г. Казань |
|
03 июля 2014 г. |
Дело N А57-15998/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Качуриной В.Н., доверенность от 11.09.2013,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Колебановой Е.С., доверенность от 01.07.2014,
в отсутствие:
Государственного учреждения здравоохранения "Саратовская областная психиатрическая больница Святой Софии" - извещено надлежащим образом,
общества с ограниченной ответственностью "Центр медицинского обеспечения Саратовской области" - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.12.2013 (судья Викленко Т.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А57-15998/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Международный центр клинического питания", г. Москва, заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов, Государственное учреждение здравоохранения "Саратовская областная психиатрическая больница Святой Софии", г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью "Центр медицинского обеспечения Саратовской области", Саратовская область, г. Энгельс, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Международный центр клинического питания" (далее заявитель, ООО "МЦКП", общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее УФАС по Саратовской области, управление, антимонопольный орган) от 03.09.2013 N 252-13/гз.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Государственное учреждение здравоохранения "Саратовская областная психиатрическая больница Святой Софии" (далее - учреждение), общество с ограниченной ответственностью "Центр медицинского обеспечения Саратовской области" (далее - ООО "Центр медицинского обеспечения Саратовской области").
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.12.2013 оставлено без изменения.
Антимонопольный орган, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
Представитель УФАС по Саратовской области в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании отклонила кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Учреждение и ООО "Центр медицинского обеспечения Саратовской области" в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия учреждения и ООО "Центр медицинского обеспечения Саратовской области".
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества и УФАС по Саратовской области, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 19.08.2013 на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0360200049713000095 Государственного учреждения здравоохранения "Саратовская областная психиатрическая больница Святой Софии" (заказчик), согласно которому 02.09.2013 был объявлен открытый аукцион в электронной форме для субъектов малого предпринимательства на право заключения договора поставки на поставку специализированных продуктов для диетического (лечебно-профилактического), в том числе энтерального питания взрослых для нужд названного учреждения.
Датой окончания срока подачи заявок объявлено - 29.08.2013, датой окончания срока рассмотрения заявок - 30.08.2013, датой проведения открытого аукциона в электронной форме объявлено - 02.09.2013.
На том же сайте одновременно с извещением была опубликована документация об открытом аукционе, в разделе 5 которой (Техническая часть) перечислены товары, являющиеся предметом поставки:
1. "НовоПротеин" - смесь белковая композитная сухая для диетического (лечебного и профилактического питания) с техническими характеристиками: концентрат сывороточных белков молока, мальтодекстрин, лецитин, крахмал модифицированный, витаминный премикс ВП 44-05 (витамин А, витамин Д3, витамин Е, витамин В1, витамин В2, витамин В6, витамин В3, витамин В5, витамин В12, витамин В9, витамин Н, витамин С), подсластитель комбинированный "Сладин", дигидрокверцетин, ароматизатор пищевой "Ваниль". Пищевая и энергетическая ценность в 100 грамм сухой смеси: белки - не менее 43,8;жиры - не менее 3,3; углеводы - не менее 40,6. энергетическая ценность - не менее 366,7 ккал. Количество - 500 кг.
2. Премикс для обогащения молочной продукции N 730/4 с техническими характеристиками: СанПиН 2.3.2.1078-01. Состав на 1 кг сухой смеси: токофероловый эквивалент (витамин Е) - 24631 мг; тиамин (витамин В1 осн.) - 5674 мг; рибофлавин -5700 мг; витамин А 16575000 МЕ; витамин Б3 - 1470000 МЕ; пиридоксин (витамин В6) -6006 мг; ниацин - 66000 мг; фолиевая кислота - 2000 мг; пантотеновая кислота - 24990 мг; биотин - 730 мг; витамин В12 - 12000 мкг; витамин С - 306022 мг. Фасовка по 0,5 кг. Количество - 2 кг.
3. "Нутриэн стандарт" - сбалансированная полноценная сухая смесь для лечебно-профилактического и энтерального питания взрослых с техническими характеристиками: жидкая готовая смесь обладает хорошими вкусовыми качествами, не должна содержать блактозу, глютен, холестерин, пурины; в 100 мл жидкой смеси: калорийность, ккал - не менее 100; белок, г - не менее 4,0; жир, г - не менее 3,6; углеводы, г - не менее 12,9; минеральные вещества: кальций, мг - не менее 74; фосфор, мг - не менее 53; калий, мг - не менее 123; натрий, мг - не менее 78; магний, мг - не менее 22; медь, мкг - не менее 100; марганец, мкг - не менее 100; железо, мг - не менее 0,8; цинк, мг - не менее 0,8; хлориды, мг - не менее 112; йод, мкг - не менее 8,0; хром, мкг - не менее 2,2; молибден, мкг - не менее 3,8; селен, мкг - не менее 3,8. Витамины: ретинол (А), мкг - экв - не менее 56; токоферол (Е), мг- не менее 0,8; кальциферол (Д3), мкг - не менее 0,3; витамин К, мкг - не менее 6,3; тиамин (В1), мкг - не менее 80; рибофлавин (В2), мкг - не менее 90; пантотеновая кислота, мкг - не менее 490; пиридоксин (В6), мкг - не менее 120; ниацин (РР), мг - не менее 1,0; фолиевая кислота, мкг - не менее 19; цианокобаламин (В12), мкг - не менее 0,2; аскорбиновая кислота (С), мг - не менее 4,4; биотин, мкг - не менее 4,5; холин, мг - не менее 22. Осмолярность: 300 мОсм/л. Количество - 760 кг.
