Екатеринбург |
|
07 февраля 2014 г. |
Дело N А60-14237/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О.В.,
судей Сирота Е.Г., Пановой Л.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красноуральский химический завод" (ИНН: 6671314743, ОГРН: 1106671005352; далее - общество "КХЗ") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.07.2013 по делу N А60-14237/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "КХЗ" - Бирюков В.В. (доверенность от 09.01.2014).
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал Красноуральск" (ИНН: 6672307322, ОГРН: 1096672020290; далее - общество "Водоканал Красноуральск") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "КХЗ" о взыскании 3 722 811 руб. 48 коп. задолженности за оказанные в период с 22.08.2011 по 22.09.2011 и с 01.11.2011 по 30.04.2012 услуги водоснабжения (с учетом уточнения исковых требований, принятых судов в предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Энергия г. Красноуральск" (далее - общество "ЖКХ-Энергия г. Красноуральск"), открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт" (далее - общество "Свердловэнергосбыт"), общество с ограниченной ответственностью "Гамма XXI" (далее - общество "Гамма XXI").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.07.2013 (судья Артепалихина М.В.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2013 (судьи Назарова В.Ю., Шварц Н.Г., Масальская Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "КХЗ" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы полагает, что судами не применены подлежащие применению положения ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, неправомерно принят составленный обществом "Водоканал Красноуральск" в одностороннем порядке и документально не подтвержденный расчет стоимости поставленного ресурса (питьевой воды), необоснованно отклонены представленные обществом "КХЗ" контррасчеты, не дана надлежащая правовая оценка всем представленным доказательствам, сделаны противоречивые выводы относительно характеристик поставляемого ресурса, применены нормы права, утратившие силу к моменту рассмотрения дела, допущены арифметические ошибки в расчетах.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общество "Водоканал Красноуральск" оказывает услуги водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Красноуральск.
При отсутствии заключенного договора общество "Водоканал Красноуральск" в периоды с 22.08.2011 по 22.09.2011 и с 01.11.2011 по 30.04.2012 поставляло обществу "КХЗ" питьевую воду. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Ссылаясь на наличие на стороне общества "КХЗ" задолженности по оплате поставленной питьевой воды в сумме 3 722 811 руб. 48 коп., общество "Водоканал Красноуральск" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о доказанности факта потребления обществом "КХЗ" питьевой воды в указанном обществом "Водоканал Красноуральск" объеме и факта ненадлежащего исполнения обществом "КХЗ" обязанности по ее оплате, проверили представленный обществом "Водоканал Красноуральск" расчет и признали его корректным.
Выводы судов являются правильными, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и нормам действующего законодательства.
Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц.
Фактически сложившиеся правоотношения сторон, связанные со снабжением энергоресурсами через присоединенную сеть, верно квалифицированы судами как вытекающие из договора энергоснабжения (п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения абонентов (заказчиков) и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и(или) канализации населенных пунктов на момент спорных правоотношений были урегулированы Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Согласно п. 32, 33, 44, 88 указанных Правил абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод. Количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных названными Правилами. Учет полученной воды или сбрасываемых сточных вод, ведение и хранение необходимой документации по учету, выполнение расчетов и составление отчетных документов по определению количества, полученной воды (сброшенных вод) за расчетный период осуществляется абонентом.
Судами установлен и обществом "КХЗ" не оспаривается факт отсутствия у него прибора учета.
Согласно п. 77 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за потребление питьевой воды без средств измерений, с неисправными приборами или по истечении их межповерочного срока, с нарушением целости пломб на средствах измерений и при необеспечении абонентом представителю водопроводно-канализационного хозяйства доступа к узлу изменений производятся в соответствии с указанными Правилами, а количество отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод при этом определяется в соответствии с п. 57, за исключением случаев, предусмотренных п. 55 названных Правил.
