Екатеринбург |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А07-6213/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Полуяктова А.С., Соловцова С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление, истец) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.12.2018 по делу N А07-6213/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Янбулатов Р.З. (доверенность от 19.12.2018 N 4/135-18);
региональной общественной организации "Ассоциация охотников и рыболовов Республики Башкортостан" (далее - организация, ответчик) - Ковалев Д.С. (доверенность от 14.08.2019 N 033);
Министерства обороны Российской Федерации - Осипов А.А. (доверенность от 03.12.2018 N 207/4/9д).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к организации о запрещении охотхозяйственной деятельности и использования земельного (лесного) участка в кварталах 1-11; 14; 15; 17-44 Башкирского лесничества Минобороны России - филиала Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования Минобороны России в части границ, входящих в состав охотничьих угодий в соответствии с охотхозяйственными соглашениями от 14.12.2010 N 016, 017 (с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном положениями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), уточнения исковых требований).
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Башкортостан (далее - управления Росимущества).
Решением суда от 28.12.2018 (судья Напольская Н.Е.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что в силу положений пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны", Приказа Министра оброни Российской Федерации от 25.02.2014 N 110 "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Минобороны России" полномочия собственника в отношении лесов, переданных с целью постоянного использования для обеспечения нужд обороны, переданы Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Вместе с тем, ответчик с заявлением о получении земельного участка, переданного Министерству обороны Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования, в целях ведения охотхозяйственной деятельности не обращался. Использование ответчиком спорной территории препятствует собственнику осуществлять свои полномочия. При этом в отсутствии договора аренды лесных участков и разработанного в соответствии с ним проекта освоения лесов организацией не выполняются противопожарные и санитарные мероприятия (статья 53 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Заявитель также ссылается на то, что по решению межведомственной комиссии от 08.10.2015 N 1/МК на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" Башкирское лесничество входит в зону с особыми условиями использования (запретная зона). Таким образом, на указанной территории запрещается устройство стрельбищ и тиров, стрельба из всех видов оружия, а также использование взрывчатых устройств и пиротехнических изделий.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство обороны Российской Федерации поддерживает доводы учреждения.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) и долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 31.10.2005 серии ХХ N 6300, выданной Управлением Россельхознадзора по Республике Башкортостан, на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 25.10.2005 N 980-р между Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан и организацией (охотпользователь) 14.12.2010 заключено охотхозяйственное соглашение N 016, по условиям которого охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство, а другая сторона - администрация обязуется предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья согласно настоящему соглашению (пункт 1.1 соглашения).
Указанным соглашением сторонами согласованы, в том числе следующие условия: местоположение охотничьего угодья - Республика Башкортостан, Мишкинский район; в соглашении обозначены границы охотничьего угодья; площадь охотничьего угодья равна 31 337,47 га; срок действия настоящего соглашения составляет 49 лет (пункты 2.1-2.3, 7.1 соглашения).
На основании части 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ и долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 27.09.2006 серия О N 0001832, выданной Управлением Россельхознадзора по Республике Башкортостан, на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 26.12.2005 N 1269-р между Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан и организаций (охотпользователь) заключено охотхозяйственное соглашение от 14.12.2010 N 017, по условиям которого одна сторона - охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство, а другая сторона - администрация обязуется предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья согласно данному соглашению (пункт 1.1 соглашения).
Указанным соглашением сторонами согласованы: местоположение охотничьего угодья - Республика Башкортостан, Чишминский район; в соглашении обозначены границы охотничьего угодья; площадь охотничьего угодья равна 91 261 га; срок действия настоящего соглашения составляет 49 лет (пункты 2.1-2.3, 7.1).
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок площадью 8 447 163 +/- 5086 кв. м с кадастровым номером 02:52:170112:4 (единое землепользование), местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Чишминский район, с/с Алкинский, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования - под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения, находится в собственности Российской Федерации и передан на праве постоянного (бессрочного) пользования истцу.
По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок площадью 31 660 000 кв. м с кадастровым номером 02:39:000000:909, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Мишкинский район, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования - для строительства авиационного полигона и жилого городка находится в собственности Российской Федерации и передан на праве постоянного (бессрочного) пользования истцу.
Управление, обращаясь с иском по настоящему делу, указало на то, что предоставленные в пользование ответчику земли, расположены в границах Башкирского лесничества Министерства обороны России (кварталы 1-11, 14, 15, 17-44), что подтверждается картами-схемами. Протоколом заседания Межведомственной комиссии от 08.10.2015 N 1/МК (утвержден Председателем комиссии - заместителем Министра обороны России 03.11.2015) подтверждена необходимость установления запретных зон в отношении 28 лесничеств Минобороны России. Приказом заместителя Министра обороны России от 08.12.2015 N 1176дсп установлена запретная зона военного объекта - Башкирского лесничества Минобороны России.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение, либо имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика (пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 по делу N А07-4247/2016 Арбитражного суда Челябинской области, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 02.05.2017, управлению отказано в признании недействительными охотхозяйственых соглашений от 14.12.2010 N 016, 017 и применении последствий недействительности ничтожных сделок в виде возложения на Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан обязанности вернуть территорию охотничьих угодий площадью 4197 га (квартал 2 выделы с 8 по 35-89,8 га; квартал 3 выделы 6, 13, 14, 18, 19-22,2 га; квартал 4 выделы 1-17-192 га; квартал 5 выделы с 1 по 34-113 га; квартал 6 выделы с 1 по 30-95 га; квартал 7 выделы с 1 по 29-47 га; квартал 8 выделы с 1 по 44-184 га; квартал 9 выделы с 1 по 24-90 га; квартал 10 выделы с 1 по 25-86 га; квартал 11 выделы с 1 по 13-54,8 га; квартал 14 выделы с 1 по 16-30 га; квартал 15 выделы с 1-4, с 13 по 20-16,9 га (итого площадь - 1020 га) в Чишминском участке и квартал 17-44 (итого площадь - 3177 га) в Мишкинском участке Башкирского лесничества), расположенных соответственно в Чишминском районе и Мишкинском районах Республики Башкортостан Министерства обороны Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом Алкинского лесничества, утвержденным директором Департамента имущественных отношения Минобороны России 25.05.2015.
