Екатеринбург |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А60-19206/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Лазарева С. В., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФИШАКВА" (далее - общество) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2020 по делу N А60-19206/2020 Арбитражного суда Свердловской области.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Режевского городского округа (далее - Администрация) от 30.01.2020 N 475 в предоставлении земельного участка.
Решением суда от 19.06.2020 заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2020 решение суда отменено. В удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что оспариваемое решение не содержит оснований для отказа в предоставлении земельного участка, перечисленных в ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; право заключения договора аренды без проведения торгов не реализовано. Общество не согласно с выводом суда относительно вида разрешенного использования.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество обратилось к Главе Режевского городского округа с заявлением от 09.01.2020 о предоставлении в аренду сроком до 19.12.2042 земельный участок с кадастровым номером 66:22:0104002:256 общей площадью 41 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: рыболовство, расположенный в Режевском районе, на правобережной части Соколовского пруда.
03.02.2020 в адрес общества поступило решение комиссии по землепользованию и застройке Режевского городского округа от 30.01.2020 N 475 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, в связи с тем, что обществу уже предоставлен земельный участок с КН 66:22:0104004:89 для целей аквакультуры в левобережной части Соколовского пруда (часть берега).
Не согласившись с решением комиссии по землепользованию и застройке Режевского городского округа от 30.01.2020 N 475 общество обратилась в Администрацию с жалобой на решение комиссии по землепользованию и застройке Режевского городского округа от 30.01.2020N 475.
По итогам рассмотрения жалобы администрацией принято решение N 1392, жалобу оставлена без удовлетворения, решение комиссии от 23.01.2020 по предоставлению земельного участка с КН 66:22:0104004:256 без изменения.
Полагая отказ незаконным, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из отсутствия у администрации оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, также отклонив доводы заинтересованного лица о том, что заявитель может создать препятствия для иных лиц, ограничив доступ к береговой полосе.
Отменяя решение и отказывая в удовлетворении требований, апелляционный суд исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и
действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом, заявитель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:22:0104004:256 в аренду без торгов для целей аквакультуры.
Причиной отказа послужили нецелесообразность и наличие у заявителя земельного участка, предоставленного на левобережной части Соколовского пруда. Кроме того, администрация указала, что предоставление заявителю земельного участка может нарушить право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, ограничить доступ к береговой полосе для отдыха и рыбалки.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 указанной статьи Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу подп. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
По общим правилам ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Пунктом 2 настоящей статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка лицу, обладающему правом на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании решения о предоставлении их в пользование, договора пользования рыболовным участком или договора пользования водными биологическими ресурсами, для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами (подп. 29).
Судом установлено, что между Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и обществом заключен договор пользования рыбоводным участком от 19.12.2017 N 72/640-С, согласно п. 1.1. договора Управление предоставляет, а общество приобретает право пользования рыбоводным участком - Соколовское водохранилище, расположенного на территории Режевского городского округа Свердловской области для осуществления аквакультуры (рыболовства). Границы рыболовного участка определены в системе WGS-84 и сформированы последовательным соединением точек, указанных в географических координатах. От точки 1 (57.4815, 61.2536) через точки 2 (57.4823, 61,2555), 3 (57.4945, 61.2348), до точки 1 - по береговой линии. Площадь - 26,0. Вид водопользования - совместное водопользование. Вид товарной культуры (товарного рыболовства) - пастбищная аквакультура).
Учитывая договор аренды от 11.04.2018 N 46 земельного участка с кадастровым номером 66:22:0104004:89 со сроком действия до 19.12.2042, апелляционным судом верно установлено, что право на заключение договора аренды без проведения торгов, предусмотренное подп. 29 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, обществом реализовано.
Кроме того, судом установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Режевской Думы от 26.12.2012 N 99 испрашиваемый заявителем земельный участок находится в территориальной зоне Р-1 (рекреация).
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу положений ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
Правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения (ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу положений ч. 1 и 12 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно- деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливается Правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.
Таким образом, разрешенное использования земельного участка должно соответствовать градостроительным регламентам.
Статья 94 Земельного кодекса Российской Федерации относит земли рекреационного назначения к землям особо охраняемых территорий.
Согласно п. 1 и 2 ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
В силу прямого указания закона на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (п. 5 ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации).
Между тем земельный участок испрашивается заявителем для осуществления аквакультуры (рыболовства), пользования рыбоводным участком в связи с заключением соответствующего договора.
Статьей 16 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" установлено, что граждане и юридические лица могут осуществлять такой вид рыболовства как рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства).
Рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства) осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании решений о предоставлении водных биоресурсов в пользование, которые принимаются в соответствии со статьей 33.2 настоящего Федерального закона. Порядок осуществления рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства) устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства ст. 23 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.07.2013 N 148- ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" аквакультура (рыбоводство), относящаяся к сельскохозяйственному производству, является товарной аквакультурой (товарным рыбоводством) и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Товарная аквакультура (товарное рыбоводство) является видом предпринимательской деятельности, относящейся к сельскохозяйственному производству (ст. 12 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ).
Ограничения в отношении земель, относящихся к категории особо охраняемых территорий и объектов, предусмотрены разделом XVII Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающим особый правовой статус названной категории земель, к которым относятся земли особо охраняемых природных территорий, земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также особо ценные земли (п. 2 ст. 94). Так, в п. 5 ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации содержится прямой запрет осуществления на землях рекреационного назначения деятельности, не соответствующей их целевому назначению (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года).
С учетом изложенного, принимая во внимание наличие у общества разрешения на осуществление рыболовства в целях аквакультуры (товарное рыбоводство), реализацию права на получение другого земельного участка в аренду для осуществления указанного вида деятельности без проведения торгов в порядке, предусмотренном подп. 29 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, учитывая также цель использования спорного земельного участка не соответствует виду разрешенного использования, установленному для рекреационной зоны (Р-1) в соответствии с Правилами землепользования и застройки, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда и отказал в удовлетворении заявления.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения постановления суда апелляционной инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2020 по делу N А60-19206/2020 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФИШАКВА" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
С.В.Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ограничения в отношении земель, относящихся к категории особо охраняемых территорий и объектов, предусмотрены разделом XVII Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающим особый правовой статус названной категории земель, к которым относятся земли особо охраняемых природных территорий, земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также особо ценные земли (п. 2 ст. 94). Так, в п. 5 ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации содержится прямой запрет осуществления на землях рекреационного назначения деятельности, не соответствующей их целевому назначению (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года).
С учетом изложенного, принимая во внимание наличие у общества разрешения на осуществление рыболовства в целях аквакультуры (товарное рыбоводство), реализацию права на получение другого земельного участка в аренду для осуществления указанного вида деятельности без проведения торгов в порядке, предусмотренном подп. 29 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, учитывая также цель использования спорного земельного участка не соответствует виду разрешенного использования, установленному для рекреационной зоны (Р-1) в соответствии с Правилами землепользования и застройки, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда и отказал в удовлетворении заявления."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 декабря 2020 г. N Ф09-7529/20 по делу N А60-19206/2020