01 сентября 2011 г. |
N Ф09-5339/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Анненковой Г.В., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 3 (далее - фонд, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.03.2011 по делу N А76-24425/10 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Закрытое акционерное общество "ТеплоЭнергоРесурсы" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным бездействия фонда по непринятию решения о выделении средств на выплату работнику Захаровой С.Ю. пособия по беременности и родам в сумме 23 087 руб. 74 коп. по представленным 12.03.2010 документам, а также обязании фонда принять решение о выделении средств на выплату данному работнику пособия по беременности и родам в сумме 23 087 руб. 74 коп. (с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Решением суда от 09.03.2011 (судья Кунышева Н.А.) требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2011 (судьи Толкунов В.М., Иванова Н.А., Малышев М.Б.) решение суда в части обязания принять решение о выделении средств на выплату пособия по беременности и родам в сумме 23 087 руб. 74 коп. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По его мнению, судами не учтено, что Захарова С.Ю. в расчетном периоде с 01.12.2008 по 30.11.2009 заработка не имела, так как находилась в отпуске без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам, следовательно, при наступлении страхового случая (отпуск по беременности и родам) заработок не утратила, в связи с чем выделение средств на выплату пособия по беременности и родам в сумме 23 087 руб. 74 коп. противоречит ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) и подп. 1 п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Как следует из материалов дела, страхователь обратился в фонд с заявлением от 01.03.2010 о выделении средств на выплату Захаровой С.Ю. пособия по беременности и родам, произведенных обществом в связи с предъявлением Захаровой С.Ю. листка нетрудоспособности. Заявление направлено в адрес фонда по почте 12.03.2010, о чем свидетельствуют представленная в материалы дела копия описи вложения в ценное письмо, а также квитанция от 12.03.2010 о направлении почтовой корреспонденции.
Указанное заявление получено фондом согласно оттиску штампа на заявлении о возмещении расходов по обязательному социальному страхованию 18.03.2010, однако решение о выделении либо об отказе в выделении средств на выплату работнику пособия по беременности и родам в установленный срок фондом не было принято.
Общество, полагая, что бездействие фонда по непринятию решения о выделении средств на выплату работнику пособия по беременности и родам в сумме 23 087 руб. 74 коп. нарушает права и законные интересы страхователя, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования, суды исходили из отсутствия законных оснований для невынесения фондом решения о выделении либо об отказе в выделении средств на выплату страхового обеспечения, равно как и невозмещения задолженности в сумме 23 087 руб. 74 коп. по заявлению страхователя, в том числе при представлении им всех необходимых документов.
В соответствии с п. 3 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право запрашивать у страхователей документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов. Пунктом 4 ч. 1 указанной статьи предусмотрено право страховщика не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованный лицам, произведенным страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами.
При рассмотрении обращения страхователя за выделением средств на выплату страхового обеспечения на основании п. 4 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы, в этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. Решение о выделении средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
При этом указанная камеральная проверка проводится в случае выявления нарушений страхователем установленного порядка начисления и уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отделение. В этом случае Фонда истребует у страхователя дополнительные сведения, получает объяснения и документы, подтверждающие правильность указанных действий страхователя, либо принимает решение о проведении документальной выездной проверки страхователя (п. 8 Постановления ФСС РФ от 21.05.2008 N 110 "Об утверждении Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; далее - Постановление N 110).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду пункт 8 Методических указаний, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования РФ от 21 мая 2008 г. N 110
Страхователь, которому адресовано требование о представлении документов, обязан направить их в отделение (филиал отделения) Фонда в течение десяти дней со дня вручения соответствующего требования.
Документы представляются в виде заверенных надлежащим образом копий.
В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения (п. 5 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ).
При этом согласно п. 6 Постановления N 110 камеральная проверка при выделении средств страхователям проводится в течение 10 дней со дня представления страхователем всех необходимых документов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 6 Методических указаний, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования РФ от 21 мая 2008 г. N 110
Факт представления обществом всех необходимых документов, предусмотренных Перечнем документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 N 951н, фондом не оспаривается.