При рассмотрении дела N А07-4247/2016 установлено, что организация пользовалась спорными территориями Башкирского лесничества с 2005 года на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 31.10.2005 серии ХХ N 6300, выданной на срок по 31.10.2010, и с 2006 года - на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 27.09.2006 серии О N 0001832, выданной на срок по 27.10.2010, а также на основании договоров об условиях пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, заключенных на срок действия лицензий.
Заявление об оформлении охотхозяйственных соглашений направлено организацией в Министерство природопользования экологии Республики Башкортостан 11.05.2010, то есть до истечения срока действия долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира от 31.10.2005 серии ХХ N 6300 и от 27.09.2006 серии О N 0001832.
Учитывая, что право долгосрочного пользования животным миром возникло у организации в силу Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", при этом общественная организация обратилась в Министерство природопользования экологии Республики Башкортостан с заявлением о заключении охотхозяйственных соглашений в отношении тех же охотничьих угодий без проведения аукциона в период срока действия долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, и приняв во внимание положения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П, изложенные выше, суды при рассмотрении дела N А07-4247/2016 пришли к выводу о том, что Министерство природопользования экологии Республики Башкортостан было обязано заключить охотхозяйственные соглашения с организацией, при этом согласования охотхозяйственных соглашений с Министерством обороны Российской Федерации не требовалось, поскольку Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ предоставил возможность продлить право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий в границах охотничьих угодий, предоставленных ранее по договору о предоставлении в пользование территории или акватории, путем заключения охотхозяйственного соглашения.
Получение согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности предусмотрено для включения земельных участков, включенных в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в границы охотничьих угодий (часть 5.1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации), а не в случае реализации, в порядке статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ, права организации на сохранение права долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, которое у него возникло на основании долгосрочных лицензий с 2005 и 2006 годов.
Поскольку охотхозяйственные соглашения от 14.12.2010 N 16, 17 заключены между ответчиками в порядке, регламентированном статьей 71 Федерального закона N 209- ФЗ на основании соответствующего заявления организации, как следствие, обязательство по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации включения в границы спорного охотничьего угодья земельных участков, предоставленных для нужд обороны, у ответчиков отсутствовало.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, ответчик осуществляет свою деятельность на основании действующих охотхозяйственных соглашений, то есть на законных основаниях.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона N 209-ФЗ право собственности физических лиц, юридических лиц на земельные участки и иные права на землю в границах охотничьих угодий ограничиваются в соответствии с названным Законом и другими федеральными законами.
На землях и земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями (пункт 2 статьи 26 Федерального закона N 209-ФЗ).
Таким образом, в силу закона право землепользования истца ограничено правом ответчика на пользование животным миром.
В отношении охотничьих угодий, не задействованных под размещение объектов охотничьей инфраструктуры, перечень которых установлен Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.07.2017 N 1469-р, необходимость заключения наряду с охотхозяйственным соглашением, договора аренды отсутствует. Доказательств нахождения на территории, предоставленной согласно охотхозяйственных соглашений от 14.10.2010 N 16, 17, объектов охотничьей инфраструктуры, указанных в данном Распоряжении Правительства Российской Федерации, не представлено.
С учетом изложенного судами обоснованно отклонён довод истца на нарушение организацией пункта 5.1 статьи 93, подпункта 24 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ в связи с отсутствием соглашения по пользованию земельными участками в целях осуществления охотхозяйственной деятельности.
Отклоняя ссылки управления об отнесения спорного земельного (лесного) участка к запретной зоне, суды обоснованно исходили из следующего.
Пунктом 7 статьи 93 ЗК РФ установлено, что в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Согласно пунктам 2, 4, 12 Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, под запретной зоной понимается территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с данным Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Запретная зона является территорией с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
На основании решения межведомственной комиссии (протокол от 08.10.2015 N 1-М/К ДСП), утвержденного приказом заместителя Министра обороны от 08.12.2015 N 1778дсп, в отношении спорного земельного участка установлена запретная зона военного объекта - Башкирское лесничество Министерства обороны Российской Федерации с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации. Между тем, право пользования охотничьими угодьями возникло у ответчика ранее, с 2005 года.
Принимая во внимание, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1 статьи 4 ГК РФ), ограничений в использовании земельного участка на момент выдачи лицензий и соглашений от 14.10.2010 N 16, 17 не имелось.
Следует отметить, что избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. При этом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В настоящем случае заявленный иск фактически направлен на лишение ответчика права на осуществление охотхозяйственной деятельности и использования спорного земельного участка, входящего в состав охотничьих угодий, что не допустимо.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что истцом не доказан факт наличия препятствий со стороны ответчика в пользовании земельным участком, отсутствуют доказательства неправомерных действий ответчика в части нарушения прав истца, а также угрозы нарушения его прав, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, подлежат оставлению без изменения.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.12.2018 по делу N А07-6213/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.С. Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 2, 4, 12 Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, под запретной зоной понимается территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с данным Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
...
Принимая во внимание, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1 статьи 4 ГК РФ), ограничений в использовании земельного участка на момент выдачи лицензий и соглашений от 14.10.2010 N 16, 17 не имелось."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 августа 2019 г. N Ф09-4163/19 по делу N А07-6213/2018