Распоряжение Департамента здравоохранения г. Москвы от 24 сентября 2007 г. N 922-р "Об утверждении Рекомендаций"

Распоряжение Департамента здравоохранения г. Москвы от 24 сентября 2007 г. N 922-р
"Об утверждении Рекомендаций"


В соответствии с п. 2.2 решения коллегии Департамента от 09.11.06, протокол N 15-2 "О состоянии охраны труда в учреждениях, организациях и предприятиях Департамента здравоохранения и мерах по ее улучшению", и в целях оказания практической помощи руководителям учреждений городского здравоохранения:

1. Утвердить согласованные с Профсоюзом работников здравоохранения г. Москвы Рекомендации по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью, санитарной одеждой, санитарной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в учреждениях, организациях и предприятиях системы Департамента здравоохранения г. Москвы.

2. Начальникам управлений здравоохранения административных округов, руководителям учреждений, организаций и предприятий городского подчинения при проведении работы по обеспечению работающих средствами индивидуальной защиты руководствоваться указанными Рекомендациями.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента В.И. Зыкова.


Руководитель
Департамента здравоохранения

А.П. Сельцовский


Рекомендации
по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью, санитарной одеждой, санитарной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в учреждениях, организациях и предприятиях системы Департамента здравоохранения города Москвы
(утв. распоряжением Департамента здравоохранения г. Москвы от 24 сентября 2007 г. N 922-р)


Настоящие Рекомендации разработаны на основании Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.12.98 N 51 (с изм. и доп., принятыми постановлениями Минтруда России от 29.10.99 N 39, от 03.02.04 N 7); Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных приказом Минфина России от 26.12.02 N 135н; Положения об организации специализированных пунктов выдачи, хранения и эксплуатации спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты в учреждениях, предприятиях и организациях здравоохранения (приложение 6 к приказу Минздрава СССР от 29.01.88 N 65 "О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви" (с изм. от 16.09.88); Рекомендаций по организации работы Комиссии предприятия, учреждения, организации по контролю качества средств индивидуальной защиты работающих на производстве, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 13.05.85 N 1445-МК.


1. Общие положения


1.1. В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам должны выдаваться за счет работодателя по установленным действующим нормам сертифицированные средства индивидуальной защиты.

К средствам индивидуальной защиты относятся специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, средства защиты рук, средства защиты головы, средства защиты лица, средства защиты органов слуха, средства защиты глаз, предохранительные приспособления и т.п.).

На рабочих местах, где на работника воздействуют биологические факторы (микроорганизмы-продуценты; патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний и др.), где осуществляются производство и торговля пищевыми продуктами, а также для обеспечения санитарно-гигиенических мероприятий производственного процесса выдаются санитарная одежда, санитарная обувь и санитарные принадлежности (медицинские халаты и фартуки хлопчатобумажные, хирургические костюмы, обувь профилактическая, тапочки, бахилы, колпак или косынка хлопчатобумажные и др.).

Средства коллективного пользования - это дежурная специальная одежда, специальная обувь и другие средства, которые должны выдаваться работнику только на время выполнения им соответствующих работ. Они могут быть закреплены за несколькими работниками или за определенными рабочими местами и передаются от одной смены другой (в необходимых случаях при передаче спецодежды, спецобуви от одного работника другому производится их дезинфекция). В этих случаях средства индивидуальной защиты выдаются под ответственность руководителю подразделения или другим лицам, уполномоченным работодателем.

1.2. Порядок обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, санитарной одеждой и санитарной обувью и другими средствами индивидуальной защиты регулируется Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты*(1), утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.12.98 N 51 (с изм. и доп., утв. постановлениями Минтруда России от 29.10.99 N 39, от 03.02.04 N 7).

