляемый в фонд социального страхования, в сумме 1 746 рублей, пени по данному налогу в сумме 70 рублей 86 копеек; земельный налог в сумме 44 480 653 рубля 4 копейки. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Инспекция, не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций в части удовлетворения заявленных требований по земельному налогу, обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.

Как указано в кассационной жалобе, налоговые обязательства учреждения в отношении земельного участка 24:50:0100443:56 за период 2007-2008 годов, указанные в оспариваемых решении и требовании, рассчитаны верно, в полном соответствии с Постановлением Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 N 44-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края" и подтверждены правоустанавливающими документами. У инспекции не было законных оснований использовать при исчислении налога и вынесении решения какую-либо другую кадастровую стоимость, отличную от представленной официальным письмом Управления Росреестра по Красноярскому краю от 28.12.2010 N 70-63/33219 и решением о подтверждении технической ошибки от 21.12.2010 N Ф24/10-1-18376.

Учреждение представило отзыв на кассационную жалобу инспекции, в котором заявило о своем согласии с обжалуемыми судебными актами в обжалуемой инспекцией части.

В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направила.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка учреждения по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.

По результатам налоговой проверки инспекцией составлен акт от 28.07.2011 N 60 и вынесено решение от 06.10.2011 N 74 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым учреждению доначислен в том числе земельный налог.

Инспекция установила неполную уплату земельного налога за 2007-2008 годы в связи с неправильным определением налоговой базы в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56, определив кадастровую стоимость спорного земельного участка на основании постановления Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 N 44-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края" в размере 1 989 923 951 рубля 70 копеек. Учреждение же исчислило земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 507 235 517 рублям.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 28.11.2011 N 12-0630 обжалуемое решение инспекции оставлено без изменения.

Требованием N 4656 по состоянию на 16.12.2011 учреждению предложено в срок до 26.12.2011 в добровольном порядке уплатить доначисленные по результатам выездной налоговой проверки суммы.

Считая, что решение инспекции от 06.10.2011 N 74 и требование N 4656 по состоянию на 16.12.2011 нарушают его права и законные интересы, общество обратилось с вышеуказанным заявлением в Арбитражный суд Красноярского края.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56.

Указанный земельный участок в 2004 году поставлен на кадастровый учет Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю с присвоением ему кадастрового номера 24:50:0100443:56, установлена категория земель "земли населенных пунктов, разрешенное использование: для взимания налоговой платы за землю". Площадь участка - 448 484,10 кв. м, кадастровая стоимость установлена в размере 507 235 517 рублей 10 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости земель - 1 131 рублей/кв. м.

Пунктами 1 и 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно пунктам 11 и 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для определения кадастровой стоимости земельного участка являются результаты государственной кадастровой оценки земель, которые утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 N 44-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов Красноярского края" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов Красноярского края согласно приложениям 1 и 2.

Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Красноярскому краю 15.11.2004 утверждена "Оценочная опись. Приложение "Акт определения кадастровой стоимости земельных участков", согласно которой земельному участку с кадастровым номером 24:50:01 00 443:0056 присвоена 7 группа видов использования земель, определен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка - 1 131 рубль/кв. м, установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 507 235 517 рублей 10 копеек. Оценка производилась на основании постановления Совета Администрации Красноярского края от 19.02.2003 N 44-П.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 507 235 517 рублей 10 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости 1131 рубль/кв. м были подтверждены Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю и налоговым органом при согласовании реестра для расчета земельного налога бюджетных учреждений на 2007 год, составленного главным распорядителем средств федерального бюджета - Федеральным агентством по образованию, в порядке, предусмотренном письмом Минфина Российской Федерации от 27.02.2007 N 02-03-09/448 "О представлении главными распорядителями средств федерального бюджета сводных реестров для расчета налога на имущество организаций и земельного налога на 2007 год по подведомственным бюджетным учреждениям".

Судами правомерно указано на несостоятельность довода инспекции о несоблюдении установленного порядка изменения вида разрешенного использования, поскольку, исходя из положений пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.

Данный вывод судов соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 и N 12919/11.

При этом суды обоснованно исходили из отсутствия доказательств наличия технической ошибки в определении удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости при постановке спорного земельного участка на кадастровый учет. В материалах дела отсутствуют доказательства наличия в сведениях кадастрового учета технической ошибки, поскольку внесенные в кадастр сведения соответствуют данным, указанным в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (постановление мэра города Красноярска от 14.10.1992 N 392, свидетельство на право пользования землей от 16.10.1992 N 339).

По состоянию на 2007 и 2008 годы расхождений в сведениях государственного кадастра недвижимости и правоустанавливающих документах на земельный участок не имелось, что свидетельствует об отсутствии кадастровой ошибки.

Инспекция не представила доказательства, свидетельствующие об изменении разрешенного использования спорным земельным участком.

Приведенные выводы подтверждаются вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 сентября 2012 года по делу N А33-3977/2012.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 08.08.2012 по делу N А33-17809/2011 признаны незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю по изменению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 с 1 131 рубля/кв. м на 4 437 рублей/кв. м, по изменению кадастровой стоимости земельного участка с 507 235 517 рублей 10 копеек на 1 989 923 951 рубль 70 копеек, внесению в государственный земельный кадастр измененных сведений об экономических характеристиках указанного земельного участка с момента их совершения - 21.11.2007.

Указанным судебным актом также признаны незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по внесению в государственный земельный кадастр сведений об удельном показателе кадастровой стоимости названного земельного участка в размере 4 437 рублей/кв. м и его кадастровой стоимости в размере 1 989 923 951 рубль 70 копеек, признано незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 21.12.2010 N Ф24/10-1-18376 "О подтверждении технической ошибки".

Исходя из изложенного, инспекцией не представлено доказательств наличия технической ошибки и изменения кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Следовательно, расчет земельного налога, произведенный инспекцией, признать обоснованным не представляется возможным.

При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств по данному делу.

Принимая во внимание то обстоятельство, что постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2013 года по делу N А33-20800/2011 решение Арбитражного суда Красноярского края от 7 марта 2013 года по тому же делу изменено, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что по результатам рассмотрения кассационной жалобы подлежит оставлению без изменения постановление суда апелляционной инстанции от 29 мая 2013 года, как основанное на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и принятое с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2013 года по делу N А33-20800/2011 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

И.Б. Новогородский

 

Судьи

А.Н. Левошко
А.И. Рудых

 

"Судами правомерно указано на несостоятельность довода инспекции о несоблюдении установленного порядка изменения вида разрешенного использования, поскольку, исходя из положений пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.

Данный вывод судов соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 и N 12919/11.

...

Приведенные выводы подтверждаются вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 сентября 2012 года по делу N А33-3977/2012.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 08.08.2012 по делу N А33-17809/2011 признаны незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю по изменению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 с 1 131 рубля/кв. м на 4 437 рублей/кв. м, по изменению кадастровой стоимости земельного участка с 507 235 517 рублей 10 копеек на 1 989 923 951 рубль 70 копеек, внесению в государственный земельный кадастр измененных сведений об экономических характеристиках указанного земельного участка с момента их совершения - 21.11.2007."

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 сентября 2013 г. N Ф02-4599/13 по делу N А33-20800/2011