Екатеринбург |
|
29 августа 2018 г. |
Дело N А34-913/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Сухановой Н.Н., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 30.03.2018 по делу N А34-913/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области - Мохова В.В. (доверенность от 10.08.2018);
Управления Федерального казначейства по Курганской области - Рабинович И.И. (доверенность от 09.01.2017).
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Курганской области о признании недействительным представления от 28.12.2017 N 43-45-23/45-117 в части возложения на него обязанности произвести доплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении федеральных государственных гражданских служащих управления на сумму 114 603 руб. 20 коп., а также расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами на сумму 14 898 руб. 42 коп. и 34 610 руб. 18 коп. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 30.03.2018 (судья Шестакова Л.П.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 (судьи Костин В.Ю., Иванова Н.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области просит отменить указанные судебные акты, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы указывает на то, что в соответствии с подпунктом "а" статьи 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных Народным комиссариатом труда СССР 30.04.1930 N 169 (далее - Правила 169) полную компенсацию получают работники, проработавшие от 5 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие ликвидации предприятия или учреждения или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ; судами не учтено, что статья 28 Правил N 169 должна применяться в системной взаимосвязи со статьей 122 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ); в силу абзаца 1 статьи 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с указанным кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат данному кодексу; ТК РФ регламентирует порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (статья 122 ТК РФ) отличным от предусмотренного абзацами 1, 3 статьей 1 Правил N 169 способом, а именно: право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении 6 месяцев (а не по истечении 5 ) его непрерывной работы у данного работодателя; отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года (а не по истечении 5 со дня окончания предыдущего рабочего года) в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя; компенсация за второй рабочий год должна выплачиваться исключительно пропорционально отработанному времени; буквальное толкование статьи 28 Правил N 169 не позволяет сделать вывод о том, что право на полную компенсацию положено сотрудникам, проработавшим указанный срок в рабочем году работника, дающего право на отпуск; письма Роструда от 04.03.2013 N 164-6-1, от 09.08.2011 N 2368-6-1 разъясняют, что статья 28 Правил, предусматривающая выплату полной компенсации, применяется только в случае, если работник отработал в организации меньше года; компенсация за второй рабочий год должна выплачиваться исключительно пропорционально отработанному времени; противоположное мнение, изложенное в рекомендациях, утвержденных протоколом от 19.06.2014 N 2 по вопросу соблюдения норм трудового законодательства при расчете компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в связи с ликвидацией организации и сокращением штата работников, утверждённых на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей Федеральной службы по труду и занятости, Роструд отозвал письмом от 13.11.2015N 4053-ТЗ; об отзыве указанных рекомендаций управлением указывалось в судебном заседании суда апелляционной инстанции; толкование нормы в пользу выплаты полной компенсации является неверным, поскольку приводит к неравному положению (дискриминации) работников, которые использовали отпуск авансом за второй рабочий год и отработали в этом периоде более 5 месяцев и работников, которые не использовали отпуск и отработали менее 5 месяцев; работников, которые использовали отпуск полностью 28 дней и отработали в этом периоде менее 5 месяцев (удержания за неотработанные дни не производятся в соответствии с частью 2 статьи 137 ТК РФ) и работников, которые не использовали отпуск за второй рабочий год и отработали менее 5 месяцев.
По мнению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, ссылка судов на применение абзаца 4 статьи 2 Правил N 169 является необоснованной, поскольку пункт 2 данных Правил определяет порядок произведения удержаний за неотработанные дни отпуска и к спорным отношениям не относится, напротив, в соответствии с частью 2 статьи 137 ТК РФ удержания за неотработанные дни не производятся.
Заявитель жалобы указывает на то, что суды не приняли во внимание тот факт, что без фактического начисления и выплаты спорной суммы компенсации за неиспользованный отпуск отсутствует база для начисления платежей в бюджет (налога на доходы физических лиц, далее - НДФЛ) и страховых взносов.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области считает, что судами не были полностью исследованы полномочия Управления Федерального казначейства по Курганской области в рамках проводимой ревизии финансово-хозяйственной деятельности; исчерпывающий перечень полномочий содержится в пункте 6 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092); указанный перечень ограничен проверкой бюджетных полномочий, осуществляемых получателем средств федерального бюджета (контроль за исполнением бюджетного законодательства, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ, за соблюдением законодательства в сфере закупок и т.д.); ни одно из полномочий, указанных в пункте 6 Правил N 1092, не относится к проверке и анализу правильности начисления и выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении федеральных государственных гражданских служащих; полномочия по федеральному государственному надзору по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях осуществляет Государственная инспекция труда в Курганской области (пункт 10.1.1 приказа Федеральной службы по труду и занятости от 31.03.2017 N 174 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Курганской области").
Заявитель жалобы полагает, что ссылка судов на пункт 4.3 приказа Казначейства России от 29.12.2017 N 385 "Об утверждении Стандарта внутренней организации "Осуществление Федеральным казначейством полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений" является неправомерной, поскольку на момент составления акта выездной плановой ревизии (21.11.2017) и оспариваемого представления (28.12.2017) указанный приказ не действовал.