При отсутствии как заключенного между сторонами договора на оказание услуг водоснабжения, так и установленного и введенного надлежащим образом в эксплуатацию прибора учета потребляемого обществом "КХЗ" ресурса суды пришли к верному выводу о необходимости определения объема ресурса расчетным методом.
Как установлено судами, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2013 по делу N А60-54914/2011 установлено, что между обществом "ЖКХ-Энергия г. Красноуральск" (предприятие) и обществом "Водоканал Красноуральск" (абонент) заключен договор на отпуск холодной воды от 30.04.2011 N 1, в соответствии с условиями которого предприятие обязалось подавать абоненту холодную воду, а абонент - соблюдать условия и режимы водопотребления, а также производить в установленные договором сроки и в полном объемы расчеты за полученную холодную воду. Точка поставки холодной воды абоненту - г. Красноуральск, ул. Дзержинского, 52 (п. 4.1 договора).
Согласно подписанному сторонами указанного договора акту допуска в эксплуатацию узла учета неподготовленной воды на водоводе, идущем на НФС пос. Пригородный, на границе эксплуатационной ответственности общества "Водоканал Красноуральск" и общества "ЖКХ-Энергия г. Красноуральск" установлен узел учета неподготовленной воды, который допущен в эксплуатацию 01.09.2011. Поставляемый объем неподготовленной воды поступает на насосно-фильтровальную станцию общества "Водоканал Красноуральск", которое осуществляет процесс водоподготовки и последующей поставки питьевой воды потребителям пос. Пригородный.
Также из решения суда по делу N А60-54914/2011 следует, что объем поставляемой питьевой воды определяется обществом "Водоканал Красноуральск" путем исключения из общего объема неподготовленной воды, поставленного в пос. Пригородный и зафиксированного прибором учета на границе эксплуатационной ответственности сетей общества "ЖКХ-Энергия г. Красноуральска" и общества "Водоканал Красноуральск", объема, потребленного населением и подтвержденного сведениями общества "Свердловэнергосбыт", действующего в соответствии с условиями агентского договора от N 08/326-КРЦ, объема потребления воды иными лицами, подтвержденного счетами на оплату и актами оказанных услуг с показаниями приборов учета, объема неподготовленной воды за октябрь 2011 года, предъявленного обществу "КХЗ" к оплате обществом "ЖКХ-Энергия г. Красноуральск" в соответствии со счетом-фактурой от 31.10.2011 N 1779, а также объема потребления воды обществом "Гамма XXI" для нужд горячего водоснабжения.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Как правильно указано судом апелляционной инстанции, преюдициальный характер носят установленные вступившим в законную силу судебным актом обстоятельства, которые входили в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу.
Учитывая обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А60-54914/2011, в том числе результаты проверки судами используемого обществом "Водоканал Красноуральск" при расчетах объема поставляемой воды метода, суды указали на корректность представленного в материалы данного дела аналогичного расчета объема воды, потребленной за спорные периоды.
Согласно представленному обществом "Водоканал Красноуральск" расчету обществу "КХЗ" в период с 22.08.2011 по 22.09.2011 поставлена питьевая вода в объеме 36717,18 куб. м; с 01.11.2011 по 30.11.2011 - 32134,80 куб. м; с 01.12.2011 по 30.04.2012 - 215281,83 куб. м.
Стоимость потребленного в указанных объемах ресурса рассчитана исходя из утвержденных тарифов: за периоды с 22.08.2011 по 22.09.2011 и с 01.11.2011 по 30.11.2012 - тарифа, утвержденного решением Думы городского округа Красноуральск от 15.06.2010 N 512 (11,64 руб./куб. м); за период с 01.12.2011 по 20.04.2012 - тарифа, утвержденного постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 19.10.2011 N 152-ПК "Об утверждении тарифов на холодную воду, горячую воду и водоотведение организациям коммунального комплекса в Свердловской области".
