город Иркутск |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А74-7696/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Соколовой Л.М., Сонина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Новиковой О.Н.,
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи представителей государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Черногорская межрайонная больница N 1" Сапожникова В.Д. (доверенность от 14.11.2017) и территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия Мосман Л.Ф. (доверенность от 09.01.2018) и Благун Л.Н. (доверенность от 09.01.2018),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Черногорская межрайонная больница N 1" и министерства здравоохранения Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 октября 2017 года по делу N А74-7696/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Коршунова Т.Г.; суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Севастьянова Е.В., Морозова Н.А.),
установил:
территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия (ИНН 1901016625, ОГРН 1021900532092; далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" с учетом изменения наименования (ИНН 1903004248, ОГРН 1021900700711, далее - учреждение) 1 013 717 рублей 41 копейки нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, 101 371 рубля 74 копеек штрафа, 69 337 рублей 93 копеек пени, пени с момента вынесения решения Арбитражного суда Республики Хакасия до момента фактического исполнения обязательств.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 1 августа 2017 года в качестве соответчика привлечено министерство здравоохранения Республики Хакасия (ИНН 1901017682, ОГРН 1021900521246, далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 октября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2017 года, исковые требования фонда удовлетворены частично: с учреждения в доход Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия взыскано 854 016 рублей 65 копеек, из них: 732 705 рублей 11 копеек нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, 73 270 рублей 51 копейка штрафа, 48 041 рубль 03 копейки пени, начисленных за период с 07 марта по 05 октября 2017 года. Суд постановил с 06.10.2017 года начисление пеней производить на сумму 732 705 рублей 11 копеек, исходя из процентной ставки, равной ключевой ставке, установленной Банком России, действующей на момент погашения задолженности, по день фактической оплаты. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. В удовлетворении исковых требований к министерству отказано. С учреждения в доход федерального бюджета взыскано 17 863 рубля государственной пошлины.
Учреждение и министерство, не согласившись с вышеуказанными судебными актами в части удовлетворения исковых требований, обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых ставят вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Согласно доводам, изложенным в кассационной жалобе учреждения, гистологическое исследование является прижизненным патолого-анатомическим исследованием, медицинской услугой и частью медицинской помощи, а именно диагностическим исследованием, необходимым для определения диагноза заболевания, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий. Проведение гистологических исследований пациентов патолого-анатомическими отделениями многопрофильных медицинских организаций законодатель намеренно отнес на финансирование из средств обязательного медицинского страхования, как часть медицинской помощи. Финансовое обеспечение указанных исследований должно осуществляться за счет средств ОМС и не может считаться нецелевым использованием средств фонда. Остальные услуги, оказываемые в патолого-анатомическом отделении, касаются трупов пациентов и напрямую к оказанию медицинской помощи не относятся.
Как следует из кассационной жалобы министерства, судами не учтено, что при оказании помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования проводятся гистологические и цитологические исследования в патологоанатомических отделениях пациентам (живым лицам) за счет средств обязательного медицинского страхования, включая заработную плату работникам патологоанатомического отделения. Патологоанатомические вскрытия умерших и связанные с этим исследования проводятся за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия.
Фондом представлен отзыв на кассационную жалобу учреждения, из которого следует о согласии фонда с судебными актами в обжалуемой учреждением и министерством части.
В судебном заседании представители учреждения и фонда поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзыве на жалобу.
Министерство о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направило, в связи с чем кассационные жалобы на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в его отсутствие.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и возражениях на жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, фондом проведены комплексные проверки деятельности учреждения за 2015 и 2016 годы, по результатам которых выявлено нецелевое использование учреждением средств обязательного медицинского страхования, а именно: нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере 247 990 рублей 09 копеек путем выплаты заработной платы помощнику врача-эпидемиолога, что отражено в акте проверки от 25.10.2016 N 33, и нецелевое использование учреждением средств обязательного медицинского страхования, в том числе в размере 765 727 рублей 32 копеек путем выплаты заработной платы помощнику врача-эпидемиолога за период октябрь - ноябрь 2016 года в размере 33 022 рублей 21 копейки и медицинским работникам патологоанатомического отделения в сумме 732 705 рублей 11 копеек, что отражено в акте проверки от 10.02.2017 N 4.
