г. Казань |
|
02 марта 2017 г. |
Дело N А57-410/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Карповой В.А.,
при участии :
от истца - Миронова Т.П. - представитель по доверенности от 12.01.2017,
от ответчика - ИП Панфилова О.П. (паспорт), Жогло С.И. - представитель по доверенности от 07.03.2016, Идиатуллина Э.И. - представитель по доверенности от 07.05.2016, Авджян Г.Д. - представитель по доверенности от 07.05.2015,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Панфиловой Ольги Павловны
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.07.2016 (судья Заграничный И.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2016 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Антонова О.И., Жаткина С.А.)
по делу N А57-410/2015
по исковому заявлению администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов к индивидуальному предпринимателю Панфиловой Ольге Павловне, г. Саратов, третьи лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов, об устранении препятствий в пользовании земельным участком,,
УСТАНОВИЛ:
администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Ленинского района) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к индивидуальному предпринимателю Панфиловой Ольге Павловне (далее - ИП Панфилова О.П., предприниматель) об устранении препятствий в пользовании земельным участком площадью 70 000 кв. м с кадастровым номером 64:48:040407:2288, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Л. Кумача, сквер "Победа", путем демонтажа и вывоза за счет предпринимателя в течении месяца с момента вступления решения в законную силу объектов:
- киоск-касса (2,73 кв. м);
- деревянное строение-киоск (9,46 кв. м);
- вольер с животными (56,95 кв. м);
- тентованное строение для проведения детских развлекательных игр (28 кв. м);
- киоск-касса (7,99 кв. м);
- тентованное строение (планетарий) (36 кв. м);
- беседка (10,67 кв. м);
- аттракцион паутина (16,81 кв. м);
- водный аттракцион (96 кв. м);
- деревянное строение-туалет (10,70 кв.м);
- карусель (21,16 кв. м).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечены администрация муниципального образования "Город Саратов" (администрация МО "Город Саратов"), комитет по управлению имуществом города Саратова.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.06.2015 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29.12.2015 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.07.2016 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИП Панфилова О.П., поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу администрация Ленинского района просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В судебном заседании ИП Панфилова О.П. и ее представители поддержали доводы жалобы по изложенным в ней мотивам, а представитель администрация Ленинского района, указывая на законность и обоснованность судебных актов, просил оставить их в силе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и дополнений к ней, отзыве на нее и в выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в соответствии с Положением, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29.01.2009 N 36-398, администрация Ленинского района является территориальным структурным подразделением администрации МО "Город Саратов".
Распоряжением Комитета по управлению имуществом города Саратова от 06.12.2012 N 1928-р "О принятии к пообъектному и бухгалтерскому учету объектов имущественной части муниципальной казны, расположенных на территории Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", включенных в Сводный реестр объектов муниципальной казны" администрация Ленинского района определена держателем объекта имущественной части муниципальной казны, в том числе сквера "Победа" площадью 70 000 кв. м (Приложение).
Впоследствии 27.08.2009 предприниматель обратился в администрацию Ленинского района г. Саратова с заявлением о внесении в схему дислокации под размещение детских аттракционов на 2010 год.
В сообщении от 07.09.2009 N 6558-01/14 администрация указала, что предложение о размещении аттракционов будет рассмотрено при формировании Схемы размещения на 2010 год.
ИП Панфилова О.П. 09.07.2009 обратилась в комитет по экономике администрации города Саратова с заявлением о размещении объекта мелкорозничной сети (детских аттракционов) по адресу: г. Саратов, ул. Лебедева-Кумача, сквер "Победы".
По результатам рассмотрения комитетом по экономике - структурным подразделением на основании постановления главы администрации города от 06.11.2008 N 1348 "Об утверждении Положения об организации мелкорозничной сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории города" принято решение о возможности размещения нестационарного временного аттракциона общей площадью 150 кв. м по указанному адресу ИП Панфиловой О.П, в результате чего и был выдан Паспорт от 15.07.2009 N 426/1 со сроком действия до 31.10.2009, без заключения договора аренды земельного участка.