1.3. Действие указанных Правил распространяется на работников всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты*(2), утверждаемых соответствующими постановлениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

В учреждениях здравоохранения применяются: Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций здравоохранения и социальной защиты населения, медицинских научно-исследовательских организаций и учебных заведений, производств бактерийных и биологических препаратов, материалов, учебных наглядных пособий по заготовке, выращиванию и обработке медицинских пиявок, утвержденные постановлением Минтруда России от 29.12.97 N 68 (приложение 11 к постановлению Минтруда в редакции от 17.12.01 N 85); Типовые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, утвержденные постановлением Минтруда России от 30.12.97 N 69 (в редакции постановления Минтруда от 17.12.01 N 85); Нормы бесплатной выдачи теплой спецодежды и теплой спецобуви по климатическим поясам, единые для всех отраслей экономики... утвержденные постановлением Минтруда России от 31.12.97 N 70 (в редакции постановления Минтруда от 17.12.01 N 85); Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 20.04.06 N 297.

В зависимости от вида выполняемых работ в учреждениях здравоохранения могут использоваться и другие приложения, включенные в Типовые отраслевые нормы, например: приложения 2, 3, 9, 10 к постановлению Минтруда России от 29.12.97 N 68 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" (с изм. от 17.12.01); приложения 3, 12, 13 к постановлению Минтруда России от 25.12.97 N 66 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" (с изм. от 17.12.01, от 02.03.04, от 26.07.06); приложения 1, 7, 8,10 к постановлению Минтруда России от 16.12.97 N 63 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" (с изм. от 17.12.01, от 26.04.04).

Нормы обеспечения санитарно-гигиенической одеждой, санитарной обувью и санитарными принадлежностями регламентируются приложением 2 к приказу Минздрава СССР от 29.01.88 N 65 (с изм. от 16.09.98) "О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви".

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "от 16.09.98" следует читать "от 16.09.88"


Специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, санитарно-гигиеническая одежда, санитарная обувь и санитарные принадлежности*(3) являются собственностью учреждения, организации, предприятия*(4) и выдаются работникам бесплатно на время выполнения работы.

Нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ, предусмотренных в Типовых отраслевых нормах, являются минимальными. В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи СИЗ, улучшающие по сравнению с Типовыми отраслевыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, загрязнения и особых температурных условий.

В тех случаях, когда такие средства индивидуальной защиты, как предохранительный пояс, диэлектрические галоши и перчатки, диэлектрический резиновый коврик, защитные очки и щитки, респиратор, защитный шлем, подшлемник, накомарник, каска, наплечники, налокотники, самоспасатели, антифоны, заглушки, шумозащитные шлемы, светофильтры, виброзащитные рукавицы и другие не указаны в Типовых отраслевых нормах, они могут быть выданы работникам на основании аттестации рабочих мест или требований действующих правил по охране труда для работников данной профессии или определенных видов работ со сроком носки до износа или как дежурные.

Целесообразно вопросы выдачи СИЗ сверх Типовых отраслевых норм рассматривать при заключении коллективного договора.

1.4. На основании вышеперечисленных государственных нормативных требований в учреждении должны быть разработаны и введены в действие:

- локальный правовой акт, определяющий порядок обеспечения, хранения и использования СИЗ с учетом характера и особенностей производственного процесса в учреждении (ЛПУ, аптечном предприятии, автокомбинате и т.д.);

- перечень бесплатно выдаваемой спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам учреждения. В учреждениях, где работникам выдаются санитарно-гигиеническая одежда, санитарная обувь и санитарные принадлежности, разрабатывается отдельный перечень или оба вида выдаваемых защитных средств объединяются в один общий перечень (рекомендуемая форма перечня приведена в приложении 2 к настоящим Рекомендациям). Указанный перечень (перечни) оформляется в качестве приложения к коллективному договору учреждения или как самостоятельный документ.