Судами установлено, что камеральная проверка представленных документов фондом не проведена, в обоснование чего он ссылался на невозможность ее проведения, поскольку в документах имелись противоречивые сведения, а именно: предоставленный расчет по ф.4-ФСС РФ был заполнен неверно, так как была указана задолженность за исполнительным органом Фонда на начало расчетного периода по единому социальному налогу на 01.01.2010, а не по страховым взносам на обязательное социальное страхование.
Кроме того, фонд в письменных пояснениях указал, что решение о выделении либо об отказе в выделении средств не принималось, поскольку обществом не представлены документы к проверке.
Между тем судами установлено, что доказательств направления в адрес страхователя требования о предоставлении документов в соответствии со ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ, п. 8 Постановления ФСС РФ от 21.05.2008 N 110 "Об утверждении Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" фондом не представлено.
Довод заявителя о том, что страхователь был извещен о невозможности проведения камеральной проверки на основании заявления о перечислении задолженности от 01.03.2010, а также по представленным документам, письмом от 26.03.2010 исх. N 01-16/07/2998, согласно которому страхователю было указано на необходимость представления документов, необходимых для проведения камеральной проверки, а также указано о возможности получения консультаций по вопросам выделения (возмещения) средств на выплату пособий, рассмотрен судами и признан неподтвержденным.
Суды пришли к выводу о то, что письмо от 26.03.2010 N 01-16/07/2998 не является ни требованием, подлежащим выставлению в соответствии с Законом N 225-ФЗ, поскольку в нем не установлен срок представления документов, и не указано на проведение камеральной проверки, ни решением, подлежащим принятию по результатам проверки, в соответствии со ст. 4.6 Закона N 225-ФЗ.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции доказательства вынесения решения о выделения либо об отказе в выделении средств на выплату страхового обеспечения, а также возмещения задолженности в сумме 23 087 руб. 74 коп. по заявлению общества от 01.03.2010, полученного фондом 18.03.2010, в материалы дела не представлены.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон, суды пришли к выводу о том, что бездействие фонда, выразившееся в непринятии решения о выделении средств на выплату работнику пособия по беременности и родам в сумме 23 0870 руб. 74 коп. по представленным обществом документам, либо об отказе в выделении средств на выплату страхового возмещения, не соответствует Закону N 255-ФЗ.
В ст. 13 Закона N 255-ФЗ установлено, что назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов (п. 1 ст. 10 Закона N 255-ФЗ).
Пункт 1 ст. 14 указанного закона определяет, что пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.
Средний дневной заработок для исчисления пособий по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за указанный выше период на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата (п. 3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
Судами признан подтвержденным факт наступления страхового случая и правильность арифметического расчета размера пособия по беременности и родам, представленного обществом в управление совместно с заявлением о возмещении расходов по обязательному социальному страхованию от 01.03.2010. Указанный факт не оспаривается фондом.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации установлена гарантия каждого на социальное обеспечение.
Среди основных принципов осуществления социального страхования в Российской Федерации ст. 4 Закона N 165-ФЗ закрепляет всеобщий обязательный характер социального страхования и доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона N 165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.
Страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
В п. 6 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (с изменениями), установлено, что среди его основных задач является обеспечение гарантированного государством пособия по беременности и родам.
Обеспечением по обязательному социальному страхованию (страховым обеспечением) является исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ст. 3 Закона N 165-ФЗ).
Согласно ст. 8 Закона N 165-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) к видам государственных пособий гражданам относятся, в том числе пособие по беременности и родам. При этом право на пособие имеют женщины, подлежащие государственному социальному страхованию (ст. 6 Закона N 81-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (ст. 22 Закона N 165-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Пунктом 5 данной статьи установлено, что для назначения и выплаты пособий в данном случае застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией в предусмотренных форме и в порядке.
На основании подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Судами на основании исследования представленных в материалы дела документов установлено следующее.
Захарова С.Ю. работает в обществе с 19.11.2008 на постоянной основе в должности директора. В расчетном периоде, предшествующем страховому случаю (с 01.12.2008 по 30.11.2009), находилась в отпуске без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам.