12.01.2015 сотрудниками администрации района и консультантом муниципального земельного контроля комитета по управлению имуществом города Саратова проведено обследование территории Ленинского района г. Саратова, по результатам которого составлен акт от 12.01.2015, согласно которому по адресу: г. Саратов, ул. им. Лебедева-Кумача, д. 70, сквер "Победа", на земельном участке, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию "Город Саратов", размещены некапитальные нестационарные сооружения и капитальные сооружения, а именно: киоск-касса (2,73 кв. м); деревянное строение-киоск (9,46 кв. м); вольер с животными (56,95 кв. м); тентованное строение для проведения детских развлекательных игр (28 кв. м); киоск-касса (7,99 кв. м); тентованное строение (планетарий) (36 кв. м); беседка (10,67 кв. м); аттракцион паутина (16,81 кв. м); водный аттракцион (96 кв. м); деревянное строение-туалет (10,70 кв.м); карусель (21,16 кв. м).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка N 64/201/2014-758397 земельный участок имеет общую площадь 65 979 кв. м, кадастровый номер 64:48:040407:2288, разрешенное использование: парки культуры и отдыха, городские сады, скверы, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 29.12.2014.
Впоследствии постановлением администрация МО "Город Саратов" от 24.02.2015 N 668 в постоянное (бессрочное) пользование администрации Ленинского района (структурное подразделение) предоставлен земельный участок площадью 65 979 кв. м с кадастровым номером 64:48:040407:2288, расположенный по адресу: г. Саратов, Ленинский район, сквер "Победа".
Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.03.2015 за N 64-64/001-64/001/185/20152015-340/1 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 30.03.2015 серии 64-АД N 507117.
Администрация Ленинского района, полагая, что предприниматель без предусмотренных законом оснований использовал спорный земельный участок, обратилась в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в частности, в случаях самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункта 4 части 2 статьи 60 ЗК РФ).
По смыслу названных норм негаторный иск об устранении препятствий в пользовании земельным участком может быть удовлетворен при доказанности наличия законного права у истца в отношении этого участка, в пользовании которым ответчиком чинятся препятствия; наличия препятствий в осуществлении его права; наличия обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно ответчиком чинятся препятствия в пользовании его земельным участком, не соединенные с лишением владения. Кроме того, для удовлетворения заявленного негаторного иска истец должен также доказать наличие факта нарушения его прав, обусловленного действиями (бездействием) ответчика, носящими противоправный характер и продолжающимися на момент предъявления иска.
В соответствии с заключением судебной строительно-технической экспертизы N 1263 указанные в иске объекты представляют собой легкие сборно-разборные сооружения, что свидетельствует об отсутствии прочной связи объектов с землей и возможности их перемещения без существенного ущерба их назначению, снос данных объектов технически возможен, соответственно, объекты могут быть отнесены к мобильным зданиям-сооружениям; по вопросу определения капитальности здания площадью 22 кв. м эксперт указал, что снос данного объекта технически возможен, но совокупные затраты на демонтаж, погрузо-разгрузочные операции, перевозку, ревизию, закупку запчастей, работу квалифицированных специалистов превысят остаточную стоимость упомянутых объектов.
Статьей 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Пункт 2 статьи 22 ЗК РФ (в редакции, действующей в спорный период до 01.03.2015) предусматривает, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Таким образом, системный анализ указанных норм свидетельствует о том, что основанием для землепользования может являться договор, заключенный в установленном гражданским законодательством порядке.
На момент обращения предпринимателя в 2009 году в уполномоченный орган действовало постановление главы администрации г. Саратова от 18.03.2008 N 263 "Об утверждении схемы размещения объектов мелкорозничной сети на территории города на 2008 год", предусматривающее процедуру размещения нестационарных торговых объектов в месте, определенном Схемой, решение о предоставлении права размещения объекта оформлялось протоколом заседания соответствующей комиссии, решение которой являлось основанием для заключения договора аренды.
Постановлением администрации от 02.03.2009 N 89 были предусмотрены адресные ориентиры земельного участка (сквер Победы) для размещения нестационарных детских аттракционов, в связи с чем предпринимателю был выдан паспорт N 426/1 о возможности размещения таких объектов общей площадью 150 кв. м.
Однако Схема размещения нестационарных объектов на 2010 год не предусматривала размещение на территории города нестационарных временных аттракционов.