1.5. В соответствии с п. 5 Правил работодатель в отдельных случаях в соответствии с особенностями производства может по согласованию с государственным инспектором труда г. Москвы и соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом учреждения заменить один вид СИЗ, предусмотренных Типовыми отраслевыми нормами, другим, обеспечивающим полную защиту от опасных и вредных производственных факторов. Например, комбинезон хлопчатобумажный может быть заменен костюмом х/б или халатом и наоборот, ботинки (полусапоги) кожаные - сапогами резиновыми и наоборот, фартук прорезиненный - фартуком из полимерных материалов и наоборот, рукавицы - перчатками и наоборот и т. д.

1.6. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им средствах индивидуальной защиты.

При проведении вводного инструктажа специалисты по охране труда знакомят работника с локальными правовыми актами учреждения об обеспечении работников СИЗ.


2. Оформление заявок на получение средств индивидуальной защиты


2.1. Для организации работы по обеспечению и учету СИЗ, выдаваемых работникам учреждений, работодатель издает локальный правовой акт (приказ, распоряжение и т.п.), в котором определяет порядок оформления заявок на получение СИЗ, порядок их получения, хранения и выдачи работникам, с указанием лиц, ответственных за эту работу.

2.2. Обеспечение работников учреждений СИЗ должно осуществляться на основе заявок, ежегодно составляемых руководителями структурных подразделений. В заявках должны быть оговорены требования к ассортименту СИЗ по моделям, ростам, расцветке, родовому признаку, назначению. За это несет ответственность руководитель подразделения.

Руководители подразделений подают заявки лицам, назначенным распоряжением руководителя ответственными за оформление сводных заявок. Например, в стационарных лечебных учреждениях заявки могут подаваться:

- на спецодежду, спецобувь, санитарную одежду, санитарную обувь - главной медсестре;

- на медицинские перчатки - руководителю больничной аптеки;

- на технические средства индивидуальной защиты (очки, щитки, респираторы, рукавицы, хозяйственные перчатки, каски и др.) - руководителю соответствующей хозяйственно-технической службы.

2.3. На основании заявок из подразделений составляются сводные заявки на СИЗ, далее сведения поступают в отдел закупок и торгов - для приобретения заказанных СИЗ.

2.4. Отделения получают СИЗ согласно поданным заявкам по мере закупок.

2.5. Очередность обеспечения и контроль полноты выполнения заявок осуществляет должностное лицо по распоряжению руководителя учреждения (главная медсестра и др.).

2.6. Наличие у работников СИЗ и контроль правильного их применения осуществляют государственные органы надзора и контроля, технические инспекторы труда Профсоюза, специалисты службы охраны труда, руководители структурных подразделений, члены комиссии по охране труда учреждения и уполномоченные (доверенные лица) по охране труда подразделения.

Проверка наличия СИЗ проводится путем анализа Личных карточек учета выдачи средств индивидуальной защиты, форма которых должна соответствовать приведенной в приложении к Правилам.

Карточка имеет лицевую и обратную стороны. На лицевой стороне должны содержаться сведения о работнике, в т.ч. его пол и размеры одежды, обуви и т.д., а также перечень, количество и срок носки средств защиты, полагающихся ему по нормам. Обратная сторона карточки содержит сведения о выданных и возвращенных после использования средствах защиты.

Каждый работник информируется (в т.ч. и через инструкцию по охране труда), что СИЗ, хотя и выдаются работнику в личное пользование, не становятся его собственностью, а являются собственностью учреждения.


3. Приемка средств индивидуальной защиты


3.1. Приемка каждой партии СИЗ производится комиссией учреждения по контролю качества поступающих СИЗ. Состав указанной комиссии после согласования с соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом учреждения утверждается работодателем.

3.2. Средства индивидуальной защиты, в т. ч. иностранного производства, должны быть сертифицированы (ст. 215 ТК РФ).