Фондом выданы учреждению предписания (требования) N Л-2793 об устранении выявленных нарушений и направлении в адрес фонда в срок до 21.11.2016 плана мероприятий по их устранению, о возврате на лицевой счет фонда средств, использованных не по назначению, в сумме 247 990 рублей 09 копеек, об уплате штрафа за нецелевое использование средств в размере 24 799 рублей 01 копейки, а также N Л-427 об устранении выявленных нарушений и направлении в адрес фонда в срок до 01.03.2017 плана мероприятий по их устранению, о возврате на лицевой счет фонда средств, использованных не по назначению, в сумме 765 727 рублей 32 копеек, об уплате штрафа за нецелевое использование средств в размере 76 572 рублей 73 копеек.
Неисполнение указанных предписаний в указанные в них сроки явилось основанием для обращения фонда в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением о взыскании средств, использованных не по целевому назначению, штрафа и пеней за нарушение срока возврата указанных средств.
Частично удовлетворяя исковые требования по эпизоду взыскания нецелевого использования учреждением средств обязательного медицинского страхования, возникшего в связи с выплатой заработной платы медицинским работникам патологоанатомического отделения, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нецелевого расходования денежных средств, а также неисполнения ответчиком требований фонда.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Суды правильно применили положения статей 3, 13, 14, 15, 20, 26, 30, 34, 35, 39, 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), статей 10, 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 3 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, пунктов 9.4, 9.15 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, пунктов 3.2.12, 3.3.15 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.07.2011 N 435.
Право фонда на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями вытекает из наличия у него полномочий по контролю над использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, а также обусловлено тем, что штраф подлежит зачислению в бюджет фонда и в дальнейшем используется на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ установлено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки; средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Учреждение вправе расходовать средства ОМС в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, Республики Хакасия, решениями Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Хакасия. Использование средств ОМС на цели, прямо не предусмотренные указанными нормативными правовыми актами, образует состав правонарушения в виде нецелевого использования средств фонда.
Пунктом 2.9.1. Территориальной программы на 2016 год установлено, что за счет средств ОМС предоставляются, в том числе, проведение гистологических и цитологических исследований пациентов патологоанатомическими отделениями многопрофильных медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе ОМС.
При этом перечень медицинской помощи и медицинских услуг, оказываемых за счет средств ОМС, указанный в пункте 2.9.1. Территориальной программы на 2016 год, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суды установили, что спорные услуги - проведение гистологического и цистологического исследования биоматериала не является самостоятельно страховым случаем. Указанные исследования входят в стандарт определенного вида медицинской помощи и, как дополнительная услуга, данные исследования в системе обязательного медицинского страхования не оплачиваются. Медицинские организации, осуществляя гистологические и цитологические исследованиями, с целью прижизненной диагностики заболеваний с помощью исследований биопсий и операционного материала, несут расходы, связанные с данными исследованиями за счет средств обязательного медицинского страхования.
Учитывая, что за счет средств обязательного медицинского страхования финансируется именно проведение гистологических и цитологических исследований пациентов патологоанатомическими отделениями, специалисты патологоанатомических отделений не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи, их деятельность направлена на проведение отдельных исследований, которые входят в стандарт оказания иных видов медицинской помощи, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили довод учреждения о том, что оплата труда врачей и медицинского персонала патологоанатомического отделения должна осуществляться за счет средств ОМС.
Финансовое обеспечение патологоанатомических отделений без выделения выполнения работы по данному направлению, согласно Территориальной программы, осуществляется за счет средств республиканского бюджета, включая оплату труда всех работников патологоанатомического отделения.
Следовательно, содержание данного структурного подразделения, в том числе, расходы по выплате заработной платы медицинским работникам патологоанатомического отделения медицинского учреждения за счет средств ОМС, является нецелевым использованием средств.
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что доводы, изложенные в кассационных жалобах, фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств по данному делу.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 октября 2017 года по делу N А74-7696/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
Л.М. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.