Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
Положения части 3 статьи 8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предусматривают проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) только на основании судебного решения.
Указанная правовая норма не согласуется с положениями статьи 19 Конституции Российской Федерации, предусматривающей равенство всех перед законом и судом, независимо от занимаемой ими должности и рода занятий. Эти положения соответствуют требованиям статьи 7 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей это равенство и право на равную защиту законом.
Исключение из правил о равенстве всех перед законом и судом предусмотрены Конституцией Российской Федерации относительно неприкосновенности и ответственности Президента Российской Федерации, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судей (статьи 91, 98, 122), а также федеральным конституционным законом в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Эти исключения имеют публично-правовой характер и являются гарантиями осуществления ими общественно-полезных государственных функций, профессиональной деятельности в интересах всех членов общества.
Представляется, что не должно быть препятствий для уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности в отношении адвокатов, кроме тех которые ограничивают конституционные права человека и гражданина, предусмотренные частью 2 статьи 23 Конституции Российской Федерации. Указанная норма предусматривает ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений только на основании судебного решения.
В развитие данных положений уголовно-процессуальный закон (пункты 4 - 6, 11 части 2 статьи 29 УПК РФ) предписывает только суду принимать решения:
о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
о контроле и записи телефонных и иных переговоров.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения. Поэтому не требуется дополнительная правовая регламентация по охране конституционных прав граждан отдельно в отношении адвокатов.
Учитывая, что все 14 видов оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных статьей 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", в том числе опрос, наведение справок, исследование предметов и документов, наблюдение и др. в отношении адвоката требуют предварительного судебного разрешения, такое положение препятствует оперативному, в том числе с использованием негласных методов и средств, получению информации о преступлениях, их предупреждению и раскрытию.
Рассматриваемая норма, требующая предварительного получения согласия суда на производство следственных действий (в том числе допрос в качестве свидетеля, освидетельствование и др., не связанных с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю), противоречит Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, который не предусматривает выполнение этого процессуального условия.
Необходимо также отметить, что согласно части 2 статьи 1 УПК РФ, установленный порядок уголовного судопроизводства является обязательным для всех участников уголовного процесса. Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О введении в действие. Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" действующие на территории Российской Федерации федеральные законы и иные нормативные правовые акты, связанные с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Необходимость получения судебного решения на производство следственных действий в отношении адвоката противоречит и положениям части 5 статьи 18 (гарантии независимости адвоката) этого Закона, который предусматривает уголовное преследование адвоката с соблюдением гарантий, предусмотренных только уголовно-процессуальным законодательством. Между тем пункт 10 части 1 статьи 448 УПК РФ требует заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда лишь при принятии решения о возбуждении уголовного дела.
С учетом изложенного, представляется необходимым исключить часть третью статьи 8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
Законопроект не предусматривает расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.