В подтверждение заявленного требования выделить средства на выплату Захаровой С.Ю. пособия по беременности и родам в сумме 23 087 руб. 74 коп. страхователем представлены: расчет по форме 4-ФСС РФ; расчет пособия по беременности и родам Захаровой С.Ю. по листку нетрудоспособности ВФ 5733143 за расчетный период с 04.12.2009 по 22.04.2010; заявление от 01.03.2010 о назначении пособия по беременности и родам Захаровой С.Ю.; заявление от 01.03.2010 о возмещении задолженности на 01.03.2010; больничный лист ВФ 5733143; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за 2010 г..; отчет о прибылях и убытках за 9 месяцев 2010 года; индивидуальные сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица за полугодие 2010 года.
Общая сумма пособия исчислена с учетом нахождения работника в отпуске по беременности и родам с 04.12.2009 по 22.04.2010.
Из содержания ст. 11, 273 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что лицо, назначенное на должность директора общества, является его работником, а отношения между обществом и директором, как работником, регулируются нормами трудового права. При этом Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит норм, запрещающих применение общих положений Кодекса к трудовым отношениям, когда происходит совпадение статуса работника и работодателя в одном лице.
В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения, которые возникают в результате избрания или назначения на должность директора общества, характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора, а потому в силу ст. 255, 256 Трудового кодекса Российской Федерации директор как работник имеет право на выплату рассматриваемого пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере.
Согласно ст. 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Из подп. 1 п. 1 ст. 1.2 Закона N 255-ФЗ следует, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (ст. 22 Закона N 165-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 10 Закона N 255-ФЗ установлено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.
Как определено п. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.
Данной статьей Закона N 255-ФЗ предусмотрена процедура исчисления названного пособия.
Расчет пособия по беременности и родам Захаровой С.Ю. осуществлен страхователем исходя из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента, а также с учетом того, что Захарова С.Ю. в расчетный период находилась в отпуске без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, в силу п. 11.1 которого предусмотрено, что в случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения). Застрахованным лицам, которым не установлены тарифная ставка, должностной оклад или денежное содержание (вознаграждение), за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, средний заработок определяется исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - исходя из минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
На основании ст. 128 Трудового кодекса Российской Федерации по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.
Отпуск без сохранения заработной платы, предусмотренный ст. 128 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно трудовому законодательству освобождением работника от работы не является.
Судами установлено, что обществом расчет размера пособия произведен в соответствии с названными требованиями.
Довод заявителя о том, что принятие решения о выделении средств обществу на выплату пособия по беременности и родам в сумме 23 087 руб. 74 коп. противоречит ст. 1 Закона N 165-ФЗ и подп. 1 п. 1 ст. 1.2 Закона N 255-ФЗ, поскольку в связи с наступлением страхового случая Захарова С.Ю. заработок не утратила, следовательно, не будет обеспечиваться такая цель законодательного регулирования выплаты данного вида социального пособия, как компенсация работнику утраченного заработка в связи с наступлением страхового случая, рассмотрен судами и признан несостоятельным.
Суды указали, что подп. 1 п. 1 ст. 1.2 Закона N 255-ФЗ речь идет о компенсации не только утраченного заработка, но и дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая. Кроме того, довод фонда не согласуется с положениями, изложенными в постановлении Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375.
Доказательства, свидетельствующие о злоупотреблении обществом правом на возмещение понесенных им расходов на цели социального страхования, отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.03.2011 по делу N А76-24425/10 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 3 - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н.Токмакова |
Судьи |
Г.В.Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя о том, что принятие решения о выделении средств обществу на выплату пособия по беременности и родам в сумме 23 087 руб. 74 коп. противоречит ст. 1 Закона N 165-ФЗ и подп. 1 п. 1 ст. 1.2 Закона N 255-ФЗ, поскольку в связи с наступлением страхового случая Захарова С.Ю. заработок не утратила, следовательно, не будет обеспечиваться такая цель законодательного регулирования выплаты данного вида социального пособия, как компенсация работнику утраченного заработка в связи с наступлением страхового случая, рассмотрен судами и признан несостоятельным.
Суды указали, что подп. 1 п. 1 ст. 1.2 Закона N 255-ФЗ речь идет о компенсации не только утраченного заработка, но и дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая. Кроме того, довод фонда не согласуется с положениями, изложенными в постановлении Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375.
...
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.03.2011 по делу N А76-24425/10 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 3 - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2011 г. N Ф09-5339/11 по делу N А76-24425/2010
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16949/11
16.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16949/11
01.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5339/2011
18.05.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4108/11