Заявитель, посчитав незаконными действия заказчика при формировании положений аукционной документации, объединившей в один лот все три товара, не связанные функционально и технологически, и установившего единую начальную (максимальную) цену договора по всем этим товарам, без обоснования такой цены, 29.08.2013 обратился в УФАС по Саратовской области с жалобой на действия заказчика.
УФАС по Саратовской области по результатам рассмотрения жалобы 03.09.2013 принято решение N 252-13/гз о признании жалобы заявителя необоснованной.
Не согласившись с решением управления, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о нарушении заказчиком положений 19.1, части 4 статьи 41.5, части 3 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Пунктом 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов предусмотрено, что извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме должно содержать, в том числе, сведения о предмете контракта, начальной (максимальной) цене контракта (цены лота).
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона о размещении заказов при проведении торгов запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.
Указанная норма пункта 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции является специальной по отношению к нормам Закона о размещении заказов и обязательной к применению при размещении заказов.
Из приведенных норм указанных законов в их взаимосвязи следует, что при размещении заказа на поставку различных, функционально и технологически не связанных, товаров заказчик обязан формировать отдельные лоты по каждому установленному им товару, производить обоснование начальной (максимальной) цены каждого такого лота с указанием цены по каждому лоту, а также заключать самостоятельные контракты на поставку каждого из таких товаров в соответствии со сформированными им лотами.
Как следует из материалов дела, в аукционной документации был определен предмет открытого аукциона - поставка специализированных продуктов для диетического (лечебно-профилактического), в том числе энтерального питания взрослых для нужд учреждения.
В один лот были соединены: "НовоПротеин" - смесь белковая композитная сухая для диетического (лечебно-профилактического питания); "Премикс" для обогащения молочной продукции; "Нутриэн стандарт" - сбалансированная полноценная сухая смесь для лечебно-профилактического и энтерального питания взрослых.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" продукты диетического питания должны иметь свойства, позволяющие использовать их для лечебного и профилактического питания человека в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения требованиями к организации диетического питания, и быть безопасными для здоровья человека.
Статьей 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что лечебное питание является неотъемлемой частью лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке. Специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма. Нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Определения специализированных продуктов диетического питания и пищевых добавок содержатся в статье 4 Технического регламента ТР ТС 021/2011.
Статьями 24, 25, 26 Технического регламента ТР ТС 021/2011 предусмотрена обязательность государственной регистрации специализированных пищевых продуктов диетического (лечебного и профилактического) питания.
В статье 4 Технического регламента ТР ТС 027/2012 дано определение пищевой продукции энтерального питания, под которой понимается жидкая или сухая (восстановленная до готовой к употреблению) пищевая продукция диетического лечебного или диетического профилактического питания, предназначенная для перорального употребления непосредственно или введения через зонд при невозможности обеспечения организма в пищевых веществах и энергии обычным способом.
Определение пищевой добавки сдержится в статье 4 Технического регламента ТР ТС 029/2012, что соответствует ее определению, содержащемуся в ТР ТС 021/2011.
Пунктом 2.18 СанПин 2.3.21078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 N 36, определена область применения обязательно и для специализированных продуктов питания, и для пищевых добавок.
Требования к смесям белковым композитным сухим установлены в Национальном стандарте Российской Федерации (ГОСТ Р 53861-2010) "Продукты диетического (лечебного и профилактического) питания смеси белковые композитные сухие", утвержденном и введенном в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.09.2010 N 219-СТ (далее - ГОСТ Р 53861-2010).
Согласно Реестру свидетельств о государственной регистрации (Единая форма Таможенного союза, Российская часть), который ведется Роспотребнадзором и размещен на его общедоступном сайте http://fp.crc.ru, "НовоПротеин" зарегистрирован как специализированный продукт питания "Смесь белковая композитная сухая "НовоПротеин", изготовленный в соответствии с ГОСТ Р 53861-2010, с областью применения для диетического (лечебного и профилактического) питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд.
В этом же реестре зарегистрирован продукт, стерилизованный специализированный для диетического (лечебного) питания "Нутриэн Стандарт" (с нейтральным вкусом, или со вкусом апельсина, или банана, или ванили, или карамели, или клубники, или лесных ягод, или персика, или шоколада, или яблока), изготовленный в соответствии с ТУ 9229042-37552800-2012, с областью применения для употребления в виде напитка в качестве основного или дополнительного питания, в т.ч. для энтерального (зондового) питания взрослых и детей старше 3-х лет, при различных заболеваниях, когда обычный прием пищи невозможен, ограничен или недостаточен, а также для профилактики и устранения недостаточности основных нутриентов и коррекции состава рациона питания.