Их сертификация осуществляется в порядке, установленном постановлением Госстандарта России от 19.06.00 N 34 "Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации средств индивидуальной защиты" (далее - Правила проведения сертификации). При приобретении СИЗ работодатель обязан проверить наличие знака соответствия и ознакомиться с сопроводительной документацией, подтверждающей, что данная продукция сертифицирована. Согласно п. 6 Правил проведения сертификации приобретение и выдача работникам СИЗ, не имеющих сертификата соответствия, не допускается.

3.3. Поступившие в учреждения СИЗ должны подвергаться выборочному, не менее 10% изделий от каждой поступившей партии, контролю на соответствие основных характеристик изделий показателям, установленным для них стандартами, техническими условиями и другой нормативно-технической документацией.

3.4. Основной задачей комиссии является предупреждение поступления СИЗ, не имеющих сертификата соответствия, не соответствующих заявке по ассортименту, моделям, размерам и ростам, цветовой гамме, родовому признаку, стандартам, техническим условиям и др. требованиям нормативно-технической документации, а также оценка бывших в употреблении СИЗ.

3.5. В случае несоответствия СИЗ требованиям нормативно-технической документации комиссия составляет на них акт о фактическом количестве и качестве полученных изделий и готовит предложения о предъявлении в установленном порядке рекламаций поставщику для замены забракованных СИЗ на пригодные к эксплуатации.

3.6. При выдаче подобранной специальной и санитарной одежды на подборт или подворотник халата, куртки, а также на подкладку пояса брюк несмываемой краской наносится клеймо учреждения.


4. Выдача и пользование средствами индивидуальной защиты


4.1. Выдаваемые работникам СИЗ должны соответствовать их полу, росту и размерам, характеру и условиям выполняемой работы и обеспечивать безопасность труда. В соответствии со ст. 215 Трудового кодекса Российской Федерации СИЗ, в т.ч. иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации.

4.2. Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки и их дальнейшую сохранность.

4.3. Работодатель должен возложить ответственность за сохранность СИЗ на конкретных работников учреждения при условии заключения с ними отдельного договора о полной или частичной материальной ответственности.

Например, в ЛПУ можно возложить ответственность:

- за СИЗ, находящиеся в отделении, - на сестру-хозяйку;

- за СИЗ, сданные в ремонт, - на швею, работника пункта приемки по ремонту обуви;

- за СИЗ, сданные в стирку, - на работника пункта приемки белья.

В случае отсутствия в штате указанных должностей ответственность за сохранность СИЗ возлагается приказом (распоряжением) на других работников.

4.4. В каждом структурном подразделении выдача работникам и сдача ими СИЗ должны записываться в Личную карточку учета СИЗ установленного Правилами образца (приложение 1 к настоящим Рекомендациям) под роспись работника.

Запись о выдаче СИЗ вносится в Личную карточку учета СИЗ лицом, на которого эти обязанности возложены (сестрой-хозяйкой подразделения и др.) с обязательным заполнением всех граф Личной карточки учета СИЗ.

4.5. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. При этом в сроки носки теплой специальной одежды и теплой специальной обуви включается и время ее хранения в теплое время года.

4.6. Работники не должны выносить СИЗ по окончании работы за пределы учреждения.

4.7. Для хранения выданных работникам СИЗ в структурных подразделениях должны быть предусмотрены специально оборудованные гардеробные с двухсекционными шкафами для отдельного хранения рабочей и домашней одежды. Ответственность за организацию хранения СИЗ в подразделении лежит на его руководителе.

4.8. Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах теплые спецодежда и спецобувь (куртки на утепляющей подкладке, валенки, рукавицы на меховой подкладке и др.) должны выдаваться работникам с наступлением холодного времени года, а с наступлением теплого сданы работодателю для организованного хранения до следующего сезона. Время пользования теплыми спецодеждой и спецобувью устанавливается работодателем совместно с соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом с учетом местных климатических условий.

4.9. С наступлением теплого времени работодатель должен обеспечить организованное хранение теплой спецодежды и спецобуви. За организацию хранения сданной теплой спецодежды и спецобуви до следующего сезона отвечает работник учреждения, назначенный приказом, распоряжением или другим локальным правовым актом работодателя.

