Екатеринбург |
|
31 июля 2018 г. |
Дело N А34-12522/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Токмаковой А.Н., Поротниковой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Фефеловым Д.А., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области, кассационную жалобу Государственного учреждения - Курганского регионального отделения Фонда социального страхования (ИНН: 4501004324, ОГРН: 1024500515225; далее - Курганское региональное отделение ФСС, фонд социального страхования, заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 19.02.2018 по делу N А34-12522/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании Арбитражного суда Курганской области путем использования систем видеоконференц-связи принял участие представитель закрытого акционерного общества "Курганстальмост" - Кугаевский И.В. (доверенность от 01.08.2016).
Полномочия представителя проверены Арбитражным судом Курганской области.
Закрытое акционерное общество "Курганстальмост" (ИНН: 4501001235, ОГРН: 1024500512200; далее - ЗАО "Курганстальмост", общество "Курганстальмост") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к ГУ - Курганское региональное отделение ФСС о признании незаконным решения от 05.09.2017 N 1170128013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части взыскания штрафных санкций в сумме 5 417 руб. 38 коп., доначисления недоимки по страховым взносам в сумме 27 086 руб. 88 коп., начисления соответствующих сумм пеней в размере 1 217 руб. 81 коп.
Решением суда от 19.02.2018 (судья Григорьев А.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 (судьи Скобелкин А.П., Кузнецов Ю.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд социального страхования просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, представленным в материалы дела.
Курганское региональное отделение ФСС считает, что судами необоснованно не применена часть 1 статьи 7 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Федерального закона N 212-ФЗ).
Заявитель в кассационной жалобе приводит довод о том, что выводы апелляционного суда о неначислении страховых взносов на сохраняемый работодателем средний заработок в связи с предоставлением одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами четырех дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, не соответствуют положениям части 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ). Полагает, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ оплата четырех дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами признается объектом обложения страховыми взносами.
Курганское региональное отделение ФСС считает необоснованными ссылки судов на постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, поскольку указанное постановление принято при рассмотрении иных правоотношений.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Курганстальмост" указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы сводятся к переоценке обстоятельств дела, доказательств, представленных в материалы дела, в связи с чем просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании решения Курганского регионального отделения ФСС от 29.05.2017 N 1170128013 в отношении общества "Курганстальмост" проведена выездная плановая проверка за период 2014-2016 гг. правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд обязательного социального страхования Российской Федерации, о чем составлен акт выездной проверки от 09.08.2017 N 1170128013.
В ходе проверки установлено, что в 2015, 2016 годах ЗАО "Курганстальмост" занижена база для начисления страховых взносов по указанному виду страхования в размере 934 030 руб. 86 коп. на суммы среднего заработка работникам, выплачиваемого им за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, в связи с чем обществу "Курганстальмост" доначислена недоимка по страховым взносам в сумме 27 086 руб. 88 коп., начислены соответствующие суммы пеней размере 1 217 руб. 81 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения фондом решения от 05.09.2017 N 1170128013, которым ЗАО "Курганстальмост" привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату страховых взносов в результате занижения базы, в виде штрафа в сумме 5 417 руб. 38 коп., обществу "Курганстальмост" доначислена недоимка по страховым взносам в сумме 27 086 руб. 88 коп., также начислены пени в сумме 1 217 руб. 81 коп.
Полагая, что указанное решение является недействительным, нарушает права и законные интересы, ЗАО "Курганстальмост" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из несоответствия оспариваемого ненормативного акта требованиям действующего законодательства об обязательном социальном страховании.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно статье 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона).
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 указанного Федерального закона.
Согласно статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт "и" пункта 2 части 1 указанной статьи Закона).
Как следует из материалов дела, Курганское региональное отделение ФСС, привлекая ЗАО "Курганстальмост" к ответственности, пришло к выводу о том, что выплаты работникам сумм среднего заработка, выплачиваемого им за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми инвалидами, не входят в перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Вместе с тем согласно статьи 15 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
На основании статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В силу статьи 129 ТК РФ заработной платой (оплата труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В статье 164 ТК РФ определены гарантии как средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.
Государственное пособие - безвозмездная денежная выплата, выплачиваемая за счет государства.
Как следует из статьи 262 ТК РФ, одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства Фонда направляются, в том числе, на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Согласно указанных выше норм права, названные выплаты социального характера носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Данные выплаты не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами, а являются средством обеспечения социальной защиты соответствующих категорий граждан.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 14.05.2013 N 17744/12, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда и должны облагаться страховыми взносами.
В соответствии с определением Верховного суда от 09.02.2017 N 305-КГ16-19944 оплата дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми-инвалидами за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, не относится к категории вознаграждений за труд, а является средством обеспечения социальной защиты соответствующих категорий граждан и данные выплаты не подпадают под объект обложения страховыми взносами.
Из материалов дела следует из материалов дела и установлено судами, что ООО "Курганстальмост" предоставляло в проверяемый период своим работникам дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что, поскольку спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, в действиях общества "Курганстальмост" отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, судами правомерно удовлетворены заявленные ООО "Курганстальмост" требования.
С учетом изложенного доводы заявителя кассационной жалобы об обложении страховыми взносами выплат за дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами, судами рассмотрены и правомерно отклонены как основанные на ошибочном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Также, обжалуя судебные акты, фонд в обоснование своей позиции указывает на вступившую в законную силу с 01.01.2015 года редакцию части 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ), вместе с тем положения части 17 статьи 37 Закона N 213-ФЗ регулируют механизм возмещения работодателю из бюджета понесенных им расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми-инвалидами, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Данная норма Закона N 213-ФЗ не изменяет положения Законов N 212-ФЗ и N 125-ФЗ, определяющих объект обложения страховыми взносами. Не начисление работодателем страховых взносов с сумм оплаты дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми-инвалидами, свидетельствует об отсутствии у работодателя указанных расходов, и, как следствие, об отсутствии у фонда обязанности возместить работодателю эти расходы за счет средств бюджета, выделяемых фонду социального страхования, негативных последствий у которого в такой ситуации не возникает.
Таким образом, учитывая изложенное, приведенные Курганским региональным отделением ФСС в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) процессуального права. При этом, отклоняя каждый из доводов заявителя в отдельности, суды обеих инстанций установили все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права, дав им надлежащую правовую оценку, оснований для непринятия которой, у суда кассационной инстанции не имеется.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 19.02.2018 по делу N А34-12522/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Курганского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.