В действующей схеме размещения на 2011-2015, утвержденной постановлением администрации от 16.03.2011 N 516, также не предусмотрены указанные адресные ориентиры для размещения нестационарных объектов.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что предприниматель без установленных законом или договором оснований пользуется спорным земельным участком, руководствуясь статьями 304, 305, ГК РФ, статьей 60, пунктом 2 статьи 62, пунктами 2 и 3 статьи 76 ЗК РФ, а также разъяснениями, содержащимися в пункте 45 постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришли к обоснованному выводу о том, что требования администрации подлежат удовлетворению.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулировался статьей 34 ЗК РФ, которая предусматривала оформление прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности в порядке, предусмотренном нормативным актом, принятым уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в котором устанавливались процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) статьи 28-34 ЗК РФ утратили силу с 01.03.2015.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, которое вступило в силу с 01.03.2015, был утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пунктом 24 которого предусмотрен такой вид объектов как "сезонные аттракционы".
Положением о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 27.02.2015 N 76-П, предусмотрено, что объекты, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании соответствующего решения органа государственной власти области или органа местного самоуправления области, уполномоченного на распоряжение соответствующими земельными участками.
Между тем, предприниматель не оформлял прав на земельный участок в порядке, предусмотренном статьей 34 ЗК РФ в редакции, действующей до 01.03.2015, равно как и не получал соответствующего разрешения об использовании земельного участка без его предоставления и установления сервитута для размещения спорного объекта в порядке, предусмотренном статьей 39.36 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, и постановлением Правительства Саратовской области от 27.02.2015 N 76-П.
При этом в нарушение статьи 65 АПК РФ ИП Панфиловой О.П. не представлено доказательств, подтверждающих, что она не пользуется спорным земельным участком.
Поскольку предприниматель пользуется спорным земельным участком путем эксплуатации на нем аттракционов без установленных законом или договором оснований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 304, 305 ГК РФ, пришли к правильному выводу о том, что требования администрации Ленинского района обоснованы и подлежат удовлетворению.
Разрешая спор, суды двух инстанций, используя правовые понятия, закрепленные в статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), также учитывая Общероссийский классификатор услуг населению, утвержденный постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, ГОСТ Р 53130 - 2008 сделали правильный вывод о том, что аттракционы не могут относиться к торговым объектам, учитывая специфику вида деятельности.
Учитывая сферу применения Закона N 381-ФЗ, регулирующего размещение торговых объектов, и утверждение соответствующей схемы выводы судов о его неприменении к спорным правоотношениям, касающихся вопросов размещения аттракционов, имеющих иную функциональную принадлежность, следуют признать правильными.
Таким образом, до введения главы V.6. ЗК РФ Законом N 171-ФЗ правовое регулирование использования земельных участков для размещения аттракционов определялось статьей 34 ЗК РФ, а после 01.03.2015 положениями статьи 39.36 ЗК РФ, в которой также по разному регламентируется процедура размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ и иных объектов, не относящихся к торговым (пункты 1 и 3 статьи 39.36 ЗК РФ).
В связи с чем, поскольку не допускалось включение временных аттракционов в схему размещения торговых объектов, при этом предпринимателем не представлено иных доказательств, подтверждающих право на установку аттракционов, иск удовлетворен правомерно.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 304 ГК РФ, статьями 34, 60 ЗК РФ, установив, что у предпринимателя отсутствуют правовые основания для размещения аттракционов на спорном земельном участке, при этом такие объекты не относятся к торговым, подлежащих включению в схему размещения объектов мелкорозничной сети, удовлетворили требования.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 АПК Ф данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.07.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2016 по делу N А57-410/2015 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая сферу применения Закона N 381-ФЗ, регулирующего размещение торговых объектов, и утверждение соответствующей схемы выводы судов о его неприменении к спорным правоотношениям, касающихся вопросов размещения аттракционов, имеющих иную функциональную принадлежность, следуют признать правильными.
Таким образом, до введения главы V.6. ЗК РФ Законом N 171-ФЗ правовое регулирование использования земельных участков для размещения аттракционов определялось статьей 34 ЗК РФ, а после 01.03.2015 положениями статьи 39.36 ЗК РФ, в которой также по разному регламентируется процедура размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ и иных объектов, не относящихся к торговым (пункты 1 и 3 статьи 39.36 ЗК РФ).
...
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 304 ГК РФ, статьями 34, 60 ЗК РФ, установив, что у предпринимателя отсутствуют правовые основания для размещения аттракционов на спорном земельном участке, при этом такие объекты не относятся к торговым, подлежащих включению в схему размещения объектов мелкорозничной сети, удовлетворили требования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 марта 2017 г. N Ф06-18218/17 по делу N А57-410/2015
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7284/17
02.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18218/17
03.11.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9081/16
07.07.2016 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-410/15
29.12.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4167/15
10.09.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7949/15
25.06.2015 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-410/15