4.10. Теплая спецодежда и спецобувь после эксплуатации перед сдачей на хранение должна быть очищена от загрязнений и пыли, просушена и отремонтирована в установленном порядке (мелкий ремонт - швея). При необходимости она должна быть подвергнута дезинфекции.

4.11. Руководители структурных подразделений не должны допускать к работе работника без СИЗ, предусмотренных в соответствующих Типовых отраслевых нормах и в действующих правилах по охране труда для работников данной профессии или определенных видов работ, а также если они неисправны, не отремонтированы или загрязнены.

4.12. В свою очередь, работники, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых отраслевых нормах, обязаны применять выданные СИЗ, бережно относиться к выданным в их пользование СИЗ, своевременно ставить в известность руководителя структурного подразделения о необходимости их стирки, сушки, ремонта, дезинфекции и т.п.

4.13. Работники несут дисциплинарную или материальную ответственность перед работодателем в случаях неприменения, неправильного использования, умышленной порчи или утери выданных им СИЗ.

Если работник не допущен к работе по причине неприменения им СИЗ, то в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации это рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и служит основанием для применения к нему мер дисциплинарной ответственности.

4.14. Работодатель обязан заменить или отремонтировать СИЗ, пришедшие в негодность до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника.

В случае пропажи или порчи СИЗ в установленных местах их хранения по не зависящим от работников причинам работодатель обязан выдать им другие исправные СИЗ.

4.15. Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах дежурные СИЗ коллективного пользования должны выдаваться работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предусмотрены. Они могут быть закреплены за определенными рабочими местами и передаваться от одной смены к другой. В этих случаях СИЗ выдаются под ответственность лиц, определенных приказом (распоряжением) работодателя.

Например:

- плащи из ткани "дрилл-саржа" с капюшоном - для врачей, среднего и младшего медицинского персонала при выездах и выходах на участки и линии;

- перчатки диэлектрические - при работе в электроустановках, в физиотерапевтических и рентген-кабинетах и др.;

- фартуки, перчатки и др. средства индивидуальной защиты из просвинцованной резины - в кабинетах рентгеновских и др.

4.16. Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах СИЗ для работников должны выдаваться указанным работникам и в том случае, если они по занимаемой должности или профессии являются старшими и выполняют непосредственно те работы, которые дают право на получение этих СИЗ (заведующие отделениями, старшие врачи, старшие фельдшеры (медсестры, лаборанты), старший инженер, старший мастер и др.).

4.17. Работникам, совмещающим профессии или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в т.ч. и в комплексных бригадах, помимо выдаваемых им СИЗ по основной профессии должны дополнительно выдаваться и другие СИЗ, предусмотренные Типовыми отраслевыми нормами для совмещаемой профессии.

4.18. В соответствии с п. 21 Правил при выдаче работникам средств индивидуальной защиты, требующих специальных навыков применения, таких как респираторы, противогазы и т. п., руководитель структурного подразделения (работ) должен регулярно проводить инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки их исправности, а также тренировку по их применению.

4.19. Ученикам любых форм обучения, учащимся общеобразовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования на время прохождения производственной практики (производственного обучения), мастерам производственного обучения, а также работникам, временно выполняющим работу по профессиям и должностям, предусмотренным Типовыми отраслевыми нормами, на время выполнения этой работы СИЗ выдаются в общеустановленном порядке.

4.20. Бригадирам, мастерам, выполняющим обязанности бригадиров, помощникам и подручным рабочих, профессии которых предусмотрены в соответствующих Типовых отраслевых нормах, выдаются те же средства индивидуальной защиты, что и рабочим соответствующих профессий.

4.21. СИЗ считаются собственностью учреждения и подлежат обязательному возврату:

- при увольнении;

- при переходе на другую работу внутри учреждения, при выполнении которой СИЗ не предусмотрены;

- по окончании срока носки.