При этом доводы общества "КХЗ" о применении тарифа, не подлежащего применению к спорным правоотношениям, правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанции со ссылкой на положения ст. 7, 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 4.1. ч. 1 ст. 17 указанного закона в редакции, действовавшей до 27.07.2010, было установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В силу п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в редакции, действовавшей до 27.07.2010, органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 27.07.2010 N 237-ФЗ) внесены изменения в указанные законы, согласно которым регулирование тарифов на коммунальные ресурсы отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Таким образом, со дня вступления в силу указанного закона государственное регулирование тарифов, в том числе на услуги водоснабжения, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем нормативные акты об утверждении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, принятые органами местного самоуправления в рамках предоставленных им ранее полномочий до вступления в силу Закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ, подлежат применению до конца указанного в них срока.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
Учитывая, что решение от 15.06.2010 N 512 принято Думой городского округа Красноуральск до вступления в силу Закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ в пределах своих полномочий и с соблюдением установленного порядка, утвержденные этим нормативным актом тарифы подлежали применению. Указанное не противоречит позиции Региональной энергетической комиссии Свердловской области, изложенной в письме от 04.08.2011 N 03-18/4334.
Таким образом, при отсутствии заключенного договора на оказание услуг водоснабжения, учитывая, что у общества "КХЗ" отсутствует установленный и введенный надлежащим образом в эксплуатацию прибор учета, а в материалы дела не представлены доказательства потребления ресурса в объеме меньшем, чем определено обществом "Водоканал Красноуральск" расчетным путем, суд кассационной инстанции полагает вывод судов о доказанности факта потребления обществом "КХЗ" за спорные периоды питьевой воды в общем объеме 284133,81 куб. м правильным.
Кроме того, судами обоснованно применены: тариф, утвержденный решением Думы городского округа Красноуральск от 15.06.2010 N 512 (11,64 руб./куб. м), при расчете стоимости ресурса потребленного в периоды с 22.08.2011 по 22.09.2011 и с 01.11.2011 по 30.11.2012; тариф, утвержденный постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 19.10.2011 N 152-ПК, при расчете стоимости ресурса потребленного в период с 01.12.2011 по 20.04.2012.
Поскольку доказательств оплаты задолженности в сумме 3 722 811 руб. 48 коп. обществом "КХЗ" не представлено, суды правомерно удовлетворили исковые требования в полном объеме.
Представленный обществом "КХЗ" контррасчет рассмотрен и отклонен судами первой и апелляционной инстанций как не основанный на нормах права, документально не подтвержденный и не соответствующий установленным по делу обстоятельствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы относительно правильности расчета объема и стоимости потребленного ресурса ранее рассмотрены судами и отклонены, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления. Кроме того, указанные доводы по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В связи с тем, что определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.12.2013 заявителю была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до окончания рассмотрения кассационной жалобы, госпошлина подлежит взысканию с общества "КХЗ" в доход федерального бюджета в сумме 2000 руб.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.07.2013 по делу N А60-14237/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Красноуральский химический завод" в доход федерального бюджета 2000 руб. госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 27.07.2010 N 237-ФЗ) внесены изменения в указанные законы, согласно которым регулирование тарифов на коммунальные ресурсы отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Таким образом, со дня вступления в силу указанного закона государственное регулирование тарифов, в том числе на услуги водоснабжения, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем нормативные акты об утверждении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, принятые органами местного самоуправления в рамках предоставленных им ранее полномочий до вступления в силу Закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ, подлежат применению до конца указанного в них срока.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
Учитывая, что решение от 15.06.2010 N 512 принято Думой городского округа Красноуральск до вступления в силу Закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ в пределах своих полномочий и с соблюдением установленного порядка, утвержденные этим нормативным актом тарифы подлежали применению. Указанное не противоречит позиции Региональной энергетической комиссии Свердловской области, изложенной в письме от 04.08.2011 N 03-18/4334."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 февраля 2014 г. N Ф09-14488/13 по делу N А60-14237/2013