Из сведений данного реестра следует, что продукт стерилизованный специализированный для диетического (лечебного) питания "Нутриэн Стандарт" не является смесью белковой композитной сухой и не соответствует ГОСТ Р 53861-2010, что подтверждается письмом ФАС России от 05.03.2009 N АК/5676 и письмом Роспотребнадзора от 05.04.2011 N 01/3867-1-31.
Согласно письму ФГБУ НИИ Питания РАМН от 08.11.2011 N 72-01-23/759 продукт сухой специализированный для диетического (лечебного) питания "Нутриэн Стандарт" разрешен для использования только в качестве самостоятельного продукта для энтерального питания, не соответствует ГОСТ Р 53861-2010 и не является взаимозаменяемым с СБСК.
Таким образом, оба эти продукта являются продуктами диетического (лечебного и профилактического питания), но один из них зарегистрирован в качестве смеси белковой композитной сухой, используемой в качестве компонента для приготовления готовых блюд, а второй продукт в таком качестве не зарегистрирован, является продуктом для энтерального питания, что подтверждает выводы судов о том, что указанные продукты имеют различные предназначение, состав и гигиенические характеристики, не связаны между собой ни функционально, ни технологически, не являются взаимозаменяемыми.
В отношении "Премикса витаминного 730/4" в Реестре свидетельств о государственной регистрации содержатся следующие сведения:
наименование продукции - премикс витаминный 730/4,
область применения - для использования в пищевой промышленности для обогащения пищевых продуктов, в том числе при производстве продуктов для питания детей дошкольного и школьного возраста (колбасные изделия),
нормативная документация - СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", СанПиН 2.3.2.1293-03 "Гигиенические требования по применению пищевых добавок".
Таким образом, указанный витаминный "Премикс" является пищевой добавкой и предназначен для использования только в качестве сырья в промышленном производстве пищевой промышленности. Соответственно "Премикс" не является специализированным продуктом диетического (лечебно-профилактического) питания, технологически используется в промышленном производстве, следовательно, не может быть отнесен в один лот с иными, не связанными с ним ни технологически, ни функционально, продуктами (товарами) и относиться к предмету открытого аукциона.
С учетом вышеизложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что в один лот были включены как различные по своему назначению и свойствам, не связанные друг с другом ни функционально, ни технологически специализированные продукты диетического (лечебного и профилактического) питания "НовоПротеин" и "Нутриэн стандарт", так и не связанная с ними функционально и технологически пищевая добавка, допущенная к использованию только в пищевой промышленности (премикс).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком при размещении заказа норм статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Как правомерно указали суды, данное нарушение при размещении аукционной документации препятствовало подаче заявки ООО "Международный центр клинического питания", занимающегося поставкой продуктов диетического (лечебно-профилактического) питания, поскольку по смыслу положений Закона о размещении заказов подача им заявки на участие в аукционе означало бы согласие с аукционной документацией и в случае победы данной заявки у подавшего ее лица возникла бы обязанность заключить контракт без возможности изменения его условий. Отказ от заключения контракта или попытка изменить его условия влекут включение победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом суды правомерно признали решение антимонопольного орган недействительным.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы антимонопольного органа являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии антимонопольного органа с оценкой обстоятельств, доказательств и установленными по делу фактическими обстоятельствами.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы антимонопольного органа необоснованными и не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.12.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 по делу N А57-15998/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"нормативная документация - СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", СанПиН 2.3.2.1293-03 "Гигиенические требования по применению пищевых добавок".
Таким образом, указанный витаминный "Премикс" является пищевой добавкой и предназначен для использования только в качестве сырья в промышленном производстве пищевой промышленности. Соответственно "Премикс" не является специализированным продуктом диетического (лечебно-профилактического) питания, технологически используется в промышленном производстве, следовательно, не может быть отнесен в один лот с иными, не связанными с ним ни технологически, ни функционально, продуктами (товарами) и относиться к предмету открытого аукциона.
С учетом вышеизложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что в один лот были включены как различные по своему назначению и свойствам, не связанные друг с другом ни функционально, ни технологически специализированные продукты диетического (лечебного и профилактического) питания "НовоПротеин" и "Нутриэн стандарт", так и не связанная с ними функционально и технологически пищевая добавка, допущенная к использованию только в пищевой промышленности (премикс).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком при размещении заказа норм статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Как правомерно указали суды, данное нарушение при размещении аукционной документации препятствовало подаче заявки ООО "Международный центр клинического питания", занимающегося поставкой продуктов диетического (лечебно-профилактического) питания, поскольку по смыслу положений Закона о размещении заказов подача им заявки на участие в аукционе означало бы согласие с аукционной документацией и в случае победы данной заявки у подавшего ее лица возникла бы обязанность заключить контракт без возможности изменения его условий. Отказ от заключения контракта или попытка изменить его условия влекут включение победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 июля 2014 г. N Ф06-12007/13 по делу N А57-15998/2013