5. Хранение и уход за средствами индивидуальной защиты


5.1. Работодатель обязан организовать надлежащее хранение и уход за средствами индивидуальной защиты. В каждом учреждении приказом (распоряжением) работодателя назначаются лица, ответственные за хранение и уход за СИЗ.

5.2. СИЗ должны храниться в сухих, отапливаемых, чистых помещениях, изолированно от каких-либо посторонних предметов и материалов.

5.3. СИЗ должны быть рассортированы по видам, размерам, ростам, защитным свойствам, родовому различию.

5.4. Предохранительные пояса должны храниться в подвешенном состоянии или разложены на стеллаже.

5.5. Специальная одежда из прорезиненных тканей и резиновая обувь должны храниться в затемненных помещениях при температуре от +5°С до +20°С с относительной влажностью 50-70% на расстоянии не менее 1 м от отопительной системы.

5.6. Специальную и санитарную одежду из хлопчатобумажных, брезентовых тканей хранят в помещениях, хорошо защищенных от проникновения влаги и пыли. Наиболее благоприятная относительная влажность воздуха - 50-60%. Окна красят белой краской или применяют плотные шторы.

5.7. Меховые изделия и валяная обувь могут храниться как в отапливаемых, так и в неотапливаемых сухих помещениях. Укладывать эти изделия на хранение необходимо в сухом состоянии, без признаков загрязнения и поражения молью.

5.8. Стеллажи рекомендуется завешивать занавесками или закрывать покрывалом из хлопчатобумажной ткани, предварительно обработанной огнестойкими пропитками.

5.9. Стирка спецодежды и санитарной одежды производится в прачечной учреждения или силами сторонней организации согласно графику, утвержденному работодателем.

5.10. При наличии в штате учреждения швеи ремонт спецодежды и санитарной одежды производится согласно графику, утвержденному работодателем.

5.11. Химчистка, ремонт спецодежды и санитарной одежды (при необходимости) организуются хозяйственной службой учреждения, как правило, в сторонних организациях.

5.12. Теплозащитную (ватную, меховую), водозащитную (плащи, костюмы) спецодежду рекомендуется чистить путем химической чистки.

5.13. Спецодежду из брезентовой ткани стирают в мыльно-содовых растворах.

5.14. Каждую пару обуви необходимо регулярно очищать от загрязнений, просушивать и поддерживать нормальное содержание жира в коже. Температура сушки - не более +45°С.

5.15. Резиновую обувь необходимо своевременно очищать от грязи и просушивать. Температура сушки - не более +50°С.

5.16. Валяную обувь очищают от пыли и грязи и просушивают при температуре не выше +80°С.

5.17. Сырая спецодежда и спецобувь (например, в пищеблоке) должна быть высушена до начала следующей смены. Для этой цели должно быть обустроено сушильное помещение из расчета 0,2 кв. м на каждого работающего.


6. Испытание средств индивидуальной защиты


6.1. Средства индивидуальной защиты в случаях, предусмотренных правилами безопасности труда, должны проходить испытание и проверку исправности в соответствии с установленными сроками (респираторы, противогазы, перчатки диэлектрические, самоспасатели, предохранительные пояса, каски, средства радиационной защиты и др.), а также своевременную замену фильтров, стекол и средств индивидуальной защиты с понизившимися защитными свойствами. После проверки исправности на средствах индивидуальной защиты должна быть сделана отметка (клеймо, штамп) о сроках последующего испытания.

Ответственность за своевременное проведение испытаний средств индивидуальной защиты несут руководители подразделений, в которых данные средства индивидуальной защиты применяются.

6.2. За организацию непосредственного проведения испытаний средств индивидуальной защиты отвечают, как правило, соответствующие специалисты учреждения.

