Нижний Новгород |
|
06 августа 2018 г. |
Дело N А39-6479/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.07.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.08.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от заявителя: Ларина Е.С. (доверенность от 26.06.2018),
от заинтересованного лица: Лапшиной Е.В. (доверенность от 09.01.2018),
Прончатова О.Е. (доверенность от 09.01.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
акционерного общества "Саранск-Лада"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018,
принятое судьями Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., Кириловой Е.А.,
по делу N А39-6479/2017 Арбитражного суда Республики Мордовия
по заявлению акционерного общества "Саранск-Лада"
(ИНН: 1328003149, ОГРН: 1021301112755)
о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой
службы по Октябрьскому району города Саранска от 31.05.2017 N 02-21/11
и установил:
акционерное общество "Саранск-Лада" (далее - АО "Саранск-Лада", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Саранска (далее - Инспекция, налоговый орган) от 31.05.2017 N 02-21/11 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 2 852 542 рублей, налога на имущество в сумме 24 759 рублей и соответствующих сумм пеней и штрафов.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.12.2017 заявление удовлетворено частично: решение Инспекции признано недействительным в части доначисления НДС в сумме 2 852 542 рублей, пеней в сумме 364 401 рубля 70 копеек и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 142 627 рублей; налога на имущество в сумме 24 759 рублей, пеней в сумме 4825 рублей 73 копеек и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 1238 рублей.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018 решение суда первой инстанции отменено в части признания недействительным решения Инспекции в отношении доначисления НДС в сумме 2 852 542 рублей, соответствующих сумм пеней и штрафа. В указанной части Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
АО "Саранск-Лада" не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Налогоплательщик настаивает, что премии, полученные им от открытого акционерного общества "АВТОВАЗ" (далее - ОАО "АВТОВАЗ") за реализацию автомобилей в рамках Программы обновления парка колесных транспортных средств, не могут быть признаны выручкой Общества за реализацию ОАО "АВТОВАЗ" товаров. Общество, являясь официальным дилером ОАО "АВТОВАЗ", получает премии за выполнение условий дилерского договора, оно не реализует в пользу ОАО "АВТОВАЗ" товары, то есть не осуществляет операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС, следовательно, у налогоплательщика отсутствует обязанность по исчислению данного налога при получении от ОАО "АВТОВАЗ" поощрительных выплат.
Подробно доводы Общества приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Представители Инспекции в судебном заседании с доводами налогоплательщика не согласились, указали на законность обжалуемого судебного акта и отсутствие оснований для его отмены.
Дополнительные пояснения к кассационной жалобе, направленные в суд округа через систему подачи документов в электронном виде "Мой арбитр" 26.07.2018 (входящий N Ф01-10462/18 от 26.07.2018), возвращены Обществу в судебном заседании ввиду незаблаговременного направления их другой стороне.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку АО "Саранск-Лада" за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, результаты которой отразила в акте от 20.04.2017 N 02-20/10.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Инспекции принял решение от 31.05.2017 N 02-21/11 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением (с учетом изменений, внесенных решением от 01.12.2017 N 02-21/11/1, и исправления вышестоящим налоговым органом ошибки, допущенной в части указания пункта статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего штрафную санкцию по НДС) заявителю доначислены, в том числе, НДС в сумме 2 858 491 рубля, пени в сумме 364 414 рублей 45 копеек и штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 142 925 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия от 21.07.2017 N 13-22/07909 решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения.
Признавая недействительным решение Инспекции в части доначисления НДС в сумме 2 852 542 рублей, соответствующих сумм пеней и штрафа, Арбитражный суд Республики Мордовия пришел к выводам о том, что Общество в рамках реализации автомобилей по Программе обновления парка колесных транспортных средств не совершило операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС, вследствие чего у АО "Саранск-Лада" отсутствует обязанность по исчислению НДС с премий, полученных от ОАО "АВТОВАЗ".
Первый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 39, 146, 153, 164, 162, 166, 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств российского производства со скидкой физическим лицам, сдавшим вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство на утилизацию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194, Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", отменил решение суда первой инстанции по указанному эпизоду и отказал Обществу в удовлетворении требования в данной части. Суд пришел к выводу, что выплаченные Обществу премии связаны с оплатой реализованных товаров и являются по своей сути доходами от реализации, подлежащими включению в налоговую базу по НДС при их фактическом получении.
Рассмотрев кассационную жалобу Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ, услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах (пункт 2 статьи 153 НК РФ).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 НК РФ, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 4 статьи 166 НК РФ общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в этом налоговом периоде.