Управление Федерального казначейства по Курганской области представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам выездной плановой проверки Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (ревизия финансово-хозяйственной деятельности, включая проверку использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию государственных программ управлению) за 2015, 2016 годы. Управлением Федерального казначейства по Курганской области составлен акт от 21.11.2017 и выдано представление от 28.12.2017 N 43-45-23/45-117, согласно которому управлением допущено нарушение подпункта "а" статьи 28 Правил N 169 (пункт 1) в виде неполной выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении федеральных государственных гражданских служащих управления; в денежном выражении нарушение составило 114 603 руб. 20 коп.; установлено неполное поступление платежей в бюджет (НДФЛ в сумме 14 898 руб. 42 коп.) в связи с недоплатой денежной компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении федеральных государственных гражданских служащих управления, вменено нарушение пункта 1 статьи 209, пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2); недопоступление платежей в сумме 34 610 руб. 18 коп. во внебюджетные фонды (страховые взносы) в связи с неполной выплатой денежной компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении федеральных государственных гражданских служащих управления, вменено нарушение пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) (пункт 3).
В представлении от 28.12.2017 N 43-45-23/45-117 Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области предлагалось: рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения (пункт 1), произвести доплату денежной компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении федеральных государственных гражданских служащих управления на сумму 114 603 руб. 20 коп (пункт 2); произвести расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами на сумму 14 898 руб. 42 коп и 34 610 руб. 18 коп. (пункт 3); о результатах исполнения представления проинформировать Управление Федерального казначейства по Курганской области до 28.02.2017.
Полагая, что оспариваемое представление в оспариваемой части нарушает его права и законные интересы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды отказали в удовлетворении заявленного требования исходя из того, что оспариваемое представление выдано уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции; представление от 28.12.2017 N 43-45-23/45-117 в оспариваемой части является законным.
Выводы судов являются правильными, соответствуют законодательству и установленным фактическим обстоятельствам.
В силу статьи 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно статье 28 Правил N 169 при увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом, увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию. Полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие: а) ликвидации предприятия или учреждения или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ; б) поступления на действительную военную службу; в) командирования в установленном порядке в вузы, техникумы, на рабфаки, на подготовительные отделения при вузах и на курсы по подготовке в вузы и на рабфаки; в) переброски на другую работу по предложению органов труда или состоящих при них комиссий, а также партийных, комсомольских и профессиональных организаций; д) выяснившейся непригодности к работе. Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию. Таким образом, пропорциональную компенсацию получают работники, проработавшие от 5 до 11 месяцев, если они увольняются по каким-либо другим причинам, кроме названных (в том числе по собственному желанию), а также все работники, проработавшие менее 5 месяцев, независимо от причин увольнения.
Данный нормативный правовой акт не включен в перечень утративших силу отдельных законодательных актов, изложенный в статье 422 ТК РФ, а согласно абзацу 1 статьи 423 данного кодекса впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с указанным кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат данному кодексу.
На основании статьи 29 Правил N 169 полная компенсация выплачивается в размере среднего заработка за срок полного отпуска.
Таким образом, в случае если на момент увольнения в связи с сокращением штата работник проработал в организации более одного года, то он вправе получить полную компенсацию за неиспользованный отпуск за последний рабочий год при условии, что он имеет в этом периоде 5 и более месяцев "отпускного" стажа.
Судами установлено, что в отношении работников, указанных в представления от 28.12.2017 N 43-45-23/45-117, по которым компенсация за неиспользованный отпуск произведена пропорционально, работники уволены в связи с сокращением штатов (подпункт "а" статьи 28 Правил N 169), стаж всех этих работников составлял более 5 месяцев.
При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что компенсация за неиспользованный отпуск в отношении работников, уволенных в связи с сокращением штатов, в соответствии с положениями статьи 28 Правил N 169 подлежала исчислению и выплате Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в полном размере, а не пропорционально.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (действующего в спорный период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1статьи 5 указанного закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ (действовавшей в спорный период) база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчётный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
На основании пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ (действовавшего в спорный период) не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: а) с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; б) с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения; в) с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия; г) с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях; д) с увольнением работников, за исключением: компенсации за неиспользованный отпуск; суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка; е) с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников; ж) с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера; з) с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию; и) с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Выплата работникам каких-либо компенсаций в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон, нормы и размер такой выплаты нормативными актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления не предусмотрены.
Компенсация, предусмотренная в дополнительном соглашении к трудовому договору или в коллективном договоре и выплачиваемая работнику при увольнении по соглашению сторон, подлежит обложению страховыми взносами.
При таких обстоятельствах Управление Федерального казначейства по Курганской области правомерно возложило обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области по уплате недоимки по страховым взносам и НДФЛ.
Оспариваемое представление выдано уполномоченным органом в пределах установленной компетенции.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку исследованных судами доказательств, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 30.03.2018 по делу N А34-913/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Гусев |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.