Например:

- организацию испытаний средств индивидуальной защиты от поражения электротоком (диэлектрические боты, галоши, перчатки, электромонтажный инструмент и др.) производит главный энергетик или лицо, назначенное приказом ответственным за электрохозяйство учреждения, в соответствии с требованиями правил о применении и испытании средств защиты, используемых в электроустановках (Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденная приказом Минэнерго России от 30.06.03 N 261);

- организацию испытаний индивидуальных средств радиационной защиты (просвинцованные перчатки защитные, фартуки защитные, накидки защитные и др.) производит лицо, назначенное ответственным за радиационную безопасность учреждения;

- организацию испытаний предохранительных поясов производит лицо, назначенное ответственным за проведение работ на высоте. Предохранительные пояса испытываются в соответствии с ГОСТ 12.4.89-80.


7. Ответственность за обеспечение работников средствами индивидуальной защиты


7.1. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации ответственность за своевременное и в полном объеме приобретение и выдачу работникам за счет собственных средств сертифицированных СИЗ, за организацию контроля и правильностью их применения работниками несет работодатель в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

7.2. В соответствии со ст. 220 Трудового кодекса Российской Федерации в случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Если работа без применения средств защиты (не выданных работнику работодателем) представляет опасность для жизни и здоровья работника, то его отказ от выполнения работ в этом случае не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

7.3. Трудовые споры по вопросам выдачи и использования средств индивидуальной защиты рассматриваются в установленном законодательством порядке.


Согласовано


Председатель
Профсоюза работников
здравоохранения г. Москвы

С.П. Макаркина


______________________________

*(1) В дальнейшем - Правила.

*(2) В дальнейшем - Типовые отраслевые нормы.

*(3) В дальнейшем - СИЗ.

*(4) В дальнейшем - учреждение.


Приложение 1
к Рекомендациям


Приложение
к правилам обеспечения работников
специальной одеждой, специальной обувью
и другими средствами индивидуальной защиты,
утвержденным
Постановлением Минтруда РФ
от 18 декабря 1998 г. N 51


Лицевая сторона личной карточки


Личная карточка N_____
учета выдачи средств индивидуальной защиты


Фамилия

Имя Отчество

Табельный номер

Структурное подразделение

Профессия (должность)

Дата поступления на работу

Дата изменения профессии (должности)

или перевода в другое структурное

подразделение


Пол

Рост

Размер:

одежды

обуви

головного убора

противогаза

респиратора

рукавиц

перчаток


Предусмотрено по Типовым отраслевым нормам


Наименование средств индивидуальной защиты

Пункт Типовых отраслевых норм

Единица измерения

Количество на год














Руководитель структурного подразделения


Оборотная сторона личной карточки

Наименование средств индивидуальной защиты

ГОСТ, ОСТ, ТУ, сертификат соответствия

Выдано

Возвращено

Дата

Кол-во

% износа

Стоимость, руб.

Расписка в получении

Дата

Кол-во

% износа

Стоимость, руб.

Расписка сдавшего

Расписка в приеме

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13









































Приложение 2


Согласовано                                      Утверждаю
____________________________                     ________________________
____________________________                     ________________________

                                  Перечень
                      профессий и должностей работников
            _______________________________________________________,
                           (наименование учреждения)
             имеющих право на бесплатное получение специальной
      и санитарно-гигиенической одежды, специальной и санитарной обуви
                  и других средств индивидуальной защиты (СИЗ)
                      и санитарных принадлежностей

N п/п

Наименование профессии, должности

Наименование специальной и санитарной одежды, специальной и санитарной обуви и других средств индивидуальной защиты

Норма выдачи на год (единицы, комплекты)

Основание (пункт Типовых отраслевых норм, Правил, приказов, постановлений)


















Распоряжение Департамента здравоохранения г. Москвы от 24 сентября 2007 г. N 922-р "Об утверждении Рекомендаций"


Текст распоряжения опубликован в журнале "Новая аптека", апрель, 2008 г., N 4


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.