Суд апелляционной инстанции установил, и это не противоречит материала дела, что ОАО "Саранск-Лада" (дилер) и ОАО "АВТОВАЗ" заключили дилерский договор от 30.10.2013 N 269492, по условия которого дилер принял на себя обязательство по реализации от своего имени и за свой счет автомобилей, приобретенных у ОАО "АВТОВАЗ" на условиях соглашения о поставке автомобилей (приложение N 4 к договору).
Согласно пункту 19.1 дилерского договора и пункту 8.2 соглашения о поставке автомобилей в рамках выполнения дилером обязательств по настоящему договору ОАО "АВТОВАЗ" имеет право выплачивать дилеру премии за выполнение им определенных условий.
В силу дополнительного соглашения от 08.10.2014 N 279025 к договору ОАО "Саранск-Лада" принимало участие в реализации автомобилей по Программе обновления парка колесных транспортных средств (далее - Программа) и реализовывало предоставленные ОАО "АВТОВАЗ" товарные автомобили со скидкой потребителям, участвующим в указанной Программе.
Условием получения скидки на приобретаемый автомобиль в рамках Программы являлась сдача покупателями автомобилей, находящихся в их собственности, на утилизацию.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в 2014 и 2015 годах Общество реализовало физическим лицам 466 автомобилей.
За участие в указанной Программе ОАО "АВТОВАЗ" перечислило на расчетный счет Общества премии в сумме 10 700 000 рублей (в 2014 году) и 12 350 000 рублей (в 2015 году).
Размер премий определялся ОАО "АВТОВАЗ" и составлял за период с 01.09.2014 по 30.09.2015 - 50 000 рублей, с 01.10.2015 по 31.10.2015 - 25 000 рублей, с 01.11.2015 по 31.12.2015 - 50 000 рублей за каждый реализованный автомобиль.
Суммы полученных премий Общество учитывало в составе прочих расходов и отражало поступившие денежные средства на счетах 76.05 "Расчеты с прочими поставщиками и подрядчиками" и 91.01 "Прочие доходы".
Налогооблагаемая база по НДС определялась Обществом исходя из фактической цены автомобиля, уплаченной налогоплательщиком продавцу (ОАО "АВТОВАЗ"), без учета выплаченных премий.
В последующем, при реализации автомобиля по Программе утилизации со скидкой покупателю в размере 25 000 или 50 000 рублей ОАО "АВТОВАЗ" возмещало Обществу указанную сумму скидки, то есть фактически возвращало Обществу часть уплаченной продавцу цены за автомобиль. При этом Общество не включало суммы выплаченных премий в налоговую базу по НДС и не восстанавливало НДС, ранее принятый к вычету исходя из фактической цены приобретенных автомобилей.
На основании установленных фактических обстоятельств, приняв во внимание, что размер премии равен размеру скидки, предоставленной физическому лицу, суд пришел к выводам, что денежные средства, полученные Обществом от ОАО "АВТОВАЗ" по Программе обновления парка колесных транспортных средств, представляют собой компенсацию неполученной Обществом выручки при реализации автомобилей физическим лицам по сниженным ценам (с предоставлением скидки), то есть связаны с оплатой реализованных автомобилей и подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ.
Выводы суда апелляционной инстанции сделаны на основе всестороннего и полного исследования материалов дела и им не противоречат.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом, иную оценку доказательств, представленных в материалы дела, и подлежат отклонению, как заявленные за пределами полномочий суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на ее заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Государственная пошлина в сумме 3000 рублей, уплаченная Обществом за подачу ходатайства о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта, подлежит возврату заявителю на основании статьи 333.40 НК РФ, поскольку согласно разъяснениям, данным в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайств о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта (статьи 265.1, 283, 298 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018 по делу N А39-6479/2017 Арбитражного суда Республики Мордовия оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Саранск-Лада" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на заявителя.
Возвратить акционерному обществу "Саранск-Лада" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 28.04.2018 N 416 за подачу кассационной жалобы.
Возвратить акционерному обществу "Саранск-Лада" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 03.05.2018 N 10 за подачу ходатайства о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта.
Выдать справки на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 166 НК РФ общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в этом налоговом периоде.
...
На основании установленных фактических обстоятельств, приняв во внимание, что размер премии равен размеру скидки, предоставленной физическому лицу, суд пришел к выводам, что денежные средства, полученные Обществом от ОАО "АВТОВАЗ" по Программе обновления парка колесных транспортных средств, представляют собой компенсацию неполученной Обществом выручки при реализации автомобилей физическим лицам по сниженным ценам (с предоставлением скидки), то есть связаны с оплатой реализованных автомобилей и подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ.
...
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018 по делу N А39-6479/2017 Арбитражного суда Республики Мордовия оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Саранск-Лада" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 августа 2018 г. N Ф01-3148/18 по делу N А39-6479/2017
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3148/18
26.04.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1255/18
14.12.2017 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-6479/17
23.08.2017 Определение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-6479/17